Психология сексуальных отношений
Связь между душевным здоровьем и сексуальной сферой человека очевидна. Одним из центральных понятий здесь является понятие «оргастической потенции» – уровня способности человека к чувственному переживанию на пике сексуального возбуждения во время естественного полового акта.
Душевные заболевания и разрушенные отношения являются результатом неустроенности сексуальных связей в семье. И эта неустроенность на протяжении тысячелетий основывается на том, чтобы морально и экономически подчинять людей имеющимся условиям бытия и выдуманным догмам отношений. Что лишает человека самостоятельности, служит закреплению в его внутреннем мире норм механизированной и авторитарной цивилизации.
А это сказывается не только в чувственном восприятии мира, но негативно влияет на отношения в современной семье, часто разрушая их.
Люди в силу этих традиций враждебно отчуждены от живой жизни. Это отчуждение не биологического, а социально-экономического характера. И все это, в конце концов, сильно сказывается на психологии отношений в семье.
Социокультурное научное направление исследования сексуальности возник в конце XIX века. Развитие его было связано с большим влиянием взглядов Фрейда и "психологической антропологии-", так как многие положения психоанализа подкреплялось ссылками на этнографические данные, статистического исследования в это время претерпели формы полового разделения труда, Разница в средствах социализации и в поведении мальчиков и девочек, инициации и Ряды возрастного перехода, связанного с половым созреванием подростков, нормы брачных и внебрачных связей, отношения сексуальных установок и поведения и другие.
В любом из существующих к настоящему времени человеческих обществ проявления какого разделения труда между полами, специфические для мужчин и женщин виды деятельности и социальных функций. В общественных науках существует несколько теорий, объясняющих дифференциацию социополовых ролей и причины их возникновения.
По теории американских социологов Т. Пирсонса и Р. Бейлса, дифференциация мужских и женских ролей в семье и общественно-производственной жизни не устранена, так как основана на естественном взаимодополнении пола и имеет положительный признак, так как способствует нормальному функционированию семьи.
Мужская жизнь в своей основе "инструментальное" - поддержание связей между семьей и внешним миром, материальное обеспечение семьи, а женская - "экспрессивное" - регулирование взаимоотношений в семье, забота и эмоциональная поддержка. Причем роль жены в этой теории выводится из способности женщины рожать детей и заниматься ими, а поскольку человек не может рожать, он берет на себя инструментальную роль.
Эта теория в свое время имела свое значение и признавалась правильной, но в настоящее время не все за ее положениями можно объяснить, и еще, к тому же, она отстает от новых реалий жизни. Это объясняется тем, что, во-первых, доминирующей в наше время стала однодетная или двухдетной семья, в результате чего у женщины не все время тратится на воспитание детей и остаются долговременные жизненные периоды, когда она выполняет какие-то другие функции. Во-вторых, именно такое распределение ролей далеко не всегда обязателен в современной семье.
Р. Коллинз разработал другую теорию, которая объясняет дифференциацию так называемых тендерных ролей. Он считает, что сексуальное неравенство обусловлено конфликтом между доминирующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщинами). Причем возникновение этого неравенства он связывает с тем фактором, что мужчины были крупнее, сильнее женщин и создавали на них сексуальное давление. В наше время степень зависимости женщин определяется двумя факторами:
1) материальная зависимость;
2) ценность женщины как собственности, подлежащей обмену.
Свою теорию Р. Коллинз называет теорией конфликта. Но ее еще можно назвать теорией обмена, так как здоровье женщины, ее образование, ее способность зарабатывать, лишь повышают ее стоимость при обмене и помогают ей претендовать на выбор более привлекательного партнера.
На Западе являются распространенными немарксистские теории, объясняющие половые pоли - основными их положениями является то, что корни неравенства между представителями разного пола находится в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора и использования женщин для обеспечения гибкости рынка в этих условиях. Поэтому с этой целью женщинам на рынке труда отведен вторичный сектор должностей, которые в случае необходимости можно было бы сократить.
Рассматривая существующие теории социальной дифференциации половых ролей, Дж.Смелзер отметил, что было бы целесообразно определить типы общества и ситуаций, в которых состояли эти различия, а потом уже отделить факторы, способствующие формированию системы ценностей, на основе которых и создаются роли.
