Исследования в области социальной психологии и этика
Ayala M. Pines Christina Maslach EXPERIENCING
SOCIAL PSYCHOLOGY Readings and Projects Third Edition
Boston, Massachusetts Burr Ridge, Illinios Dubuque, Iowa Madison, Wisconsin New York, New York San Francisco, California St. Louis, Missouri
Эйала Пайнс Кристина Маслач ПРАКТИКУМ
По социальной психологии
Е международное издание
«питер» Санкт-Петербург
Москва • Харьков • Минск 2001
Рекомендовано к изданию кафедрой социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета
Пайнс Эйала, Маслач Кристина ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Серия «Практикум по психологии» | |||
Перевод с английского Н. Мальгиной | В. Усманов | ||
Главный редактор издательства | |||
Зав. психологической редакцией, | А. Зайцев | ||
Ведущий редактор | Н. Мигаловская Научный редактор | ||
д-р психол. наук. А. Свенцицкий | С. Комаров | ||
Литературный редактор | |||
Художник обложки | В. Шимкевич | ||
Дизайн | М. Лебедева | ||
Корректоры | М. Рошаль, Н. Викторова | ||
Верстка | Ж. Григорьева | ||
ББК 88.5я7 | УДК 301.151(075) Пайнс Э., Маслач К. |
П12 Практикум по социальной психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 528 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»). 15ВЫ 5-8046-0101-6 Современное учебное пособие по одной из самых актуальных психологических дисциплин, которое может быть использовано как для
семинарских, так и для самостоятельных занятий. Четкая структура, богатый фактический, теоретический и экспериментальный материал, тщательно подобранные проверочные задания делают эту книгу прекрасным учебным инструментом для студентов-психологов.
© 1993 Ьу МсСга»-НШ, 1пс О Перевод. Мальгина Н. О., 1999
© Издательский дом «Питер», 2001 Права на издание получены по соглашению с МсСга\у-НШ.
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.
ШВЫ 5-8046-0161-6 !5ВN 0-07-040773-8 (англ.)
ЗАО «Питер Бук», 196105, Санкт-Петербург, ул. Благодатная, д. 67.
Лицензия ИД № 01940 от 05.06.2000. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,
Том 2: 953000 —книги и брошюры.
Подписано к печати 21.06.01. Формат 60 х 90/16. Усл. п. л. 33. Доп. тираж 5000. Заказ 1959. Отпечатано с готовых диапозитивов в АООТ «Типография „Правда"».
191119, С.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие научного редактора...................................................................... | |||
Предисловие.................................................................................................... | |||
К читателю...................................................................................................... | |||
К читателю: предисловие к третьему изданию........................... | „..................... | ||
Глава 1.Исследования в области социальной психологии и этика...... | |||
Руководство по разумному потреблению научной информации. | |||
Марианна Лафранс..................................................................................... |
Некоторые мысли об этике научных исследований: после прочтения статьи Милграма «Исследование поведения
подчинения». | |
Диана Баумринд.......................................................................................... | |
Проблемы исследования подчинения: ответ Баумринд. Стэнли Милграм......46 | |
Задание 1.1. Скрытые методы измерения............................................... | |
Задание 1.2. Критика исследования....................................................... | |
Задание 1.3. Что такое этические проблемы? ........................................ | |
Задание 1.4. Планирование этичного исследования.............................. | |
Глава 2.Установки и поведение........................................................ | |
Зависимость реакций на количество и качество аргументов | |
от актуальности проблемы: центральный и периферийный пути | |
к убеждению. Ричард Э. Петти,Джон Т. Качоппо................................... | |
Практическое применение принципов изменения установок и поведения. | |
Филип Д. Зимбардо, Эбб Б. Эббесен, Кристина Маслач.......................... | |
Когда пророчество не исполняется. | |
Леон Фестингер, Генри Рикен, Стэнли Шехтер...................................... | |
Задание 2.1. Влияние на установки...................................................... | |
Задание 2.2. Убеждающая сила рекламы ............................................. | |
Глава 3.Социальное познание........................................................ | |
Социальные роли, социальный контроль и искажения в процессах социального восприятия. | |
Ли Д. Росс, Тереза М. Эймэбайл, Джулия Л. Стейнмец......................... | |
О психологии прогнозирования. Дэниэл Канеман, Амос Тверски............... | |
Задание 3.1. Психология прогнозов ..................................................... | |
Задание 3.2. Мысленные карты............................................................ | |
Задание 3.3. Сильные и слабые стороны .............................................. | |
Глава 4.«Я» и другие....................................................................... |
Когда вера создает реальность: самоподтверждающееся влияние первых впечатлений на социальное
взаимодействие. Марк Снайдер ................... | ||
Действующее лицо и наблюдатель: различия в восприятии | ||
причин поведения. Эдвард Э. Джонс, Ричард Э. Нисбет ........................ | ||
Задание 4.1. Действующее лицо и наблюдатель.................................. | ||
Задание4.2. Восприятие мотиваций..................................................... | ||
Глава 5. Гендерные роли.................................................................. | ||
Влияние дифференцированной социализации на развитие личности | ||
мужчин и женщин. Джин X. Блок.............................................................. |
Выявление и осуждение предрассудков: замечаем ли мы проявления сексизма у женщин?
