Вражда и агрессивность
Отношения типа враждыи агрессивностиможно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отношения, как показывает длительная история существования человеческого общества, являются столь же «вечными», как и отмеченные выше положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.
Почему же вражда и агрессивность между людьми существовали, существуют и, наверное, долго будут еще существовать?
Прежде всего, наверное, потому, что интересы людей существенно различны, а их потребности могут оказаться несовместимыми и зачастую могут быть удовлетворены только за счет нарушения или пренебрежения интересами и потребностями других людей. Кроме того, вражду может порождать и социальное неравенство людей, которое большинство из них рассматривает как несправедливое. К примеру, тот, кто имеет от жизни больше, вызывал и, вероятно, всегда будет вызывать у неимущих людей чувство зависти. От этого чувства большинству людей вряд ли когда-либо удастся полностью избавиться.
Возникновение и развитие враждебных отношений имеет свои законы и динамику. Обычно в качестве начального этапа появления
межличностной неприязни людей выступают их индивидуальные различия и несовместимость интересов. Если их влияние на межличностные отношения каким-то образом не блокировано, то рано или поздно исходное противоречие породит конфликт и вызовет со стороны одного или обоих вовлеченных в него индивидов открытую неприязнь, способную превратиться во вражду. Возникшая таким образом вражда всякий раз будет вызывать у одного человека бессознательную установку на противодействие оппоненту. В результате поведение этого человека в отношении другого с самого начала оказывается направленным на то, чтобы доставить тому неприятности.
Вражда между людьми, если она уже возникла, становится трудно устранимой, так как связанные с ней отрицательные эмоциональные и мотивационные установки являются устойчивыми, возникают автоматически и с трудом контролируются сознанием. Это, однако, не значит, что враждебные отношения между людьми невозможно устранить, это лишь означает, что их легче предупредить, чем изменить тогда, когда они уже возникли.
В современной научной литературе чаще, чем термин «вражда», используется понятие «агрессивность». В человеческих отношениях, которые обсуждаются в данной главе, эти слова означают примерно одно и то же, поэтому краткое знакомство с тем, каким образом ставится и решается в психологии проблема агрессивности, поможет нам разобраться и в вопросе о враждебных отношениях между людьми.
Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, уничтожить, разрушить.
Среди основных причин агрессивности выделяют:
• неправильное воспитание;
• напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние человека;
• неблагополучный личный опыт жизни;
• частые фрустрации;
• повышенная активность так называемого биологического центра агрессивности, существующего в мозге, и др.
В связи с множеством возможных причин агрессивности до сих пор не существует единой теории происхождения агрессивности.
Интерес представляют не только проявления агрессии, но и возможные мотивы агрессивного поведения людей. Они, как выяснилось, могут быть как биологическими, так и социальными. В первом случае
предполагается наличие определенных генетических или органических предпосылок к проявлениям агрессивности — таких, которые заложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами.
Особое внимание среди теорий социального происхождения такого поведения людей привлекла фрустрациоппая теория агрессии, предложенная американским ученым Д. Доллардом. Она исходит из того, что фрустрация является обязательной предпосылкой агрессии, а агрессивность, в свою очередь, выступает в качестве ее неизбежного следствия.
Еще одна социальная теория агрессии, ставшая популярной в последней четверти XX века, исходит из концепции социального научения. Этой теории, в частности, придерживался А. Бандура, который утверждал, что агрессивное поведение приобретается человеком в результате научения.
Среди социально-психологических теорий следует упомянуть и так называемую ритуальную теорию агрессии. В этой теории агрессивное поведение человека представляется как ритуал, обычай, культурная традиция, проявляющиеся, например, в милитаризованных сообществах и в экстремистских организациях, связанных с жертвоприношением, строящих свои отношения с другими, не согласными с ними организациями и группами людей на силовой основе, считающих, кроме того, войны и силовую борьбу нормой человеческой жизни. В таких сообществах армия и другие силовые структуры считаются наиболее важными атрибутами государства и являются весьма популярными среди населения.
