Методические материалы

ПСИХОТЕХНИКИ И ТРЕНИНГИ

(организация и проведение тренинговых занятий)

Учебное пособие

Издательство

Тюменского государственного университета

О. С. Андреева.ПСИХОТЕХНИКИ И ТРЕНИНГИ (организация и проведение тренинговых занятий): Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 211 с.

В учебном пособии в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования рассматриваются различные теоретические подходы к организации и проведению тренинговых занятий, а также практические вопросы работы психотренера с группой. Автором предлагаются инвариантные принципы построения тренинговых занятий, которые могут быть использованы в рамках любого теоретического подхода к проведению тренингов.

Учебное пособие предназначено для студентов специальности «Психология» всех форм обучения, в том числе заочной с применением дистанционных образовательных технологий.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики и социального управления, рекомендовано и одобрено кафедрой общей и социальной психологии, Редакционно-издательским советом Института дистанционного образования ТюмГУ

Рецензенты:

Т. С. Шевцова– доцент кафедры общей и социальной психологии ИППСУ ТюмГУ, кандидат психологических наук

С.А. Проценко – генеральный директор тренинговой компании Human Factors (Западная Сибирь), кандидат психологических наук

Ответственный за выпуск:

А. В. Трофимова,зав. отделом учебно-методического обеспечения Института дистанционного образования ТюмГУ

© Тюменский государственный университет, 2009

© О.С. Андреева, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рабочая программа дисциплины

Рекомендации по самостоятельной работе студента

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

РАЗДЕЛ I. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ТРЕНИНГОВ

Глава 1. Общее понятие о психологическом тренинге

1.1. Общее понятие о психологическом тренинге

1.2. Отличие психологического тренинга от других видов групповой работы

Глава 2. Виды тренингов

Резюме

Вопросы для самопроверки

РАЗДЕЛ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИНГА

Глава 3. Формирование тренинговой группы. Структура тренинговой группы

3.1. Противопоказания и ограничения при наборе в тренинговую группу

3.2. Количественный состав группы

3.3. Группы обязательные и добровольные: особенности и специфика работы

3.4. Группы гомогенные и гетерогенные: особенности и специфика работы

3.5. Группы, состоящие из ранее знакомых и незнакомых между собой участников, их особенности

3.6. Типы поведения участников в группе и групповые роли

3.7. Типичные ролевые структуры в тренинговых группах.

Глава 4. Групповая динамика в тренинговой группе

4.1. Общее понятие о групповой динамике

4.2. Механизмы групповой динамики

4.3. Этапы развития тренинговой группы в процессе групповой динамики

4.4. Самораскрытие участников в ходе тренинга

Глава 5. Методы работы в тренинге. Групповая дискуссия, ролевая игра, трениговые (психотехнические) упражнения

5.1. Групповая дискуссия

5.2. Ролевая игра

5.3. Тренинговые (психотехнические) упражнения

Глава 6. Этапы организации тренинга. Разработка программы тренинга

Резюме

Вопросы для самопроверки

РАЗДЕЛ III. ВЕДЕНИЕ ТРЕНИНГА

Глава 7. Ведение группы

7.1. Начало группы

7.2. Рефлексия (сознательная проработка переживаний)

7.3. Значимость обратной связи в процессе работы

7.4. Конфликт в тренинговой группе

7.5. Завершение работы тренинговой группы

7.6. Причины и профилактика психологических травм в ходе тренинга

Резюме

Вопросы для самопроверки

РАЗДЕЛ IV. ЛИЧНОСТЬ ВЕДУЩЕГО ТРЕНИНГА

Глава 8. Функции психотренера и стили руководства группой

8.1. Стили руководства группой

8.2. Поведенческие роли психотренера

Глава 9. Личность ведущего и ее влияние на работу группы

9.1. Личностные качества, необходимые психотренеру

9.2. Этические принципы работы тренера

9.3. Требования к профессиональной подготовке

Резюме

Вопросы для самопроверки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

Тесты для самоконтроля

Ключи к тестам для самоконтроля

Вопросы для подготовки к зачету

ГЛОССАРИЙ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Требования к тренинговой программе (образец)

Приложение 2. План-макет тренингового занятия (образец)

Приложение 3. Карта наблюдений за работой ведущих

Приложение 4. Кодекс этики и практики обучающих тренеров Британской ассоциации консультирования (БАК)

Приложение 5. Пример тренинговой программы

Приложение 6. Как не попасть на "плохой" тренинг: 12 правил

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это пособие имеет двойное назначение. Во-первых, оно будет полезным для студентов-психологов в качестве учебного пособия в рамках курса «Психотехники и тренинги». В нем дается подробное описание того, каким образом организуются и проводятся тренинги. Разумеется, речь идет лишь об ознакомлении с тем, на что и каким образом следует обратить внимание при разработке тренингов различных видов. Научиться же вести тренинги, только читая пособие, невозможно. Собственно, как невозможно освоить любой иной сколь-нибудь сложный навык, будь то двигательный, перцептивный или даже чисто интеллектуальный (интерпретация метафорических высказываний).

Чтобы освоить работу тренера, довести ее даже до минимально приемлемого уровня, требуется сначала пройти несколько тренингов в качестве участника (в том числе тренинг личностного роста), проработав не только свои личностные проблемы, но и установки по отношению к тренингу. Затем освоить методическую часть с использованием данного пособия. После этого поработать уже в качестве тренера, но под супервизорством опытного тренера, обладающего дополнительной квалификацией наставника.

Во-вторых, данное пособие будет полезным для пользователей (будущих специалистов служб управления персоналом и т.д.), которые стремятся стать квалифицированными заказчиками тренингов.

В пособии отражены основные сферы применения различных тренингов, очерчена направленность работы, показаны их возможности и ограничения. Для потенциальных заказчиков мы рекомендуем после ознакомления с данным пособием найти возможность пройти хотя бы одну - две тренинговых группы, ориентируясь не столько на глубину проработки своих жизненных смыслов, сколько на прочувствование и понимание сущности тренинга как такового. Только в этом случае материал, представленный в пособии, может действительно помочь вам как заказчикам в выборе тренинга и тренера, обладающего соответствующей квалификацией.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Наши рекомендации