Роберт С. Бэрон.МэриЛ. Берджис, Чуан ФенКао | ................................... | |||||
Задание 5.1. Исследование тендерных ролей....................................... | ||||||
Задание 5.2. Тендерные стереотипы в средствах | ||||||
массовой информации....................................................... | ||||||
Задание 5.3. Тендер и коммуникация.................................................... | ||||||
Задание 5.4. Исследование конфронтации посредством | ||||||
ролевой игры.................................................................... | ||||||
Глава 6.Конформизм....................................................................... | ||||||
Влияние группового давления на модификацию и искажение суждений. | ||||||
Соломон Аш................................................................................................ | ||||||
Креативное решение проблем в результате влияния меньшинства | ||||||
на большинство. Чарлен Джин Немет и Джоэл Уочтлер....................... | ||||||
Задание 6.1. Сила социального давления............................................. | ||||||
Задание 6.2. Невидимка на один день................................................... | ||||||
Глава 7.Групповые процессы.......................................................... | ||||||
Огруппление мышления. Ирвин Л. Дженис.................................................. | ||||||
Третья волна. Рон Джонс.............................................................................. | |||||||||||||
Задание 7.1. Принятие решений........................................................... | |||||||||||||
Задание 7.2. Групповой пирог............................................................... | |||||||||||||
Задание 7.3. Поведение толпы.............................................................. | |||||||||||||
Глава 8.Социальная среда.............................................................. | Стэнли | Милграм | |||||||||||
Опыт | городской | жизни: | психологическое | исследование. | |||||||||
....................................................................................... | |||||||||||||
Стэнфордский тюремный эксперимент. Филип Д. Зимбардо....................... | |||||||||||||
Задание 8.1. Преподавательская среда................................................. | |||||||||||||
Задание 8.2. Прохладный социальный климат..................................... | |||||||||||||
Задание 8.3. Среда аудитории колледжа.............................................. | |||||||||||||
Глава 9.Предрассудки и дискриминация........................................ | |||||||||||||
Ярлыки старения. Джудит Родин, Эллен Лангер........................................ | |||||||||||||
Невербальные способы передачи самоисполняющихся пророчеств при межрасовом взаимодействии. | |||||||||||||
Карл О. Уорд,Марк П. Занна, Джоэл Купер.................................... | :...... | ||||||||||||
Задание 9.1. Формирование впечатлений и возраст............................ | |||||||||||||
Задание | 9.2. | Влияние | этнической | принадлежности | человека | на | производимое | им | |||||
впечатление.................................... | |||||||||||||
Глава 10.Агрессия и насилие................................ | ;......................... |
Полевые исследования агрессивного поведения: стимуляторы агрессии, обозримость жертвы и подача
автомобильных сигналов. | |
Чарльз У. Тернер, Джон Ф.Лэйтон,Лйнн Стенли Саймоне................. |
Реакции жертвы в фильмах агрессивно-эротического содержания как фактор, влияющий на насилие над женщинами.
