Проницательность, как фактор социально-психологической компетентности сотрудников уголовно-исполнительной системы

Идея гуманизации системы исполнения наказания России, провозглашенная в 1990-х годах, ориентирует на осуществление специальной психологической подготовки сотрудников.

Задачи, стоящие перед системой исполнения наказаний требуют от сотрудников эффективного взаимодействия в различных сферах деятельности: в общении с коллегами и представителями общественных организаций; в работе со спецконтингентом, требующей умений и навыков превентивно-корректирующего воздействия на личность осужденного. Проницательность как одна из важных составляющих социально-психологической компетентности, стала предметом изучения психологов межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Новосибирской области.

Мы столкнулись с тем, что на сегодняшний день нет единства в использовании термина «психологическая проницательность», и очень мало работ посвящено целостному, комплексному подходу к психологической проницательности как к функциональной системе. В литературе, посвященной проблемам межличностного общения, используются такие понятия как наблюдательность, социальная перцепция, восприятие. Все они затрагивают различные аспекты психологической проницательности, хотя и не отражают ее в полной мере.

Проницательность – это психологическая способность к быстрому и адекватному познанию других людей и отношений, складывающихся между ними в определенной ситуации, к прогнозированию их поведения.[23]

Для проницательности являются характерными:

1. На уровне сенсорно-перцептивного отражения – избирательность восприятия, развитого до глубокой наблюдательности за людьми, способность правильно понимать их мысли и чувства, передаваемые голосом и выразительными движениями; эмоциональная отзывчивость и другие.

2. На уровне представлений – образная память, владение знаками и знаковыми системами (язык, жесты, мимика и т. д.).

3. На уровне вербально-логического, понятийного мышления – активность мышления с развитым анализом и синтезом, гибкость, хорошее владение речью, обобщенный опыт общения с разными людьми.

4. На уровне личностных характеристик – наличие гуманистической направленности личности, эмпатии, ценностных ориентаций, волевых черт характера и прочее.

Как компонент квалифицированного общения, проницательность предполагает ряд умений – умение внимательно слушать людей, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и др.

Качеством личности проницательность становится тогда, когда все ее составляющие компоненты образуют целостную функциональную систему.

Как видно из определения, психологическая проницательность реализуется в коммуникативном акте и охватывает обе стороны коммуникации – вербальную и невербальную. Невербальная коммуникация включает в себя четыре формы: кинесику, паралингвистику, проксемику и визуальное общение.

Кинесика. Система знаков, включающих в себя жесты, мимику, пантомимику, носит название оптико-кинетической системы. В целом эта система трактуется как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция; лица – мимика; позы – пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуации коммуникации придает общению нюансы. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась специальная область исследований – кинесика, которая специально занимается решением этих проблем.

Паралингвистика. Включает в себя две системы: собственно паралингвистическую и экстралингвистическую. Паралингвистическая система – это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха и темпа речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации.

Проксемика – это специальная область, занимающаяся изучением норм пространственной и временной организации коммуникативного процесса, которые выступают также особой знаковой системой и несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций.

Визуальное общение – специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе и представляющая собой «контакт глаз». Знаки, представляемые движением глаз, включаются в очень широкий диапазон ситуаций общения. Это явление оказывается весьма важным в работе педагогов, следователей и вообще лиц, имеющих отношение к проблемам руководства. Как и все невербальные средства общения, контакт глазами является дополнением к вербальной коммуникации.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную, а иногда и самостоятельную, роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное действие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерение его участников. Вместе с вербальной коммуникацией эти системы невербальной коммуникации обеспечивают обмен информацией. Исходя из того, что проблема эффективного и достоверного сбора информации всегда являлась одной из приоритетных направлений работы сотрудников УИС, развитие и формирование проницательности у персонала является достаточно актуальной.

Сотрудниками межрегиональной психологической лаборатории ГУФСИН России по Новосибирской области было проведено эмпирическое исследование, целью которого являлось выявление степени сформированности проницательности у сотрудников. В исследовании приняли участие сотрудники воспитательного, оперативного и режимного отделов воспитательной колонии, колонии общего режима и следственных изоляторов: 150 чел. в возрасте от 21 до 45 лет и 150 чел. в возрасте от 21 до 45 лет.

Возраст Кол-во человек Кол-во человек (в %)
20-30 лет 40%
30-40 лет 35%
Старше 40 лет 25%
Отдел Кол-во человек Кол-во человек (в %)
Воспитательный 27%
Оперативный 13%
Режимный 60%

В исследовании использовались анкетный опрос и тестирование, с использованием методик: «Незаконченные предложения», теста «Знаете ли вы юношескую психологию», Мюнстерберга, развития способностей к адекватному пониманию невербального поведения, «Умение слушать», методики исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена.

Анализ результатов показал, что большинство сотрудников:

· Имеют средний (52 % сотрудников) или низкий уровень (28 %) развития избирательности внимания.

· Имеют средний (36 % сотрудников) или низкий уровень (44 %) социального интеллекта.

· 67% имеют достаточно высокий уровень развития способности слушать.

· Большинство сотрудников не обладает достаточной психолого-педагогической компетентностью. (98 % опрошенных считают, что знания им необходимы. 71 % считают, что не обладают достаточным запасом психологических и педагогических знаний, способствующих лучшему пониманию осужденных).

· Недостаточно хорошо знают юношескую психологию. (8 % респондентов имеют достаточно высокий уровень знания юношеской психологии, 77 % – средний уровень, 15 % – низкий уровень).

