Возможности, ограничения и трудности в использовании модерации
Кроме применения в системе образования взрослых, в последнее время модерацию используют как средство повышения эффективности деловых совещаний, собраний, заседаний. Методика модерации дает возможность удовлетворять требования, которые предъявляет динамично изменяющаяся обстановка к структуре и производственному процессу в организациях, так как с помощью коммуникации, направленной на достижение цели, проблемы решаются эффективнее и быстрее.
Использование средств, предлагаемых методикой модерации, при проведении собраний и совещаний обеспечивает:
- нейтрализацию или снижение эмоционального напряжения
при обсуждении актуальных, жизненно важных проблем;
- оперативность в разработке вариантов решения и достиже
нии согласия относительно выбора оптимального варианта;
- логичное завершение обсуждения проблемы составлением
плана конкретных действий;
- возможность всем участникам почувствовать свой вклад в разработку решения и принять персональную ответственность за реализацию принятых решений.
В обучении взрослых методика модерации широко применяется при подготовке менеджеров и повышении квалификации педагогов.
Но не стоит преувеличивать возможности данной формы обучения. Она не подходит тогда, когда нужно удовлетворить информационный голод (очень актуален запрос на информацию), в этом случае эффективнее будет применить лекцию.
Организация активной взаимообучающей деятельности участников возможна, если один модератор работает с группой численностью не более 25 человек.
На выбор методов для конкретного семинара влияют и организационные условия повышения квалификации, которые определены в административном порядке и, следовательно, не могут быть изменены: количество часов, продолжительность образовательного курса в целом, количество слушателей и финансовое обеспечение. Как правило, также заранее определено, будет ли руководить курсами повышения квалификации один модератор или несколько (лучше, если руководство семинаром осуществляется двумя модераторами, работающими в «команде»).
Для эффективной модерации важна подготовка учебных аудиторий, их оснащение, в частности, возможность изменения порядка расстановки в них столов и стульев. Плохо оснащенные и неудобные аудитории могут ограничивать использование методов, имеющихся в распоряжении модераторов. Помимо этого следует помнить, что учебное помещение определяющим образом влияет на ожидания и манеру поведения слушателей. Значимость этого факта часто недооценивается, поэтому модераторам всегда следует настаивать на учете требований образовательной экологии и, кроме того, прикладывать собственные усилия для оптимального оборудования своих аудиторий.
Модерация в повышении квалификации предполагает наличие необходимых для этого компетенций, которые могут быть освоены и усовершенствованы каждым модератором в соответствии с его индивидуальными личностными особенностями.
Вследствие различий в целях, содержании и условиях повышения квалификации не может быть никаких рамок, регламентирующих роль модератора и выбор им методов в смысле «это правильно, а это неправильно». Дополнительное профессиональное образование как процесс взаимодействия взрослых среди взрослых всегда характеризуется многообразием стилей профессионального поведения модераторов и их индивидуальными предпочтениями в выборе тех или иных форм обучения.
6 Панина
Опыт проведения модерационных семинаров позволил выделить ряд трудностей при использовании этой технологии в повышении квалификации педагогов:
- инертность слушателей;
- большое количество участников;
- проблема мотивации на активную деятельность;
- отсутствие необходимого технического оснащения (техниче
ские средства обучения, «чемоданчик модератора» и др.);
- сложность технологической подготовки (оформление карто
чек, плакатов, продумывание различных процедур и т.п.);
- сложность в разведении роли модератора и эксперта по со
держанию;
- разрешение возникающих конфликтов в микрогруппах и группе.
7.5. Практические указания модератору по использованию визуализации
Изготовление плакатов, карточек, демонстрационных стендов, материалы. Для изготовления плакатов прекрасно подходит миллиметровая бумага большого формата. Демонстрационные стенды недешевы, но тем не менее к их помощи целесообразно прибегать в том случае, если есть необходимость в многократном использовании одних и тех же текстов или информации. В качестве писчей бумаги можно взять остатки или обрезки от обоев и писать на их обратной стороне. Такие остатки можно часто найти в магазинах по очень низкой цене или получить бесплатно. Много плакатов остается после предвыборной кампании.
