Организация и проведение соревнований

Соревнования любого ранга и целевой направленности включают следующие взаимосвязанные компоненты: правила, положения, кален­дари, нормативно-квалификационные требования.

Правила соревнований — документ, четко определяющий условия соревновательной борьбы волейболистов под контролем спортивных судей.

Положение о соревнованиях определяет основные характеристики соревнований и должно иметь следующие ясно сформулированные пун­кты:

1. Цели и задачи (повышение класса команд, популяризация волей­бола, подведение итогов, выявление сильнейших команд и игроков для комплектования сборных команд и т.п.).

2. Сроки и места проведения.

3. Руководство проведением соревнований (указывается, кто прово­дит соревнование и состав судейской коллегии).

4. Участники соревнований (указывается количество и наименова­ние команд, допускаемых к соревнованиям; количество игроков, тре­неров, представителей медперсонала, членов КНГ; требования к возра­сту участников и их квалицфикация).

5. Условия проведения соревнований (указываются способы розыг­рыша, оценка результатов, определение победителя, требования к мес­там соревнований, спортивной форме).

6. Награждение команд и участников (указываются виды поощре­ний призеров команд).

7. Условия приема и оплаты расходов (расходы организации, прово­дящей соревнования; направляющих организаций; порядок оплаты су­действа).

8. Дисциплинарные проступки (приводится меры воздействия за по­ступки и нарушения, совершаемые игроками и тренерами).

9. Порядок подачи протеста (сроки подачи и рассмотрения и орган, которому подают протест).

10. Порядок, сроки подачи заявок на участие в соревнованиях и сро­ки совещания представителей команд.

С правилами и положением о соревновании тесно связаны календа­ри соревнований. Структура календаря определяет характер проведения соревнований. Соревнования могут быть рассредоточенными по време­ни (с разъездами команд): игра на своем поле, потом на поле соперни­ка и концентрированными (турами, когда команды соревнуются в од­ном месте).

В практике волейбола имеют место следующие способы проведения соревнований:

— круговой (все участвующие команды играют между собой);

— с выбыванием (после проигрыша встречи команда выбывает из соревнований;

— смешанный (первая часть соревнований проводится с выбывани­ем, вторая — по круговому способу).'

Планирование спортивных соревнований (в зависимости от ранга) осуществляется соответствующими федерациями, спорткомитетами, спортивными клубами и др.

Разрабатывается календарный план соревнований с учетом сроков проведения и система проведения, составляется положение, разрабаты­вается документация (таблицы, протоколы, отчеты и др.), назначается главный судья, главный секретарь и определяется состав судей, непос­редственно проводящих соревнования. Состав судейских бригад форми­руется до начала соревнований.

Для подготовки соревнований крупного масштаба создастся орга­низационный комитет, назначаются ответственные исполнители и ко­миссии по выполнению определенного вида работ, как то:

1. Паспортизация спортсооружений.

2. Подготовка мест размещения и мест тренировок.

3. Организация питания и транспортного обеспечения.

4. Обеспечение правопорядка на спортсооружсниях.

5. Подготовка призов, дипломов, медалей, сувениров, значков для награждения.

6. Реклама соревнований.

7. Проведение совещаний судей и представителей команд и др.

Соревнования меньшего ранга проводит федерация волейбола ок­руга, города, края и др. Для проведения таких соревнований на заседа­нии федерации избирается спортивно-техническая комиссия (СТК) из состава активистов, специалистов волейбола, тренеров команд, кото­рая вместе с руководством организации, проводящей соревнование, разрабатывают положение о соревновании, а в ходе соревнования при­нимают участие в его проведении (совещания после игр, рассмотрение протестов, дисциплинарных поступков и др.). Назначаются главный су­дья и главный секретарь, которые комплектуют судейские бригады из числа судейской коллегии округа, города и т.п.

За 1,5-2 месяца на совещании представителей команд подтвержда­ется участие команд в соревнованиях, проводится жеребьевка, состав­ляется расписание игр.

