VII. 1 Речевой материал для обследования словаря детейстаршего дошкольного и младшего школьного возраста
Слова- понятия, обозна-чающие: | Актуали- зируемые слова-лексемы | Наличие слова в словаре ребенка (А.С., П.С.)** | Сформи- рованность соответст- вующего понятия (С.П.,Н.С.)** | Неадек-ватная замена нужного слова- понятия другим | При-ме-ча- ния |
I. Предметы, названия животных, профессии людей
( «Предметный словарь» )
1. Игрушки | погремушка пирамидка кубики машинка матрешка или др. | ||||
2. Обувь | ботинки туфли сапоги тапочки галоши | ||||
3. Одежда | платье рубашка брюки пиджак халат | ||||
3. Мебель | кровать диван стол кресло шкаф комод | ||||
4. Бытовые приборы | лампа люстра пылесос холодильник | ||||
5. Домаш- ние жи- вотные | кошка собака лошадь корова свинья гусь ( и др.) | ||||
6. Дикие живот- ные | лиса волк медведь барсук белка жираф (и др.) | ||||
7. Дете- ныши живот- ных | котенок поросенок теленок щенок жеребенок ( и др.)* | ||||
8.Транспорт** | |||||
Сухопут-ный | |||||
Железно- дорожный | |||||
Воздуш-ный | |||||
Водный | |||||
9.Расте-ния** | |||||
Овощи | |||||
Фрукты | |||||
Ягоды | |||||
Цветы | |||||
Деревья | |||||
10. Части тела** | |||||
11.Профес-сии людей** | |||||
12. Стро-ения** | |||||
13.Инструменты** | |||||
14.Школь-ные принадлеж-ности |
II. Слова, обозначающие действия («Глагольная лексика»)
1.Физи-ческие | Стоит сидит лежит идет бежит прыгает несет(ут) поет(ют) стучит улыбается | ||||
2. Обиходно-быто-вые | моет стирает вытирает чистит собирает убирает(ся) поливает подметает играет(ют) ест пьет надевает | ||||
3. Профессиональные | рисует пишет красит строят прибивает пилит(ят) рубит(ят) и др. | ||||
4. Слова, выражаю-щие эмоциональные со- стояния человека | радуется (радуются) грустит сердится смеется плачет и др. |
III. Слова, обозначающие качества, свойства предметов
(«Словарь признаков»)
Качест- ва предме- тов | Слова-по- нятия, обо- значающие качества (признаки) предметов | Наличие слова в словаре ребенка | Сформиро-ванность соответст-вующего понятия | Неадек- ватная замена нужного слова- понятия другим | При- ме- ча-ния |
красный _
Цвет синий __
зеленый ________________________________
желтый ________________________________
черный _______________________________
белый _____________________________
коричневый _____________________________
голубой _____________________________
фиолетовый _____________________________
оранжевый ______________________________
серый ___
Слова, обозна-чающие качества предме- тов | Воспроиз- водимые детьми слова-лексемы | Наличие слова в словаре ребенка | Сфор-мирован- ность соответст-вующего понятия | Неадек-ватная замена нужного слова-понятия | При-ме- чания |
Форма круг ____________________________
предме- квадрат ____________________________
тов треугольник ____________________________
полукруг ____________________________
овал ____________________________
прямоугольник____________________________
________________________
Величина большой ___________________________
(размер) маленький ___________________________
предмета больше / побольше_______________________
меньше ___________________________
самый большой__________________________
самый маленький_________________________
Прост- длинный _____________________________
ранствен- короткий _____________________________
ные ха- высокий _____________________________
рактерис- низкий _____________________________
тики широкий ____________________________
предметов узкий _____________________________
толстый _____________________________
тонкий _____________________________
длиннее ____________________________
короче _____________________________
выше _____________________________
ниже _____________________________
толще _____________________________
тоньше _____________________________
__________________
Мате- деревянный /ая _________________________
риал, из стеклянный __________________________
которого бумажный __________________________
изготов- резиновый __________________________
лены железный __________________________
предметы стальной __________________________
шерстяной __________________________
фарфоровый ___________________________
Слова- понятия, обозна-чающие: | Воспро-изводи-мые детьми слова-лексемы | Наличие слова в словаре ребенка | Сформи- рован-ность соответствующего понятия | Неадек-ватная замена нужного слова- понятия другим | Приме- чания |
IV.