Из толстого картона можно изготовить карточки любого размера. При этом будет лучше, если вы научитесь обходиться в своей работе карточками двух или трех различных размеров, поскольку использование большего числа разноформатных карточек представляется нецелесообразным.
Очень много обрезков есть в типографиях, которые могут предоставить вам бумагу после соответствующего запроса. Используемые вами карточки должны быть четырех разных цветов, не более. По возможности они все должны быть светлого тона, чтобы можно было легко прочесть написанный на них текст. Лучше всего читается черный шрифт на желтой бумаге.
Хотя здесь рассматриваются только бумажные материалы, это не значит, что нет необходимости использовать классные доски, кодоскопы и др. Но бумажные материалы с помощью малярного скотча можно использовать практически в любой, даже плохо оснащенной аудитории.
Оформление: фломастеры, цвет, величина шрифта. Как правило, бывает достаточно фломастеров двух цветов. Один из них дол-
жен быть черного цвета, так как именно черный читается лучше всего на карточке любого цвета. Следует избегать использовать более четырех цветов, поскольку это затрудняет восприятие.
Достаточно двух шрифтов разного кегля (размера). Подписи и слова (фразы) особой значимости следует писать размером в 4 — 5 см, а остальной текст — буквами размером в 3 см.
Оба шрифта хорошо читаются, если для их написания использовать маркировочный фломастер, ширина штриха которого составляет примерно 5 мм. Этот фломастер следует держать в руке так, чтобы больше его не поворачивать, потому что при вертикальном написании получаются более широкие линии.
И самое важное правило: минимальный размер букв должен составлять 3 см.
Маленькая буква без ее надстрочной и подстрочной части должна быть, таким образом, не меньше 2 см (для написания текста на компьютере — примерно 100 пунктов). К сожалению, это основное правило очень часто нарушается.
При написании текстов следует учитывать, что лучше писать печатными буквами, по возможности ровно, без большого наклона.
Тот, кто умеет рисовать, знает сам, насколько широко можно использовать это «искусство» в целях получения наглядности. Но тот, кто к этому не способен, должен использовать свои рисунки в очень ограниченном объеме. То же самое относится и к использованию символов. Как правило, достаточно прямоугольника, треугольника, круга, овала, стрелки.
И еще несколько советов, которые необходимо учитывать при оформлении карточек и плакатов:
- записывать следует только основные мысли или суждения;
- использовать простые формулировки;
- давать информацию в форме ключевых слов;
- текст должен читаться от первой до последней строки с 7 —
8 м;
- на одном плакате может быть максимум 7 смысловых единиц
(утверждений);
- на каждой карточке — только по одному утверждению.
Так же как и в других случаях жизни, при визуализации спра
ведливо высказывание: «Лучше меньше да лучше!»
Обучение слушателей (участников) визуализации. Все вышеизложенное нужно знать не только модераторам, но и слушателям. Поскольку модераторам в рамках образовательного процесса повышения квалификации следует как можно раньше привлекать слушателей к самостоятельной работе, то слушатели в равной мере Должны владеть описанными здесь приемами. Это значит, что они Должны достаточно быстро научиться правильно обращаться с карточками и фломастерами. Модераторам нельзя расценивать это
умение как само собой разумеющееся, даже если они знают, что их слушатели — учителя.
Чтобы не испугать слушателей использованием в работе карточек, представляется целесообразным во время первой «мозговой атаки» сначала предоставить им возможность самим записывать на карточки все «всплывающие» в их уме понятия. Эти карточки позже могут служить образцом для изготовления всех последующих, даже невзирая на ошибки, например, неверный размер шрифта и т. п. Однако это необходимо, чтобы все возможные ошибки были сразу же обсуждены в группе.
И еще один очень важный момент. Использовать карточки следует в той мере, в которой это необходимо для образовательного процесса повышения квалификации. Ситуация, когда по окончании курсов повышения квалификации на стенах аудитории еще имеются свободные места, не должна восприниматься негативно. Слишком частое использование этого метода снижает его положительный эффект.
