V.3.5. групповая структура и динамика
Малые группы имеют собственную структуру. Исследование разнообразных малых групп показало, что в большинстве случаев (71 %) внутри малой группы объединяются в дружественные группировки по парам, реже (21%) —тройками, четверками (6%)* пятерками (5%), шестерками (0,5%). Оптимальным размером малой группы считается 7±2 человека.
Спонтанные малые группы обладают лишь неформальной структурой — они складываются из подгрупп, между которыми формируются взаимоотношения. Организованные группы и первичные коллективы обладают двусторонней структурной организацией: наряду с неформальной структурой они имеют и формальную структуру.
Неформальная структура группы характеризуется наличием подгрупп, взаимоотношения между членами группы складываются по принципу симпатий и антипатий. Поведение людей в группе с неформальной структурой часто глубоко не осознается. В такой группе действуют психологические закономерности дружеского общения. Взаимовлияния являются результатом процессов
* Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969, с, 211, 129
(подражания, внушения, сопереживания. Лидер группы, как пра-1 ■вило, оказывает влияние на других ее участников, используя меж-личностные взаимоотношения для укрепления своей позиции.
В группе с неформальной структурой статус ее члена называется неофициальным, или психологическим. Он выражает меру личного влияния человека на других членов группы и зависит от •его личностных качеств и умений строить взаимоотношния с окружающими. Лидер — это член группы, обладающий высоким неофициальным статусом. В группе детей и подростков (например, в школьном классе, пионерском отряде, спортивной команде ДЮСШ) лидерство носит характер доминирования вожачества. Влиянием лидера преимущественно обладают подростки, превосходящие других по росто-силовым качествам, добившиеся лучших показателей физического развития, имеющие спортивный разряд.
Формальная структура группы характеризуется ролевыми взаимоотношениями участников по принципу должностных или ролевых прав и обязанностей. В группе с формальной структурой каждый ее член занимает позицию, соответствующую его функции. Эта позиция называется официальным статусом.
Психологи выявили следующую закономерность: группа развивается как коллектив и повышает продуктивность своей дея-i тельности при условии, если неформальное поведение и взаимоотношения людей не противоречат их ролевому поведению в рамках формальной структуры. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется в том случае, когда неформальные взаимоотношения помогают деловым контактам при формальной структуре. Например, руководитель коллектива формально является лицом, обладающим властью, правом и обязанностью руководить, вести за собой коллектив. Однако, если он не обладает личным авторитетом, не принят неформально, не способен выполнить функцию лидера, его деятельность в качестве руководителя будет малоэффективной, во взаимоотношениях с сотрудниками могут возникать конфликтные ситуации.
В футбольной команде, например, формальная структура задается ролями вратаря, защитников, полузащитников, нападающих, капитана команды, запасных, тренера и его помощников. Каждый действует в соответствии с требованиями роли. Наиболее официальным влиянием, согласно правам и обязанностям, должны обладать тренер и капитан. Однако нередко наибольшее влияние на членов команды оказывает какой-то игрок, врач или психолог команды. Это объясняется их лидерским положением в неформальной структуре, где они пользуются заслуженным уважением и авторитетом как опытные специалисты и партнеры по дружескому общению.
Малая группа характеризуется определенным единообразием поведения участников, хотя каждый из них может обладать индивидуальным своеобразием личности. Единообразие поведения выражается в дисциплине, соблюдении режима деятельности и отдыха, в одежде, манерах общения. В основе единообразия лежат следующие факторы: задача деятельности, предписывающая опре-
деленные действия каждому участнику; ролевые предписания к общению и взаимодействию в соответствии с правами и обязанностями; стандартизующее влияние групповых норм — писаных и неписаных кодексов поведения, правил взаимоотношений. Все эти факторы действуют взаимосвязанно, влияя на личность в процессе совместного выполнения групповой задачи. Искусство руководителя состоит в умении учитывать действие всех этих факторов в своем поведении и влиянии на коллектив.
Групповые нормы формируются в процессе обсуждения членами группы проблем своей деятельности. Нередко такие обсуждения вспыхивают на собраниях группы; здесь же принимаются решения о правилах поведения и общения, фиксируемые в протоколе.
Конфликтность в малых группах является основной причиной снижения эффективности совместной деятельности. Со всей очевидностью конфликтность проявляется в спортивно-игровой деятельности. Команда, разъедаемая межличностными конфликтами игроков, вряд ли может рассчитывать на крупные победы в ответственных соревнованиях. В предупреждении и разрешении внутри-групповых конфликтов большую помощь тренеру может оказать спортивный психолог. Для этого необходимо прежде всего разбираться в типичных причинах конфликтов, знать ту психологическую основу, на которой они формируются. Чаще всего межличностные трения возникают по поводу разного понимания смысла выполняемой работы. Межличностные взаимоотношения в группе с неформальной структурой нередко принимают форму психологической борьбы. Члены группы бывают соперниками в борьбе за приоритет своего влияния, лидерской позиции, либо за престиж и популярность в глазах окружающих. Гипертрофия некоторых личностных качеств и уровня притязаний, чрезмерный эгоцентризм, индивидуалистические тенденции и др. также могут вызвать критические замечания товарищей и педагога и обострить отношения в группе. Проявление эгоизма всегда провоцирует конфликт. Однако конфликт конфликту рознь.
В психологии выделяют конструктивные конфликты, которые выражаются в форме серьезного разговора с отстающими, недисциплинированными членами группы, в форме критики лиц, неправильно ведущих себя. Конструктивный конфликт разрешается открытым обсуждением назревших проблем и недостатков в работе. Он полезен для группы, так как способствует ее развитию, выходу из кризисного состояния, преодолению корпоративного духа и пр.
Выделяют также деструктивные конфликты, в результате которых уровень развития группы понижается, эффективность деятельности падает, группа может распасться. Таких конфликтов лучше избегать.
Кроме того, психологи подразделяют конфликты на вертикальные и горизонтальные. Вертикальные конфликты возникают во взаимоотношениях руководителей и подчиненных, лидеров и ведомых. Горизонтальные конфликты касаются
взаимоотношений людей равного статуса и должностного положения, например спортсменов одной команды.
В работе специалистов по физическому воспитанию и спорту возникает множество ситуаций и проблем, требующих для своего правильного разрешения глубоких научных знаний о поведении и общении людей в процессе их совместной групповой деятельно- ] -сти в условиях тренировок и соревнований. Вооружение учителя] физической культуры, организатора массовой физкультуры и туризма, тренера по виду спорта знанием психологических закономерностей группового поведения, межличностных взаимоотношений, лидерства и руководства, структуры и динамики малых групп! и коллективов является необходимым условием формирования Г организаторских способностей и педагогического мастерства.