Вражда и агрессивность

Отношения типа враждыи агрессивностиможно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и от­меченные выше положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.

Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, су­ществуют и, наверное, долго будут еще существовать?

Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачас­тую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пре­небрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства боль­шинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться.

Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои за­коны и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления

межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные раз­личия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличност­ные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны од­ного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом враж­да всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную уста­новку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направ­ленным на то, чтобы доставить тому неприятности.

Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают авто­матически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не зна­чит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, ког­да они уже возникли.

В современной научной литературе чаще, чем термин «вражда», ис­пользуется понятие «агрессивность». В человеческих отношениях, ко­торые обсуждаются в данной главе, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и ре­шается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобрать­ся и в вопросе о враждебных отношениях между людьми.

Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, унич­тожить, разрушить.

Среди основных причин агрессивности выделяют:

• неправильное воспитание;

• напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека;

• неблагополучный личный опыт жизни;

• частые фрустрации;

• повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге, и др.

В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности.

Интерес представляют не только проявления агрессии, но и воз­можные мотивы агрессивного поведения людей. Они, как выяснилось, могут быть как биологическими, так и социальными. В первом случае

предполагается наличие определенных генетических или органичес­ких предпосылок к проявлениям агрессивности — таких, которые за­ложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами.

Особое внимание среди теорий социального происхождения тако­го поведения людей привлекла фрустрациоппая теория агрессии, предложенная американским ученым Д. Доллардом. Она исходит из того, что фрустрация является обязательной предпосылкой агрессии, а агрессивность, в свою очередь, выступает в качестве ее неизбежно­го следствия.

Еще одна социальная теория агрессии, ставшая популярной в послед­ней четверти XX века, исходит из концепции социального научения. Этой теории, в частности, придерживался А. Бандура, который утверж­дал, что агрессивное поведение приобретается человеком в результате научения.

Среди социально-психологических теорий следует упомянуть и так называемую ритуальную теорию агрессии. В этой теории агрессивное поведение человека представляется как ритуал, обычай, культурная традиция, проявляющиеся, например, в милитаризованных сообще­ствах и в экстремистских организациях, связанных с жертвоприно­шением, строящих свои отношения с другими, не согласными с ними организациями и группами людей на силовой основе, считающих, кро­ме того, войны и силовую борьбу нормой человеческой жизни. В таких сообществах армия и другие силовые структуры считаются наиболее важными атрибутами государства и являются весьма популярными сре­ди населения.

В действительности ни одна из теорий агрессии полностью и исчерпы­вающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количе­ство исключений. Вместе с тем нельзя не признать, что в каждой из рас­смотренных выше частных теорий агрессии содержится зерно истины.

Беспомощность

Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Пав­лов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них услов­ных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары элек­трического тока, то через некоторое время она прекращает попытки

вырваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удер­живающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, од­нако в его собственной лаборатории исследования такого поведения не получили продолжения.

Социально-психологические исследования беспомощного поведения на людях возобновились в США спустя примерно двадцать лет после наблюдений, сделанных Павловым. Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в данный момент времени, другая порожда­ется его собственными, индивидуальными особенностями. Установле­но, что беспомощное поведение чаще всего возникает у человека тогда, когда на основе полученного (ранее приобретенного) опыта он убежда­ется в том, что предпринимаемые попытки самостоятельно выйти из сложившейся ситуации не привели к желаемому результату.

Появление у человека такого поведения также связывается с тем, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы. Здесь речь идет о том случае, когда человек уже опробовал разные доступные ему спо­собы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить воз­никшую проблему.

Еще одним условием, способствующим беспомощному поведению, является ухудшение ситуации в результате предпринимаемых чело­веком действий. В такой ситуации он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем еще раз и во вред себе пытаться решить воз­никшую проблему.

Помимо социально-психологических, есть и индивидуально-психо­логические причины беспомощности.

Беспомощность — это не единое по своей природе и проявлениям поведение. Существуют различные виды беспомощности. Основные из них — когнитивная и приобретенная беспомощность.

1. Когнитивная беспомощность обозначает психологическое состо­яние человека, возникающее в ситуации, где он имеет возмож­ность для самостоятельного решения возникшей проблемы, для нахождения ее принципиального, хотя бы умственного решения, тем не менее, почему-то не делает этого и по каким-то причинам не использует имеющиеся у него когнитивные возможности. На­пример, человек недооценивает их, не уверен в себе, неправильно воспринимает сложившуюся обстановку или боится предпринять какие-либо активные действия.