Эдвард Доннерстайн, Леонард Берковиц................................................ | |
Задание 10.1. Собственное определение агрессии......:........................ | |
Задание 10.2. Теория для объяснения случая насилия........................ | |
Задание 10.3. Примеры телевизионного насилия ................................ | |
Глава 11.Аффилиация, аттракция и любовь.................................... | |
Повышенная сексуальная аттракция при сильной тревоге. | |
Дональд Дж. Даттон, Артур П. Эйрон .................................................. |
Становятся ли девушки симпатичнее перед закрытием: музыка в стиле «кантри» и «вестерн» в приложении к психологии. Джеймс У. Пеннбэйкер, Мэри Энн Дайер, Р. Скотт Колкинс, Дебра Линн Литовиц, Филип Л. Экерман, Дуглас Б. Андерсон,
Кевин М. Макгроу...................................................................................... | |
Гендерные различия в восприятии привлекательности мужчин | |
и женщин в барах. Брайан А. Глэдью, Г. Джин Дилэйни......................... | |
Задание 11.1. Как вы узнали, что это была любовь?............................ | |
Задание 11.2. Невербальные проявления аффилиации........................ | |
Задание 11.3. Ревность — тень любви................................................. | |
Глава 12.Альтруизм и просоциальное поведение............................ |
«Из Иерусалима в Иерихон»: исследование ситуационных и диспозиционных переменных, влияющих на оказание
помощи.. Джон М. Дарли и К. Дэниэл Бэтсон......................................................... | |||
Влияние хорошего настроения на оказание помощи: печенье и | доброта. Элис М. Айзен и Пола Ф. | ||
Левин................................................................ | |||
Задание 12.1. Когда люди помогают?.................................................... | |||
Задание 12.2. Просьбы о подаянии....................................................... | |||
Задание 12.3. Хорошие и плохие новости ............................................ | |||
Глава 13.Прикладные аспекты социальной психологии....... | :......... | ||
Социальное познание и здоровье. Шелли Э. Тейлор^..................................... |
Полицейские опознания как эксперименты: социальная методология как основа для правильного проведения опознаний.
ГэриЛ. Уэллс и Элизабет Луус........... | Г...................................................... | |
Задание 13.1. Агент социальных изменений ........................................ | ||
Задание 13.2. Аспекты обезличивания................................................. | ||
«Информация к размышлению» | ||
Ключ к научно-исследовательской литературе................................................ | ||
Скрытые методики измерений: «Нереактивные» исследования | ||
в социальных науках..................................................................................... | ||
Скрытые методы Холмса.................................................................................. | ||
Суперпродажа .................................................................................................. | ||
Глаз арбитра................................................................................................... |
Когда неудача приводит к повышению самооценки....................................... | |||||||
Атрибуции и консультирование супружеских пар........................................ | |||||||
Ты просто не понимаешь................................................................................ | |||||||
Конформизм и нонкомформизм в рекламе..................................................... | |||||||
О лидерах........................................................................................................ | |||||||
Письмо жены, которую бьет муж .... | ;.............................................................. | ||||||
Метафоры любви............................................................................................ | |||||||
«Новости психологии» | |||||||
Теория диссонанса и экономия воды.............................................................. | |||||||
Если слишком много думать........................................................................... | |||||||
Андрогиния.................. | :.................................................................................. | ||||||
Личное инакомыслие и социальное давление, требующее конформизма .....222 | |||||||
Когнитивные основы стереотипизации.......................................................... | |||||||
«Мозаичные» группы борются с предрассудками.......................................... | |||||||
Терроризм и средства массовой информации................................................ | |||||||
Личная ответственность и альтруизм у детей ............................................... | |||||||
Повторное | использование | концепции | норм | для | снижения | замусоривания | общественных |
мест..................................................................................... |
ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Когда можно говорить о возникновении новой отрасли научного знания? Начиная с какого момента? Что здесь может служить отправной точкой отсчёта? Возможны разные ответы на эти вопросы. Но, наверное, провозглашать появление новой науки следует не тогда, когда опубликован пусть даже целый ряд статей, обосновывающих необходимость ее формирования. И, пожалуй, не тогда, когда начинают выходить в свет первые монографии сторонников этой новой отрасли знания. С гораздо большим основанием, на наш взгляд, можно говорить о становлении новой науки лишь тогда, когда выходит первый учебник, излагающий ее основы. Появление учебника всегда является своеобразным ответом на определенную общественную потребность — потребность в подготовке соответствующих специалистов, которые могли бы использовать полученные знания на практике, и в дальнейшем развитии теории.
