Тема лекции 6. Виды конфликтов и методы их изучения

Тезисы лекции

1. Биполярность конфликта обнаруживается во взаимодействии его сторон, ко­торое реализуется в разных стратегиях и тактиках действия.

2. Цели участников конфликтного взаимодействия связаны с предметной сто­роной конфликта (мотивы получения желаемого), его эмоциональными ас­пектами (эмоциональными установками участников конфликта относитель­но друг друга) и нормативным обоснованием своей позиции/действий для себя и/или для других (мотив “быть понятым” и “быть справедливым”).

3. Достижение целей участников конфликта может обеспечиваться использо­ванием ими разных стратегий: они могут ориентироваться на “выигрыш” обо­их или на достижение односторонних преимуществ. Эти установки могут различаться в разных целях, цели разных участников конфликта с точки зре­ния их значимости образуют иерархию, которая может изменяться в ходе конфликта. Цели могут соотноситься по-разному, в силу чего хотя они и яв­ляются регулятором поведения участников конфликта, но не могут одно­значно определять характер их взаимодействия.

4. Процесс взаимодействия в конфликте представляет собой серию взаимона­правленных интеракций, в ходе которых участники взаимодействия исполь­зуют разнообразные приемы и техники влияния на партнера, часть из кото­рых специфична для кооперативного или конкурентного взаимодействия, а остальные могут использоваться и в том и в другом контексте.

5. Различия между “борьбой” или “диалогом” как способами преодоления про­тиворечий связаны с тем, что участники конфликта либо пытаются оказать одностороннее влияние друг на друга, либо строят свое общение таким обра­зом, что и сами оказываются открыты влиянию партнера, поддерживая с ним диалог, результат которого может быть заранее неизвестен обоим и рождает­ся в ходе совместного поиска.

6. “Борьба” как категория методов воздействия на партнера, связанного с его использованием или устранением как помехи с пути достижения цели, вклю­чает в себя “жесткие” приемы силового давления и “мягкие” приемы манипу­лирования.

7. Трудности определения техник эффективной коммуникации связаны с от­сутствием четкой грани между конструктивными и деструктивными приема­ми, а также с методическими проблемами их вычленения.

8. Стратегии взаимодействия, развиваемые участниками конфликта, имеют ре­шающее значение для его протекания и исхода.

9. Общий характер отношений сторон — ситуационный контекст — оказывает влияние на их взаимодействие в конфликте. Кооперативные отношения по­рождают ориентацию участников не только на достижение своих целей, но и на сохранение хороших отношений в дальнейшем. Помимо этого, к факторам ситуации можно отнести прежний опыт отношений сторон, наличие благо­приятных и неблагоприятных условий, в том числе “третьих сил”, заинтере­сованных в усилении или ослаблении конфликта, а также поведение партне­ра по ситуации.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

Тема лекции 7.

Структурные характеристики конфликтов

Тезисы лекции

1. С начала своего возникновения конфликтология принимает практико-ориен-тированный характер, видя своей задачей разрешение конфликтов. Соци­альные ученые начинают занимать активную позицию в практической рабо­те с конфликтами. Одним из первых с парадигмой “активного исследования* выступил К. Левин.

2. В соответствии с современной точкой зрения, однозначно негативное отно­шение к конфликтным явлениям и стремление к их избеганию считаются не­правомерными. Вместе с тем, очевидно, что конфликты могут оказывать де­структивное влияние на человеческие отношения, а потому признается не­обходимость их регулирования. Фундаментальная идея, лежащая в основе современных методов управления конфликтами, в разных формулировках сво­дится к тому, что конфликт может быть управляем, причем управляем таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер.

3. Современная практика использует разные формы работы с конфликтами. При этом признается, что эффективное преодоление конфликтов и оптимальное решение должно опираться на согласие участников конфликта.

4. К факторам, оказывающим наибольшее влияние на конструктивное или дест­руктивное развитие конфликтов, относятся характер проблем, затронутых конфликтом, характеристики конфликтующих сторон, факторы ситуации, стратегии поведения участников, навыки управления конфликтом и др.

5. Среди способов урегулирования конфликтов отчетливо доминирующее поло­жение сегодня занимают переговорные модели. Активно разрабатываются принципы и технологии эффективного проведения переговоров.

6. Особое место в конфликтологии занимает практика привлечения “третьей сто­роны” к решению конфликтов. Существуют разные формы участия третьей стороны в работе с конфликтами, среди которых особой популярностью пользуется медиаторство.

Рекомендованная литература: 1,4,11,13

Наши рекомендации