Простран- спереди ____________________________
ственные сзади ____________________________
представ- перед ___________________________
ления о вверху ____________________________
располо- внизу ____________________________
жении справа ____________________________
предме- слева ____________________________
тов около ____________________________
вокруг ____________________________
близко ____________________________
далеко ____________________________
ближе ____________________________
дальше ____________________________
________________________
V.Вре- сначала _____________________________
менные потом _____________________________
ориенти- после( чего либо )________________________
ры скоро/ не скоро__________________________
сразу после ____________________________
не сразу ____________________________
________________________
VI.Харак- быстро ___________________________
тер про- медленно ___________________________
текания без остановки___________________________
действия с остановками___________________________
(события) еле-еле ____________________________
во времен- очень быстро ___________________________
ном плане совсем медленно_________________________
VII.Утро ___________________________
Время День ___________________________
суток Вечер ___________________________
Ночь ____________________________
Утром ____________________________
Днем ____________________________
Вечером ___________________________
Ночью ____________________________
________________________
VIII.
Явления дождь _____________________________
природы снег _____________________________
ветер _____________________________
гроза _____________________________
молния ( гром ) __________________________
облака _____________________________
туман _____________________________
________________________
IX.
Матема - один ___________________________
тичес- много ___________________________
кие поня- немного ___________________________
тия (по- несколько ___________________________
нятия о ни одного ___________________________
количест- больше ___________________________
ве, мно- меньше ___________________________
жестве) поровну ____________________________
больше на один___________________________
меньше на один___________________________
VII. 2 Комплексный подход к диагностике и устранению
заикания у детей и подростков
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. известный отечественный невролог и психиатр И.А. Сикорский впервые установил, что в большинстве случаев это происходит в возрасте от 2 до 5 лет.
По мнению большинства учёных, заикание – это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического и психического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей. Перечисленные отклонения в психофизическом состоянии заикающихся детей в разных случаях проявляются по-разному, но, тем не менее, одно тесно связано с другим, осложнение одного неизбежно усугубляет другое. Руководствуясь учением И.П. Павлова о высшей нервной деятельности человека, заикание некоторые исследователи называют заболеванием центральной нервной системы в целом.
Заикание – нарушение речи, которое внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах.
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Формы заикания
Различают следующие виды и формы заикания: артикуляционное, голосовое, дыхательное, закрепившееся, волнообразное, инициальное, индуцированное, инспираторное, клоническое, неврозоподобное, невротическое, органическое, постоянное, респираторное, рецидивирующее, смешанное, тоническое, функциональное, экспираторное.
Основным внешним симптомом заикания являются судороги во время речи.
Заикание является нарушением ритма речи, нередко связанного с нарушением ритма движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе – петух или п-п-п – петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания в большей степени свойственна маленьким детям. Она называется клонтескоп (по определению самих судорог как клонических). Иногда ребенок из-за судороги совсем не в силах произнести нужный звук или надолго задерживается на нем, мучительно преодолевая судорогу: п–петух, кллл… (долго тянет звук а)… Аня. Эта форма заикания называется тонической. Обычно с такими затруднениями произносятся первые звуки слова и фразы. Более легкая, клоническая форма заикания нередко с течением времени переходит в более тяжелую – тоническую.
Судороги проявляются преимущественно либо в дыхательном аппарате речи, либо – в голосовом, либо – в артикуляторном. У многих заикание сопровождается судорожными или привычными движениями рук, ног, головы.