2. Приобретенной называют такую беспомощность, которая пред­ставляет собой психологическое состояние, усвоенное человеком (или животным, как это было в экспериментах И. П. Павлова) в результате неблагоприятного жизненного опыта. Суть данного опыта заключается в том, что живой организм (человек или жи­вотное), неоднократного оказывавшийся ранее в сложной жиз­ненной ситуации, несущей в себе неприятности, по тем или иным причинам был не в состоянии избежать или выйти из нее. Впо­следствии в аналогичной ситуации животное или человек ведут себя беспомощно, не предпринимая попыток избежать угрозы.

Одиночество

Одной из серьезнейших социально-психологических проблем людей, живущих в современном мире, является одиночество, представление о котором связано с переживанием ситуаций, субъективно восприни­маемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит об­щения и положительных отношений с окружающими людьми.

Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолиро­ванность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, кон­тактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.

Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало соци­альных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны, они переживают свое положение как тяжелое психи­ческое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостны­ми эмоциональными переживаниями.

На переживание состояния одиночества влияют не столько реаль­ные отношения с окружающими людьми, сколько идеальное представ­ление о том, какими эти отношения должны быть. Человек, имеющий сильно выраженную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты с людьми ограничены од-ним-двумя индивидами, а он бы хотел общаться сразу со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может не ощущать своего одиночества даже в условиях полного и длительного отсутствия общения с людьми.

Замечено, что подлинное одиночество сопровождается некоторы­ми типичными для него социально-психологическими симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному

общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или люб­ви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий чело­век — это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испы­тывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения. Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуа­тивное и преходящее.

1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.

2. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества.

3. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в за­висимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нор­мального межличностного общения или широты контактов с людьми.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одино­чества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способно­стей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собствен­ных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффектив­ности применяемых для этого средств и пр.

Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля' и сопровождается ссылкой на собственные отри­цательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, бо­язнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отно­шения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.

Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноцен­ность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, ког­да он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности

1 О понятиях «каузальная атрибуция* и «локус контроля» см. подробнее в главе 11 и в словаре, приведенном в конце книги.

в общении. Установлено также, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порож­даемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у че­ловека чувства неприспособленности и никчемности.

Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом:

1) ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека;

2) исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих реакций, которые сами по себе затрудняют межличностное общение.

Есть и другие гипотезы, объясняющие феномен одиночества, напри­мер, ссылками на межличностные факторы. Одна из них — это несоот­ветствие между тремя «Я» индивида:

• тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»);

• тем, каким он-хотел бы стать (идеальное «Я»);

• тем, каким его воспринимают другие (отраженное «Я»).

Экспериментально подтверждена гипотеза, в которой утверждает­ся, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих лю­дей к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их на самом деле воспринимают окружающие люди.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является неже­лание человека оказаться в ситуации межличностного общения, где он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждеб­ность и пассивность как возможные причины и одновременно следствия одиночества часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных по­следствий проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует соз­данию обстановки, которая еще более усиливает данное чувство.

Нередко одиночество возникает по не зависящим от человека причи­нам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений — наиболее рас­пространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подоб­ных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной социально-психологической изоляции человека от людей,

составляющих его привычный круг общения. Потеря одного из роди­телей в результате развода или недостаток эмоционально близких, до­верительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сде­лать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характеро­логическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, заставляя таких людей ост­рее, чем других, реагировать на разлуку и социальную изолированность.

Контрольные вопросы

1. Что такое аффилиация?

2. Как соотносятся друг с другом аффилиация, стремление к достижению успехов и соответствующие им виды мотивации?

3. Почему детская привязанность может рассматриваться как форма социального поведения, близкая к аффилиации?

4. Каким образом определяется дружба как вид человеческих отношений?

5. Почему любовь считается высшим и самым совершенным видом человеческих отношений?

6. Почему любовь человека к себе считается одной из разновидностей любви — такой, без которой другие виды любви существовать не могут?

7. Что такое альтруизм?

8. Как объясняется природа альтруистического поведения?

9. Каким образом определяется поведение, направленное на приобретение и удержание власти?