В действительности ни одна из теорий агрессии полностью и исчерпывающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила можно найти немалое количество исключений. Вместе с тем нельзя не признать, что в каждой из рассмотренных выше частных теорий агрессии содержится зерно истины.
Беспомощность
Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Павлов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них условных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары электрического тока, то через некоторое время она прекращает попытки
вырваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удерживающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, однако в его собственной лаборатории исследования такого поведения не получили продолжения.
Социально-психологические исследования беспомощного поведения на людях возобновились в США спустя примерно двадцать лет после наблюдений, сделанных Павловым. Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в данный момент времени, другая порождается его собственными, индивидуальными особенностями. Установлено, что беспомощное поведение чаще всего возникает у человека тогда, когда на основе полученного (ранее приобретенного) опыта он убеждается в том, что предпринимаемые попытки самостоятельно выйти из сложившейся ситуации не привели к желаемому результату.
Появление у человека такого поведения также связывается с тем, что он исчерпал все способы решения возникшей проблемы. Здесь речь идет о том случае, когда человек уже опробовал разные доступные ему способы действий в сложившейся ситуации, но так и не смог решить возникшую проблему.
Еще одним условием, способствующим беспомощному поведению, является ухудшение ситуации в результате предпринимаемых человеком действий. В такой ситуации он приходит к выводу: лучше ждать и ничего не делать, чем еще раз и во вред себе пытаться решить возникшую проблему.
Помимо социально-психологических, есть и индивидуально-психологические причины беспомощности.
Беспомощность — это не единое по своей природе и проявлениям поведение. Существуют различные виды беспомощности. Основные из них — когнитивная и приобретенная беспомощность.
1. Когнитивная беспомощность обозначает психологическое состояние человека, возникающее в ситуации, где он имеет возможность для самостоятельного решения возникшей проблемы, для нахождения ее принципиального, хотя бы умственного решения, тем не менее, почему-то не делает этого и по каким-то причинам не использует имеющиеся у него когнитивные возможности. Например, человек недооценивает их, не уверен в себе, неправильно воспринимает сложившуюся обстановку или боится предпринять какие-либо активные действия.
2. Приобретенной называют такую беспомощность, которая представляет собой психологическое состояние, усвоенное человеком (или животным, как это было в экспериментах И. П. Павлова) в результате неблагоприятного жизненного опыта. Суть данного опыта заключается в том, что живой организм (человек или животное), неоднократного оказывавшийся ранее в сложной жизненной ситуации, несущей в себе неприятности, по тем или иным причинам был не в состоянии избежать или выйти из нее. Впоследствии в аналогичной ситуации животное или человек ведут себя беспомощно, не предпринимая попыток избежать угрозы.
Одиночество
Одной из серьезнейших социально-психологических проблем людей, живущих в современном мире, является одиночество, представление о котором связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружающими людьми.
Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди людей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психологическую изолированность от них, то есть одиночество.
Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены, или разорваны, они переживают свое положение как тяжелое психическое состояние, сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями.
На переживание состояния одиночества влияют не столько реальные отношения с окружающими людьми, сколько идеальное представление о том, какими эти отношения должны быть. Человек, имеющий сильно выраженную потребность в общении, будет чувствовать себя одиноким и в том случае, если его контакты с людьми ограничены од-ним-двумя индивидами, а он бы хотел общаться сразу со многими. В то же самое время тот, кто не испытывает такой потребности, может не ощущать своего одиночества даже в условиях полного и длительного отсутствия общения с людьми.
Замечено, что подлинное одиночество сопровождается некоторыми типичными для него социально-психологическими симптомами. Обычно одинокие чувствуют себя психологически изолированными от остальных людей, неспособными к нормальному межличностному
общению, к установлению интимных отношений типа дружбы или любви с другими людьми. По настоящему психологически одинокий человек — это, как правило, депрессивная, или подавленная личность, испытывающая, помимо прочего, еще дефицит умений и навыков общения. Необходимо различать три типа одиночества: хроническое, ситуативное и преходящее.