Одновременно с судорожными проявлениями у заикающегося наблюдаются, преимущественно в старшем возрасте, разнообразные болезненные явления. В разговоре он волнуется, заранее боится, что не сможет хорошо сказать. Некоторые из заикающихся сосредоточивают свое внимание на «трудных» для произнесения звуках. Другие же, обычно более развитые, смущаются, переживают из-за своего недостатка чувство стыда перед окружающими, безуспешно пытаются скрыть от них свой недостаток (избегают разговоров, ограничиваются немногословной речью и краткими ответами, говорят тихо, краснеют, бледнеют и т.п.). Подобные переживания плохо действуют на психику ребенка, влияют на его характер (нередко он становится раздражительным, мнительным, болезненно обидчивым, нелюдимым, иногда озлобленным). Они закрепляют и усиливают заикание, что определяет необходимость особого внимания к таким детям со стороны педагога.
Некоторые дети заикаются лишь в присутствии других людей – детей и взрослых, в одиночестве же говорят нормально или почти без запинок (например, манипулируя игрушками). Поют они также без заикания. Достаточно часто в одной обстановке или в беседе с одними людьми ребенок не заикается, при других обстоятельствах и в общении с другими испытывает речевые затруднения. Многое зависит от сложившегося у него отношения к собеседнику, к обстановке, в которой происходит речевое общение.
Течение заикания. Невротическое заикание (в медицинском определении – логоневроз) может возникать внезапно, в других случаях – после некоторого периода немоты (от нескольких часов до нескольких дней), может развиваться как бы исподволь, постепенно усиливаясь. Последнее происходит чаще всего в результате истощающих нервную систему болезней, интоксикации организма.
При благоприятных условиях жизни и развития организма ребенка запинки в речи могут постепенно исчезнуть. Но если окружающие в присутствии ребенка начинают усиленно обращать внимание на недостатки речи, много говорить об этом (как о «несчастье»), горевать и охать, если у малыша возникает боязнь оказаться смешным при разговоре с другими, то заикание наоборот, усиливается. Невротическое заикание периодически то ослабевает, то усиливается, что свойственно, в частности нервным заболеваниям, и зависит от изменений внешних и внутренних раздражителей, воздействующих на ребенка.
Различают три степени выраженности заикания:
• Легкая – дети заикаются лишь в возбужденном состоянии и при стремлении быстро высказываться. В этом случае задержки речи относительно легко преодолеваются.
• Средняя – в спокойном состоянии и в привычной обстановке говорят легко и мало заикаются; в эмоционально-стрессовом состоянии отмечается сильное заикание.
• Тяжелая – дети и подростки заикаются в течение всего акта речевой коммуникации, заикание стабильно (постоянно), сопровождается сопутствующими движениями и выраженными психопатическими реакциями.
Заикание – тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.
Изучение у заикающихся внимания, памяти, мышления, психомоторики показало, что у них в большинстве случаев изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Они хуже выполняют ту деятельность, которая требует высокого уровня автоматизации (и соответственно – быстрого включения в деятельность), но различия в продуктивности между заикающимися и здоровыми исчезают, как только деятельность может выполняться на произвольном уровне. Исключение составляет психомоторная деятельность: если у здоровых детей психомоторные акты совершаются в значительной мере автоматически и не требуют произвольной регуляции, то для заикающихся их регуляция представляет сложную задачу.
Некоторые исследователи считают, что для заикающихся характерна большая инертность психических процессов, чем для нормально говорящих людей, им свойственны явления персеверации («застревания»), связанной с нарушением подвижности процессов высшей нервной деятельности.
Отличительными личностно-психологическими особенностями многих заикающихся являются: тревожно-мнительный характер, подозрительность, фобические состояния; неуверенность, замкнутость, склонность к депрессии; пассивно-оборонительные и оборонительно-агрессивные реакции на дефект.