10. Почему вражда считается несовместимой с отношениями дружбы, любви и альтруизма?

11. Как соотносятся между собой вражда и агрессивность?

12. Какие существуют теории агрессивности?

13. Каковы основные виды агрессивности?

14. Кто из ученых первым открыл и описал феномен беспомощного поведения?

15. Каковы основные причины беспомощного поведения людей?

16. В чем состоит суть проблемы и опасность одиночества?

17. Каковы основные психологические и поведенческие признаки одинокого человека?

Литература

1. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990. — С. 27-43.

2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. - С. 70-86.

3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 — С. 225-245.

4. БодалевА. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. - С. 32-99.

5. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1983. - С. 85-265.

6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М, 1987 — С. 6-10,110-130,142-159.'

7. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. — М, 1991. — С. 17-32.

8. Гозман Л. Я., Ажгихина П. И. Психология симпатий. — М., 1988.

9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 1987. — С. 19-33,63-70.

10. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система лич­ных взаимоотношений. — Минск, 1984. — С. 12-42,110-193. И. Кон И. С. Дружба. - М., 1987. - С. 13-327.

12. КроникА. А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. — М.т 1989. — С. 59-173.

13. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов-на-Дону, 1986. - С. 5-111, 115-130.

14. ЛутошкинА. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М , 1988.-С. 36-74.

15. МайерсД. Социальная психология. - СПб., 1997. - С. 532-631.

16. Мелибруда Е.Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986. - С. 26-107,120-171.

17. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. — М.; СПб., 2007.

18. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. — С. 9-17,45-207.

19. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. — С. 30-75,97-121, 138-148.

20. Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С. 235-237.

21. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга: Психология обыденной жизни. - М., 1986. - С. 46-92.

Часть III

МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

Глава 7

Малая группа и коллектив

Понятия малой группы и коллектива

Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроен­ное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общ­ности, называемые социальными группами. Среди них можно выде­лить большие, средние и малые социальные группы.

Большие социальные группыпредставлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, эко­номическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В такие группы могут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти сообщества опосредованно осуществ­ляется воздействие идеологии и политики общества на психологию со­ставляющих их людей. Состав таких групп нестабилен, они, как прави­ло, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации.

Средней социальной группойназывают людей, входящих в ту или иную сравнительно небольшую социальную организацию. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные органи­зации, фабрики, заводы и т. п., включающие в себя от нескольких со­тен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризуются тем, что они существуют на более или менее постоянной основе, их участ­ники осознают свою принадлежность к одной и той же группе (орга­низации и т. п.) и отделяют себя и свою группу (организацию) от дру­гих подобных групп. Состав таких групп, кроме того, более или менее постоянен, а их члены, как правило, проживают в одном регионе и ра­ботают в одной и той же организации.

Малая группапредставляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам:

• наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.);

• личное знание друг друга;

• непосредственное взаимодействие друг с другом;

• существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы;

• наличие внутренней организованности группы, например присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.

Такая группа является непосредственным проводником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек про­водит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды точнее было бы сформулировать как идею о непосредственной зависимости лич­ности, ее психологии и поведения от психологии, действий и отноше­ний людей, принадлежащих к тем же самым малым группам, к кото­рым принадлежит данная личность.

Типичными примерами малых групп являются семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие тру­довые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, жи­вущие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.

Существуют различные способы классификации малых групп, но чаще всего среди них выделяются следующие разновидности:

• лабораторные и естественные, случайные (временные, непостоянные по составу) и стационарные (постоянные по составу) группы;

• формальные и неформальные группы;

• группы низкого и группы высокого уровня развития;

• группы членства и референтные группы.

В сравнении и в противоположность последним иногда выделяют и отдельно рассматривают индифферентные и антиреферентные ма­лые группы.

Кратко охарактеризуем каждую из выделенных разновидностей.

Лабораторными называют малые группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования.

Случайными именуют малые группы, которые собираются из слу­чайно оказавшихся в данном месте людей.

Стационарная, или постоянная, — это такая группа, которая созда­на и существует длительное время, не прекращает свое существование и после того, как задача, поставленная в данный момент времени перед

ней, уже решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые такая группа в течение длительного времени должна решать, причем эти задачи могут меняться, а группа как таковая про­должает существовать).