Первые два учебника по социальной психологии для студентов университетов появились в 1908 году. Их авторами были американец Э. Росс и англичанин У. Макдугалл, а этот год считается датой окончательного оформления социальной психологии в самостоятельную отрасль знания со своей теорией и методологией. Хотя к настоящему времени социальная психология накопила значительный эмпирический материал, имеет определенную теоретическую основу и активно вторгается в практику человеческой деятельности, ее можно считать сравнительно молодой наукой, бурное развитие которой отмечается во второй половине XX века.
Если обратиться к отечественной социальной психологии, то ее история значительно короче. Достаточно сказать, что преподавание социальной психологии началось в Ленинградском и Московском государственных университетах лишь во второй половине 60-х годов. Вскоре здесь приступают к подготовке дипломированных специалистов по социальной психологии. Курсы социальной психологии постепенно появляются и в других учебных заведениях. Публикуются первые учебные пособия — «Курс лекций по социальной психологии» А. Г. Ковалева (М., 1972) и «Социальная психология» под редакцией Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина (М., 1975). Выходит первый учебник для студентов вузов — «Социальная психология» Г. М. Андреевой (М., 1980), выдержавший ряд переизданий. В последние годы было опубликовано еще несколько учебных пособий по социальной психологии, написанных отечественными авторами.
Однако у нас всегда ощущалось отсутствие таких учебных изданий по социальной психологии, которые были бы нацелены на формирование первых навыков и умений исследовательской работы. Отечественные ученые не создали пока практикума по социальной психологии для студентов. Предлагаемая вашему вниманию книга направлена на то, чтобы в некоторой степени восполнить этот пробел.
Авторы-составители настоящего «Практикума по социальной психологии» Эйала Пайнс и Кристина Маслач
— известные американские психологи, ведущие активную исследовательскую и преподавательскую работу в Калифорнийском университете в Беркли. Их данный совместный труд впервые был опубли-'кован в 1979 году и до настоящего времени широко используется при изучении социальной психологии во многих американских университетах. Российскому читателю предлагается перевод третьего и последнего, дополненного издания, вышедшего в США в 1993 году.
Содержание практикума охватывает основную проблематику современной социальной психологии, активно разрабатываемую в США. Поэтому его можно рассматривать в качестве своеобразного дополнения к изданному у нас американскому учебнику Д. Майерса «Социальная психология» (СПб.: Изд-во «Питер», 1997), который уже вызвал положительный отклик у наших специалистов.
Структура «Практикума» достаточно традиционна. Каждая из его тринадцати глав начинается с основополагающих статей, написанных признанными в научном мире авторитетами. Среди них немало классиков социально-психологической науки. Это Соломон Аш, Филип Зимбардо, Стэнли Милграм, Леон Фестингер, Стэнли Шехтер и другие, с исследованиями которых студенты во всем мире (в том числе и в России) знакомятся при изучении основ социальной психологии. Каждая глава «Практикума» сопровождается соответствующим инструментарием — схемами для наблюдения, шкалами для оценки, различными вопросниками и другими формами, используемыми при сборе информации с целью социально-психологического анализа. Приводимые здесь задания рассчитаны на вдумчивого читателя, которому порой предлагают обратиться к самонаблюдению и самоанализу, самостоятельно сформулировать гипотезы и найти пути их проверки, уяснить методологические и этические проблемы конкретного исследования.
Особенно хорошо освещают материалы «Практикума» тонкости экспериментальной процедуры в социальной психологии. Известно, что любой эксперимент является сам по себе ситуацией социального взаимодействия между исследователем и испытуемыми, и специфика этого взаимодействия оказывает влияние на получаемые результаты. В «Практикуме» убедительно показано, каким образом исследователи стараются исключить побочные эффекты (артефакты), которые могут быть вызваны местом или временем проведения эксперимента, полом, возрастом, внешним обликом экспериментатора. Во многих случаях при этом используются скрытые помощники экспериментатора, что позволяет приблизить изучаемую ситуацию к более естественной. Для современной американской социальной психологии характерно стремление к превращению в экс-периментальную площадку самых различных мест повседневного пребывания людей. Так в «Практикуме» описываются эксперименты, проведенные не только в специально оборудованных лабораториях или учебных аудиториях, но и на городских улицах, у входа в дома, возле мостов через реку и даже в питейных заведениях. И во всех случаях поучительна (не только для начинающего исследователя) та скрупулезность, с какой были проведены на всех своих стадиях эти эксперименты.
