Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет)

Развитие психики ребенка в дошкольном возрасте.

Социальная ситуация развития - это своеобраз­ное сочетание того, что сформировалось в психике ре­бенка и тех отношений, которые устанавливаются у ре­бенка с социальной средой.

В результате кризиса 3-х лет происходит психоло­гическое отделение ребенка от взрослого, что создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. Ребенок выходит за пределы своего семейного круга и установленных отношений с миром взрослых людей. Центром социальной ситуации является взрос­лый как носитель общественной функции (мама, врач и т.д.). в то же время ребенок не в состоянии реально уча­ствовать в жизни взрослых. Данное противоречие раз­решается в игре, как в ведущей деятельности. Это един­ственная деятельность, которая позволяет смоделиро­вать жизнь взрослых и действовать в ней.

Игра как ведущая деятельность дошкольного воз­раста. Другие виды деятельности ребенка

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошко­льного возраста. Предметом игровой деятельности яв­ляется взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила.

На границе раннего и дошкольного возраста воз­никают первые виды игр:

- режиссерская - в ней используемые предметы наделяются игровым смыслом;

- образно-ролевая игра - в ней ребенок вообра­жает себя кем угодно и чем угодно. Обязательным усло­вием для развертывания игры является яркое интенсив­ное переживание: ребенка поразила картина увиденного и он воспроизводит этот образ («Я-церковь»);

- сюжетно-ролевая - ведущая деятельность до­школьника, в ней воспроизводятся собственно челове­ческие роли и отношения. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, води­теля, пирата — и образцы его действий. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыще­на и становится для ребенка его реальной жизнью.

- игры с правилами - в них желания ребенка от­ходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры. Появляется соревновательный мотив, личный (командный) выигрыш.

в развитии игры выделяются две основные фазы или стадии.

Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроиз­ведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрос­лого человека.

В динамике взаимоотношений в игровой деятель­ности прослеживается следующая ситуация: дети 2-3 лет играют поодиночке, 3-4 лет - рядом, 4-5 лет - ищут повод для совместной игры, 4-6 лет объединяются на длительное время.

Роль игры в развитии психики ребенка.

1). В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.

2). Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».

3). В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, я что хорошо).

4). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

5). В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация).

Развитие психических функций в дошкольном возрасте.

Мышление

Мышление в дошкольном возрасте переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мыш­ления тем не менее является наглядно-образное, что соот­ветствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) по терминологии Жана Пиаже.

Дошкольник образно мыслит, но еще не приобрел взрос­лой логики рассуждения. Решает мыслительные задачи в представлении, мышление становится внеситуативным. Складываются предпосылки таких качеств ума, как са­мостоятельность, гибкость и пытливость.

Возникают попытки объяснить явления и процессы. У ребенка складывается своя картина мира и потребность объяснить мир. Дет­ские вопросы — показатели развития любознательности и познавательной потребности. Это возраст «почемучек», и родителям в это время важно отвечать на все вопросы детей, поощрять и поддерживать их познавательную активность, т.к. при возникающей потребности в уважении взрослого, ребенку уже недостаточно простого внимания и сотрудничества; ему нужно серьезное уважительное отношение к его вопросам, интересам и действиям.

Потребность в уважении проявляется в том, что ребенок сильно обижается, если взрослый считает вопросы глупыми, если ругает за надоедливость, излишнюю болтливость, если папе и маме некогда отвечать на бесконечные «почему». И наоборот, всякая похвала взрослого, положительная оценка вызывают радость, уверенность в себе.

Главная особенность мышления в данном возрасте – эгоцентризм – это особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей собственной точки зрения, единственной и абсолютной. (пр. с макетом гор) он не может представить себе, что у куклы другая позиция и она видит макет по-другому.

Эгоцентризм – общая характеристика детского мышления, проявляющаяся в каждом периоде развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе развития ребенок сталкивается с новой областью познания, и ослабевает по мере того, как он постепенно ее осваивает.

У детей дошкольного возраста нет представления о сохранении кол-ва в-ва. Оно спонтанно появляется в возрасте 7-8 лет. Джером Брунер проводил след. эксперименты: вода в двух сосудах, комочки глины.

Речь

К семи годам язык становится средством общения и мыш­ления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребен­ка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошколь­ники начинают осознавать особенности своего произноше­ния. Интенсивно растет словарный запас ребенка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваи­ваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном. В общении со сверстниками развивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согласование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ребенку планировать и регулировать свои действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о способах выполнения задачи – речь не имеющая функций общения (феномены Пиаже)

Восприятие

В дошкольном возрасте для восприятия характерно сле­дующее:

♦ восприятие превращается в особую познавательную деятельность;

♦ зрительное восприятие становится одним из ведущих;

♦ воспринимая предметы и действия с ними, ребенок более точно оценивает цвет, форму, величину (освое­ние сенсорных эталонов);

♦ совершенствуется умение определять направление в пространстве, взаимное расположение предметов, пос­ледовательность событий.

Период дошкольного детства является периодом сенсорного развития. Развиваются органы чувств, дошкольники овладевают сенсорными эталонами, способами обследования предметов. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности, совершенствуется умение определять направление в пространстве, последовательность событий, время. Это период овладения социальным пространством.

Постепенно начинает развиваться апперцепция – влияние на восприятие собственного опыта. С возрастом роль апперцепции постоянно повышается. В зрелости разные люди в зависимости от своего жизненного опыта и связанных с ним личностных особенностей нередко совершенно по-разному воспринимают одни и те же веще и явления.

В связи с появлением и развитием в дошкольном возрасте апперцепции, восприятие стано­вится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состо­яния различных объектов и отношений между ними.

Внимание

В этом возрасте:

♦ значительно возрастают концентрация, объем и устой­чивость внимания;

♦ складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов;

♦ внимание становится опосредованным;

♦ внимание связано с интересами ребенка к деятельнос­ти;

♦ появляются элементы послепроизвольного внимания.

Память

Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ребенок запоминает с легкостью самый разнообразный материал.

У младших дошкольников память непроизвольная. Ре­бенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоми­нания. Интересные для него события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается и словесный материал, если он вызывает эмоциональный отклик. Ребенок быстро запоминает стихотворения, сказки, рассказы, диалоги из фильмов, что расширяет сферу познавательной деятельности ребенка. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связы­вать материал в целях запоминания, использовать связи при воспоминании.

В среднем дошкольном возрасте (между 4 и 5 годами) начинает формироваться произвольная память.

Воображение

Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их созда­ния.

К концу дошкольного возраста воображение ребенка ста­новится управляемым. Формируются действия воображе­ния:

♦ замысел в форме наглядной модели;

♦ образ воображаемого объекта;

♦ образ действия с объектом.

Наши рекомендации