1.2 Причины и патологические механизмы заикания
В большинстве случаев заикание можно рассматривать как невроз речи (или логоневроз), т.е. нарушение, «срыв» нормальной нервно-психической деятельности в результате чрезмерных раздражителей нервной системы. К подобному перенапряжению нервной деятельности относятся и сбои взаимодействия двух противоположных основных процессов мозга – возбуждения и торможения. Заикание иногда появляется в результате одновременного действия раздражителей противоположного характера. Например, папа предлагает ребенку погулять по саду, а мама запрещает: «Не смей идти в сад – опять вся перемажешься в грязи». В результате у неуравновешенного ребенка может произойти нервный срыв (истерика) и, как следствие, – возникает заикание.
Нервные срывы при известных условиях вызывают болезненные навязчивые состояния: в коре мозга, по И.П. Павлову, образуется «больной пункт» (стойкие патологические связи). При нормальной деятельности остальной части мозга в этом пункте происходит застойность, инертность раздражительного процесса – в результате возникает или стойкое раздражение, или торможение в ответ на приходящий сюда раздражитель. Ранее заикавшийся ребенок испытывает страх снова начать заикаться. И.П. Павлов определяет страх как «различные степени пассивного оборонительного рефлекса». Он возникает на почве слишком чувствительного, утрированного торможения в патологически ослабленных сильными раздражителями клетках коры.
Нередко заикание при указанных условиях мозговой деятельности вызывается длительными неприятными эмоциональными состояниями (ожидание наказания, «ревность дитяти»). Возникает «патологическое беспокойство» и болезненное перенапряжение динамических процессов второй сигнальной системы. Ребенок не в состоянии надлежащим образом проанализировать создавшуюся вокруг него сложную и трудную ситуацию речевого общения и начинает заикаться.
Однако известно, что не всегда подобные раздражители вызывают у ребенка заикание. Многие дети пугаются, падают с высоты, тонут и т.п., но после этого не начинают заикаться. Все зависит от состояния нервной системы ребенка. Если он психически здоров, то в случае подобных воздействий его психическое состояние быстро приходит в норму. При слабости ЦНС полученное потрясение оставляет после себя неизгладимые следы в виде расстройства деятельности в речевых областях головного мозга, что позднее проявляется в заикании.
Не является ли заикание наследственным речевым дефектом? Большинство специалистов считает, что при заикании по наследству может передаваться лишь неполноценность нервной системы. Вот почему у заикающихся родителей их дети далеко не всегда заикаются. При этом иные из них заикаются не на почве унаследованной нервной системы, а вследствие подражания речи родителей. То обстоятельство, что заикание не наследственное, а приобретенное расстройство речи, облегчает борьбу с ним.
2. Комплексный подход к преодолению заикания
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его познавательному развитию и успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. При этом необходимо воздействовать не только на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом. Воздействие на разные стороны организма, речи и личности заикающегося и разными средствами получило в нашей стране название комплексного метода преодоления заикания.
Под современным комплексным подходом к преодолению заикания понимается лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами коррекции и усилиями разных специалистов. В комплекс лечебно-психолого-педагогических мероприятий входят лечебные препараты и процедуры, лечебная физкультура, психотерапия, логопедические занятия, логопедическая ритмика, занятия по психологической коррекции, воспитательные мероприятия. Их цель – устранение или ослабление речевых судорог и сопутствующих расстройств голоса, дыхания, моторики и речи; оздоровление и укрепление нервной системы и всего организма в целом; избавление ребенка от неправильного отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений, перевоспитание его личности и поведения, социальная реадаптация и адаптация заикающегося.
Указания на необходимость комплексного воздействия и попытки его применения при заикании впервые встречаются в трудах отечественных авторов – И.А. Сикорского (1889) и И.К. Хмелевского (1897). И.А. Сикорский в коррекцию заикания включал гимнастику речи (система упражнений дыхания, голоса, артикуляции, различных форм речи), психотерапевтическое лечение (создание условий, последовательное усложнение речевых занятий и др.), фармацевтическое и «динамическое» лечение (меди- каменты, физиотерапия, двигательные упражнения). Многоплановость лечебного воздействия, по И.А. Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания.
