Личностные реакции на одиночество

Утрата смысла жизни. Является первым признаком одиночества.

Скука. Всё становится скучным, даже то, что раньше радовало.

Апатия. Общее снижение тонуса, быстрая усталость, возможно снижение умственной деятельности.

Эмоциональная напряжённость.

Суицидальные мысли – перенесение душевного недуга на телесный.

Соматизация страдания.

Негибкость личностных качеств. Консервативность.

Снижение биологической и социальной адаптивности. Перестают бороться за свои интересы, стремления.

«Падение» личности. Снижение профессиональных качеств, склонность к зависимостям, синдром «БИЧа», «БОМЖа».

Снижение самооценки. Часто характерна придирчивость ко всем своим чертам, способностям, достижениям.

Снижение саморегуляции (эмоционального контроля, волевой регуляции).

Разрушение «высшего я» – идеальных стремлений, эстетического вкуса, нравственных принципов, идеалов.

Рост агрессии и аутоагрессии.

Снижение длительности жизни.

Аутизм и аутичность

Аутизм – от греческого autos – сам.

Психологический словарь предлагает следующее определение аутизма. Это сложное, порой болезненное состояние личности, выражающееся в чрезмерной её самоуглублённости, в уходе от контактов с окружающими, в отчуждении, в погружении в мир собственных переживаний. По данным американской Ассоциации по аутизму, под термином «аутизм» понимается глубокое врождённое нарушение, носящее бионеврологический характер, которое обычно проявляется в течение первых трёх лет жизни. До сих пор среди учёных нет однозначного мнения по поводу причин данного состояния человека. Среди самых распространённых выделяют: генетические, родовые травмы, вирусные заболевания, хромосомные нарушения.

В настоящее время критерием диагностики аутизма считаются те характеристики поведения, которые проявляются в трёх основных сферах (триада нарушений):

· нарушение социального взаимодействия;

· нарушения социального общения;

· ограниченные интересы и действия.

По мнению Л. Винг, следствием этих нарушений является жёсткая модель поведения, включающая в себя стремление к сохранению постоянства, стереотипного движения, ограниченные интересы и т. д. Эти характерные черты проявляются различно у каждого ребёнка.

Основные критерии определения аутизма

Проявления аномального развития до 3 лет.

Качественные нарушения в социальном взаимодействии (3 из 5):

§ отсутствие контакта «глаза в глаза», странное положение тела, выражение лица, использование жестов неадекватно ситуации;

§ неспособность к установлению дружеских отношений, которые характеризуются взаимными интересами, деятельностью и эмоциями;

§ отсутствие или очень редкие попытки найти в других людях утешение и любовь в моменты стресса или когда им плохо и/или неспособность самому выразить утешение, сочувствие;

§ отсутствие проявления радости, когда другие её проявляют;

§ отсутствие проявления социальности и эмоций и /или отсутствие изменения в поведении в зависимости от необходимости социального контекста.

Качественные нарушения в коммуникации (2 из 5):

§ задержка или полное отсутствие речи, не сопровождающееся попыткой компенсировать это альтернативными способами коммуникации (невербальными средствами);

§ неспособность начать или поддержать разговор, обмениваться репликами при общении;

§ стереотипное, повторяющееся использование слов;

§ аномалии в высоте тона голоса, ударения, скорости, ритме и интонации речи;

§ отсутствие разнообразия при ролевой игре или в раннем возрасте при социально имитирующей игре.

Ограниченные, повторяющиеся, стереотипные модели поведения, процессов и действий (2 из 6):

· всепоглащённость стереотипными и ограниченными интересами;

· специфическая привязанность к определённым предметам;

· настойчивое требование соблюдения специфических, нефункциональных ритуалов и заведённого установившегося порядка;

· стереотипные и повторяющиеся двигательные маневризмы, включающие в себя: ворчание, хлопанье, взмахи руками, сложные движения всего тела;

· настойчивое внимание к частям предметов или нефункциональным игровым материалам (обнюхивание, ощупывание поверхностей, слушание шумов);

· расстройство по поводу мелких, незначительных изменений в окружающей обстановке.

Существует также понятие «аутичность», под которым понимается свойство личности, проявляющееся в норме и не относящееся к сфере психопатологии. Эта черта отражается на всей сфере контактов человека; дефицитность общения такого человека является отчасти вынужденной, отчасти неизбежной. Многие черты поведения аутичного ребёнка напоминают сглаженный, нечётко выраженный аутизм. Однако такой ребёнок обладает компенсаторными механизмами, которые при благоприятных условиях позволяют удовлетворительно адаптироваться в среде сверстников.

Аутичных и отчуждённых людей объединяет то обстоятельство, что они испытывают дефицит общения, хотя причины, приводящие к недостатку полноценного общения с людьми, в этих группах различны.

Отчужденность

Отчуждённость – охлаждение и разрыв с ближайшим окружением, выпадений из социальных связей, на личностном уровне проявляется как чувство бессилия перед повседневными проблемами, бессмысленности происходящего; сопровождается апатией и аполитичностью, дефицитом тёплого сердечного общения. Это термин, который употребляется и в обыденном языке, и в различных науках, чаще всего в философии, психологии, криминалогии, социологии. В отличие от философского, в социологическом и психологическом понимании отчуждённость описывается в терминах ожиданий и всегда является в достаточной степени осознаваемым свойством личности.

Стержнем отчуждённости является аномия – это состояние дезорганизации личности, возникающее в результате её дезориентации. Причиной такой дезориентации может быть социальная ситуация, в которой имеет место конфликт норм, личность сталкивается с противоречивыми требованиями, либо ситуация отсутствия норм. В научном смысле термин «аномия» впервые был использован теологами для обозначения пренебрежения законам, в том числе и сокральным.

Вопросы для проверки:

1. Чем отличаются трудности общения от коммуникативных барьеров?

2. Назовите основные трудности общения.

3. Дайте определения робости и застенчивости.

4. Что относится к дефицитному общению?

5. Какие типы одиночества выделяют?

6. Чем отличается аутизм от аутичности?

7. Какие основные признаки аутизма вы узнали?

8. Что такое отчуждённость?

Список рекомендуемой литературы:

1. Абульханова К.А. Российская проблема свободы, одиночества и смирения // Психологический журнал – 1999. – № 5.

2. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. – М.: Владос, 1998.

3. Зимбардо Ф. Застенчивость. – М., 1987.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,1997.

5. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – Спб.: Питер, 2004. – 701с.

6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Просвещение, 1987.

7. Коэн Ш. Как жить с аутизмом? – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.

8. Лабиринты одиночества. – М. Прогресс, 1989.

9. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. – М.: Академия, 2001.

10. Лабунская В.А. , Менджерицкая Ю.А. , Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения:Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. – М.: Академия, 2001.

11. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

12. Межличностное общение / Сост. И общая редакция Н.В. Казариновой, В.М. Погольши. – СПб., 2001.

13. Психология влияния. Хрестоматия / Составитель А.В. Морозов. – СПб., 2001.

14. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. СПб., 2004.

15. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. – Самара., 2003 – 656с.

16. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб., 2004.

17. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. – СПб., 2003.

18. Феррари П. Детский аутизм (пер. с франц., прим. Власовой О.А.). – М., 2006.

19. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. – Киев, 1991.

Наши рекомендации