Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)
Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрослый как носитель общественной функции (мама, врач и т.д.). в то же время ребенок не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре, как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней.
Игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. Другие виды деятельности ребенка
Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.
На границе раннего и дошкольного возраста возникают первые виды игр:
- режиссерская - в ней используемые предметы наделяются игровым смыслом;
- образно-ролевая игра - в ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно. Обязательным условием для развертывания игры является яркое интенсивное переживание: ребенка поразила картина увиденного и он воспроизводит этот образ («Я-церковь»);
- сюжетно-ролевая - ведущая деятельность дошкольника, в ней воспроизводятся собственно человеческие роли и отношения. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его реальной жизнью.
- игры с правилами - в них желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Появляется соревновательный мотив, личный (командный) выигрыш.
в развитии игры выделяются две основные фазы или стадии.
Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
В динамике взаимоотношений в игровой деятельности прослеживается следующая ситуация: дети 2-3 лет играют поодиночке, 3-4 лет - рядом, 4-5 лет - ищут повод для совместной игры, 4-6 лет объединяются на длительное время.
Роль игры в развитии психики ребенка.
1). В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
2). Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
3). В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, я что хорошо).
4). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
5). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).
Развитие психических функций в дошкольном возрасте.
Мышление
Мышление в дошкольном возрасте переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления тем не менее является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.
Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрослой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость.
Возникают попытки объяснить явления и процессы. У ребенка складывается своя картина мира и потребность объяснить мир. Детские вопросы — показатели развития любознательности и познавательной потребности. Это возраст «почемучек», и родителям в это время важно отвечать на все вопросы детей, поощрять и поддерживать их познавательную активность, т.к. при возникающей потребности в уважении взрослого, ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества; ему нужно серьезное уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.
Потребность в уважении проявляется в том, что ребенок сильно обижается, если взрослый считает вопросы глупыми, если ругает за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого, положительная оценка вызывают радость, уверенность в себе.
Главная особенность мышления в данном возрасте – эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения, единственной и абсолютной. (пр. с макетом гор) он не может представить себе, что у куклы другая позиция и она видит макет по-другому.
Эгоцентризм – общая характеристика детского мышления, проявляющаяся в каждом периоде развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе развития ребенок сталкивается с новой областью познания, и ослабевает по мере того, как он постепенно ее осваивает.
У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении кол-ва в-ва. Оно спонтанно появляется в возрасте 7-8 лет. Джером Брунер проводил след. эксперименты: вода в двух сосудах, комочки глины.
Речь
К семи годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.
Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный запас ребенка.
Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).
Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи – речь не имеющая функций общения (феномены Пиаже)
Восприятие
В дошкольном возрасте для восприятия характерно следующее:
♦ восприятие превращается в особую познавательную деятельность;
♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих;
♦ воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освоение сенсорных эталонов);
♦ совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, последовательность событий.
Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития. Развиваются органы чувств, дошкольники овладевают сенсорными эталонами, способами обследования предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности, совершенствуется умение определять направление в пространстве, последовательность событий, время. Это период овладения социальным пространством.
Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же веще и явления.
В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции, восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояния различных объектов и отношений между ними.
Внимание
В этом возрасте:
♦ значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания;
♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;
♦ внимание становится опосредованным;
♦ внимание связано с интересами ребенка к деятельности;
♦ появляются элементы послепроизвольного внимания.
Память
Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.
У младших дошкольников память непроизвольная. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.
В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.
Воображение
Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания.
К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения:
♦ замысел в форме наглядной модели;
♦ образ воображаемого объекта;
♦ образ действия с объектом.