Своеобразие детских графических проявлений в структуре изобразительной деятельности
Рассмотрим подробно выполнение детьмизадания 1 «Свободный рисунок».
Все воспитанники общеобразовательного ДОУ с интересом приняли и поняли условия задания. Многие из них нарисовали сюжеты, в которых присутствовали сказочные персонажи, люди, животные, изображенные не только в статическом варианте, но и в динамике. Дети с интересом включались в процесс выполнения заданий, проявляли самостоятельность и инициативность.
Технические навыки детей позволяли им достаточно свободно реализовать свой замысел в деятельности, дети легко осуществляли выбор цвета, соответствующий цвету предмета, при необходимости меняли карандаш на другой, цвет которого отражал цвета реальных предметов и их элементов. В большинстве детских изображений присутствовали многочисленные детали предметов
с |
Рис. 13 Свободный рисунок нормально развивающегося ребенка |
и элементы композиций. В некоторых рисунках были отражены попытки детей передать перспективу - изобразить дом с угла, нарисовать лес на заднем фоне, передать пропорциональные и пространственные соотношения объектов (рис. 13).
В процессе рисования дети делали высказывания разной степени сложности, задавали вопросы по содержанию рисуночной деятельности, комментировали создаваемые изображения.
Большинство дошкольников с ЗПР также приняли условия задания и активно приступили к его выполнению. Но в процессе рисования дети постоянно обращались за помощью к взрослому, уточняя, что надо рисовать, как это рисовать, каким карандашом нужно пользоваться, где размещать рисунок на плоскости листа бумаги. Сопровождающей речи
было мало, эмоциональная заинтересованность детей фиксировалась в гораздо меньшей степени, а технические навыки выполнения изображений были крайне слабо сформированы - дети иногда использовали карандаш неадекватного цвета, гораздо реже меняли цвет карандаша - максимальное количество цветов - четыре (лишь в пяти рисунках). В рисунках не отмечалось ни одной попытки создать перспективные изображения (рис. 14).
Более половины детей с ЗПР выполнили рисунок на свободную тему с помощью взрослого (68%), заинтересованное отношение
к процессу рисования и его результатам проявили 62% дошкольников с ЗПР - см. таблицу 1.
Таблица 1 Уровни организации изобразительной деятельности
у детей изучаемых категорий (в %) в процессе выполнения рисунка по представлению
Принятие/отказ от задания |
Нормально развивающиеся дети 100/0 |
Дошкольники с ЗПР 90/10 |
Умственно отсталые дети 72/28 |
96/4 |
80/20 |
10/62 |
Понимание условий задания (самостное/ с помощью)
92/8 |
96/4 90/10 |
55/35 |
22/68 18/72 |
12/60 |
2/70 10/62 |
Характер рисуночной деятельности (целенаправленный/ прерывающийся)
^есть/нет] ___
Отношение к созданным
Изображениям
(заинтересованное/
безразличное)____
Самостоятельное
Выполнение задания
/ выполнение с помощью
Сформированность
Технических навыков
[да/нет]
По нашим данным, дети с ЗПР наиболее часто создают рисунки, которые можно отнести к группе «элементов сюжетного изображения». В них отсутствует алогичность соединения отдельно изображенных объектов, однако их смысловая сущность и количество не позволяют охарактеризовать их единство как сюжет.
Охарактеризуем наиболее многочисленную группу рисунков детей с ЗПР, а именно те, которые мы отнесли к типу «элементы сюжетного рисунка»(рис. 15).
Эти рисунки представляют собой неразвитые сюжетные изображения, поскольку дети не обладают тем объемом образов-представлений и графических образов, которые необходимы для их развертывания. Например, ребенок задумал нарисовать гонки. Нарисовав дорогу и одну машину, мальчик остановился.
• *.„ «»• & [ Iй' ^ .' .и11 »"" '' Рис. 15 Рисунок типа «элементы сюжетного изображения» |
Он не знал, что ему рисовать еще. И это незнание, на наш взгляд, относится прежде всего к объектам изображения, а не к принципам их соединения в одном изображении.
Что касается детей с легкой степенью умственной отсталости третий год посещавших специализированное дошкольное учреждение, то большинство из них приняли задание (72%), однако они не поняли его условий (60%). На просьбу взрослого: «Нарисуй, что ты хочешь», длительное время смотрели на него, а потом переспрашивали:
«А что надо нарисовать?».
Рис. 16 «Набор графем» в рисунке умственно отсталого ребенка |
В рисунках детей с
умственной отсталостью мы выделяли такой вид компановки изображений на листе бумаги как «набор графем» (рис. 16). Для данного типа изображений характерно алогичное соединение в пределах одного листа бумаги несвязанных между собой предметных изображений, букв, каракулей и иных графем, которые сформировались у ребенка на протяжении его предшествующей жизни и обучения. В процессе рисования эти дети охотно комментировали и создаваемые изображения, и все, что они видели, параллельно наблюдая за происходящим в группе. Треть детей этой категории в ответ на предъявление этого задания начеркали несколько плохо опознаваемых графем, комментарии к ним носили неотнесенный характер. Боль-
шинство из этих дошкольников обучались в условиях специализированного ДОУ первый и второй год.