По показателям дифференциальной психологии, женщины более субъективные и чувствительны к человеческим взаимоотношениям и их мотивов, у них больше оказываются гуманитарные наклонности, чем у мужчин, и это различие очень распространено в обществах разного типа. Использование тендерного подхода к анализу социокультурной жизни общества позволяет изобрести его тендерную асимметрию.
Вместо ролевой определенности мужской и женской реальности, в нашей современной культуре можно найти заметные и достаточно выраженные ценностные мужчины, согласно которым все, что определяется как мужская, перемещено в центр и кажется как доминирующее, а определено как женское - понимается как второсортные и менее значительное . Поэтому считается, что только "человек" представляет человечество ", говорит от его лица и он же в это время выполняет важную для человечества миссию - поддержание ориентации на познавательный и воспроизводящий тип отношения к миру. Женщине отводится лишь эмоциональный и интуитивный компонент.
Тендерный подход к анализу нашей культуры обнаружил, что мужское и женское на онтологическом и гносеологическом уровнях существуют как элементы культурно, символических рядов: мужское - рациональное, духовное, божественное, культурное; женское - чувственное, телесное, заземленными естественное ", - отмечает исследователь гендерных проблем Н. В. Лавриненко.
Полученные научные данные М. Мид при изучении жизни трех племен в Новой Гвинее свели на нет установки и суждения, согласно которым мужчины и женщины самой природой созданы для определенных ролей. Основным выводом является то, что половые различия используются обществом как основа для дифференциации социальных ролей, но сущность этих ролей не является биологически обусловленной такими факторами, как более влиятельные размеры тела мужчин или способность женщин к рождению детей. Тендерные роли в нашем обществе образовались скорее на основе культурных и социальных особенностей, а не в результате «естественного порядка вещей".
Таким образом, совершенно не связанные с полом такие феномены, как природа и культура, божественное и земное и т. и., Приписываемый определенной пола. Подобные атрибуции в отношении биологических статей, совершенно не связанных с ними характеристик, причем иерархически упорядоченных в культурно-символических срезах общественной жизни, как бы оправдывают и закрепляют "вторичности" женщины в обществе и переносят ее в отрасль естественных явлений. Согласно этому, устанавливается система гендерных ролей, обусловленных ожиданиями поведения, соответствующего статуса мужчины и женщины в обществе.
Символизация мужской и женской основ во многих древних мифологиях показывает мужчину как носителя активного, социально-творческой основы, а женщину - как пассивно-естественную силу. По древнекитайской мифологией, женская основа Инь - темное, черное, бездна глубокая, а мужская Янь-красная, освещена, высокая, небесная. Эти основы являются полярными космическими силами, взаимодействие которых есть возможность бесконечно существовать Вселенной. В христианской мифологии такими основами являются Адам и Ева.
Не чужой для мифологического сознания идея андрогинии, т.е. сочетание в одном лице мужского и женского основы. Многие из богов наделялись мужской и женской силой одновременно: у древних греков Гермафродит - сын Гермеса и Афродиты, у индийцев Адити - корова и бык, у древних египтян - Ра, который вступал в половой акт сам с собой.
В наиболее развитых обществах и сложных мифологиях оппозиция мужского и женского основы вовсе не сводится к эмпирическим различиям между индивидами. Религиозно-философский символизм оперирует глобальными, космическими образами, которые являются вне времени и пространства. Стереотипы проявления маскулинности и фемининности в бытовом сознании более конкретные, в них яснее прослеживается связь с социальными реалиями.
Есть глубинная асимметрия в принципах описания и критериях оценки значения мужчины и женщины: мужчины воспринимаются и оцениваются главным образом по их общественным положением, родом деятельности, социальными достижениями. Женщины, в свою очередь, - за семейно-родственными отношениями выступают как сестры, жены, матери. С одной стороны, мужчина видит в женщине сексуальный объект, Жену, с другой - мать, сестру или дочь. Женщины тоже категоризируют мужа по принципу возможности или невозможности сексуальных отношений, плохо эта двоякая категоризация мешает им формировать поляризованные и устойчивые стереотипы мужа и отца.
Сексуальные свойства, соматические и поведенческие - важные и универсальные знаки половой принадлежности как на уровне культуры, так и на уровне обыденного сообщение.
