I. Кибернетическая теория систем
История развития психологической помощи семье
План
1. История развития психологической помощи семье как системе.
2. Развитие семейной психотерапии и семейного консультирования в России
3. Отличие семейного консультирования от семейной психотерапии
4. Цели и задачи семейного консультирования
5. Виды семейного консультирования
6. Основные принципы семейного консультирования
Литература
1. Гагай В.В. Семейное консультирование: Учебник для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2010. – 317с.
2. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 320с.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под общ. ред. Н.Н. Посысоева. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328с.
4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжанова, Е.В.Зырянова и др.; Под ред. Е.Г.Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192с.
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 1999. – 656с.
История развития психологической помощи семье как системе
Семейная психотерапия является одной из наиболее молодых отраслей психотерапии. Она оформилась как отдельный вид примерно в 40-60 гг. XX века. Некоторые авторы (например, М. Николс и Р. Шварц) называют дату 1965г. Для сравнения – психоанализ существует примерно с 1895 г.
Возникновение семейной психотерапии во-многом стало реакцией на разочарование в психоанализе, накопившееся к 50-м гг. XX века в развитых странах. До этого основным методом психотерапии был психоанализ Значимость семьи в контексте лечения признавалась, но на практике не учитывалась. В лучшем случае, беседы с семьей использовались врачами дополнительно к психоанализу.
Наблюдательные психоаналитики заметили, что в процессе психоаналитического лечения встречаются случаи существенных изменений, происходящих в семье.
1. Когда один из членов семьи идет на поправку, другому члену семьи становится хуже (или ухудшаются семейные отношения).
# в семье 2 близнеца – один гиперфункционал, другой – гиперфункционал. Симптомы наблюдаются у первого близнеца. В процессе лечения его симптомы начинают снижаться, но у второго начинаются головные боли, депрессия, проблемы с общением и пр.
2. Выздоравливающие по возвращении домой довольно быстро начинают чувствовать себя хуже. И этот рецидив связан с тем, что непонятным образом семья поддерживает невротические симптомы.
3. У членов семьи присутствует выраженное стремление поддерживать симптомы у больных членов (Как ты себя чувствуешь? Что с симптомом?)
Т.о. постепенно пришло понимание, что семья – это особая психологическая реальность со своими законами взаимовлияния и семейных процессов.
Первые семейные теории были исключительно психоаналитической ориентации.
Несмотря на то, что с момента возникновения этого направления психотерапии прошло больше полувека, этапа полного осознавания своей профессиональной идентичности семейная психотерапия пока не достигла. И сегодня по ощущениям профессиональных семейных терапевтов объяснить семейные процессы мы можем % на 20.
Источниками семейной психотерапии стали ряд теорий и практик:
1. Кибернетическая теория систем (Л.фон Берталанфи, Миллер, Раппопорт, Бакли);
2. Исследования в области социальной группы (Курт Левин);
3. Супружеское консультирование
4. Психоаналитическая практика (З. Фрейд и его последователи)
I. Кибернетическая теория систем
Теория систем задала следующие аксиомы:
1. Ведущая роль целого по отношению к части.
В семье есть отдельные члены и их психологические характеристики. Но общая система – это не сумма всех отдельных характеристик. В семье есть общие процессы, которые появляются, развиваются и формируются при взаимодействии членов семьи (распределение власти, коалиции, границы и пр.). Они сразу изменяются или нейтрализуются, если человек остается один. Общие процессы и характеристики семьи важнее, чем характеристики отдельных членов (характер, темперамент, способности и пр.)
2. Принцип саморегуляции семейной системы.
Семья – саморегулирующаяся система. Пока она существует, процессы саморегуляции работают неуклонно.
3. Семья постоянно находится в динамическом равновесии между гомеостазом и стремлением к развитию.
4. Семья – это система, которая прогрессивно развивается через кризисы, дифференциацию, сближение-отдаление и т.д.
5. Принцип единой судьбы элементов. Если один член семьи что-то меняет или развивает, это влияет на других членов.
6. Принцип обратной связи.
В семье присутствуют устойчивые паттерны коммуникации, т.к. на поведение одного реагируют другие, на них следующие и т.д. Это ригидные паттерны, которые сложно менять, они передаются из поколения в поколение по механизму проективной идентификации.
# Дети в семье ведут себя иначе, чем родители. Но в своей семье жена общается с мужем также, как её мать общается с отцом. И муж общается с ней так, как его отец с его матерью или как он общался в семье с сестрой. Таким образом отыгрываются чувства, которые он испытывал к матери (чаще негативные) путем переноса, приписывания их жене. Причем сам человек может это не осознавать и отрицать. В процессе психотерапии может возникнуть инсайт – она ведет себя как мать!
7. Принцип эквифинальности – семья всегда знает, где решение проблемы, исход. Даже если для психотерапевта этот исход не желателен. Психотерапевт чаще всего не знает, чем закончится психотерапия.
Основные положения теории систем были использованы психотерапевтами для создания новой практики психологической помощи семье.
II. Большой вклад в семейную психотерапию внесли групповые психотерапевты и тренеры.Групповая психотерапия развивалась параллельно индивидуальной.
Наиболее ярко среди психологов, занимавшихся изучениям групп, выделяется фигура Курта Левина. В 1951 году он сформулировал теорию поля и законы групповой динамики, выдвинул законы взаимодействия людей в малых группах (до 12 человек), парах, тройках, четверках. Из гештальтпсихологии он взял идею взаимовлияния целого и части. В семье редко бывает больше 4 человек, это тоже малая группа.
К.Левин подчеркивал, что как только люди объединяются, они начинают взаимодействовать иначе. Группа интерактивна, в ней усиливаются все процессы человека (эмоции, мышление, способность к принятию решений и т.д.). Факт присутствия другого дает повышение тревоги, дает встряску и создает условия для изменения. Были выявлены законы развития семьи как группы.
В групповых процессах сразу возникают
1) проблемы власти и руководства. Лидерство – это основа групповой динамики # в семейную психотерапию приходят бабушки и дедушки с явной/неявной жалобой на то, что их не признают наиболее опытными и главными, особенно если они настроены все контролировать. Их спросил психотерапевт об их вкладе в семью, признали значимость этого вклада, они удовлетворены.
2) распределение ролей (не только функциональных, но и эмоциональных) # член семьи, которому делегируют выражать агрессию. Он очень полезный член семьи! Иначе семья взорвется и в ней начнется психоз.
3) устанавливаются групповые ценности. # сейчас в семьях очень большой конфликт ценностей между родителями и детьми, связанный с возникновением киберпространства.
С точки зрения организации семейная психотерапия очень близка к групповой, а не к индивидуальной психотерапии # Тренингу командообразования. Групповая психотерапия может проводиться для семейных пар и родителей.
НО!!! В семье объединяются родственники (с семейной историей, фиксированными ролями и пр.). Выйдя из психотерапии они беззащитны друг перед другом, взаимозависимы. В семейной психотерапии люди не равны, хотя общаются как равные. Они высказываются с учетом своей роли, опыта, того, как они дальше будут общаться… В тренинге этого нет.