Проведенный анализ детских рисунков позволил нам выделить пять типов рисунков (см. табл. 2) по их логической и композиционной завершенности:
• сюжетные изображения;
• элементы сюжетных изображений;
• предметные изображения;
• набор графем;
• каракули.
Таблица 2
Уровни сформированное I и рисуночной деятельности при выполнении детьми задания 1 «Свободный рисунок»
Нормально развивающиеся дети |
Дошкольники сЗПР |
Умственно отсталые дети |
Абсол. % Абсол. % Абсол. %
Сюжетные изображения
Элементы сюжета
Предметные изображения
Набор графем |
Каракули |
Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что почти половина дошкольников с умственной отсталостью (42%) использовали в своих рисунках набор графем, а предметное изображение смог создать только каждый пятый ребенок. Среди детей с ЗПР почти половина детей (45%) нарисовала элементы сюжета, а среди нормально развивающихся детей большинство (85%) смогли нарисовать сюжетные изображения разной степени сложности. Подобное явление можно было предположить, однако мы не ожидали, что среди обучавшихся умственно отсталых дошкольников будет такое большое количество детей, которые на фоне усложнение формы предъявления задания, соскользнут на уровень каракулей. Как и следовало ожидать в группе нормально развивающихся дошкольни-
ков таких рисунков не было, а в группе детей с ЗПР наблюдались лишь отдельные случаи воспроизведения каракулей.
Рассмотрим выполнение детьмизадания 2 «Дом-дерево-человек» .
Для первичной обработки результатов и определения информативности и надежности выделенных критериев была использована система качественной оценки:А-В-С [210]. Каждая из трех оценок отражала определенную качественную степень того или иного признака, в своих высших выражениях (А) в большей мере присущая нормальному развитию, в низших (В, С) - различным отклонениям от него. Число градаций (позиций) рассматриваемых признаков (параметров) устанавливалось нами на основе экспериментального определения числа существующих качественных переходов внутри каждого из них.
Остановимся более подробно на определении позиций признаков. В предложенных критериях при выполнении детьми заданий оказалось различное количество позиций. У одних критериев -«принятие задания», «наличие субъекта», «узнаваемость субъекта», «отражение движения» выявилось две позиции критериев (у большинства исследуемых). Это, так называемые, двухпозиционные критерии. Увеличение числа позиций до 3 (трехпозиционные) обнаружилось у подавляющего большинства критериев (80%): «размер», «пропорциональность», «мышечный контроль», «степень нажима на карандаш», «серийность изображений». При анализе детских работ по таким критериям, как «использование цвета», «детальность изображений», «композиция рисунка» число позиций значительно увеличилось (многопозиционные критерии). Так, при рассмотрении критерия «использование цвета» выяснилось, что дети рисовали как одним, двумя, так и тремя, четырьмя, пятью и шестью карандашами. Сложность оценки состояла еще и в том, что дети могли использовать два цвета, но ярких, эмоциональных, с предварительным их выбором, в тоже время рисовать тремя-четырьмя, но черным, коричневым, синим, зеленым и при этом сделать очень качественный рисунок.
Аналогичная ситуация складывалась при рассмотрении рисунков по критерию «детальность изображений». Излишняя детализация наблюдалась у детей с низкими уровнем умственного развития, а лаконичные изображения встречались у детей с высокими интеллектуальными способностями.
Определив наличие разного количества позиций в критериях, система позиций была унифицирована, подведена, по возможности, их к общему знаменателю. Учитывая, что подавляющее большинство критериев - трехпозиционные, и проведя тщательный анализ ри-
сунков всех детей трех изучаемых категорий, мы остановились на системе трехпозиционных показателей - А-В-С, предложенной А.Н. Орловой [210].
При анализе детских рисунков, выполненных на тему «дом-дерево-человек», оказались значимыми следующие параметры:
• мышечный контроль;
• пропорциональность;
• размер изображений;
• степень нажима на карандаш;
• адекватность изображения;
• выразительность изображения.
• отражение движения;
• детальность изображений;
• цветовая гамма;
• завершенность изображений.