Пол и сексуальность составляют неотъемлемую часть символической культуры человечества. Так, изображение гениталий представлены в самых разнообразных природных и мифологическая символиках.
Мужские гениталии, особенно половой член, больше всего символизирует силу могущество, власть, всеобщее одухотворение, но не обязательную основу. Семья считается как отражение и источник жизненной силы и является абсолютной идеальной основой. Эрегированный половой член приобретает значение социального знака агрессии или вызова и в то же время является неконтролируемой силой. Поэтому закрытие его фиговым листком или повязкой позволяет уменьшить связанное с этим социальное напряжение. Эрегированный половой член еще наделяется особой защитной и отвлекающей силой и имеет религиозный символ поклонения.
Женские гениталии, конечно, описываются, с одной стороны, как источник возникновения новой жизни, с другой - как таинственная и темная основа, которая таит в себе опасность и угрозу смерти. Женские гениталии толкуются как уродство, как рана, которая истекает кровью. Именно Фрейд описывал женские гениталии как следствие увечья. О смущение и отвращение, которые порождали женские гениталии, свидетельствуют многочисленные религиозные, культурные и литературные табу. В христианской религии женщина не имеет права зайти в алтарь или находиться там. В противоположность этому материнское лоно выступает как теплое, надежное хранилище, источник жизни и сексуальный объект, проникновение в который сопровождается преодолением трудностей и опасности.
Доскональное изучение полового символизма показывает его полисемантичнисть, причем сексуальные явления интерпретируются с иносказаниями, распространенными в содержании. Этнографы и литературоведы обнаружили в фольклора и ритуалах плотный связь между сексуальностью и смехом, между сексуальностью и бранью. Смех выступает как противоположность смерти, животворный начало. Он является не только проявлением радости и веселья, но есть и способ эмоциональной разрядки. Смеховая культура предполагает особый сексуальный юмор и связывает сексуальность с праздничными, игровыми элементами общественной жизни.
Большой интерес представляет язык человеческой ругани. Исследованиями филологов было обнаружено, что выражение, когда отправляют с помощью ругани человека в зону рождения, символизирует пожелание смерти, а если применяют выражения со ссылкой на мужские гениталии, то это значит расположить оппонента v женскую сексуальную позу и обвинить его в педерастии.
Большую работу по изучению признаков сексуальности провели этнографы, собирая и описывая обряды и ритуалы, благодаря которым общество оформляло наступления половой и социальной зрелости подростков. К этим ритуалам иногда у разных народов прилагаются хирургические вмешательства в гениталии: у мальчиков производится обрезание, субниция, суперинцизия, а у девочек - клиродектомия, ритуальное рассечение девственной перепонки, хирургическое расширение влагалищного отверстия или его зашивания до вступления девушки в брак. Такие операции следует рассматривать не изолированно, а в контексте целого обряда, а его - в контексте социальной культуры и символического мира общества, который изучается.
Но критерии социальной зрелости, которые четко выражены в инициациях, неодинаковы для юношей и девушек.
Мужские инициации подчеркивают, прежде всего, социальную ответственность, а потом уже идут фертильность и сексуальность, мужественность и мудрость. У девушек на первом месте стоит фертильность, а потом уже ответственность и в конце - сексуальность.
В человеческом обществе возникает сексуальная культура, которая ограничена, с одной стороны, природой человека, а с другой - внутренней последовательностью по логике культуры как целого. Самый общий принцип классификации культур по типу их половой морали, который принят в этнографической литературе - это разделение 11 на антисексуальные (репрессивную) и просексуальных (пермиссивными). Примером репрессивной антисексуальные морали являются представители средневекового христианства, при котором сексуальность человека определяется как грех. Другие представители этого направления - это микронезийцы, которые не считают секс грехом, признают, что половая жизнь делает мужчину физически слабым, чувствительным к опасным заболеваниям. Противоположность им - это представителями народа Полинезии, где сексуальность и эротизм поощряются как у мужчин, так и у женщин, половые проблемы открыто обсуждаются и отражаются в песнях и танцах.