Конечно, «Практикум» Э. Пайнс и К. Маслач обладает определенной, характерной для американской социальной психологии, спецификой. Это проявляется, прежде всего, в отчетливом предпочтении экспериментального метода. По данным американских авторов, эксперимент сейчас используется примерно в 75 % социально-психологических исследований. Подавляющая часть оставшихся 25 % исследований .приходится на долю корреляционного метода. Заметим, что в отечественной социальной психологии, сравнительно с американской, соотношение между экспериментальными и корреляционными исследованиями выглядит на сегодняшний день, пожалуй, противоположным образом.
Специфика американской социальной психологии проявляется и в круге рассматриваемой авторами «Практикума» проблематики. Таковы, например, исследования гендерных ролей, проблем психологии здоровья и экологической психологии, этики социально-психологического исследования. Изучение этих сфер в отечественной психологии находится еще в зачаточном состоянии. Тем интереснее для нашего читателя будут материалы американских исследователей. Несомненно, книга Э. Пайнс и К. Маслач будет полезна не только для тех, кто начинает осваивать азы социально-психологической науки, но и для дипломированных специалистов. Каждая из этих двух категорий читателей найдет в этой работе немало поучительного для себя.
А. Л. Свенцицкий, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии
Санкт-Петербургского государственного университета Санкт-Петербург, июль 1999 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если вы хотите найти в психологии действие, обратитесь к социальной психологии. В последние годы социальная психология стала центральной областью психологических исканий, целью которых является понимание человеческих мыслей, чувств и поведения. Из названий таких направлений психологических исследований, как социальное познание, социальное развитие, социальное научение, социальная психология личности (а это только некоторые из областей, с которыми недавно объединилась социальная психология), видно, что социальная психология сливается с различными областями психологии.
Социальные психологи берутся за решение многих из наиболее трудных проблем общества. Являясь последними «универсалами» среди психологов, социальные психологи не чуждаются никаких индивидуальных или общественных проблем — от психофизиологии до психологии мира, от атрибуций студентов, объясняющих причины провала на экзамене, до профилактики СПИДа. Политические и экономические перемены, происходящие во всей Европе и Азии после крушения коммунизма советского типа, побуждают социальных психологов к разработке новых методов введения демократии и свободы выбора в социальную жизнь народов, которые долго находились под игом авторитарной власти. Практически с тех самых пор, как бывший президент Американской пси-хологической ассоциации Джордж Миллер призвал психологов «вернуть психологию людям», социальные психологи находятся в авангарде психологической науки.
В серии книг по социальной психологии, выпущенной издательством McGraw-Hill, отмечен вклад в психологическую науку, сделанный некоторыми из наиболее выдающихся исследователей теории и практики нашей профессии. Все авторы нашей серии считают необходимым, чтобы в их работе научная строгость сочеталась с решением педагогических задач передачи новой информации как можно более широкой аудитории преподавателей, исследователей, студентов и заинтересованных непро-фессионалов. Серия построена таким образом, чтобы охватить все области социальной психологии, поэтому в названиях книг отражены как широкие, так и более узкие
области специализации. Преподаватели могут использовать любую из этих книг в качестве дополнения к основному учебнику или рекомендовать некоторые из них для углубленного изучения отдельных тем. Предлагаемая читателю книга является третьим изданием популярного и широко используемого «Практикума по социальной психологии», который весьма выиграл за счет учета авторами многочисленных отзывов и замечаний студентов и преподавателей. Эйала Пайнс и Кристина Маслач сохранили все лучшее из предыдущего издания, добавив новые задания, которые прошли практическую проверку на занятиях со студентами и оказались эффективными. Они также включили новые иссле-довательские статьи, в которых проливается свет на основные концептуальные проблемы каждого раздела книги. В новых статьях рубрики «Информация к размышлению» в краткой форме подчеркиваются те особенности, которые, по мнению авторов, должны быть замечены и поняты студентами.
«Практикум по социальной психологии» является полезнейшим дополнительным материалом для тех преподавателей, которые хотят, чтобы их студенты перешли от пассивного восприятия социально-психологической информации к активным занятиям самым увлекательным делом в профессии социального психолога — к открытию законов функционирования социального мира с помощью наблюдений, тестирования и манипуляции элементами этого мира. Пайнс и Маслач, сами талантливые и преданные своему делу педагоги, знают, как активизировать воображение студентов, дав им возможность применить социально-психологические знания к исследованию окружающего их мира.