Формальными (официальными) называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистриро­ванные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций.

Неформальными, или неофициальными, называют такие малые груп­пы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконе­ны соответствующими нормативными актами). К ним, например, от­носятся небольшие группы людей, случайно образовавшиеся в том или ином месте, группы друзей и т. п.

Малые группы низкого уровня развития — это такие объединения людей, в которых отсутствуют или сравнительно слабо развиты при­знаки групповой структуры, в том числе — единая цель (задача), лидер­ство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотноше­ний. Группа низкого уровня развития, как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями.

Группами высокого уровня развития называют такие малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ними задачами. В оте­чественной психологии по сложившейся традиции такие группы при­нято называть коллективами.

Группа членства — это социальная группа, к которой человек реаль­но принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не при­надлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не при­нимает.

Референтными называют малые группы, которые являются наибо­лее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психо­логическое влияние.

Есть немало малых групп, которые никакого или почти никакого влияния на психологию и поведение человека не оказывают. Такие группы, в отличие от референтных, называют индифферентными, или безразличными.

Антиреферентными являются малые группы, члены которых име­ют взгляды и убеждения, противоположные собственным убеждени­ям и взглядам данного человека. Индифферентные и антиреферент­ные малые группы — это, как правило, такие, к которым человек не принадлежит и стать членом которых он не желает.

Выделяют и другие разновидности малых групп. Это, например:

• первичные и вторичные;

• горизонтальные и вертикальные;

• гетерогенные и гомогенные;

• дискуссионные и исполнительские;

• интерактивные и коактивные;

• маргинальные;

• нормативные и др.

Кратко охарактеризуем их.

Первичная группа — это малая группа, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты (хорошие личные взаимоотношения).

Вторичная — это социальная группа, состоящая из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь не­которые общие ценности и отдельные, общие для них формы стандарт­ного поведения. Во всем остальном такая группа может существенно отличаться от себе подобных, в том числе по влиянию на психологию и поведение входящих в ее состав людей. Кроме того, такая группа намного менее значима для формирования человека как личности, чем первичная группа.

Горизонтальная — это группа, собранная из людей, которые пред­ставляют один и тот же социальный класс или занимают одинаковое положение (имеют одинаковый статус) в обществе.

Вертикальная группа представляет собой социальную группу, состав­ленную из людей, занимающих в обществе разное положение с точки зре­ния их власти, влияния, материального положения и т. п., то есть име­ющих в соответствующем обществе различные социальные статусы.

Гетерогенная группа состоит из людей, существенно отличающих­ся друг от друга по своей психологии и поведению.

Гомогенная группа представляет собой социальную группу, состоя­щую из похожих друг на друга по психологии и поведению людей.

Дискуссионной называют группу, основная цель которой заключа­ется в обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу.

Исполнительская — это группа, которая сама решения не принима­ет, но выполняет те решения, которые принимаются кем-либо, напри­мер членами другой социальной группы.

Интерактивной называют малую группу, в которой ее участники могут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться и вза­имодействовать друг с другом в процессе совместной работы.

Коактивная — это группа, в которой несколько человек в одно и то же время работают над решением какой-либо задачи, но при этом они непосредственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межличностное общение во время решения задачи ограничено.

Маргинальной называют социальную группу, состоящую из людей, которые по своей психологии и поведению находятся между несколь­кими разными культурами, полностью не принадлежа ни одной из них.

Нормативная — это социальная группа, которая используется для установления стандартов (норм), относительно которых, в свою оче­редь, оцениваются психология и поведение других людей.

Среди основных направлений исследований или подходов к изу­чению малых групп выделяют: социометрическое, интеракционисти-ческое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое.

Социометрическое направлениесвязано с изучением межличност­ных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Я.Морено.

Интеракционистический подходориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при реше­нии ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представлен в работах К. Левина и Р. Бейлза.

Стратометрическийподход разработан А. В. Петровским и реали­зован в стратометрической концепции коллектива. В нем в основном описывается коллектив как группа высокого уровня развития и выде­ляются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт (слоев) в страто­метрической концепции коллектива выделено три: отношения к содер­жанию совместной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), и эмоционально-непосредственные отношения (тре­тий, или поверхностный, слой).