Большинство человеческих обществ располагаются между этими представителями и отношение к сексуальности зависит от общих свойств характера, жизни и культуры. Культура не просто запрещает или разрешает различные проявления сексуальности, она определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность. Одни культуры подчеркивают преимущественно инструментальные аспекты секса, при этом видя в сексуальности главным образом средство продолжения рода или удовлетворения иных сексуальных запросов. Другие видят в ней самое ценное - аффективную основу, выражение чувств и эмоций. Культура не только регламентирует, но и различает низовые, светские и выше, священные аспекты сексуальности. Например, половой член может одновременно выступать в значении священного фаллоса и как анатомический орган.
Регулируя мотивационно-ценностные аспекты сексуального влечения, культура не может игнорировать его социальные формы. Отношение брачных, добрачных и внебрачных связей - одна из главных проблем сравнительно-исторической социологии сексуального поведения. Одним из запретов, наложенных культурой на сексуальные отношения, является правило экзогамии, когда запрещено иметь брак и половые связи между членами одного рода. Источником этого является теория Э. Вестермарка о том, что люди, проживающие совместно, близко и имеют плотные взаимоотношения с раннего детства, могут не проявлять сексуального интереса друг к другу.
В некоторых культурах является распространение такого явления, как двойной стандарт, когда существуют разные требования к норме сексуального поведения мужчины и женщины. При этом право инициативы, ухаживания, выбора партнера и определения ритма жизни в браке принадлежит и предоставляется мужчине. По отношению к добрачных и внебрачных связей половая мораль снисходительна в большинстве случаев к мужчинам. Поэтому в некоторых обществах и государствах количество домов терпимости для мужчин превышает количество их для женщин.
Практически во всех человеческих обществах существует культ мужской сексуальности. Боги-мужчины и античные герои наделялись не только большими гениталиями, но также исключительным детородным способностями. Так, в бога Кришны было 16 108 женщин и от них он имел по 10 сыновей и 1 дочери.
Женщину в разных культурах описывают в двух образах: во-первых, как имеющую отвращение к половой жизни, но морально чистый и, во-вторых, - агрессивную к сексу, к соблазнению. Мысль о том, что половые функции женщины нечистые, довольно распространенная и живуча. Свидетельство тому можно найти повсюду: в литературе, в мифах, в жизни как примитивных, так и цивилизованных народов.
Культура формирует эротический код, ритуал ухаживания и сексуальную технику. Несмотря на то, что эрогенные зоны у человека детерминированы физиологически, разные народы придают им неодинаковую ценность. При этом существуют различные ритуалы ухаживания и техники полового акта.
У большинства народов сам факт ухаживания и выбора партнера предоставляется мужчине, но есть случаи, когда в обществе принято отдавать предпочтение в выборе партнера женщине. Поэтому и идет борьба, в первом случае, между мужчинами за обладание женщиной, а во втором - наоборот.
Нормой для европейцев, в большинстве случаев, половые акты проводятся при положении партнеров между собой лицом к лицу. А в некоторых европейских народов эта поза определяется неудобной и заменяется расположением партнеров в позе, когда мужчина сзади женщины, а она находится в коленно-локтевом положении.
Половые отношения и подготовка к половому акту имеют эмоциональную окрашенность в двух проявлениях: либо они любовно-нежные, или они агрессивно-враждебные.
Неодинаково оценивают различные культуры девственность (девственность). Простые примитивные общества не придают ей большого значения. С повышением статуса женщин и усложнением иерархической системы общества, девственность приобретает высокую социокультурной ценности. Среди многих мусульманских народов было представление о "бесчестье", которое должно было только смываться кровью или прикрываться иногда неровным браком.
В обрядах и мифах ранних и поздних культур широко подается искаженная сексуальность: инцест, транссексуализм, трансвестизм, гомосексуализм и другие. Но одно и то же по своей биологической и поведенческой природе может по-разному оцениваться и символизуватися как в разных культурах, так и в среде одной. Это объясняется двумя подходами к этой проблеме:
1) от индивида к культуре, когда и только оформляет, регламентирует импульсы, возникшие в индивидуальном сознании;
2) от культуры к индивиду - когда культура не только отражает индивидуальные варианты либидо, но и достаточно широко формирует его направление, или иначе, сексуальность рассматривается как социальное явление.
В первом случае главным является поведенческий акт, поступок как выражение внутренних импульсов индивида, а во втором - значение, придаваемое этому поступку культурой, которая и формирует соответствующий стиль поведения. Например, это ритуальные гомосексуальные контакты в древней Греции между мужчинами и мальчиками, которые символизировали передачу физических и психических свойств от взрослого к подростку.
