Тема 1. Задачи, структура и функции психологической службы в системе образования
1. Необходимость создания психологической службы в системе образования.
2. Основные задачи психологической службы в системе образования.
3. Структура психологической службы.
4. Специализация в работе практических психологов.
5. Взаимодействие практических психологов с органами управления психологической службы и другими структурными подразделениями системы образования.
Тема 2. Квалификационные требования, права и обязанности практического психолога
1. Требования, предъявляемые к квалификации психолога в системеобразования.
2. Обязанности практического психолога в системе образования.
3. Права практического психолога в системе образования.
4. Вопросы, решаемые практическим психологом самостоятельно и во взаимодействии с другими людьми, вовлеченными в учебно-воспитательный процесс.
5. Пути решения спорных вопросов, возникающих в работе практического психолога.
Тема 3. Этический кодекс практического психолога
1. Представление об этическом кодексе и необходимость его введения в работу психологической службы системы образования.
2. Первоисточники нравственных норм, на основе которых вырабатывается этический кодекс практического психолога.
3. Сферы деятельности практического психолога, регламентируемые нормами этического кодекса.
4. Конкретные виды поведения и действий, 'регулируемые этическим кодексом в различных ситуациях.
Темы для рефератов
1. Задачи и структура психологической службы в системе образования.
2. Функции психологической службы в системе образования.
3. Основные положения этического кодекса практического психолога в системе образования.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Профессиограмма практического психолога в системе образования.
2. Права и обязанности практического психолога в системе образования.
3. Спорные вопросы в работе практического психолога, пути их разрешения.
Литература
I
Баранов В. Ф. Педологическая служба в советской школе 20—
30-х гг. // Вопросы психологии.— 1991.—№ 4.— С. 100—112.
Головей Л. А.,Грищенко Н. А. Психологическая служба в школе
(в помощь лектору).—Л., 1987.
(Школьный психолог, что он может: 5—17. Профессиональная работа школьного психолога: 18—31.)
Кала У. В., Раудик В. В. Психологическая служба в школе: 23—58.
(Из истории применения психологических знаний в школе: 8—23.)
Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм.— М., 1982.
(Различия в детях или школах: 97—117.)
Рабочая книга школьного психолога.— М., 1991.
(Задачи школьной психологической службы на современном этапе развития народного образования: 3—5. Что такое школьная психологическая служба: 6—64. Работа школьного психолога с учащимися разного возраста: 65—162.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.—М., 1988.
(Психология и школа: 242—248.)
II
Валитов М. С. Особенности профессиональной консультации подростков // Вопросы психологии.— 1984.— № 6.— С. 60—63.
Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации.— М., 1983.
(Выбор профессии: 7—15. Профориентация и профконсультация: 15—W. Пути и приемы практического консультирования по выбору профессии: 81—94.)
Кравцов Г. Г., Кравцова Е. Е. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе.— М., 1987. (Как оценивать шестилетних детей: 60—66.)
Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик.— М., 1988.
Отстающие в учении школьники. Проблемы психического развития.— М., 1986.
(Организация коррекционно-педагогической работы с отстающими в учении школьниками: 32—43.)
Коломинский Я. П., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста.— М., 1988.
(Как изучать психику детей: 21—39. Методы изучения взаимоотношений между детьми в школе: 40—49.)
Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся // Вопросы психологии.— 1983.— № 4.— С. 46—50.
Рабочая книга школьного психолога.—М., 1991.
(«Трудные» дети: 163—237. Способности и Профориентация учащихся: 238—273. Работа психолога в учреждениях интернатного типа для детей, оставшихсябез попечения родителей: 274—302.)
Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей,— Киев, 1987. (Психокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обучения: 48—59.)
Часть III.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 6.
ПСИХОЛОГИЯ ПЕДАГОГА
Глава 29.
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА
Краткое содержание
Место педагога в современном обществе. Кризис образования в середине XX века, его причины и пути преодоления. Увеличение средств, направляемых на образование, во второй половине XX века в наиболее развитых странах мира. Образование как наиболее «прибыльная» отрасль. Основные признаки и этапы изменения отношения к образованию в течение нескольких последних десятилетий. Проблема «утечки мозгов». Роль учителя в социальном, идеологическом, политическом, экономическом и культурном прогрессе общества. Необходимость значительного увеличения, средств, направляемых на профессиональную подготовку учителя и оплату его труда. Тенденция уменьшения количества учеников, приходящихся на одного учителя, в развитых странах мира.
Психологические требования к личности педагога. Основные требования, предъявляемые к интеллекту, эрудиции, культуре и личности педагога. Индивидуальность педагога, необходимость быть личностью для оказания воспитательного воздействия на детей. Постоянные и ситуационные требования к личности педагога. Методика определения социально-специфических качеств педагога.
Общие и специальные способности педагога. Понятие об общих и специальных педагогических способностях. Специальные способности учителя, их источники и процесс формирования. Необходимость отбора людей для педагогической профессии и развития у них соответствующих способностей. Знания, умения и навыки педагога как воспитателя. Первостепенная важность воспитательных способностей при отборе людей для педагогической профессии. Трудности сочетания в одном лице учительских и воспитательных способностей. Коммуникативные способности, их роль и место в деятельности педагога. Структура коммуникативных способностей. Понятие о способностях к педагогическому общению. Проблема воспитания коммуникативных способностей, средства и способы их развития у педагога. Применение педагогом поощрений и наказаний как признак развития его педагогических способностей.
Индивидуальный стиль деятельности педагога. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности. Формирование индивидуальности ребенка через индивидуальный стиль деятельности педагога. Проблема совмещения индивидуальности и общих требований, предъявляемых к педагогической профессии. Проявления индивидуального стиля педагогической деятельности. Одинаковая эффективность различных стилей индивидуальной деятельности педагога. Индивидуальность педагога и распространение передового педагогического опыта, проблемы социально-психологического характера, связанные с этим.