Бессознательное, его признаки и основные формы
Бессознательное – это совокупность психических процессов, свойств и состояний, о влиянии которых на свое поведение человек не отдает себе отчета. В бессознательном хранится, обрабатывается и используется для регуляции поведения значительно большее количество информации, чем в сознании. Выделим признакибессознательных явлений:
· отсутствие самоконтроля, самооценки, целеполагания;
· тождество процессов, происходящих с нами, и наше отношение к происходящему;
· непроизвольное восприятие, запоминание мира, а также отыскание в нем смысла;
· не является низшим уровнем психики, так как обусловлено сознанием и как специфическая личностная подструктура существует только в паре с сознанием.
Итак, ключевая идея наших дальнейших рассуждений заключается в том, что психические процессы, свойства и состояния обнаруживают себя как на уровне сознания, так и бессознательного. Бессознательное – такая же психическая реальность, как и сознание.
Основные формы бессознательных психических явлений:
· Неосознаваемые побуждения, желания, мотивы. О существовании этого класса явлений стало известно благодаря исследованиям постгипнотического внушения (З.Фрейд), приводящего к выполнению действия, импульс которого был неизвестен человеку после выхода из состояния гипноза. На этой основе З.Фрейдом было разработано понятие бессознательного как вытесненных из сознания аффективных (эмоционально заряженных) комплексов, оказывающих сильное воздействие на жизнь личности и обнаруживающих себя в символах сна, оговорках, юморе и т.п.
· Субсенсорное восприятие (подпороговые раздражители), минимальная сила которых не вызывает возникновение ощущений. Это смутно осознаваемые, не доходящие до уровня сознания чувственные данные когда анализаторы сохраняют, фиксируют в памяти значительно больше информации, чем осознается нами. К ним могут быть отнесены слабые световые, звуковые и другие сигналы, влияющие на психическое состояние человека, но не являющих предметом сознательного внимания.
Формы проявления подпороговых раздражителей (стимулов):
а) состояние расслабления, что активно используется в практических технологиях психологии творчества, (подпороговые мысли приводят к инсайту, вот почему важно при решении сложных проблем брать тайм-аут для включения в действие неосознаваемых резервов мышления), активных методах обучения и лечения; б) внушение (феномен «25-го кадра»), когда какая-либо информация, выступая 25 кадром за секунду, мозгом не осознается, но может оказывать влияние на поведение человека).
Значение субсенсорного восприятия: без способности сенсорики (органов чувств) воспринимать информацию, которая не осознается, мы не смогли бы выстроить целостный образ о мире и о самом себе.
· Неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности: установки и стереотипы. Возникая в процессе решения различных задач, опираются на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях и заранее настраивающие человека на соответствующие действия и мысли.
· Переживание безотчетных (беспричинных) эмоций, когда человек не в состоянии понять, почему у него изменилось настроение. К таким эмоциям относятся те из них, при которых психическое состояние характеризуется неясными переживаниями приятного или неприятного. Подобные состояния возникают на основе эмоциональной памяти без участия таких её видов, как образная и словесно-логическая. Так, иногда мы не можем понять, почему нам стало грустно и что нас заставило уйти из веселой компании своих друзей.
· Подсознательное мышление – бессознательные процессы переработки информации, дающие неожиданные результаты в решении проблем. Хорошо известна инкубационная фаза в развитии нашей мысли над задачей, когда переставав над ней работать, (взяв своеобразный тайм-аут) мы неожиданно для себя находим её решение и понимание.
· Механизмы творчества, когда имеет место нестандартное, новое решение научной или художественной задачи не только в форме инсайта (озарение или «Ага!» - эффект), но и интуитивной догадки.
· Хранящаяся в памяти информация, которая может включать в себя забытые знания, умения, эмоции, а также такую информацию, о существовании которой у себя в мозгу человек может даже не подозревать.
· Автоматизированные навыки и способы действий (ходьба, игра на музыкальном инструменте и т. д.), которые человек вначале выработал под контролем сознания, а затем постоянно их повторяя, научился осуществлять бессознательно. Так, например, первоклассник, обучаясь навыкам письма, на начальных этапах использует активно сознание, затем начинает писать автоматически. Объясняется данный феномен законом, согласно которому содержание сознания не может оставаться неизменным, а то, что не изменяется, перестает осознаваться, т.е. перемещается в сферу бессознательного. Отсюда вывод: в сознании удерживается информация, постоянно находящаяся в незавершенном процессе её обработки: то, что мало подвержено обновлению, стабильно и устойчиво, перемещается в бессознательную сферу психики.
· Механизмы психологической защиты личности как неосознанная регулятивная система стабилизации самосознания личности, выполняющая роль фильтра, который не допускает или каким-либо образом устраняет информацию, несовместимую со сложившимися уровнем самоуважения, чувством собственного достоинства, самооценки индивида. Вместе с тем, избавляя психику от состояния дискомфорта, механизмы психологической защиты личности лишают человека возможности адекватно оценить себя и свое место в мире. Раскроем механизмы реализации психологической защиты личности, чему посвящен следующий вопрос лекции.