1. Хроническое одиночество возникает тогда, когда человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми.
2. Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со значимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества.
3. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества, которые полностью и бесследно проходят, не оставляя после себя никаких следов.
Ощущение одиночества способно усиливаться или ослабляться в зависимости от изменений в индивидуально принятых стандартах нормального межличностного общения или широты контактов с людьми.
Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одиночества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способностей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собственных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффективности применяемых для этого средств и пр.
Каузальная атрибуция таких людей характеризуется внутренним локусом контроля' и сопровождается ссылкой на собственные отрицательные индивидуальные качества, такие как стеснительность, боязнь получить отказ в попытке установить с кем-то интимные отношения, недостаток знаний о том, как следует вести себя в подобных ситуациях, чтобы укрепить межличностные связи.
Человек становится одиноким тогда, когда осознает неполноценность своих отношений с людьми, личностно значимыми для него, когда он испытывает острейший дефицит удовлетворения потребности
1 О понятиях «каузальная атрибуция* и «локус контроля» см. подробнее в главе 11 и в словаре, приведенном в конце книги.
в общении. Установлено также, что одиночество зависит от того, как человек к себе относится, то есть от его самооценки. У многих людей чувство одиночества связано с явно заниженной самооценкой. Порождаемое ею ощущение одиночества нередко приводит к появлению у человека чувства неприспособленности и никчемности.
Связь, существующая между низкой самооценкой и одиночеством, объясняется двояким образом:
1) ссылками на то, что низкая самооценка порождает внутреннее самоотчуждение человека;
2) исходя из предположения, что низкая самооценка сопровождается системой таких установок и поведенческих реакций, которые сами по себе затрудняют межличностное общение.
Есть и другие гипотезы, объясняющие феномен одиночества, например, ссылками на межличностные факторы. Одна из них — это несоответствие между тремя «Я» индивида:
• тем, каким он в настоящее время видит себя (актуальное «Я»);
• тем, каким он-хотел бы стать (идеальное «Я»);
• тем, каким его воспринимают другие (отраженное «Я»).
Экспериментально подтверждена гипотеза, в которой утверждается, что субъективные причины одиночества имеют больший вес в его возникновении, чем объективные. Оказалось, например, что многие люди не в состоянии правильно оценить отношение окружающих людей к ним, так как их самовосприятие не вполне соответствует тому, как их на самом деле воспринимают окружающие люди.
Одним из факторов, способствующих одиночеству, является нежелание человека оказаться в ситуации межличностного общения, где он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждебность и пассивность как возможные причины и одновременно следствия одиночества часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных последствий проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует созданию обстановки, которая еще более усиливает данное чувство.
Нередко одиночество возникает по не зависящим от человека причинам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений — наиболее распространенные социальные причины, ведущие к одиночеству. В подобных случаях оно зарождается вследствие внезапно возникающей полной или частичной социально-психологической изоляции человека от людей,
составляющих его привычный круг общения. Потеря одного из родителей в результате развода или недостаток эмоционально близких, доверительных отношений, родительской поддержки в детстве могут сделать индивида более чувствительным к одиночеству в зрелом возрасте. Эмоциональная рана, полученная в детстве, превращается в характерологическую личностную ранимость взрослого и сохраняется в течение длительного времени, иногда на всю жизнь, заставляя таких людей острее, чем других, реагировать на разлуку и социальную изолированность.
Контрольные вопросы
1. Что такое аффилиация?
2. Как соотносятся друг с другом аффилиация, стремление к достижению успехов и соответствующие им виды мотивации?
3. Почему детская привязанность может рассматриваться как форма социального поведения, близкая к аффилиации?
4. Каким образом определяется дружба как вид человеческих отношений?
5. Почему любовь считается высшим и самым совершенным видом человеческих отношений?
