Выбор предмета наблюдения
Пользуясь методом наблюдения, необходимо определить предмет наблюдения и решить, каким путем исследователь будет получать данные наблюдения. Предметом наблюдения могут быть учебно-воспитательные ситуации или временные интервалы.
Предмет индивидуального наблюдения — закономерности практических действий, поступков и поведения испытуемых.
Предмет группового наблюдения — критерии внутригруппового взаимодействия, такие, как межличностные контакты, их количество, длительность, темп, активность, приспособление, инициатива, доминирование.
Сделав предметом наблюдения ситуацию (например, взаимодействие между учителем и учениками, решение проблемных ситуаций, игра детей и молодежи и т.д.), следует определить этап процесса обучения и воспитания, в который она включена. Реальная жизненная ситуация берется в естественном контексте и непрерывности процесса.
В другом случае в процессе наблюдения фиксируются интервалы времени, т. е. наблюдение осуществляется в определенные интервалы времени (например, в определенные дни недели, в определенные недели месяца, в определенные часы дня с регулярными в несколько минут интервалами во время урока и т. д.). Временные образцы дают хорошие данные только тогда, когда исследуемые явления встречаются часто и не уходят из поля наблюдения. Но они «вырывают» явление из естественного контекста и непрерывности. Наблюдением при помощи интервалов времени нельзя пользоваться, когда исследуемые ситуации встречаются редко и нерегулярно.
Временными образцами можно успешно пользоваться при длительных наблюдениях развития тех или иных явлений (например, выработка навыков поведения, установление отношения между влиянием школы и семьи и т. д.). При этом желательно, чтобы интервалы наблюдения были регулярными.
Протоколирование наблюдения
К основным средствам наблюдения относится квалифицированное протоколирование. Записи в форме протокола составляют важную часть метода объективного наблюдения. Они позволяют возвращаться к наблюдаемым фактам, являются основой и исходным моментом дальнейшего анализа.
При наблюдении, особенно в естественных условиях учебно-воспитательного процесса, вопрос записи нередко бывает очень сложным. Даже когда проводится выборочное наблюдение в соответствии с конкретными целями, запись необходимо делать достаточно подробно, чтобы был возможен дальнейший объективный анализ. Запись должна происходить на месте наблюдения, непосредственно или же сразу после него. Необходимо также сразу же после наблюдения прочитать сделанную запись, откорректировать и дополнить ее.
Серьезное внимание следует уделить и форме ведения протокола. Эта форма зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, которые определяют критерии наблюдения. Схема ведения протокола в существенной мере зависит от того, сколько наблюдателей будут ею пользоваться и какими техническими средствами они располагают. Нельзя дать общие для всех случаев установки по ведению протокола.
Наблюдатель записывает в заранее подготовленную схему протокола не все, а только то, что содействует прямо или косвенно прояснению проблемы. При этом должны быть записаны подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию. Нельзя заменять наблюдаемую действительность оценочными замечаниями или преждевременной интерпретацией явлений. Идя таким путем, наблюдатель лишился бы объективных данных, к которым он может возвращаться в ходе анализа и обработки исследованного материала.
Желательно, чтобы схема протокола была апробирована еще до исследования. Это поможет уточнить ее как со стороны содержания, так и с формальной стороны.
Приведем пример схемы протокольной и хронометрической записи деятельности учащихся и учителя, используемой для учебной работы на уроках (см. табл. 5).
При наблюдении учебно-воспитательного процесса чаще всего применяются протоколы наблюдения, которые фиксируют содержательную сторону наблюдаемых явлений и хронологию. Содержательная и хронологическая стороны, как видно из примера, в протоколе связаны.
Таблица 5
Протокол наблюдения
Возможны и другие формы ведения записи, например дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются и в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Объектом наблюдения может быть отдельное лицо, класс, пионерский отряд. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологическую характеристику учеников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные изменения, которые происходили под влиянием педагогического воздействия.
Ведя запись наблюдения, нельзя ограничивать ее заранее предусмотренной позицией или фиксировать только те факты, которые подтверждали бы ее. Весьма эффективно использование стенографической или магнитофонной записи, поскольку она дает объективное отражение хода учебно-воспитательного процесса. Однако технические средства не могут полностью заменить собственное, непосредственное восприятие исследователя. Необходимо пользоваться и тем, и другим средством. Наблюдение как метод исследования не является механическим копированием наблюдаемой действительности. Оно есть творческая деятельность наблюдателя.
Улучшение качества исследовательской работы требует технически оснащенных лабораторий для наблюдений, в которых были бы такие средства, как зеркально отражающая стена, система магнитофонов и микрофонов, скрытая камера, замкнутая телеустановка, видеорекордер-хронограф, который даст возможность регистрировать взаимодействие членов наблюдаемой группы, отмечать скорость и длительность взаимодействия и т. д.