Под современным комплексным методом преодоления заиканияпонимают лечебно-педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными средствами и разными специалистами. Опыт работы с заикающимися указанных выше специалистов позволяет заключить, что весь лечебно-педагогический комплекс по характеру его воздействия условно можно разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и коррекционно-воспитатель- ную.
Основными задачами лечебно-оздоровительной работы, которую проводит врач, являются: укрепление и оздоровление нервной системы и физического здоровья заикающегося; устранение и лечение отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной системы, нарушений моторики и др.). К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физиотерапия и психотерапия.
Медикаментозное лечение заикающихся направлено на нормализацию деятельности центральной и вегетативной нервной системы, речедвигательного аппарата, устранение судорог, снятие психогенных наслоений, оздоровление организма в целом.
Основной задачей коррекционно-педагогической работы, которую преимущественно проводит логопед, является: устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и негативных личностных качеств заикающихся. Логопед организует содружеств венную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, психолога, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника и др.), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся.
И.М. Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека и его деятельности входит влияющая на него среда, так как без последней существование организма невозможно. Среде придается решающее значение в формировании и развитии организма, а также в возникновении и, следовательно, устранении болезненных процессов.
У заикающегося ребенка в условиях специализированного учреждения необходимо создать спокойное и в то же время бодрое, жизнерадостное настроение; отвлечь его внимание от тревожных мыслей о своем дефекте.
У ребенка надо поддерживать уверенность в выздоровлении. Систематическое чередование различных видов деятельности, определенный ритм жизни также имеют важное значение, так как способствуют нормализации и облегчению работы высших отделов нервной системы и всего организма в целом.
В составлении распорядка дня важно предусматривать достаточное время для отдыха. С этой целью для школьников необходимо облегчить учебный процесс, чаще делать перерывы при выполнении домашних заданий, не перегружать их внеклассной и домашней работой и пр.
Важное значение для детей имеет разнообразие видов деятельности, это вызывает у них интерес. Для детей возбудимых, подвижных подбираются занятия, игры спокойные, нешумные. Заторможенных детей нужно активизировать, развивать у них самостоятельность.
В режиме дня заикающегося ребенка-дошкольника на сон должно быть отведено не менее 10–11 часов ночью и 2 часа днем, школьников – 8–9 часов ночью и 1,5–2 часа днем. Прием пищи предусматривается не позже, чем за 1,5–2 часа до сна, ибо в противном случае восстановление силы нервных клеток коры головного мозга во время сна протекает менее интенсивно. Необходимо уделять внимание витаминизации пищи заикающегося ребенка. Витамины как биологические катализаторы всех ферментных систем благоприятно влияют на высшую нервную деятельность, реактивные силы и иммунологическое состояние организма.
В режим дня заикающегося ребенка включаются закаливающие процедуры. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, спортивные развлечения укрепляют нервную систему, создают эмоциональный подъем. Воздушные ванны оказывают активное воздействие и на сердечнососудистую систему, нормализуют ее работу. Важное значение для закаливания организма ребенка имеют водные процедуры: обтирание, обливание, душ и купание.
Разные виды закаливания назначаются врачом строго индивидуально в зависимости от состояния здоровья ребенка и особенностей местных климатических условий.
Лечебная физкультура и физические упражнения, развивая мышечную систему, усиливают работу важнейших жизненных органов – легких и сердца, повышают обмен веществ. Они способствуют укреплению силы и морального духа ребенка, развивают координированные и точные движения, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, способствуют воспитанию дисциплинированности и собранности.
В лечебных учреждениях для заикающихся детей помимо общих физических используются и специальные корригирующие упражнения на занятиях по лечебной физкультуре (ЛФК).
Психологическая коррекция и психотерапия в комплексе лечения заикания занимает существенное место. Основная задача психотерапии – оздоровление психики заикающегося:
– воспитание полноценной личности;
– воспитание правильной личностной установки на свой недостаток и социальную среду;
– воздействие на микросоциальную среду.