Таблица 3 Результаты анализа рисунков на тему «дом-дерево-человек» при трехпозиционной оценке выделенных параметров (в %)
Параметры | Качеств, ха | Нор | Дошко | Умст |
рактеристика | мально | льники | венно | |
параметра | разви | с ЗПР | отсталые | |
вающие | дети | |||
ся дети | ||||
Мышечный | ||||
контроль: | ||||
А | Достаточный | |||
В | Удовлетворит | |||
С | Слабый | |||
Пропорцио | \ | |||
нальность: | ||||
А | Достаточный | |||
В | Удовлетворит | |||
с | Слабый | |||
Размер: | ||||
А | Большой | |||
В | Средний | |||
с | Мелкий | |||
Нажим: | ||||
А | Чрезмерный | |||
В | Достаточный | |||
с | Слабый |
Адекватность А В С | Достаточная Удовлетворит Низкая | 85 15 0 | 20 65 | 0 30 70 |
Выразительность А В С | Достаточный Удовлетворит Слабый | 60 30 10 | 8 52 40 | 0 18 |
Движение: А В С | Отражено Обозначено Отсутствует | 38 44 18 | 0 12 88 | 0 6 |
Детальность: А В С | Достаточная Удовлетворит Слабая | 80 12 8 | 32 32 36 | 6 30 |
Цветовая гамма А В С | Адекватная Бедная Неадекватная | 82 18 0 | 34 10 56 | 22 58 |
Завершенность изображений: А В С | Достаточно Удовлетворит Незавершено | 100 0 0 | 90 10 0 | 32 42 |
Уровень с(Ьормированности графического образа (по классификации Н. 8иНпуе1ег ) [3511
В рисунках нормально развивающихся детей отмечается разнообразие и завершенность графических образов изображенных предметов, это касалось всех объектов задания (см. 3 параграф 1 главы, рис. 8-11). ДОМ - большинство детских изображений (70%) относятся к типу - переход к дифференцированной схеме. Небольшая часть (15%) представлена недифференцированной схемой и лишь незначительное количество рисунков среди всех полученных в этой группе детей (15%) относятся к дифференцированной схеме. ДЕРЕВО - большинство рисунков представлено недифференцированной схемой (40%), в которой отражены только его основные части - ствол, ветви первого порядка, изредка в рисунках присутствует изображение земли, а также переходом к дифференцированной
схеме (40%). Небольшую часть рисунков (20%) мы отнесли к дифференцированной схеме. ЧЕЛОВЕК - все рисунки, предположительно разделив на три равные части (примерно по 33%) мы рассмотрели как переход к недифференцированной схеме, недифференцированную схему и переход к дифференцированной схеме.
Рисунки детей с ЗПР представлены большей вариативностью в уровне сформированности графических образов, но акценты расставлены несколько иначе. ДОМ (рис. 17) - рисунки относились к недифференцированной схеме (50%), и переходу к дифференцированной схеме (50%). ДЕРЕВО (рис. 18) - большинство изображений являлись недифференцированной схемой (70%), часть (30%) относились к переходу к дифференцированной схеме. ЧЕЛОВЕК (рис. 19)- большая часть рисунков - переход к недифференцированной
схеме (70%), незначительная часть - недифференцированная схема (30%). Очень часто отмечалась геометризация в изображении человеческой фигуры.
Рисунки детей с умственной отсталостью (рис. 20) отличались примитивизмом, крайне низким уровнем сформированное™ графических образов. У детей третьего года обучения незамкнутые контуры отсутствовали, но они отмечались во многих рисунках детей, посещавших дошкольное учреждение первый год. ДОМ - у половины детей можно было обнаружить в рисунках каракули (10%) и фрагментарные изображения (40%), значительная часть изображений представлена переходом к недифференцированной схеме (40%) и лишь у незначительной части (10%) мы обнаружили примитивную недифференцированную схему. ДЕРЕВО - количество каракулей и фрагментарных изображений осталось прежним (10%, 40%), такое же соотношение типов переход к недифференцированной схеме и самой недифференцированной схемы (40%, 10%). ЧЕЛОВЕК - в этих изображениях наблюдалась несколько иная ситуация. Каракули (10%) и головоноги (55%) мы обнаружили у подавляющего большинства рисунков. В небольшой части изображений наблюдался переход к недифференцированной схеме.
Мышечный контроль
Данный показатель характеризует способность ребенка-дошкольника контролировать свои движения при изображении им линий, углов и кругов. Нами отмечен достаточно высокий уровень мышечного контроля у нормально развивающихся дошкольников (70%). Группа детей с ЗПР поделилась почти поровну по категориям «удовлетворительный» и «слабый». Умственно отсталые дошкольники дали 10 % каракулей, что значительно лучше, чем результаты выполнения ими же задания на свободную тему, где процент детей, изображающих каракули был равен 38%. В целом при рисовании умственно отсталыми детьми заданных объектов преобладали фрагментарные изображения и примитивные схемы.
Пропорции и размеры
В группе нормально развивающихся детей размеры изображений, в основном, средние и большие. Мелкие встречались реже. При передаче пропорциональности частей объектов детские работы представляли не совсем гармоничную картину. При изображении самих предметов многие рисунки не пропорциональны: человек выше дома, человек выше дерева и т.д.
Рисунки детей с ЗПР отличались еще меньшей адекватностью пропорций. Это касалось не только изображения самих предметов (дом, дерево, человек одинакового размера; человек выше дома и дерева), но и их частей - окно или дверь были во всю площадь дома. Размеры рисунков чаще большие и мелкие.
В группе детей с интеллектуальнойнедостаточностьюмы наблюдали грубые пропорциональные нарушения, как в расположе
нии самих предметов, так иих частей. Рисунки чаще мелкие и большие.