Тема 2. Социологическая традиция изучения конфликтов

Дарвинизм и социал-дарвинизм (Т. Ратценхофер, У.Самнер, А.Смолл), расово-антропологическая школа (Л. Гумплович). Марксизм. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля[3]. «Равновесная» модель общества. Структурный функционализм Т. Парсонса[4]. Конфликт и конкуренция в эмпирических и теоретических исследованиях Р. Парка, возглавлявшего Чикагскую школу. Профилактика и смягчение межличностных и межгрупповых конфликтов на предприятиях в концепции «человеческих отношений» Мейо.

Становление социологии конфликта как специальной области социологического знания. Социально-политический кризис в годы холодной войны и кризис школы структурно-функционального анализа как предпосылки развития конфликтологии. Конфликтный функционализм Л. Козера[5], теория классовых конфликтов Р. Дарендорфа[6], концепция структурного насилия и структурных конфликтов Й.Галтунга, общая теория конфликта Л. Крисберга[7] и К. Боулдинга. Ситуационная детерминация конфликта в работах М. Дойча. Конфликтная модель общества в работах Р. Мертона. Вклад теории игр в развитие конфликтологии[8]. Роль Дж. Бертона в разработке вопросов разрешения и предотвращения конфликтов.

Литература

Зайцев А.К. Социальный конфликт.—М.: Academia, 2001.—С. 11‑67.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2001. –С.61‑77.

Тема 3. Диагностика социальных конфликтов

Структура конфликта. Объективные элементы конфликта. Объект и предмет конфликта. Участники конфликта. Первичные и вторичные группы участников конфликта. Третья сторона конфликта. Среда (объективные условия конфликта). Микро- и макросреда конфликта. Физическая, общественно-психологическая и социальная среда конфликта. Личностные элементы конфликта. Основные психологические доминанты поведения участников конфликта: (ценности, потребности, притязания). Позиции и интересы сторон[9].

Динамика конфликта. Механизмы возникновения конфликтов по В. Линкольну: информационные факторы, поведенческие факторы, факторы отношений, ценностные факторы, структурные факторы. Объективные и личностные факторы возникновения конфликтов. Причина и повод конфликта. Понятие конфликтогена. Типы конфликтогенов. Конфликтогены и агрессивность. Объективно-субъективная природа конфликтов. Теорема У. Томаса.

Стадии развития конфликта. Латентная стадия. Понятие конфликтогенной ситуации. Фазы предконфликтной ситуации. Меры предотвращения конфликта в стадии предконфликтной ситуации. Инцидент и повод. Стадия открытого конфликта. Основные типы эскалации конфликта. Явления, характеризующие эскалацию. Тенденции к увязанию и самоподкреплению конфронтационного поведения в ходе эскалации. Насилие как высшая стадия эскалации конфликта. Стадия разрешения (завершения) конфликта. Факторы прекращения конфликта на открытой стадии. Способы завершения конфликта. Понятие постконфликтного синдрома. Фазы постконфликтного периода[10].

Функциональный анализ конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта.

Конфликт как форма поведения. Общая характеристика конфликтного поведения. Показатели и формы конфликтного поведения. «Скрытые параметры» конфликтного поведения. Способы ведения конфликта[11]. Стратегии поведения в конфликте. Стратегия как понятие теории игр. Виды игр. Томас Шеллинг о стратегии конфликта. Изучение стратегии в конфликте как изучение рационального поведения участников конфликта. Стратегия поведения и коммуникативный стиль. Изучение коммуникативных стилей в работах А. Адлера, К. Хорни, В. Сатир. Окно Джохари. Стиль общения и конфликты. Саботажники общения (конфликтогены). Дж. Холл о личных стилях в конфликте. Сетка менеджмента Р. Блейка –Дж. Моутон. Сетка К.У.Томаса ‑ Р.X. Килменна. Описание основных стратегий поведения в конфликте и условия их использования, преимущества, недостатки. Влияние негативного/ позитивного подхода к конфликту, искренней / инструментальной заинтересованности, подотчетности и пр. факторов на выбор стратегии[12].

Тактики поведения в конфликте. Коалиции, санкции, демонстрация действий как проявления нейтральной тактики. Сделки, услуги, фиксация позиции как проявления мягкой тактики. Захват и удержание объекта, физическое насилие, давление, психологическое насилие как проявления жесткой тактики.

Алгоритм анализа и оценки ситуации в конфликте. Получение нужной информации. Определение объекта и предмета конфликта, его причин. Анализ динамики конфликта. SWOT-анализ стратегий поведения для каждой из противоборствующих сторон конфликта. Выявление тактики поведения субъектов конфликта. Внутренняя и внешняя среда организации / группы, в которой происходит конфликт. Составление итоговой конфликтограммы и карты анализа конфликта с информацией о сторонах, участвующих в конфликте; о спорных вопросах (проблемах); о специфических интересах сторон; об источниках силы каждой из сторон и возможностях влияния на своих оппонентов и т.д.[13]

Наши рекомендации