Оздоравливающее воздействие на заикающегося оказывает косвенная и прямая психотерапия. Под косвенной психотерапией понимается обстановка, окружающая природа, коллектив, отношение обслуживающего персонала, режим, игры и многое другое. Прямая психотерапия – лечебное воздействие словом в виде разъяснения, убеждения, внушения и обучения. В современной практической психологии различают два основных вида воздействия словом:
(1) рациональную (по определению А. Дюбуа) или разъяснительную (В.М. Бехтерев) психотерапию;
(2) суггестивную терапию, в которой выделяются внушение в бодрствующем состоянии, во сне (гипноз) и самовнушение (аутогенная тренировка).
Рациональная психотерапия состоит из индивидуальных и коллективных специальных бесед, которые представляют собой логически обоснованную систему разъяснений, убеждений и обучения заикающегося. Цель ее в том, чтобы объяснить заикающемуся в доступной, образной и убедительной форме сущность заикания, его обратимость, роль самого заикающегося в преодолении заикания, критически разобрать особенности его поведения. Силой логического убеждения и примером психотерапевт стремится помочь заикающемуся в перестройке неправильных форм поведения, внушая уверенность в свои силы, в возможность преодоления заикания. Для маленьких детей рациональная психотерапия выражается в использовании разнообразных игровых приемов, красочного дидактического материала, ручного труда, музыки, ритмики и пр. Эти формы психотерапии тесно смыкаются с психопрофилактикой и психогигиеной. Для старших школьников необходимо широкое использование основных приемов рациональной психотерапии.
В лечении заикания используются методы внушения в бодрствующем состоянии (К.М. Дубровский) и в состоянии гипнотического сна. Эти психотерапевтические методы используются в комплексе с другими медико-педагогическими средствами воздействия на заикающихся подростков и взрослых.
Одним из видов аутосуггестии является метод аутогенной тренировки. Он применяется при лечении различных неврозов. Путем самовнушения по определенной словесной формуле вызывается состояние покоя и мышечного расслабления (релаксация). В дальнейшем проводятся целенаправленные сеансы самовнушения по регуляции тех или иных нарушенных функций организма. В этом плане оно оказывается полезным и при заикании; заикающийся овладевает способностью вызывать расслабление мышц, особенно мышц лица, шеи, плечевого пояса, и регулировать ритм дыхания, что ослабляет интенсивность судорожных спазмов.
В связи с незрелостью психики и недостаточной концентрацией внимания у детей дошкольного возраста, гипнотерапия и аутогенная тренировка с ними не применяются.
Все виды психотерапии заикания направляются на устранение психогенных нарушений (страха речи и ситуаций, чувства ущемленности и подавленности, навязчивой фиксации на своем речевом расстройстве, многообразных переживаний в связи с этим и пр.) и на перестройку у заикающегося социальных контактов с окружающими; на формирование умений владеть собой и своей речью, на перестройку своих личностных качеств.
3. Коррекционно-педагогическая и психологическая работа с заикающимися
Коррекционно-воспитательной работе придаётся очень важное, основное значение в комплексном методе преодоления заикания. Основная роль в организации такой работы принадлежит логопеду.
Педагогическую часть комплексного подхода составляет коррекционно-педагогическая (логопедическая) работа, которая включает систему логопедических занятий, воспитательные мероприятия, логопедическую ритмику, работу с родителями.
Логопедическая работа рассматривается как система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.
На психокоррекционных занятиях у заикающихся устраняют психологические отклонения в поведении, вырабатывают у них правильное отношение к своему дефекту, развивают интеллектуальные способности, этические и нравственные представления, формируют гармонично развитую личность.
Индивидуальные занятия проводятся логопедом и психологом в случае необходимых дополнительных упражнений по воспитанию навыков правильной речи и поведения (коррекция неправильного произношения, беседы психологического характера и т.д.).
Косвенное психолого-педагогическое воздействие представляет собой систему логопедизации всех режимных моментов для ребенка и отношения к нему окружающих. Особое значение в этой системе имеет речевой режим.
