Анализ возможностей развития внимания в психолого-педагогической литературе и практике
Проблемой изучения внимания и его развития в течение многих лет занимались и занимаются известные зарубежные и отечественные психологи и педагоги: Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Добрынин, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Л. Н. Леонтьев, Р. С. Немов, Г. А. Урунтаева и многие другие. Так, Т. Рибо считал, что «внимание, независимо от того, является оно ослабленным или усиленным, всегда связано с эмоциями и вызывается ими, т.е. между эмоциями и произвольным вниманием он усматривал особенно тесную зависимость» [32, с.75].
В своих трудах отечественный психолог Н. Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть «особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности» [11, с. 125]. А по мнению С. Л. Рубинштейна внимание это «избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность» [31, с. 524]
Большой вклад в изучение внимания и его развития внесли Л. С. Выготский и Л. Н. Леонтьев. Они указывали на существенное значение речи для внимания, поскольку при посредстве слова происходит указание предмета, на котором необходимо сосредоточиться. Л. С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что «история внимания является историей развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка» [5, с. 147].
Развитие внимания по Л. С. Выготскому заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-средств (знаков), с помощью которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Общая последовательность развития внимания по Л. С. Выготскому состоит в следующем: «Сначала люди действуют по отношению к ребенку, затем он сам вступает во взаимодействие с окружающими, наконец, он начинает действовать на других и только в конце начинает действовать на себя…»
По Л. С. Выготскому существует два ряда стимулов, вызывающих внимание ребенка:
1. Первый ряд стимулов–это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.
2. Второй ряд стимулов– это речь взрослого человека, его слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний.
Помимо стимулов для развития внимания ребенка, Л. С. Выготский говорит, что существуют семь этапов его развития:
1. Первый этап развития внимания– первые недели-месяцы жизни. Появляется ориентировочный рефлекс как объективный, врожденный признак непроизвольного внимания.
2. Второй этап развития внимания– конец первого года жизни. Возникает ориентировочно-исследовательская деятельность как средство развития произвольного внимания.
3. Третий этап развития внимания– начало второго года жизни. Обнаруживаются зачатки произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого.
4. Четвертый этап развития внимания – второй-третий год жизни. Неплохое развитие первоначальной формы произвольного внимания.
5. Пятый этап развития внимания– четыре с половиной-пять лет. Появляется способность направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого. Дети-дошкольники четырех-пяти лет обнаруживают иногда интенсивное и устойчивое внимание.
6. Шестой этап развития внимания– пять-шесть лет. Возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции.
7. Седьмой этап развития внимания– школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.
В современной психологической науке существуют исследования, посвященные изучению взаимосвязи между уровнем развития свойств внимания и успеваемостью школьников. Важнейшим условием развития внимания считают осознание школьником значения его собственной учебной работы, необходимости изучения основ наук для дальнейшего обучения и будущей деятельности. При рассмотрении проблемы воспитания внимания у детей рекомендуют формировать чувство ответственности, интересы, дисциплинированность и т.п.
В младшем школьном возрасте внимание осуществляет отбор актуальных, лично значимых сигналов из множества доступных восприятию. За счет ограничения поля восприятия оно обеспечивает сосредоточенность в данный момент времени на каком-либо объекте. Преобладающим видом внимания младшего школьника в начале обучения является непроизвольное. Реакция на все новое, необычное очень сильна в таком возрасте. Ребенок еще не может управлять своим вниманием, поэтому часто оказывается во власти внешних впечатлений.
Произвольность познавательных процессов у детей 6-8 и 9-11 лет возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя на определенную деятельность, под напором обстоятельств или по собственному побуждению.
И.В. Страховым установлено, что у одних учащихся внимание может быть не стойким, отличаться детской непосредственностью и эмоциональностью проявлений; у других – устойчивым, волевым, сознательно сосредоточенным, позволяющим школьнику справляться с отвлекающими побуждениями. Одной из особенностей внимания, которую также необходимо знать и учитывать педагогу, является то, что младшие школьники не умеют быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Постепенно, при правильной организации учебного процесса, совершенствуется и данное качество внимания младших школьников: при необходимости учащиеся свободно переходят от одних действий к другим.