Если провести историко-этнографический анализ человеческой сексуальности, то можно увидеть, что здесь есть определенные нормы, но нет единодушия. Мир культуры многоцветный, и чем сложнее культура, общество и личность, тем обогащенная их диалектика.
47. Формирование коммуникативной культуры личности как задача специалиста соц-культ сферы.
Общекультурная компетентность рассма-тривается как готовность учащихся к гармо-ничному вхождению в культурное пространство человечества, к диалоговой форме общения с окружающими людьми; коммуникативная, эстетическая и этическая культура выпускника.Коммуникативная культура занимает ве-дущее место в общекультурном и профессио-
нальном становлении личности и, безусловно, является одной из приоритетных задач обра-зования, рассматривается как специальный объект моделирования педагогических систем в единстве их структурных и функциональных компонентов и представляется как важнейшая составляющая гуманитарного образования.Именно коммуникативная культура,
на наш взгляд, может являться условием успешной адаптации личности ребенка к жиз-ни в обществе и поэтому заслуживает всесто-роннего изучения и анализа.Проведенный нами теоретический анализ научной литературы показал, что закономер-ности становления основ коммуникативной культуры личности изучались авторами с раз-личных позиций.
Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникатив-ная культура является одним из компонентов общей культуры лич-ности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей результативно использовать свои психические, физические, личностные качества для эффективно-го решения коммуникативных задач [9].. Поскольку ни одна из функций общения, в том числе и коммуникативная, не может осуществляться в чи-стом изолированном виде, мы можем говорить только о том, какая из них в данном случае имеет наибольшее значение. «Коммуника-тивная культура» как более узкое понятие несет в себе признаки общего родового понятия «культура общения» [2].Длительное время коммуникативная культура рассматривалась как совокупность норм и правил, регулирующих общение людей.
. Коммуникативную культуру можно охарактеризовать как сложный динамический процесс, обеспечивающий готовность личности к жизненному самоопре-делению, являющийся условием достижения гармонии с собой
и окружающей действительностью. Коммуникативная культура есть средство создания внутреннего мира личности, богатства его содержания, отражающего жизненные идеалы, направленность личности на культуру ее жизненного самоопределения. Ее можно рассматривать и как систему качеств личности, включающую:
1) творческое мышление (нестандартность, гибкость мышле-
ния, в результате чего общение предстает как вид социаль-
ного творчества);
2) культуру речевого действия (грамотность построения фраз,
простота и ясность изложения мыслей, образная вырази-
тельность и четкая аргументация, адекватный ситуации
общения тон, динамика звучания голоса, темп, интонация
и, конечно, хорошая дикция);
3) культуру самонастройки на общение и психоэмоциональ-
ной регуляции своего состояния;
4) культуру жестов и пластики движений (самоуправление
психофизическим напряжением и расслаблением, деятель-
ная самоактивация и т. д.);
5) культуру восприятия коммуникативных действий партнера
по общению;
6) культуру эмоций (как выражение эмоционально-оценочных
суждений в общении) и пр.
В ходе исследования нами была установлена взаимосвязь комму-
никативной культуры с разными видами культуры. Для нашего ис-
следования данная взаимосвязь имеет большую значимость, поэтому Формирование коммуникативной культуры личности
.
Универсальность родового понятия (культура) проявляется
в каждом из его видов. Поэтому, о каком бы виде (или аспекте)
культуры ни шла речь, предварительно необходимо четко опреде-
лить ракурс рассмотрения самого понятия «культура».
В своем первоначальном значении («возделанное») культура
противостоит «натуре» — природному, «дикому» и означает все то,
что отличает человека от природы, отличает искусственный мир
от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый са-
мим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природ-
ному, и миру божественному, существующим помимо человека.
В этом же предельно широком смысле культура включает в себя
все накопленные людьми материальные и духовные ценности
и способы их приумножения.
Культура — это совокупность всего того, что делает человека
человеком. При этом «все» включает в себя как природные объ-
екты, так и предметы, созданные людьми, и духовные явления.
Известный отечественный исследователь культуры В. В. Сильве-
стров выразил эту мысль так: «Культура общепризнанно выража-
ет то, что определяет человеческую историю как человеческую, —
ту тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом про-
цессе» [12].
