К вопросу социально-психологической компетентности основных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы

(на примере ИУ УФСИН России по Владимирской области)

Профессиональная деятельность пенитенциарного работника относится к социономическим профессиям, когда объектом воздействия является другой человек или группа людей. В этой связи независимо от занимаемой должности, сотрудник помимо общих профессиональных знаний и умений, должен обладать и определенной психологической подготовкой.

Психологический анализ таких негативных явлений в уголовно-исполнительной системе как профессиональная деформация, конфликты, массовые беспорядки, суициды и др. показал, что в основе их зачастую лежит психологическая безграмотность сотрудников. Поэтому, на современном этапе развития психологической службы УИС первоочередной задачей, стоящей перед психологом становится повышение социально-психологической компетентности сотрудников.

В психологии компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для эффективных действий в определенном круге ситуаций[9]. Существует ряд исследований, посвященных коммуникативной (Петрушин. С.В, Петровская Л.А., Растянников П.В. и др.)[10], социальной (Филатова О.В., Казаринова Н.В., Погольша В.М. и др.)[11] и социально-психологической компетентности (Жуков Ю.М., Марьин М.И., Евсеев А.В. и др.)[12].

В настоящей работе мы реализуем полисистемный подход в понимании природы социально-психологической компетентности, и рассматриваем ее с одной стороны как элемент сложной системы – социальной компетентности, а с другой – как самостоятельную систему, состоящую из ряда взаимосвязанных компонентов.

Социальная компетентность представляет собой наличие специальных знаний и умений, позволяющих ориентироваться в любой социальной ситуации, принимать верные решения и достигать поставленных целей. Она складывается из коммуникативной компетентности (установление психологического контакта и доверительного общения), перцептивной компетентности (психологического портретирования и точности восприятия других людей), знаний в области взаимодействия и поведения (способности влиять)[13].

Наряду с описанными выше компонентами социальной компетентности в ее структуре выделяют оперативную социальную компетентность, вербальную компетентность, эго-компетентность и социально-психологическую компетентность[14].

В современной литературе мы встречаем работы, посвященные как общим вопросам социально-психологической компетентности (Жуков Ю.М., Куницына Н.В., Погольша В.М. и др.), так и вопросам социально-психологической компетентности отдельных категорий служащих (Коновалова Т.Ю., Марьин М.И.,Софронова О.В. и др.). Вместе с тем анализ существующих работ посвященных данной проблематике выявил отсутствие исследований по социально-психологической компетентности пенитенциарных работников.

В данной работе под социально-психологической компетентностью мы понимаем, с одной стороны, общепсихологическую способность индивида эффективно взаимодействовать с людьми в системе межличностных отношений, а с другой – систему внутренних ресурсов, необходимых человеку для осуществления эффективной деятельности в социономических профессиях.

В состав социально-психологической компетентности мы включаем[15]:

1) Умение ориентироваться в социальных ситуациях (представление о разнообразии социальных ролей и способов взаимодействия, выработанные сценарии поведения в сложных конфликтных ситуациях).

2) Умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей (психологическая наблюдательность, способность к эмпатии и рефлексии).

3) Умение выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать их в процессе взаимодействия (установление и поддержание контактов с людьми, эффективное взаимодействия с ними, навыки бесконфликтного поведения).

Уровень развития социально-психологической компетентности человека определяется его индивидуальными особенностями, психическими состояниями и типичными настроениями, эффективностью социализации, влиянием культурных различий и специальной социально-психологической подготовкой[16]. Проявление социально-психологической компетентности можно рассмотреть в трех аспектах: мотивационно-ценностном, операционально-содержательном и эмоционально-волевом[17].

Мотивационно-ценностный аспект предполагает рассмотрение мотивов социальной деятельности, сформированность мотивации стремления к достижениям, установки на социальное взаимодействие, отношение к нравственным нормам, ценности общественного и личного порядка.

Операционально-содержательный аспект предполагает рассмотрение знаний, умений и навыков, позволяющих осуществлять критический анализ своих и чужих поступков, прогнозировать результат взаимодействия, осуществлять коммуникацию, влиять на других людей, ставить цели и добиваться их реализации.

Эмоционально-волевой аспект предполагает рассмотрение процесса выбора решения, способности к самоконтролю и саморегуляции, готовность взять ответственность на себя, решительность, уверенность в себе. Таким образом, проблема социально-психологической компетентности пенитенциарных работников не смотря на свою важность, отдельно не изучалась. Это обстоятельство и определило тему данной научной работы: «Социально-психологическая компетентность основных категорий сотрудников уголовно-исполнительной системы».

Цель исследования – изучить уровень социально-психологической компетентности основных категорий сотрудников (начальник отряда, сотрудники отдела безопасности и отдела охраны).

Методы исследования:

1) метод экспертных оценок;

2) методика диагностики межличностных отношений Т. Лири;

3) методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса;

4) методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко;

5) методика определения индивидуальной меры рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Понамарёвой;

6) тест оценки мотивационной направленности личности Куля.

