Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»
Цель игры.Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях.
Порядок проведения игры.Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.
В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнение 1 взято из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 278).
ЗАДАНИЕ: Приготовить приложенные рисунки к практическому занятию
Упражнение 1
Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения — вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство.
Упражнение 2
Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:
1. По какой формуле шло развитие конфликта?
2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым?
3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?
4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом
Семинарское занятие 6
Тема: Теории поведения личности в конфликте
1. Основные модели поведения личности в конфликте
2. Стратегии поведения в конфликте
3. Характеристика основных стратегий поведения
4. Типы конфликтных личностей
Основные понятия
Конструктивный, деструктивный, конформистский, стратегия, тактика
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.
2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?
3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т. п.?
4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.?
5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. Томасу и Р. Киллмену.
6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает:
— стратегию борьбы;
— стратегию ухода;
— стратегию компромисса;
— стратегию уступки;
— стратегию сотрудничества.
7. Назовите основные типы конфликтных личностей.
8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:
а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;
в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.
9. В чем главная опасность конформистской модели поведения
в конфликте?
10. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.
Продумать решение ситуаций
Ситуация 1.При желании удовлетворить собственные интересы и при незаинтересованности в сотрудничестве – используют стиль соперничества.
Какими чертами характера должна обладать личность, использующая стиль соперничества?
Ситуация 2.Василий был невротиком. Он вел себя так, если бы весь мир был враждебен по отношению к нему. Все время занимал «оборонительную» позицию.
Какие препятствия можно выделить в его межличностной коммуникации?
Эффективна ли такая стратегия поведения в конфликтной ситуации?
Ситуация 3.Учительница не скрывала свою антипатию по отношению к подвижному, неусидчивому ученику. Говорила при всех, что «терпеть его не может». В ответ слышала то же самое. Возник конфликт.
С чем связан конфликт?
Какой способ поведения в конфликте?
Ситуация 4.Когда нет возможности и власти для решения конфликта, обычно реализуется стиль уклонения.
В каких случаях еще используется стиль уклонения от конфликта?
Ситуация 5.Учительница объяснила, что ученицы должны будут за четверть выполнить задание: сшить диванную подушку. Одной ученице это задание не понравилось, и она сказала, что выполнять его не будет.
Какие могут быть действия учительницы в данной ситуации?
Ситуация 6.Мать, сталкивающаяся с недопустимой грубостью подростка Мити, должна как-то реагировать на происходящее. Но если она не знает, сто ей делать, то придется признать свое бессилие в этой ситуации.
Что может сказать себе мать в этой ситуации, чтобы не чувствовать свою беспомощность?
Ситуация 7.Стиль поведения в конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы.
При реализации стиля приспособления каждый действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать свои интересы в целях сглаживания конфликтной ситуации.
В каких случаях может быть применен стиль приспособления?
Ситуация 8.В дошкольном учреждении готовился сценарий детского утренника. Музыкальные работники считали, что присутствие отрицательного персонажа даже необходимо. Возник конфликт. В результате было решено провести один утренник без отрицательного персонажа, а второй – с отрицательным.
Дайте психологический анализ данной ситуации.
Ситуация 9.Сергей часто конфликтовал с учителем физики. Учитель же относился к нему неопределенно, скорее безразлично.
Каким образом учитель может склонить Сергея к заинтересованному сотрудничеству?
Конфронтация как стиль поведения в конфликте выбирается в том случае, когда:
а) есть силы: власть, авторитет, связи;
б) есть уверенность, что вариант решения беспроигрышен;
в) нет другого решения;
г) проблема имеет большое значение;
д) предмет разногласия незначителен;
е) столкновение происходит между равными по рангу субъектами.
Уклонение от конфликта используется преимущественно тогда, когда:
а) проблема конфликта не является существенной;
б) чувствуется неправота;
в) необходимо выиграть время;
г) необходимо избегать дальнейших контактов;
д) нет опыта конфликтного противостояния;
е) необходимо избежать конфликт;
ж) можно добиться результата неконфликтным путем.
Уступка как стиль поведения в конфликте, выбирается тогда, когда:
а) субъект конфликта не уверен в своих силах;
6) высокий статус субъекта;
в) важнее спокойствие, хорошие отношения;
г) нет особой выгоды от конфликта;
д) нет сил, чтобы отстаивать свои интересы;
е) необходим тактический шаг для достижения большой цели.
Компромисс как вынужденное взаимное удовлетворение при разрешении конфликта применим тогда, когда:
а) необходимо сохранить хорошими межличностные отношения;
б) нет времени для кардинального решения проблемы;
в) приходится отказаться от конфликта;
г) не нужен выигрыш;
д) заинтересованность сторон равная;
е) нет способа решить проблему.
Сотрудничество как стиль поведения в конфликте выбирается тогда, когда:
а) проблема важная и есть время и силы для ее решения;
б) есть навыки обсуждения спорных вопросов; в} партнеры равны по рангу;
г) есть желание найти взаимовыгодное решение;
д) есть доверие друг к другу при учете взаимных потребностей.
Конформистская модель поведения личности в конфликте определяется:
а) склонностью к уступкам;
6) непоследовательностью в суждениях;
в) легкостью соглашения с точкой зрения соперника;
г) настроенностью на выигрыш;
д) уходом от решения спорных вопросов;
е) навязыванием своей точки зрения.
Деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется:
а) стремлением разрешить конфликт;
б) неправильностью оценок партнера;
в) отсутствием самообладания;
г) нарушением этики общения; _
д) проявлением недоверия к партнеру.
Конструктивная модель поведения в конфликте (особенно) проявляется в:
а) стремлении разрешить конфликт объективно;
б) доброжелательности во взаимоотношениях;
в) лаконичности общения, уважение мнения соперника;
г) нацеленности на поиск решения;
д) затрагивании всех вопросов конфликта;
е) внимании к личности оппонента.
Литература
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2002. - Гл. 14.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.3.
Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — М.: Просвещение; Владос, 1994. — С. 348-350.
Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 445 с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.
Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
Семинарское занятие 7