Филип Д. Зимбардо, редактор серии
К ЧИТАТЕЛЮ
Книга «Практикум по социальной психологии: статьи и задания» задумана как дополнение к вашему основному учебнику по вводному курсу психологии. Чтобы сделать это руководство как можно более
полезным и гибким в применении, мы решили посвятить каждую главу одной из тринадцати тем, которые обычно считаются центральными проблемами, заботящими социальных психологов. Каждая глава начинается с краткого общего введения, в котором указывается место данной темы в контексте современной теории и исследований и прослеживаются ее связи с условиями повседневной жизни.
Мы включили в каждую главу не менее двух статей, каждой из которых предшествует небольшое вступление, где подчеркивается значение статьи для исследования темы данной главы. В этих статьях, которые адаптированы из оригинальных источников, представлены как текущие темы, так и классические проблемы. Статьи предназначены для расширения представлений, с которыми вы познакомились в своих учебниках, или для иллюстрации развития научной мысли и полемики в данной области. Во всех главах есть также отрывки из художественной и научной литературы, анекдоты, карикатуры и исследовательские и прикладные рубрики, в которых важные законы иллюстрируются в форме, способствующей самостоятельному мышлению.
Мы твердо убеждены в том, что лучший способ изучения социальной психологии — это практические занятия ею, участие в научных предприятиях, которые являются источниками информации и теоретических положений, описанных и проанализированных в ваших учебниках. Идеи, которые вы почерпнете из курса лекций, из вашего учебника и из статей и дополнительных рубрик этой книги, почти наверняка станут вам ближе и приобретут особое значение, когда вы подвергнете их проверке с помощью эмпирического исследования.
Именно из этих соображений мы включили в каждую главу несколько исследовательских заданий. Выполняя их, вы сможете проверить некоторые из идей и концепций, изложенных в учебнике или вашим преподавателем, и увидеть, как можно их применить к вам самим или вашим друзьям. В некоторых заданиях вам отводится роль исследователя, который собирает данные, проводя опросы, анкетирование с помощью измерительных шкал или наблюдения за другими людьми. В других за-даниях вы должны сами стать своим собственным испытуемым. Кроме того, мы включили в книгу задания, которые можно выполнять в полевых условиях в университетском городке, в своем микрорайоне или на работе. Есть также задания, которые являются частью группового проекта, выполняемого под руководством вашего преподавателя. Ваше активное участие в работе над этими заданиями поможет вам закрепить уже имеющиеся знания и в процессе своей работы познакомиться с основными формами исследований, которыми занимаются социальные психологи.
Мы надеемся, что эта книга послужит поставленным нами целям и поможет вам больше узнать о сложной, разнообразной и увлекательной области социальной психологии, а также позволит лучше понять собственное поведение и поведение окружающих вас людей.
Эйала Пайнс Кристина Маслач
К ЧИТАТЕЛЮ: ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ
Почти пятнадцать лет прошло с тех пор, как мы начали работу над первым изданием «Практикума по социальной психологии». За это время в мире произошло много событий, многое произошло и в социальной психологии: были опубликованы новые исследования, разработаны новые теории и сделаны новые попытки прикладного использования социально-психологических знаний. Тем не менее многие из материалов, включенных в первое и второе издания книги, до сих пор остаются акту-альными, увлекательными и сохраняют свое научное значение. Мы хотели включить в новую редакцию книги как новые, так и старые, прошедшие проверку временем, материалы, как мы уже делали при подготовке предыдущих изданий. Мы включили в книгу новые статьи и новые задания, но также сохранили лучшие статьи и задания из предыдущих изданий. В тринадцати главах книги охвачены основные темы социальной психологии, представленные в большинстве учебников. Мы надеемся, что эта книга покажется вам столь же интересной и полезной для вашего понимания социальной психологии, как первое и второе издание — для их читателей.
Издательство McGraw-Hill и авторы благодарят за полезные замечания и предложения следующих рецензентов: Марка Эттриджа из университета штата Миннесота; Мартина Болта из колледжа СаМп; Арта Фрэнкела из колледжа 5а1уе Ке§ша; Карла А. Коллгрена из университета штата Пенсильвания (Эри); и Энн Л. Уэбер из университета штата Северная Каролина (Эшвилл).
ЭйалаПайнс Кристина Маслач
Посвящается нашим детям: Итаи, Шани, Заре и Тане
ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И ЭТИКА
Глава 1