Поэтому культуру можно определить как «концентрированный
опыт предшествующих поколений, дающий возможность каждому
индивиду усвоить этот опыт и участвовать в его умножении» [6]. От-
метим, что образование как система представляет собой социаль-
ный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта.
Таким образом, можно утверждать, что культура — это осво-
енный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельно-
сти. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний
и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; Формирование коммуникативной культуры личности
программу, принятую в качестве образца при решении всевоз-
можных возникающих задач.
Общество формирует и в предметах, и в людях, в их сознании
одинаковые формы деятельности. Иначе люди и вещи не смогут
«понимать» друг друга.
Общество, создавая искусственную природу, одновременно
формирует и людей, способных потреблять зашифрованную в ней
культуру. Так культура общества выявляет свою двойственную
природу. С одной стороны, она — окаменевшие накопленные фор-
мы деятельности, закрепленные в предметах, с другой стороны —
мысленные формы деятельности, закрепленные в сознании лю-
дей. Живая культура общества возникает из единства предметного
и мыслимого компонентов. Материальные и духовные, объектив-
ные и субъективные составляющие культуры одного общества мо-
гут не совпадать с элементами культуры других народов или эпох.
Развитие транспортных средств и гуманитарных связей сводит
на нет пространственные преграды и территориальную изоляцию.
Частота контактов нарушает языковые барьеры. Развитие средств
массовой информации размывает контрасты национальных особен-
ностей. Интернационализируются быт, одежда, кухня, обстановка
жилища, облик городов и т. д. Достояния национальных культур,
конечно же, необходимо бережно хранить и приумножать. Культура
любого иного региона, любой страны — это часть общечеловеческой
культуры. Культура — это сложное и многоплановое явление, ко-
торое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или
гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприрод-
ная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологи-
ческая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура
физическая), и отношение к себе же, но как к явлению социальному
(культура экономическая и политическая) [12].
Чтобы выделить компоненты культуры, мы проанализировали
подходы к делению культуры по видам, изучили ее функции.
Культура представляет собой сложноорганизованную систе-
му, элементы которой не просто множественны, но тесно пере-
плетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть
структурирована по различным основаниям. В отечественной со-
циальной философии пока нет единых общепринятых принципов
деления культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплыв-
чаты и неопределенны, что делает возможным множественность
вариантов названной классификации. Часть ученых осуществля-Формирование коммуникативной культуры личности
ет выделение видов культуры сообразно видам человеческой дея-
тельности. И как один из возможных аспектов рассмотрения это
вполне оправданно. Учитывая явную специфику последних, есть
достаточные основания для рассмотрения культуры труда и куль-
туры досуга, культуры экономической и культуры политической,
культуры эстетической и культуры нравственной, а также иных ви-
дов культуры, связанных со спецификой проявлений тех или иных
видов деятельности. Анализу подлежат их содержание, сущность,
структура, исторические типы, виды взаимосвязи и взаимовлия-
ния. В то же время это лишь один из возможных принципов выде-
ления. И он не единственный. Для нашего исследования наиболее
интересна следующая структура культуры [3; 4; 6; 7] (см. рис. 1).
Носители
культуры
Вид
культуры
Источник формиро-
вания культуры
Материальная
Духовная
Народная
Профессиональная
Общечеловеческая
(мировая)
Культура
национальной группы
Культура
малой группы
Территориальная
Национальная
Культура
одного человека
Культура
Рис. 1. Структура культуры
Коммуникативную культуру можно назвать связующим зве-
ном, компонентом всех видов культур. Она может выступать как
часть народной культуры, в то же время выступать как диалог куль-Формирование коммуникативной культуры личности
тур. Передача опыта одного поколения другому может происходить
с помощью трансформатора — коммуникативной культуры.
Становление профессиональной культуры как части общей
культуры невозможно без развитой коммуникативной культуры.
А ее формирование происходит в процессе обучения, где комму-
никативная культура является носителем информации и предме-
том изучения. Следовательно, коммуникативная культура является
основополагающим компонентом профессиональной культуры.
Наряду с видами культуры нами были рассмотрены ее функ-
ции, в которых сокрыта та роль, которую она играет в жизни обще-
ства (см. рис. 2).