6. Почему любовь человека к себе считается одной из разновидностей любви — такой, без которой другие виды любви существовать не могут?
7. Что такое альтруизм?
8. Как объясняется природа альтруистического поведения?
9. Каким образом определяется поведение, направленное на приобретение и удержание власти?
10. Почему вражда считается несовместимой с отношениями дружбы, любви и альтруизма?
11. Как соотносятся между собой вражда и агрессивность?
12. Какие существуют теории агрессивности?
13. Каковы основные виды агрессивности?
14. Кто из ученых первым открыл и описал феномен беспомощного поведения?
15. Каковы основные причины беспомощного поведения людей?
16. В чем состоит суть проблемы и опасность одиночества?
17. Каковы основные психологические и поведенческие признаки одинокого человека?
Литература
1. Аргайл М. Психология счастья. — М., 1990. — С. 27-43.
2. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. - С. 70-86.
3. Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986 — С. 225-245.
4. БодалевА. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. - С. 32-99.
5. Бодалев А. А. Личность и общение. - М., 1983. - С. 85-265.
6. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М, 1987 — С. 6-10,110-130,142-159.'
7. Гребенщиков И. В. Основы семейной жизни. — М, 1991. — С. 17-32.
8. Гозман Л. Я., Ажгихина П. И. Психология симпатий. — М., 1988.
9. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. — М., 1987. — С. 19-33,63-70.
10. Коломинский Я. Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск, 1984. — С. 12-42,110-193. И. Кон И. С. Дружба. - М., 1987. - С. 13-327.
12. КроникА. А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. — М.т 1989. — С. 59-173.
13. Лабунская В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. - Ростов-на-Дону, 1986. - С. 5-111, 115-130.
14. ЛутошкинА. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М , 1988.-С. 36-74.
15. МайерсД. Социальная психология. - СПб., 1997. - С. 532-631.
16. Мелибруда Е.Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. - М., 1986. - С. 26-107,120-171.
17. Налчаджян А. А. Агрессивность человека. — М.; СПб., 2007.
18. Петровская Л. А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. - М., 1989. — С. 9-17,45-207.
19. Петровская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. — С. 30-75,97-121, 138-148.
20. Психология эмоций. Тексты. - М., 1984. - С. 235-237.
21. Шмелев А. Г. Острые углы семейного круга: Психология обыденной жизни. - М., 1986. - С. 46-92.
Часть III
МАЛЫЕ И БОЛЬШИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ
Глава 7
Малая группа и коллектив
Понятия малой группы и коллектива
Психология и поведение человека существенно зависят от окружающей его социальной среды. Эта среда представляет собой сложно устроенное современное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые общности, называемые социальными группами. Среди них можно выделить большие, средние и малые социальные группы.
Большие социальные группыпредставлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по социально-демографическим, профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим признакам. В такие группы могут входить десятки и сотни тысяч людей. Через эти сообщества опосредованно осуществляется воздействие идеологии и политики общества на психологию составляющих их людей. Состав таких групп нестабилен, они, как правило, не имеют общей цели, и их члены не проживают в одном месте, не работают в одной организации.
Средней социальной группойназывают людей, входящих в ту или иную сравнительно небольшую социальную организацию. Это могут быть учреждения, предприятия, воинские части, спортивные организации, фабрики, заводы и т. п., включающие в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч человек. Такие группы характеризуются тем, что они существуют на более или менее постоянной основе, их участники осознают свою принадлежность к одной и той же группе (организации и т. п.) и отделяют себя и свою группу (организацию) от других подобных групп. Состав таких групп, кроме того, более или менее постоянен, а их члены, как правило, проживают в одном регионе и работают в одной и той же организации.
Малая группапредставляет собой небольшое количество людей, от 2-3 до 20-30 человек, выделяемых по следующим основным, общим для них признакам:
• наличие общего дела (цели, деятельности и т. п.);
• личное знание друг друга;
• непосредственное взаимодействие друг с другом;
• существование установившихся личных и деловых взаимоотношений между членами группы;
• наличие внутренней организованности группы, например присутствие лидера, распределение ролей, групповых норм и т. п.