Положение о соревнованиях и расписание игр являются не только организационньми, но и методическими документами, определяющими направленность тренировочной работы в период предсоревновательной подготовки. Поэтому они должны быть своевременно разосланы уча­ствующим в соревнованиях командам.

' Официальные правила волейбола 1997-2000 г. М., ФОН, 1997.

Соревнования в коллективах физкультуры, школах, вузах прово­дятся в основном силами должностных лиц с привлечением активистов физической культуры (например, советов физкультуры).

Соревнования любого ранга проводятся по действующим правилам соревнований.

Глава 9.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ЗАНЯТИЙ ВОЛЕЙБОЛОМ

Для эффективного построения учебно-тренировочного процесса в системе многолетней подготовки волейболистов необходимо определен­ное материально-техническое оснащение процесса подготовки.

Материально-технические средства по целевому назначению мож­но разделить на три группы:

— демонстрационная аппаратура;

— регистрационная аппаратура;

— оборудование, инвентарь, тренажеры.

Демонстрационная аппаратура — это кинопроектор, макеты, ви­деомагнитофон, плакаты (для изучения рациональной техники и так­тики, для зрительного анализа и восприятия собственных действий).

Регистрационная аппаратура — это секундомеры, прыгомеры, ра­дио-телеметрические приборы, фотофинишная установка для измере­ния сдвигов в развитии навыков, качеств, функционального состоя­нии и др. Использование технических средств срочной информации дает весьма ощутимый эффект в ускорении процесса обучения и совершен­ствования.

Оборудование включает стойки волейбольные; сетку и антенны; дос­ку — демонстрационное (табло) и измеритель высоты сетки; вышку судейскую: стенку гимнастическую и др. Игры проводятся в залах, дворцах спорта, на открытых площадках. Крытые сооружения должны иметь де­ревянное или синтетическое покрытие с высотой свободного про­странства над игровым полем не ниже 9-12,5 м.

Инвентарь — это гантели весом 1,2,3,5,8 кг; маты гимнастические;

подкидные доски; набивные мячи; скакалка; мячи теннисные, баскет­больные, футбольные, волейбольные; пояса с отягощением, скамейки гимнастические; штанга; резиновые амортизаторы; набор снарядов для развития прыгучести (тумбы разновысокие, рама наклонная с подвес­ными мячами и др).

Применение тренажеров позволяет значительно расширить круг средств специальной физической, технической и тактической подго­товки спортсменов.

Практика применения тренажерных устройств говорит о том, что к

числу наиболее эффективных обучающих устройств относятся те, кото­рые создают и моделируют условия, близкие к соревновательной дея­тельности спортсмена, обладают высокой надежностью и безотказнос­тью в работе, обеспечивают получение информации о результатах своих действий, позволяют широко использовать индивидуальную, поточную, круговую форму организации занятий и дают возможность комплекс­ного развития отдельных видов подготовки. Так, тренажерные устрой­ства помогают овладеть отдельными фазами ударного движения (при нападающем ударе, подаче), другие способствуют объединению отдель­ных частей приема в целостный двигательный акт.

На стадии совершенствования технических приемов обучающие ус­тройства (тренажеры) применяют для индивидуализированной трени­ровки с учетом индивидуальных особенностей и избранной игровой функции.

Тренажерные устройства и тренировочные приспособления незаме­нимы при развитии физических качеств в единстве с совершенствова­нием техники.

Большие перспективы открываются для применения обучающих ус­тройств в процессе тактической подготовки.

По своей целевой направленности тренажеры и различные устрой­ства можно разделить на следующие виды:

1. Тренажеры для обучения технике игры и ее совершенствования.

2. Тренажеры для тактической подготовки.

3. Тренажеры для развития специальных физических качеств (в даль­нейшем в единстве с совершенствованием техники игры).

4. Тренажеры для оценки уровня подготовленности.

Наши рекомендации