Нами уже подчеркивалось, что человек формируется лишь
вследствие своего приобщения к культуре, а потому человекотвор-
ческая функция может быть названа в качестве главной функции
культуры. Из человекотворческой функции вытекают и определя-
ются остальные функции — передача социального опыта, регуля-
тивная, ценностная и знаковая.
Функции культуры
Знаковая
Регулятивная
Передача социального опыта
Ценностная
Человекотворческая
Рис. 2. Функции культуры
Связывая старших и младших в единый поток истории, куль-
тура выступает действительной связью поколений, передавая
от одних к другим социальный опыт. Но культура не только при-
общает человека к аккумулированным в опыте достижениям пред-
шествующих поколений. Одновременно она сравнительно жестко
ограничивает все виды его общественной и личной деятельности,
соответствующим образом регулируя их, в чем проявляется ее ре-
гулятивная функция. Культура всегда предполагает определенные Формирование коммуникативной культуры личности
границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека [12].
З. Фрейд определял ее как «все институты, необходимые для упо-
рядочения человеческих взаимоотношений» и утверждал, что все
люди ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возмож-
ностей совместной жизни [13]. C этим вряд ли следует спорить,
ибо культура нормативна.
Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального
опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому от-
бору каждое новое поколение получает как бы концентрированный
опыт прошлого. Этот опыт транслирует коммуникативная культура.
Однако культура не только ограничивает свободу человека,
но и обеспечивает эту свободу. Культура способна предоставить
человеку поистине безграничные возможности для выбора, то есть
для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека
практически безгранично количество видов деятельности, кото-
рым он может себя посвятить. Но каждый профессиональный вид
деятельности — это отдифференцированный опыт предшествую-
щих поколений, то есть культура.
Овладение общей и профессиональной культурой выступает
необходимым условием для перехода человека от репродуктивной
деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной
самореализации личности.
Чем меньше знает человек о мире культуры, тем у же его воз-
можности выбора, тем менее он свободен. И наоборот. Неслучай-
но известный русский философ H. А. Бердяев полагал свободу
важнейшей сущностной характеристикой культуры.
Следующая функция культуры — знаковая. Человечество фик-
сирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков.
Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми
системами выступают формулы, для музыки — ноты, для языка —
слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без
овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь,
не может передавать социальный опыт, не облекая его в специфи-
ческие знаковые системы, будь то цвета светофора или националь-
ные разговорные языки.
Последняя из основных функций культуры — ценностная. Она
тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определен-
ные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которы-
ми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное
и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает челове-Формирование коммуникативной культуры личности
ку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он стал-
кивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.
Разумеется, все эти функции культуры не существуют как ря-
дом положенные. Они активно взаимодействуют, и нет более оши-
бочного представления о культуре, чем представление ее в статич-
ности и неизменности. Культура — всегда процесс. Она находится
в вечном изменении, в динамике, в развитии. В этом сложности
ее изучения и в этом ее великая жизненная сила.
Для более полного раскрытия феномена культуры нами были
рассмотрены основные методологические подходы к изучению
данного понятия.
Подходы к изучению культуры чаще всего классифицируются со-
гласно общефилософским или социологическим школам, посколь-
ку именно в рамках этих наук долгое время велось изучение культу-
ры и ее влияния на человека. В самом общем виде можно выделить
антропологический, философский, собственно культурологический
и социологический подходы к культуре. При этом на сегодняш-
ний день представляется обоснованным говорить о формировании
специфического психологического варианта трактовки культуры.
Психологический подход к рассмотрению феномена культуры
представлен рядом направлений и теорий, из которых наиболее из-
вестны психоанализ, этнопсихология, культурная антропология,
культурная психология и культурно-историческая теория Л. С. Вы-
готского. При этом теория Л. С. Выготского и его школы является
методологически наиболее упорядоченной и служит основой для
концепций многих антропологов и психологов. Согласно положе-
ниям культурно-исторической теории, все высшие психические
функции являются культурно обусловленными и формируются
в процессе совместной деятельности путем интериоризации соци-
альных отношений. При этом основной акцент в рамках концепции
Л. С. Выготского делается на процессе развития личности и роли
культуры в этом процессе, а непосредственно содержанию понятия
«культура» уделяется недостаточно внимания. Опираясь на работы
Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, мы рассматриваем культуру од-