Параметрометрическийподход к коллективу разработан Л. И. Уман-ским и его последователями. Здесь также обсуждаются структура и раз­витие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происхо­дящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-коопе­рация, группа-корпорация и коллектив. Особое внимание в характерис­тике уровня развития группы как коллектива обращается на организо­ванность (А. С. Чернышов) и эмоциональное единство (А. Н.Лутошкин).

Организационно-управленческий подходотличается тем, что ма­лая группа рассматривается как объект и субъект управления в реаль­но существующих организациях.

Тренинговый подходк изучению малых групп состоит в том, что в малой группе организуется и проводится социально-психологи­ческий тренинг, и она, с одной стороны, используется в психотера­певтических или психокоррекционных целях, а с другой — стано­вится объектом научного изучения как реально существующая малая группа.

Группу в социальной психологии изучают также с точки зрения ее структуры и динамики.

Под структурой малой группыпонимается ее персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы.

Динамику малой группыпредставляют через происходящие в груп­пе социально-психологические процессы, включая те, которые связа­ны с развитием группы как коллектива или команды (последнее по­нятие является синонимом коллектива, используемым в зарубежной социальной психологии).

Сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами называют каналами межличностных(или групповых) коммуникаций.Существуют разные системы каналов коммуникаций в группе. На рис. 1 представлены два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентра­лизованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встре­чающиеся на практике.

Совокупность прав и обязанностей, в соответствие с которыми орга­низуется взаимодействие и строятся взаимоотношения членов группы друг с другом, называется распределением ролей. В каждой группе скла­дывается своя ролевая структура. Одни и те же члены группы выполня­ют в ней различные функции и в характерных для нее системах отноше­ний занимают неодинаковое положение. В главе 5 мы уже отмечали, что социальные психологи пользуются понятиями «роль» и «статус» для . более точной характеристики этих функций и места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений.

Структуру малой социальной группы также можно представлять и описывать через взаимоотношения, которые складываются меж­ду членами группы. Так, например, ее можно характеризовать че­рез деловые и личные взаимоотношения участников данной группы, официальные и неофициальные, координационные и субординаци­онные.

Вражда и агрессивность - student2.ru

В динамике малой группы психологов прежде всего интересуют процессы, связанные с ее развитием. В данном случае под развитием понимается продвижение группы на пути ее превращения в высоко­развитый коллектив (команду).

В связи с тем что от уровня развития группы зависит ее работоспо­собность и степень влияния на людей, высокоразвитым группам в соци­альной психологии уделялось повышенное внимание, особенно в нашей стране. Для того чтобы группа имела право назваться коллективом, она должна соответствовать высоким требованиям.

Психологически развитой, как коллектив, считается такая ма­лая группа, в которой сложилась система деловых и личных взаи­моотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Та­кие отношения можно назвать коллективистскими.

Подлинно коллективистские отношения определяются через по­нятия ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.

Содержание понятия «коллектив», введенного в научный оборот в отечественной социальной психологии еще в начале XX века, со вре­менем менялось, так как это понятие представляло собой не только психологическое, но и идеологическое явление.

Феноменология малых групп

Под феноменологией малых групп понимается представление и опи­сание основных явлений, характерных для малых групп. Это прежде всего явления, возникающие в сфере взаимоотношений людей.

Социально-психологическую основу всех отношений, складываю­щихся в группе, составляют принятые в ней ценности и нормы.

Ценностяминазывают то, что ценится членами данной группы, что для них наиболее значимо и важно.

Групповыми нормаминазывают общие правила, которыми в сво­их действиях и поступках, а также во взаимоотношениях друг с дру­гом руководствуются члены группы.

В управлении жизнедеятельностью группы нормы выполняют ряд важных функций. Наиболее существенные из них —регулятивная, оце­ночная, санкционирующая и стабилизирующая.

Представление о правильности или неправильности групповых цен­ностных ориентации и норм в известном смысле слова относительное. Оно различно у людей, которые эту правильность устанавливают. В каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости или неприемлемости необходимо предварительно уточ­нять субъектов, с позиций которых они оцениваются. Чаще всего специ­фику групповых норм определяет большинство членов данной группы: нормой считается то, что в данной группе поддерживает квалифициро­ванное большинство ее членов. Кроме того, сами групповые нормы не­постоянны: они могут со временем меняться. Это, например, происхо­дит в случае социально-психологического развития группы, смены ее состава или лидера.

Наши рекомендации