Такая группа является непосредственным проводником влияния общества, больших и средних социальных групп на индивида. Она представляет собой элементарную ячейку общества. В ней человек проводит большую часть своей жизни. Известный тезис о зависимости психологии и поведения личности от социальной среды точнее было бы сформулировать как идею о непосредственной зависимости личности, ее психологии и поведения от психологии, действий и отношений людей, принадлежащих к тем же самым малым группам, к которым принадлежит данная личность.
Типичными примерами малых групп являются семья, учебный класс, студенческие группы, спортивные и воинские команды, небольшие трудовые коллективы, группы друзей и т. п. Все без исключения люди, живущие в современном обществе, являются членами каких-либо малых социальных групп, причем, как правило, не одной, а нескольких.
Существуют различные способы классификации малых групп, но чаще всего среди них выделяются следующие разновидности:
• лабораторные и естественные, случайные (временные, непостоянные по составу) и стационарные (постоянные по составу) группы;
• формальные и неформальные группы;
• группы низкого и группы высокого уровня развития;
• группы членства и референтные группы.
В сравнении и в противоположность последним иногда выделяют и отдельно рассматривают индифферентные и антиреферентные малые группы.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных разновидностей.
Лабораторными называют малые группы, которые создаются с целью проведения какого-либо научного исследования.
Случайными именуют малые группы, которые собираются из случайно оказавшихся в данном месте людей.
Стационарная, или постоянная, — это такая группа, которая создана и существует длительное время, не прекращает свое существование и после того, как задача, поставленная в данный момент времени перед
ней, уже решена (предполагается, что есть определенная совокупность задач, которые такая группа в течение длительного времени должна решать, причем эти задачи могут меняться, а группа как таковая продолжает существовать).
Формальными (официальными) называют малые группы, которые возникают и существуют в обществе как официально зарегистрированные в нем, являясь, например, структурными подразделениями тех или иных общественных (социальных) организаций.
Неформальными, или неофициальными, называют такие малые группы, которые не имеют официального статуса в обществе (не узаконены соответствующими нормативными актами). К ним, например, относятся небольшие группы людей, случайно образовавшиеся в том или ином месте, группы друзей и т. п.
Малые группы низкого уровня развития — это такие объединения людей, в которых отсутствуют или сравнительно слабо развиты признаки групповой структуры, в том числе — единая цель (задача), лидерство, распределение ролей, система деловых и личных взаимоотношений. Группа низкого уровня развития, как правило, плохо справляется с возложенными на нее обязанностями.
Группами высокого уровня развития называют такие малые группы, которые имеют высокоразвитую групповую структуру и благодаря ей могут успешно справляться со стоящими перед ними задачами. В отечественной психологии по сложившейся традиции такие группы принято называть коллективами.
Группа членства — это социальная группа, к которой человек реально принадлежит. Чужими называют группы, к которым человек не принадлежит, в жизни и деятельности которых он личного участия не принимает.
Референтными называют малые группы, которые являются наиболее значимыми для человека и оказывают на него наибольшее психологическое влияние.
Есть немало малых групп, которые никакого или почти никакого влияния на психологию и поведение человека не оказывают. Такие группы, в отличие от референтных, называют индифферентными, или безразличными.
Антиреферентными являются малые группы, члены которых имеют взгляды и убеждения, противоположные собственным убеждениям и взглядам данного человека. Индифферентные и антиреферентные малые группы — это, как правило, такие, к которым человек не принадлежит и стать членом которых он не желает.
Выделяют и другие разновидности малых групп. Это, например:
• первичные и вторичные;
• горизонтальные и вертикальные;
• гетерогенные и гомогенные;
• дискуссионные и исполнительские;
• интерактивные и коактивные;
• маргинальные;
• нормативные и др.