Исследование социально-психологической компетентности основных категорий сотрудников проводилось на базе исправительных учреждений (ИК-1, ИК-3, ИК-5, ИК-6, ИК-7, Т-2) и СИЗО-2 УФСИН России по Владимирской области в июле-сентябре 2005 г. Выборка составила 150 сотрудников, из них 50 человек – начальники отряда, 50 человек – сотрудники отдела охраны и 50 человек – сотрудники отдела безопасности (режима). Пилотажное исследование уровня развития социально-психологической компетентности включало в себя 2 этапа.

На первом этапе проводилась оценка уровня развития социально-психологической компетентности сотрудников, формирование групп испытуемых с низким и высоким уровнем развития социально-психологической компетентности.

На втором этапе проводилось исследование эмпатии, рефлексии, межличностных отношений, конфликтности и мотивации сотрудников с низким и высоким уровнем развития социально-психологической компетентности.

Для оценки уровня развития социально-психологической компетентности сотрудников использовался метод экспертных оценок. Каждый сотрудник оценивался 3-4 экспертами. В качестве экспертов выступали люди хорошо знающие испытуемых: заместители начальника учреждения по кадрам и воспитательной работе, начальники отдела воспитательной работы с осужденными, отдела охраны, отдела безопасности (режима), заместители начальников указанных отделов, старшие инспектора отдела охраны и безопасности и психологи исправительных учреждений.

В ходе теоретического анализа литературы и списка профессионально-значимых качеств сотрудников[18] было определено три блока личностных показателей, влияющих на социально-психологическую компетентность сотрудников:

1. Мотивационно-ценностный блок личностных показателей: справедливость, надежность, искренность, честолюбие, нравственность, умение располагать к себе окружающих людей.

2. Операционально-содержательный блок личностных показателей: целеустремленность, общительность, требовательность, авторитетность, трудолюбие.

3. Эмоционально-волевой блок личностных показателей: инициативность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, организованность, умение владеть собой.

Экспертное оценивание начальников отряда, сотрудников отдела охраны и безопасности по обозначенным выше блокам личностных показателей, позволяет сделать следующие выводы:

1. Наиболее высоким уровнем развития социально-психологической компетентности, обладают начальники отряда (мотивационно-ценнностный показатель равен 3,9 балла, операционально-содержательный – 4 балла и эмоционально-волевой – 3,9 балла). Среди личностных качеств высокие показатели имеют нравственность (4,1 балла), целеустремленность (4,2 балла), дисциплинированность (4 балла).

2. Средний уровень развития социально-психологической компетентности имеют сотрудники отдела безопасности (мотивационно-ценнностный показатель равен 3,3 балла, операционально-содержательный – 3,5 балла и эмоционально-волевой – 3,3 балла).

3. Наиболее низкий уровень развития социально-психологической компетентности имеют сотрудники отдела охраны (мотивационно-ценнностный показатель равен 2,8 балла, операционально-содержательный – 2,4 балла и эмоционально-волевой – 2,4 балла). Среди личностных качеств низкие показатели имеют искренность (2,4 балла), требовательность (2,1 балла), уверенность в себе (2,1 балла).

На основе полученных результатов были сформированы группы испытуемых с высокими и низкими показателями социально-психологической компетентности. В группу с высоким уровнем социально-психологической компетентности отбирались испытуемые имеющие показатели 4 балла и выше по каждому из трех аспектов социально-психологической компетентности, а в группу с низким уровнем – испытуемые имеющие показатели 2 балла и ниже. Подобные группы удалось сформировать только у начальников отряда.

У сотрудников отделов охраны и безопасности основной диапазон результатов сконцентрировался в пределах от 2 до 3 баллов (низкий и средний уровни). Это позволяет сделать вывод, что их социально-психологическая компетентность находится еще в стадии формирования.

Изучение эмпатии и рефлексии начальников отряда с высоким и низким уровнями социально-психологической компетентности, выявило у последних слабый уровень развития перцептивных навыков (p<0,05). Это свидетельствует о неумении данных сотрудников взглянуть на происходящее со стороны другого человека и проявить по отношению к нему сопереживание. В межличностном общении психологически некомпетентные начальники отряда по сравнению с психологически грамотными коллегами менее авторитетны (p<0,05). Они обладают меньшей уверенностью в себе, упорством, настойчивостью, способностью руководить другими людьми.

Рассмотрение стратегий поведения в конфликте начальников отряда с высоким и низким уровнями социально-психологической компетентности показало, что вторая группа испытуемых имеет более высокие показатели по шкале приспособления (p<0,05). Это указывает на то, что психологически некомпетентные начальники отряда в конфликтных ситуациях склонны уступать как своим коллегам по работе, так и осужденным.

В мотивационной сфере значимых различий между группой психологически компетентных и некомпетентных сотрудников выявлено не было. Таким образом, можно дать обобщенный портрет сотрудника с низким уровнем социально-психологической компетентности – это человек не способный взглянуть на ситуацию взаимодействия со стороны другого человека, не умеющий сопереживать окружающим людям. В межличностном общении он пользуется низким авторитетом, проявляет нерешительность и не умение руководить другими людьми. В конфликтных ситуациях он чаще всего выбирает позицию приспособления и приносит в жертву собственные интересы в угоду интересам другого.

С.А. Тарасова – доцент кафедры пенитенциарной и педагогической психологии СЮИ ФСИН России

кандидат психологических наук

Наши рекомендации