Выбор предмета наблюдения

Пользуясь методом наблюдения, необходимо опреде­лить предмет наблюдения и решить, каким путем ис­следователь будет получать данные наблюдения. Предметом наблюдения могут быть учебно-воспитательные ситуации или временные интервалы.

Предмет индивидуального наблюдения — закономерности практических действий, поступков и поведе­ния испытуемых.

Предмет группового наблюдения — критерии внутригруппового взаимодействия, такие, как меж­личностные контакты, их количество, дли­тельность, темп, активность, приспособле­ние, инициатива, доминирование.

Сделав предметом наблюдения ситуацию (например, взаимодействие между учителем и учениками, решение проблемных ситуаций, игра детей и молодежи и т.д.), следует определить этап процесса обучения и воспитания, в который она включена. Реальная жизненная ситуация берется в естественном контексте и непрерывности процесса.

В другом случае в процессе наблюдения фикси­руются интервалы времени, т. е. наблюдение осуществляется в определенные интервалы времени (напри­мер, в определенные дни недели, в определенные не­дели месяца, в определенные часы дня с регулярными в несколько минут интервалами во время урока и т. д.). Временные образцы дают хорошие данные только тогда, когда исследуемые явления встречаются часто и не уходят из поля наблюдения. Но они «выры­вают» явление из естественного контекста и непрерывности. Наблюдением при помощи интервалов времени нельзя пользоваться, когда исследуемые ситуации встречаются редко и нерегулярно.

Временными образцами можно успешно пользо­ваться при длительных наблюдениях развития тех или иных явлений (например, выработка навыков поведе­ния, установление отношения между влиянием шко­лы и семьи и т. д.). При этом желательно, чтобы интервалы наблюдения были регулярными.

Протоколирование наблюдения

К основным средствам наблюдения относится квали­фицированное протоколирование. Записи в форме про­токола составляют важную часть метода объектив­ного наблюдения. Они позволяют возвращаться к на­блюдаемым фактам, являются основой и исходным моментом дальнейшего анализа.

При наблюдении, особенно в естественных услови­ях учебно-воспитательного процесса, вопрос записи нередко бывает очень сложным. Даже когда проводит­ся выборочное наблюдение в соответствии с конкрет­ными целями, запись необходимо делать достаточно подробно, чтобы был возможен дальнейший объектив­ный анализ. Запись должна происходить на месте на­блюдения, непосредственно или же сразу после него. Необходимо также сразу же после наблюдения про­читать сделанную запись, откорректировать и допол­нить ее.

Серьезное внимание следует уделить и форме веде­ния протокола. Эта форма зависит от предмета, задач и гипотезы исследования, которые определяют крите­рии наблюдения. Схема ведения протокола в сущест­венной мере зависит от того, сколько наблюдателей будут ею пользоваться и какими техническими сред­ствами они располагают. Нельзя дать общие для всех случаев установки по ведению протокола.

Наблюдатель записывает в заранее подготовлен­ную схему протокола не все, а только то, что содейст­вует прямо или косвенно прояснению проблемы. При этом должны быть записаны подлинные факты, которые наиболее точно представляют конкретную ситуацию. Нельзя заменять наблюдаемую действительность оценочными замечаниями или преждевременной ин­терпретацией явлений. Идя таким путем, наблюдатель лишился бы объективных данных, к которым он мо­жет возвращаться в ходе анализа и обработки иссле­дованного материала.

Желательно, чтобы схема протокола была апро­бирована еще до исследования. Это поможет уточнить ее как со стороны содержания, так и с формальной стороны.

Приведем пример схемы протокольной и хрономет­рической записи деятельности учащихся и учителя, используемой для учебной работы на уроках (см. табл. 5).

При наблюдении учебно-воспитательного процесса чаще всего применяются протоколы наблюдения, ко­торые фиксируют содержательную сторону наблюдае­мых явлений и хронологию. Содержательная и хроно­логическая стороны, как видно из примера, в прото­коле связаны.

Таблица 5

Протокол наблюдения

Выбор предмета наблюдения - student2.ru

Возможны и другие формы ведения записи, напри­мер дневник. Им с успехом можно пользоваться при изучении индивидуальных особенностей учеников в процессе обучения. Дневниками пользуются и в случаях долговременного наблюдения. В них заносят наиболее важные события. Объектом наблюдения мо­жет быть отдельное лицо, класс, пионерский отряд. Дневник ведется хронологически и по возможности без перерыва. Факты, полученные наблюдением, позволяют составить педагогико-психологическую харак­теристику учеников. Характеристики, полученные на основе дневников, показывают постепенные измене­ния, которые происходили под влиянием педагогиче­ского воздействия.

Ведя запись наблюдения, нельзя ограничивать ее заранее предусмотренной позицией или фиксировать только те факты, которые подтверждали бы ее. Весь­ма эффективно использование стенографической или магнитофонной записи, поскольку она дает объектив­ное отражение хода учебно-воспитательного процесса. Однако технические средства не могут полностью за­менить собственное, непосредственное восприятие ис­следователя. Необходимо пользоваться и тем, и дру­гим средством. Наблюдение как метод исследования не является механическим копированием наблюдае­мой действительности. Оно есть творческая деятель­ность наблюдателя.

Улучшение качества исследовательской работы тре­бует технически оснащенных лабораторий для наблю­дений, в которых были бы такие средства, как зер­кально отражающая стена, система магнитофонов и микрофонов, скрытая камера, замкнутая телеустанов­ка, видеорекордер-хронограф, который даст возмож­ность регистрировать взаимодействие членов наблю­даемой группы, отмечать скорость и длительность взаимодействия и т. д.

Наши рекомендации