Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»

Цель игры.Закрепление у студентов навыков выявления конф­ликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестан­дартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффек­тивного общения в сложных ситуациях.

Порядок проведения игры.Обучаемым выдаются рисунки, на ко­торых изображены два человека. То, что говорит первый человек, на­писано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсужде­ние вариантов ответа.

В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнение 1 взято из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 278).

ЗАДАНИЕ: Приготовить приложенные рисунки к практическому занятию

Упражнение 1

Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собствен­ного достоинства, можно тренировать во время поездок в обществен­ном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных мес­тах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения — вы избе­жите конфликта и сохраните честь и достоинство.

Упражнение 2

Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном тран­спорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями ко­торых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие во­просы:

1. По какой формуле шло развитие конфликта?

2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он при­менил первым?

3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?

4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом

Семинарское занятие 6

Тема: Теории поведения личности в конфликте

1. Основные модели поведения личности в конфликте

2. Стратегии поведения в конфликте

3. Характеристика основных стратегий поведения

4. Типы конфликтных личностей

Основные понятия

Конструктивный, деструктивный, конформистский, стратегия, тактика

Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимо­действии.

2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремле­нием уладить конфликт, доброжелательным отношением к со­пернику?

3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения эти­ки общения, отказ от компромисса и т. п.?

4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непосле­довательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.?

5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. То­масу и Р. Киллмену.

6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта вы­бирает:

— стратегию борьбы;

— стратегию ухода;

— стратегию компромисса;

— стратегию уступки;

— стратегию сотрудничества.

7. Назовите основные типы конфликтных личностей.

8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систе­матической работы; налицо эмоциональное поведение;

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямоли­неен; обидчив;

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тре­вожностью;

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

9. В чем главная опасность конформистской модели поведения

в конфликте?

10. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Киллмена.

Продумать решение ситуаций

Ситуация 1.При желании удовлетворить собственные интересы и при незаинтересованности в сотрудничестве – используют стиль соперничества.

Какими чертами характера должна обладать личность, использующая стиль соперничества?

Ситуация 2.Василий был невротиком. Он вел себя так, если бы весь мир был враждебен по отношению к нему. Все время занимал «оборонительную» позицию.

Какие препятствия можно выделить в его межличностной коммуникации?

Эффективна ли такая стратегия поведения в конфликтной ситуации?

Ситуация 3.Учительница не скрывала свою антипатию по отношению к подвижному, неусидчивому ученику. Говорила при всех, что «терпеть его не может». В ответ слышала то же самое. Возник конфликт.

С чем связан конфликт?

Какой способ поведения в конфликте?

Ситуация 4.Когда нет возможности и власти для решения конфликта, обычно реализуется стиль уклонения.

В каких случаях еще используется стиль уклонения от конфликта?

Ситуация 5.Учительница объяснила, что ученицы должны будут за четверть выполнить задание: сшить диванную подушку. Одной ученице это задание не понравилось, и она сказала, что выполнять его не будет.

Какие могут быть действия учительницы в данной ситуации?

Ситуация 6.Мать, сталкивающаяся с недопустимой грубостью подростка Мити, должна как-то реагировать на происходящее. Но если она не знает, сто ей делать, то придется признать свое бессилие в этой ситуации.

Что может сказать себе мать в этой ситуации, чтобы не чувствовать свою беспомощность?

Ситуация 7.Стиль поведения в конфликте определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы.

При реализации стиля приспособления каждый действует совместно с другой стороной, но при этом не пытается отстаивать свои интересы в целях сглаживания конфликтной ситуации.

В каких случаях может быть применен стиль приспособления?

Ситуация 8.В дошкольном учреждении готовился сценарий детского утренника. Музыкальные работники считали, что присутствие отрицательного персонажа даже необходимо. Возник конфликт. В результате было решено провести один утренник без отрицательного персонажа, а второй – с отрицательным.

Дайте психологический анализ данной ситуации.

Ситуация 9.Сергей часто конфликтовал с учителем физики. Учитель же относился к нему неопределенно, скорее безразлично.

Каким образом учитель может склонить Сергея к заинтересованному сотрудничеству?

Конфронтация как стиль поведения в конф­ликте выбирается в том случае, когда:

а) есть силы: власть, авторитет, связи;

б) есть уверенность, что вариант решения беспроиг­рышен;

в) нет другого решения;

г) проблема имеет большое значение;

д) предмет разногласия незначителен;

е) столкновение происходит между равными по ран­гу субъектами.

Уклонение от конфликта используется преиму­щественно тогда, когда:

а) проблема конфликта не является существенной;

б) чувствуется неправота;

в) необходимо выиграть время;

г) необходимо избегать дальнейших контактов;

д) нет опыта конфликтного противостояния;

е) необходимо избежать конфликт;

ж) можно добиться результата неконфликтным путем.

Уступка как стиль поведения в конфликте, выбирается тогда, когда:

а) субъект конфликта не уверен в своих силах;

6) высокий статус субъекта;

в) важнее спокойствие, хорошие отношения;

г) нет особой выгоды от конфликта;

д) нет сил, чтобы отстаивать свои интересы;

е) необходим тактический шаг для достижения боль­шой цели.

Компромисс как вынужденное взаимное удов­летворение при разрешении конфликта применим тог­да, когда:

а) необходимо сохранить хорошими межличностные отношения;

б) нет времени для кардинального решения проблемы;

в) приходится отказаться от конфликта;

г) не нужен выигрыш;

д) заинтересованность сторон равная;

е) нет способа решить проблему.

Сотрудничество как стиль поведения в конф­ликте выбирается тогда, когда:

а) проблема важная и есть время и силы для ее ре­шения;

б) есть навыки обсуждения спорных вопросов; в} партнеры равны по рангу;

г) есть желание найти взаимовыгодное решение;

д) есть доверие друг к другу при учете взаимных потребностей.

Конформистская модель поведения личности в конфликте определяется:

а) склонностью к уступкам;

6) непоследовательностью в суждениях;

в) легкостью соглашения с точкой зрения соперника;

г) настроенностью на выигрыш;

д) уходом от решения спорных вопросов;

е) навязыванием своей точки зрения.

Деструктивная модель поведения личности в конфликте характеризуется:

а) стремлением разрешить конфликт;

б) неправильностью оценок партнера;

в) отсутствием самообладания;

г) нарушением этики общения; _

д) проявлением недоверия к партнеру.

Конструктивная модель поведения в конфлик­те (особенно) проявляется в:

а) стремлении разрешить конфликт объективно;

б) доброжелательности во взаимоотношениях;

в) лаконичности общения, уважение мнения сопер­ника;

г) нацеленности на поиск решения;

д) затрагивании всех вопросов конфликта;

е) внимании к личности оппонента.

Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 2002. - Гл. 14.

Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 384 с.

Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2005. – 464 с.

Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.3.

Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пе­дагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие осно­вы психологии. — М.: Просвещение; Владос, 1994. — С. 348-350.

Курбатов В.И. Конфликтология. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 445 с.

Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с.

Леонов Н.И. Конфликты и конфликтное поведение. Методы изучения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.

Семинарское занятие 7

Наши рекомендации