Используемый материал и инструменты. Собранные в этой «копилке» методы частично предусматривают, что у модераторов — руководителей курсов повышения квалификации есть под рукой определенные материалы (реквизит). Оправдал себя «чемоданчик модератора», в котором могут храниться аккуратно разложенные материалы, необходимые для его работы.
Возможен следующий вариант содержимого «чемоданчика модератора».
Используемый материал (реквизит):
- цветной картон 120 г стандарта А4;
- цветной картон стандарта А4, разрезанный в длину на две
равные части;
- цветной картон стандарта А4, разрезанный в ширину на две
равные части (стандарт А5);
- цветной картон стандарта А4, разрезанный в ширину на три
равные части.
Эти карточки размером примерно 10x21 см используются чаще всего и должны быть разного цвета в светлых тонах. Иногда при использовании только одного из методов модерации в группе из 25 слушателей может быть израсходовано до 100 таких карточек.
Пустые слайды (пленки для кодоскопа):
- 6 водонеустойчивых слайдных фломастеров черного цвета;
- 4 водонеустойчивых слайдных фломастера черного/синего/
зеленого/красного цветов (набор);
- 4 водоустойчивых слайдных фломастера черного/красного/
зеленого/синего цветов;
- 25 маркировочных фломастеров черного цвета (со скошен
ным острием шириной примерно 5 мм);
- 6 маркировочных фломастеров красного цвета.
Инструменты:
- одни большие ножницы для бумаги;
- 6 маленьких ножниц;
- 2 коробки со стендными кнопками;
- 1 портативный станок для резки бумаги;
- 1 футляр для катушек клейкой ленты;
- 1 дырокол;
- 1 скоросшиватель со скрепками;
- 1 коробка канцелярских скрепок;
- 6 катушек клейкой ленты шириной 2 см;
- 6 клеящих карандашей;
- клейкие кружки малого диаметра.
Отдельные зарубежные фирмы предлагают уже укомплектованные «чемоданчики модератора». Однако они стоят очень дорого, сориентированы зачастую только на определенную форму модерации и содержат частично ненужный материал.
Вопросы и задания
1. Назовите наиболее существенные элементы модерации.
2. Кратко охарактеризуйте основные этапы (фазы) модерации.
3. Подготовьте несколько модерационных карточек с учетом требова
ли, изложенных в главе 7.
4. Может ли модерация как форма обучения использоваться в обуче
нии детей и подростков? Обоснуйте свой ответ.
5. Чем позиция модератора отличается от позиции преподавателя и
снера?
6. Подготовьтесь к проведению одной из активных методик, описан-
|ых в данной главе, в своей группе.
7. Каковы, на ваш взгляд, ограничения и трудности в использовании
Цодерации как формы обучения в вузе?
Глава 8
КАК ПОДВЕСТИ ИТОГИ.
ТЕХНИКИПОЛУЧЕНИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
В АУДИТОРИИ
- корректировке деятельности, отдельных действий, состоя
ний, суждений;
- взаимодействии, взаимовосприятии.
Рассмотрим схему появления обратной связи.
Схема 1
Появление обратной связи
Интерактивное обучение предполагает обязательную обратную связь с обучающимися, учет их запросов по поводу содержания, способов совместной познавательной деятельности и характера атмосферы взаимодействия.
В практической психологии и педагогике в последнее время накоплен большой арсенал техник получения обратной связи.
Что же такое обратная связь? Воздействие преподавателя на слушателей, его указания, адресованная им информация — это прямая связь. Аудитория слушает, воспринимает слова педагога и перерабатывает их в своем сознании. Внешне эти процессы напрямую не проявляются. Однако реакция на речь и действия преподавателя проявляется в мимике, позе, жестикуляции, вопросах, ответах и каких-либо изменениях в поведении обучающихся. И если преподаватель замечает эти сигналы и правильно оценивает причины их возникновения, то появляется возможность скорректировать свою речь и поведение. Таким образом, обратная связь — это продукт анализа, рефлексии и наблюдения, получаемый преподавателем от себя и от партнеров по совместной деятельности. Обратная связь представляет собой форму межличностного взаимодействия, наши поведенческие и эмоциональные реакции [37]. Результаты обратной связи используются и самими обучающимися для оценки совместной деятельности, полученных результатов. Чем лучше преподаватель и обучающиеся умеют корректировать свое поведение и речь, используя обратную связь, тем выше будут результаты обучающих взаимодействий.