Исходя из того, что знание психолого-педагогических закономерностей, способность наблюдать и анализировать поведение людей, являются основными составляющими проницательности, можно говорить о том, что полученные результаты эмпирического исследования подтвердили необходимость проведения тренинга, направленного на повышение проницательности у сотрудников.

При составлении тренинга за основу были взяты идеи:

1. В.Г. Зазыкина, о том, что психологическая проницательность может быть выражена следующей формулой: проницательность = наблюдательность + умение анализировать.

2. В.А. Лабунской, о том, что для развития проницательности не достаточно знать невербальные коды состояний, отношений, свойств личности. Понимания других людей – творческий процесс, включающий не только знания, но также умения и навыки. Поэтому для развития проницательности необходимо использовать социально-психологический тренинг[24].

3. М.И. Кустова, о том, что для проницательности характерны:

· На уровне сенсорно-перцептивного отражения – избирательность восприятия, развитого до глубокой наблюдательности за людьми, способность правильно понимать их мысли и чувства, передаваемые голосом и выразительными движениями; эмоциональная отзывчивость и другие.

· На уровне представлений – образная память, владение знаками и знаковыми системами (язык, жесты, мимика и т.д.).

· На уровне вербально-логического, понятийного мышления – активность мышления с развитым анализом и синтезом, гибкость, хорошее владение речью, обобщенный опыт общения с разными людьми.

· На уровне личностных характеристик – наличие гуманистической направленности личности, эмпатии, ценностных ориентаций, волевых черт характера и прочее[25].

Целью тренинга являлось развитие и совершенствование способности сотрудника понимать эмоциональное состояние воспитанников.

Задачи тренинга:

1.Познакомить с паттернами поведения, связанными с определенными личностными особенностями и эмоциональным состоянием личности.

2.Способствовать улучшению качества восприятия и осознанию более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от партнера.

3.Познакомить с факторами, влияющими на восприятие информации.

4.Способствовать осознанию и преодолению интерпретационных ограничений, накладываемых стереотипизированными фрагментами сознания.

В качестве вида работы был выбран Т-тренинг. Этот вид тренинга своим появлением обязан известному социальному психологу К. Левину, который работал над проблемами групповой динамики и социальных действий. Т-группы стали предшественниками большинства видов психологических работ с группами, которые были в последствии объединены понятием социально-психологический тренинг (СПТ).

В настоящее время существует множество разновидностей Т-групп. В общем, их можно разделить на 3 основных течения, одним из которых являются тренинги, направленные на общее развитие индивидуума, в том числе его сензитивных способностей.[26]. С методической точки зрения занятия тренинга были построены так, чтобы не было утомительного однообразия. В процессе занятий постоянно чередовались лекции, практические упражнения в группе, в парах, индивидуально, тематические беседы и обсуждения, которые объединены в единую систему. Для повышения их эффективности и более глубокого усвоения участниками навыков и знаний занятия построены по принципу «от простого к сложному».

Тренинг апробировался в апреле-мае 2005 года на базе федерального государственного учреждения "Специальный межрегиональный учебный центр" (ФГУ СМУЦ) ГУФСИН России по Новосибирской области. Для выявления эффективности проведенного тренинга была проведена диагностика экспериментальной и контрольной групп до и после проведения тренинга. В экспериментальную группу вошли слушатели, имеющие опыт работы в УИС от 1 года до 3 лет, в контрольную группу – не имеющие опыта работы.

Анализ полученных результатов проводился с помощью компьютерной статистической программы SSPS12

Сравнительный анализ полученных результатов первоначальной диагностики контрольной группы (не имеющие опыт работы УИС) и экспериментальной группы показал (имеющие опыт работы от 1 до 3 лет), что статистическая значимая разница отсутствует (р=0,631). Таким образом, можно говорить о том, что опыт работы в УИС от 1 до 3 лет не оказывает влияние на развитие проницательности и внимания.

Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики экспериментальной группы показал положительную динамику по всем параметрам, статистически значимая разница была выявлена по следующим параметрам:

1. Адекватность понимания состояний и отношений человека на основе его позы (р=0,047).

2. Адекватность понимания эмоциональных состояний на основе его мимики (р=0,037).

3. Адекватность понимания невербального поведения посредством установления связей и отношений между психологическим содержанием различных элементов невербального поведения (р=0,03).

4. Адекватность понимания невербального поведения посредством установления связей между вербальным и невербальным поведением человека (р=0, 012).

Таким образом, можно говорить о том, что проведенный тренинг позволил развить навык адекватного понимания мимики и позы человека, навык выявления конгруэнтности между вербальными и невербальными проявлениями, различными элементами невербального поведения. Для развития способности прогнозирования влияния невербальных проявлений на отношения между людьми, способности адекватно понимать интеллектуально-волевые состояния, а так же развития внимания необходимо проведение дополнительных тренинговых занятий.

Изучение субъектной оценки сотрудников о результативности тренинга показало, что 25 % членов экспериментальной группы считают, что после участия в тренинге их проницательность значительно улучшилась, 67 % – несколько улучшилась, 8 % – осталась без изменения. Сравнительный анализ результатов первичной и вторичной диагностики контрольной группы не выявил статистически значимой разницы между полученными результатами. Таким образом, развития проницательности у членов контрольной группы не выявлено.

На основе анализа полученных данных можно сделать следующие выводы:

1. В ходе проведения тренинга была достигнута поставленная цель, исходя из этого, тренинг можно считать эффективным.

2. Для развития прогностических возможностей сотрудников необходимо разработать дополнительный тренинг.

Н.Г. Чаронова – начальник психологической лаборатории

ФГУ ИЗ-77/2 УФСИН России по г. Москве

Наши рекомендации