Кратко охарактеризуем их.
Первичная группа — это малая группа, состоящая из людей, имеющих общую систему ценностей, общие цели, стандарты поведения и тесные межличностные контакты (хорошие личные взаимоотношения).
Вторичная — это социальная группа, состоящая из людей, которые имеют сравнительно мало общего друг с другом, разделяют лишь некоторые общие ценности и отдельные, общие для них формы стандартного поведения. Во всем остальном такая группа может существенно отличаться от себе подобных, в том числе по влиянию на психологию и поведение входящих в ее состав людей. Кроме того, такая группа намного менее значима для формирования человека как личности, чем первичная группа.
Горизонтальная — это группа, собранная из людей, которые представляют один и тот же социальный класс или занимают одинаковое положение (имеют одинаковый статус) в обществе.
Вертикальная группа представляет собой социальную группу, составленную из людей, занимающих в обществе разное положение с точки зрения их власти, влияния, материального положения и т. п., то есть имеющих в соответствующем обществе различные социальные статусы.
Гетерогенная группа состоит из людей, существенно отличающихся друг от друга по своей психологии и поведению.
Гомогенная группа представляет собой социальную группу, состоящую из похожих друг на друга по психологии и поведению людей.
Дискуссионной называют группу, основная цель которой заключается в обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу.
Исполнительская — это группа, которая сама решения не принимает, но выполняет те решения, которые принимаются кем-либо, например членами другой социальной группы.
Интерактивной называют малую группу, в которой ее участники могут свободно, без каких бы то ни было ограничений общаться и взаимодействовать друг с другом в процессе совместной работы.
Коактивная — это группа, в которой несколько человек в одно и то же время работают над решением какой-либо задачи, но при этом они непосредственно не общаются, не взаимодействуют друг с другом или же их межличностное общение во время решения задачи ограничено.
Маргинальной называют социальную группу, состоящую из людей, которые по своей психологии и поведению находятся между несколькими разными культурами, полностью не принадлежа ни одной из них.
Нормативная — это социальная группа, которая используется для установления стандартов (норм), относительно которых, в свою очередь, оцениваются психология и поведение других людей.
Среди основных направлений исследований или подходов к изучению малых групп выделяют: социометрическое, интеракционисти-ческое, стратометрическое, параметрометрическое, организационно-управленческое и тренинговое.
Социометрическое направлениесвязано с изучением межличностных отношений в малой группе с помощью социометрии и на основе социометрической теории человеческих отношений, предложенной Я.Морено.
Интеракционистический подходориентирован на исследование процесса межличностного взаимодействия членов группы при решении ими какой-либо задачи. Этот подход в основном представлен в работах К. Левина и Р. Бейлза.
Стратометрическийподход разработан А. В. Петровским и реализован в стратометрической концепции коллектива. В нем в основном описывается коллектив как группа высокого уровня развития и выделяются страты (слои) взаимоотношений. Таких страт (слоев) в стратометрической концепции коллектива выделено три: отношения к содержанию совместной деятельности (первый, глубинный слой), отношения, опосредствованные содержанием совместной деятельности (второй, средний слой), и эмоционально-непосредственные отношения (третий, или поверхностный, слой).
Параметрометрическийподход к коллективу разработан Л. И. Уман-ским и его последователями. Здесь также обсуждаются структура и развитие группы как коллектива, выделяются уровни развития группы как коллектива и обращается внимание на динамические процессы, происходящие в группе по мере ее превращения в развитый коллектив. В качестве уровней развития группы называются диффузная группа, группа-кооперация, группа-корпорация и коллектив. Особое внимание в характеристике уровня развития группы как коллектива обращается на организованность (А. С. Чернышов) и эмоциональное единство (А. Н.Лутошкин).
Организационно-управленческий подходотличается тем, что малая группа рассматривается как объект и субъект управления в реально существующих организациях.