Необходимость получения и применения обратной связи появляется при:
- планировании и анализе;
- проработке идеи и проектировании деятельности;
- продумывании содержания деятельности на предстоящий
период;
- поиске, отборе, использовании методов, средств и приемов
для решения задачи (проблемы);
Актуальность и значимость обратной связи определяются целью и особенностями протекания деятельности: реализуются ли поставленные задачи, в том ли направлении идет работа, насколько продуктивно усваивается материал, как он понимается, благополучна ли атмосфера на занятиях и т. п.
Динамическое протекание обратной связи происходит в различных видах (см. схему 2).
Текущая обратная связь, осуществляемая по ходу занятий, активизирует внимание к основным элементам осуществляемой деятельности, ее направленности, выявлению актуальных проблем, противоречий, используемым средствам — и на основе этого появляется возможность откорректировать и продолжить предметную деятельность.
Итоговая обратная связь завершает логически или тематически замкнутый период деятельности. Она отличается от текущей
Схема 2
Виды обратной связи
Конкретная
со |
Косвенная
Внешняя
Внутренняя
увеличенным объемом содержания, большей степенью определенности и заданности со стороны преподавателя или самого обучающегося, обеспечивающего обратную связь. Итоговой обратной связи может быть посвящено целевое занятие.
Мы получаем или передаем обратную связь прямо либо косвенно (завуалированно).
Прямая (конкретная) обратная связь имеет четкого, известного адресата. Им могут быть определенный человек, ситуация, объекты, действия, способы деятельности, структура или система, мысли, эмоционально-чувственные реакции и др.
Этот вид обратной связи наиболее эффективен при индивидуальной и парной работе.
При получении обратной связи у некоторых людей возникает внутреннее сопротивление, начинают действовать защитные механизмы. Это свидетельствует о том, что разум еще не готов принять изменение. Люди с трудом расстаются со своими стереотипами, принципами, ценностями, установками, несмотря на то, что они не помогают им конструктивно мыслить, действовать и общаться. В такой ситуации следует использовать косвенную (опосредованную, завуалированную) обратную связь: сказки, истории, мифы, басни, афоризмы, притчи и др. Они открывают доступ к фантазии, интуиции человека, его ассоциациям, аналогиям; он учится мыслить в образах и метафорах данной ситуации или проблемы. Кроме того, они помогают снять напряжение: атмосфера становится психологически благоприятной, в отношениях между слушателями появляется непринужденность, приветливость и доверительность, пробуждается творчество.
Обратная связь в косвенной, опосредованной форме становится как бы посредником. Выражая свои мысли, свое понимание и ощущение обратной связи, человек выдает информацию, которую ему было бы трудно сообщить без этого посредника либо даже просто сформулировать. Благодаря сказке, истории, анекдоту можно в щадящей форме передать то, на что человек в прямом разговоре реагировал бы иначе (возможно, проявлял агрессию, отрицал или же игнорировал, отмалчивался).
При этом устраняются эмоциональные преграды, исчезает неприятие чужого образа мыслей и чувств. Приходит понимание: узнав иной способ мыслить, можно многое позаимствовать для себя.
При получении обратной связи важно соблюдать ряд условий:
- безоценочно принимать любые мнения, точки зрения, идеи;
- внимательно выслушивать каждого;
- позитивно подкреплять любые суждения или невербальные
реакции;
- проверять понимание и уточнять непонятные моменты и де
тали;
- выражать благодарность за искренние, объективные оценки
и суждения, за открытость;
- воспринимать ошибки как возможности нового, неожидан
ного взгляда на что-то привычное;
- независимость участников в принятии или отторжении об
ратной связи;
- возможность самостоятельно корректировать и контролиро
вать собственное продвижение, изменение;
- поддержка всех эмоциональных реакций и проявлений,
способствующих проявлению индивидуальностей участников
группы;
- обязательно использовать информацию, полученную в ре
зультате обратной связи, реагировать на нее;
- стимулировать стремление к новым знаниям, интерес к опы
ту других, к успешности каждого.
