Соотношение академической (научной), житейской и практической психологии
Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.
Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Существует пять таких отличий.
1) Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.
Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.
2). Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.
Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Уже упоминалось об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.
В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.
3). Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.
В науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.
4). Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.
5) Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.
Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.
Таким образом, житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.
Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.
Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Т.е. научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.
Житейская и обыденная психология | Научная психология | Практическая психология |
Объект конкретен | Объект исторически изменялся | Объект в каждом конкретном случае реален |
Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям | Знания стремятся к обощению | Обобщенные знания предельно конкретизируются |
Характеризуются ограниченностью задач и лиц, на которые распространяются | Поиск общих тенденций и закономерностей развития личности | Отрефлексирование научных знаний и соотнесение с реальным поведением конкретного человека |
Носят интуитивный характер | Рациональны и вполне осознанны | Осознанны |
Передаются с трудом и в незначительной степени | Знания аккумулируются и передаются | Знания обобщаются и передаются |
Методы ограничены | Множество методов | Совокупность различных методов |
Материал ограничен, не происходит накопление | Располагает обширным материалом, который накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки | Располагает обширными знаниями, которые используют, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека |
Язык изложения ненаучный, понятный всем | Специфический язык изложения | “Перевод” научных знаний на язык понятный человеку |
Проверка на достоверность собственным опытом | Проверка на достоверность с помощью специальных методов | Главный показатель - решены ли проблемы, которые беспокоили клиента |
Рассматривается конкретный человек в конкретной ситуации | В каждом направлении изучается одна сторона личности человека | Рассматривается личность в целом |
Нет концептуального аппарата | Концептуальный аппарат служит для объяснения психологических феноменов и для коммуникации внутри научного сообщества | Концептуальный аппарат предназначен для понимания проблем клиента и заказчика и для коммуникации с ним же |
Сегодня можно выделить два подхода к рассмотрению психологии. Одним из них, научным, занимаются специалисты-психологи. В него входят академическая, прикладная и практическая психология.
Продукт академической и прикладной психологии — исследование проблемы с последующими рекомендациями по их решению, практической — воздействие с целью решения психологической проблемы.
В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделяют два понимания «практической психологии»:
1) практическая психология как «прикладная дисциплина», особенностью которой является «ориентация на академическую исследовательскую психологию естественнонаучного типа»;
2) практическая психология как «особая психологическая практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой».
Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
Другой подход — так называемая житейская психология. Представления о ней формируются на основе повседневного общения с другими людьми. Суть житейской психологии в том, чтобы объяснить проблему через внешние обстоятельства, а решить ее надо, соответственно, через изменение этих внешних факторов.
Научная психология считает наоборот: внешние обстоятельства жизни человека являются следствием внутренних психологических причин. Поэтому, если человек хочет разобраться в свой жизни, то ему надо сначала познакомиться с особенностями своей психики. Психолог работает в невидимом субъективном мире, который от этого не менее реален, чем объективный. На этом уровне другая логика.