Тема 10. ОТБОР ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
Дневное отделение - 2 ч.; очно-заочное отделение -1ч.
Занятие 1-е. Учебные вопросы.
1. Организация и содержание психолого-педагогического обследования детей в психолого-медико-педагогических комиссиях и консультациях (ПМПК), консультационно-диагностических центрах (КДЦ).
2. Особенности проведения обследования в ПМПК при различных аномалиях детского развития (сенсорные нарушения, нарушения интеллектуального развития, дефекты речи, дисгармоничное и искаженное психическое развитие, нарушения функций опорно-двигательного аппарата).
3. Практические задания студентам по проведению обследования детей с отклонениями в развитии по программе, используемой в ПМПК.
Методические рекомендации к проведению занятия.
Вопрос об организации обследования детей в ПМПК излагается преподавателем; как дополнительный вариант работы рекомендуется коллективное обсуждение составленных студентами конспектов литературных источников по теме (с.57-58; №№ 2, 3, о, ^7). Содержание психолого-педагогического обследования детей в ПМПК (КДЦ) студенты изучают с использованием программ исследования, разработанных И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной, а также группой сотрудников Института коррекционнои педагогики РАО под руководством Е.А. Стребелевой. (Практическая часть пособия, с. 101-116). Под руководством преподавателя проводится обсуждение содержания основных разделов программы психолого-педагогического обследования детей. По второму вопросу плана занятия преподаватель знакомит обучающихся с особенностями обследования в ПМПК детей с различными отклонениями в развитии (дети с нарушениями слуха, зрения, интеллектуального развития, недостатками речи и др.). Рассматриваются примеры варьирования как организационной, так и методической сторон программы обследования в зависимости от характера отмечаемого у ребенка нарушения и степени его тяжести. (Основные задачи и. разделы обследования, используемые методы и их место в общей программе обследования, объем и значение тестовых заданий, изучения продуктов практической деятельности детей: рисунки, аппликации и [С.57-58, №№ 1, 3, 4, 6 ,8, 9, 11; методическая часть пособия, 66-75].) В заключительной части занятия студенты получают практические задания по обследованию детей с отклонениями развитии (по программе психолого-педагогического обследования, используемой в ПМПК). Обследование детей, имеющих проблемы в развитии, может проводиться и в психолого-медико-педагогических консилиумах (ПМПк) при массовых общеобразовательных и коррекционных учреждениях.
Занятие 2-е.
Учебные вопросы.
1. Показания для направления детей с различными нарушениями развития на ПМПК (комиссию). Общие и специальные показания.
2. Порядок направления детей на психолого-медико-педаго гическую комиссию (сроки направления, необходимая документация, образцы практических, в том числе письменных, работ детей, представляемых в комиссию и др.).
3. Разбор и оценка выполнения практических заданий по программе обследования детей, используемой психолого-медико педагогическими комиссиями (ПМПК) и консилиумами.
Методические рекомендации к проведению занятия
Изучение первого и второго вопросов проводится на основ' обсуждения соответствующей научно-методической литератур' и нормативных документов (с.57-58, №№ 2, 3, 6, 9, 10). При рас смотрении второго вопроса обучающиеся знакомятся с образца ми документов, а также практических работ детей, представляв мых в ПМПК из детского общеобразовательного учреждения.
Организационные формы работы на занятии: объяснение преподавателя, выступления студентов с последующим коллек- тивным обсуждением; выполнение обучающимися практических контрольных заданий (с использованием индивидуальных карточек-заданий). Задания по первому вопросу включают описание симптомов, свидетельствующих о наличии у детей тех или иных нарушений развития, а также отклонении, типичных для временного отставания в развитии (при различной степени выраженности последнего). Задача студентов - проанализировать «исходные данные» и решить вопрос о необходимости направления ребенка на ПМПК и целях этого направления. Аналогичными по содержа-нию являются и задания по второму вопросу.
Разбор самостоятельных студенческих работ по обследованию детей (по программе ПМПК) проводится в выше указанной форме (отчет студента по выполненному заданию, обсуждение и анализ представленных материалов, оценка выполненной работы) При выполнении практического задания с участием студентов в работе ПМПК или ПМПк (консилиума) анализируется ход обследования ребенка при прохождении психолого-медико-педагогической комиссии.
В конце занятия подводятся итоги изучения темы. В заключительном выступлении преподаватель подчеркивает значение своевременного направления детей на ПМПК и определяющую роль этого учреждения в решении вопроса об оказании эффективной лечебной, психологической или психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии, а также всесторонней помощи специалистам, работающим с данной категорией детей и подростков. Особо подчеркивается важнейшая роль ПМПК в комплектовании образовательных и лечебных учреждений коррекционного профиля.
ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ
1. Венгер Л.А., Выгодская ГЛ., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. - М., 1972.
2. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. - М., 1988.
3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М., 2004.
4. Основы специальной психологии / Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. -М., 2002.
5. Основы управления специальным образованием /Под ред. Д.С. Шилова. - М., 2001.
6. Сборник нормативных документов: Специальные (коррекцпопные
образовательные учреждения / Сост. А.Ю. Исаков, О.Е.Грибова. – М.,
2001.
7. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екжанова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.