Формы и методы получения обратной связи могут быть различными: устное обсуждение, письменное анкетирование, графическое изображение, ролевое проживание происходящих в человеке изменений (уровень познания, смыслов деятельности, самореализации или повторяющейся деятельности по заданному образцу, самочувствия, личной активности или пассивности и др.). Формы и характеристики обратной связи представлены на схеме 3.
Нужно время, прежде чем слушатели смогут сделать тот или иной вывод из полученной обратной связи. Обратная связь — это по своей сути модель, помогающая учиться. Она дает возможность по-разному интерпретировать содержание знаний, событий, деятельности, сопоставить это содержание с собственным знанием,
Схема 3
Вербальные |
Формы обратной связи
Образные |
Действенно-практические
Графические |
/ ОБРАТНАЯ \ \ СВЯЗЬ / / / \ \ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Объем |
Содержательность |
Скорость |
Конкретность/ Обобщенность |
\ Направленность Осознанность |
Точность |
Глубина |
Комбинированные
ситуацией, поведением, ощущением. Обратная связь предлагает различные варианты действий.
Знакомство с обратной связью помогает расширить собственный репертуар понятий, принципов, ценностей, способов деятельности. Она вызывает новое переживание, изменение позиций. На привычные, известные ситуации можно посмотреть под другим углом зрения. Она позволяет приблизить содержание информации к внутреннему «Я» человека и облегчает идентификацию с ним. Человек может сравнить свои мысли и переживания с тем, о чем рассказывается «здесь и сейчас», и воспринимать то, что в данное время соответствует его собственным психическим структурам.
Обратную связь можно уподобить зеркалу, отражение которого побуждает к размышлению.
При получении обратной связи важно соблюсти принцип постепенности включения в этот процесс обучающихся. На начальном этапе занятий предлагаются схематические формы обратной связи: требуется отметить в баллах (либо в процентах, либо поставить «+» или «-») свое состояние или участие в деятельности. Затем — обобщенные формы (выбрать рисунок, схему, какое-либо умозаключение). И только при условии психологической безопасности человек начнет давать обратную связь в форме «Я— высказывания».
Обратная связь осуществляется на протяжении всего занятия: вначале, в течение и на завершающем этапе. В конце дня она обычно длится 10—15 мин. В зависимости от целей и специфики деятельности, а также особенностей слушателей (взрослых обучающихся) предлагаются разные вопросы, формы и методы обратной связи.
На следующий день проводится обзор мнений либо вывешивается обобщенная схема (график, диаграмма, таблица или др.) по работе группы в целом, отмечаются удачи, связи, закономерности, открытия, сделанные участниками, систематизируются знания, умения, поддерживается позитивный настрой группы.
В результате получения обратной связи происходят внешние (конкретизация целей и планирования своей деятельности, логичность рассуждений, самостоятельно сконструированное понятие, теоретическая модель, четко формулируются проблемы или найденные противоречия и осознанные способы их решения и др.) и внутренние изменения (критичность и гибкость мышления, открытая познавательная позиция, богатое и адекватное проявление эмоций и чувств, устойчивая самооценка, расширение диапазона коммуникаций и др.).
Обратная связь способствует эффективному общению: можно расшифровать успешность — неуспешность какого-либо действия,
вскрыть свои психологические защиты, декодировать причины конфликта, негативных эмоциональных реакций; штампы, блокирующие понимание, механизмы вовлечения в коммуникацию.
Обратная связь позволяет осознать свою индивидуальность, уникальность, приоритеты и ценности.
При проведении продолжительных курсов для взрослых преподавателю необходимо разнообразить способы получения обратной связи. Надеемся, что описанные ниже техники получения обратной связи пополнят методическую копилку педагогов, работающих в системе дополнительного профессионального образования (техники отрабатывались в СПК работников образования).