Тренинговый подходк изучению малых групп состоит в том, что в малой группе организуется и проводится социально-психологический тренинг, и она, с одной стороны, используется в психотерапевтических или психокоррекционных целях, а с другой — становится объектом научного изучения как реально существующая малая группа.
Группу в социальной психологии изучают также с точки зрения ее структуры и динамики.
Под структурой малой группыпонимается ее персональный состав и связи (отношения), существующие между членами группы.
Динамику малой группыпредставляют через происходящие в группе социально-психологические процессы, включая те, которые связаны с развитием группы как коллектива или команды (последнее понятие является синонимом коллектива, используемым в зарубежной социальной психологии).
Сложившуюся в группе систему общения или обмена информацией между ее членами называют каналами межличностных(или групповых) коммуникаций.Существуют разные системы каналов коммуникаций в группе. На рис. 1 представлены два основных вида структур каналов внутригрупповых коммуникаций: централизованная (А) и децентрализованная (Б), а также некоторые их варианты, чаще всего встречающиеся на практике.
Совокупность прав и обязанностей, в соответствие с которыми организуется взаимодействие и строятся взаимоотношения членов группы друг с другом, называется распределением ролей. В каждой группе складывается своя ролевая структура. Одни и те же члены группы выполняют в ней различные функции и в характерных для нее системах отношений занимают неодинаковое положение. В главе 5 мы уже отмечали, что социальные психологи пользуются понятиями «роль» и «статус» для . более точной характеристики этих функций и места каждого человека в структуре внутригрупповых отношений.
Структуру малой социальной группы также можно представлять и описывать через взаимоотношения, которые складываются между членами группы. Так, например, ее можно характеризовать через деловые и личные взаимоотношения участников данной группы, официальные и неофициальные, координационные и субординационные.
В динамике малой группы психологов прежде всего интересуют процессы, связанные с ее развитием. В данном случае под развитием понимается продвижение группы на пути ее превращения в высокоразвитый коллектив (команду).
В связи с тем что от уровня развития группы зависит ее работоспособность и степень влияния на людей, высокоразвитым группам в социальной психологии уделялось повышенное внимание, особенно в нашей стране. Для того чтобы группа имела право назваться коллективом, она должна соответствовать высоким требованиям.
Психологически развитой, как коллектив, считается такая малая группа, в которой сложилась система деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе. Такие отношения можно назвать коллективистскими.
Подлинно коллективистские отношения определяются через понятия ответственности, открытости, коллективизма, контактности, организованности, эффективности и информированности.
Содержание понятия «коллектив», введенного в научный оборот в отечественной социальной психологии еще в начале XX века, со временем менялось, так как это понятие представляло собой не только психологическое, но и идеологическое явление.
Феноменология малых групп
Под феноменологией малых групп понимается представление и описание основных явлений, характерных для малых групп. Это прежде всего явления, возникающие в сфере взаимоотношений людей.
Социально-психологическую основу всех отношений, складывающихся в группе, составляют принятые в ней ценности и нормы.
Ценностяминазывают то, что ценится членами данной группы, что для них наиболее значимо и важно.
Групповыми нормаминазывают общие правила, которыми в своих действиях и поступках, а также во взаимоотношениях друг с другом руководствуются члены группы.
В управлении жизнедеятельностью группы нормы выполняют ряд важных функций. Наиболее существенные из них —регулятивная, оценочная, санкционирующая и стабилизирующая.
Представление о правильности или неправильности групповых ценностных ориентации и норм в известном смысле слова относительное. Оно различно у людей, которые эту правильность устанавливают. В каждом конкретном случае при определении групповых норм, их приемлемости или неприемлемости необходимо предварительно уточнять субъектов, с позиций которых они оцениваются. Чаще всего специфику групповых норм определяет большинство членов данной группы: нормой считается то, что в данной группе поддерживает квалифицированное большинство ее членов. Кроме того, сами групповые нормы непостоянны: они могут со временем меняться. Это, например, происходит в случае социально-психологического развития группы, смены ее состава или лидера.