Речевой режим дошкольников осуществляется с помощью взрослых, которые последовательно контролируют переход детей от одного речевого этапа к другому. Речевой режим младших школьников, подростков и взрослых предполагает выбор ими необходимых речевых упражнений, понимание ими требований правильной речи, систематическую тренировку навыков правильной речи в разных условиях.
Речевой аспект логопедических занятий включает регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функций воспитание правильной речи.
Необходимая последовательность разных форм речи соблюдается при воспитании у заикающихся самостоятельной речи. Вначале воспитывается плавная ритмическая речь в процессе сопряженно-отраженного произнесения (чтения) стихотворного текста. Далее предлагается самостоятельное чтение с подключением помощи логопеда в случаях затруднений, чтение через слово или через определенные отрезки текста поочередно с кем-либо в одном и том же ритме; чтение диалога; чтение с остановками условной длительности на знаках препинания; произнесение заученного стихотворения.
Воспитанию самостоятельной речи уделяется значительно больше времени, чем другим формам речи. Самостоятельная речь может быть подготовленной (стихотворение, пересказ) и неподготовленной (ответы на неожиданные вопросы, просьбы, рассказ на заданную тему).
Логопедические занятия являются основной формой логопедической работы, т.к. наиболее полно реализуют непосредственное коррекционно-воспитательное воздействие на заикающегося (прямое логопедическое воздействие). Все другие формы работы логопеда составляют систему косвенного логопедического воздействия, т.к. по сути, они способствуют, дополняют или закрепляют результаты прямого логопедического воздействия. Логопедические занятия проводятся как с группой заикающихся детей, так и индивидуально. Для тренировки речевого общения и воспитания правильных навыков поведения ребёнка в коллективе, преимущественной формой являются групповые занятия. Индивидуальные занятия проводятся в виде дополнительных упражнений по коррекции неправильного произношения, беседы психотерапевтического характера и т.д.
Курс логопедических занятий отражает завершённую, целостную систему работы с заикающимися. По времени проведения и общим задачам он может разделяться на циклы или периоды (подготовительный, тренировочный, закрепительный). По содержанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов (например, периоды молчания, сопряжённой, отражённой речи, речеручного режима и т.д.). Каждый этап состоит из связанных между собой занятий как основной формы логопедической работы с заикающимися. В задачу подготовительного периода входит: настроить ребёнка на занятие, дать ему представление о правильной речи, убедить его в том, что он сможет при желании всегда говорить хорошо, научить пользоваться громким голосом. Одновременно происходит закрепление «определённых участков» его свободной речи с фиксацией на положительных моментах. В задачи первых речевых занятий входят: создание щадящего режима, стимуляция к предстоящим занятиям, определение конкретных задач. Щадящий режим выражается в том, чтобы оградить психику ребёнка от отрицательно влияющих факторов: спокойная обстановка, доброжелательное и ровное отношение окружающих, в том, чтобы не допускать фиксации на неправильной речи, выдерживать твёрдый режим дня с правильным чередованием сна и бодрствования, ограждение от сильных эмоций, даже если они и приятные.
Во время тренировочного периода ребёнок овладевает всеми недоступными ему ранее формами речи и речевыми ситуациями. С опорой на те знания, которые заикающийся приобрёл в первом периоде, ведётся кропотливая работа по воспитанию навыков свободной речи и правильного поведения в разнообразных ситуациях речевой коммуникации. Поскольку порог свободной речи у заикающихся детей неодинаков, то и тренировка правильной речи начинается с разных этапов: у одного – с ответов на вопросы, у другого – с отражённой речи, у третьего – с пересказа. Порог свободной речи у заикающихся зависит от тяжести проявления заикания. В наиболее сложных случаях заикания тренировочный период начинается с сопряжённо-отражённой речи. Здесь ребёнок сначала копирует образец фразы и манеру речевого поведения руководителя. При этом он пользуется и помощью взрослого в виде совместного произнесения фразы.
Затем, когда ребёнок убеждается в том, что все требования правильной речи хорошо выполнимы, руководитель переходит к отражённой речи (самостоятельное копирование образца). На этапе сопряжённо-отражённой р