Эффективность психологической коррекции
Проблема оценки эффективности коррекционных программ является одной из наиболее острых в практике работы с детьми и подростками. Наиболее важны здесь вопросы выделения критериев оценки эффективности коррекции и организации соответствующих процедур такой оценки, определения значения факторов и переменных, влияющих на эффективность, прогнозирования эффективности коррекционных программ.
Критерием оценки эффективности коррекционной работы является реализация поставленных целей с точки зрения ее участников. Эффективность интервенции и коррекционного воздействия может быть оценена на разных уровнях коррекционной программы:
на уровне общеразвивающего долгосрочного эффекта коррекционной программы как повышение жизнестойкости ребенка, возрастание его устойчивости к воздействию факторов риска в развитии [209];
на уровне разрешения реальных трудностей развития;
на уровне постановки целей и задач коррекционной программы. Так, например, коррекционная программа может не претендовать на полное разрешение трудностей в развитии, а ставить более узкую цель на ограниченный временной интервал.
Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет и итоговую оценку ее успешности. Так, например, для ребенка основным критерием оценки успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний [153; 185; 212]. Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главными критериями оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для родителей эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших их обратиться в психологическую консультацию за помощью, а также особенностями осознания ими проблем ребенка и стоящей перед ними воспитательной задачи, непосредственно связанной с этими проблемами. Поскольку мотивы обращения родителей в психологическую консультацию и особенности их позиции не всегда полностью соответствуют поставленным в коррекционной программе целям и задачам, возникает опасность рассогласования усилий родителей и психолога, ведущего коррекционную работу. Для консолидации и объединения усилий всех лиц, заинтересованных в благополучном разрешении трудностей развития ребенка, необходимы совместное обсуждение и выработка общего решения о целях, задачах и предполагаемых результатах планируемой программы. К участию в таком обсуждении помимо родителей целесообразно привлекать педагогов, администрацию образовательных учреждений (если работа проводится в детском учреждении), социальных работников. Итогом согласованности их позиций должны стать единство представлений о желаемом результате коррекционной работы, заметный прогресс в закреплении позитивных результатов, достигнутых на коррекционных занятиях, и их перенос в реальную практику жизнедеятельности ребенка.
При планировании и реализации коррекционной программы нужно отдавать себе отчет в том, что неудача в достижении ее целей и отсутствие планируемого эффекта могут не просто сохранить ситуацию неблагополучия в развитии ребенка в том виде, в каком она сложилась к моменту начала коррекционной работы, но и усугубить ее тяжесть. Поэтому необходимо контролировать динамику эффектов коррекционной работы, начиная уже с первых занятий, чтобы иметь возможность своевременно модифицировать программу коррекционной работы, внеся в нее требуемые изменения.
Содержательный анализ возможностей прогноза эффективности психокоррекционной работы выявил две категории независимых переменных, выступающих в роли предиктора успешности, — модераторы и медиаторы [210]. Модераторы опосредствуют коррекционное воздействие и влияют на эффект коррекции, осуществляемой с помощью одних и тех же методов и техник в отношении определенной выборки, выступая как переменная, влияющая на направление и силу связи между зависимой и независимой переменными. К ним относятся пол ребенка, индивидуально-личностные особенности детей (интеллект, уровень мотивации, характер интересов и пр.). Модераторы действуют нелинейно, выявляя довольно сложную зависимость успешности коррекционных программ от соответствующих переменных. Так, например, опосредующее влияние высокого уровня интеллекта на эффективность тренинга коммуникативной компетентности оказывается более значимым, чем влияние среднего уровня интеллекта. Факты отсутствия прямой линейной зависимости между эффективностью психологической коррекции и индивидуально-личностными особенностями детей при условии постоянства и стабильности коррекционных и психотерапевтических техник и методов свидетельствуют о том, что важнейшим условием достижения коррекционного эффекта является собственная активность ребенка, характер и содержание ориентировки в проблемной ситуации, его позиция в отношении действительности.
Медиаторы определяют механизм коррекционного воздействия в соответствии с концептуальной моделью и методом интервенции, объясняя каузальную связь между независимой и зависимой переменными. Так, например, связь высокого уровня интеллекта с эффективностью тренинга коммуникативной компетентности объясняется тем, что такой уровень позволяет ребенку осуществить децентрацию и скоординировать точки зрения на проблему всех ее участников и тем самым приобрести необходимую компетентность в решении коммуникативных задач. Высокий уровень интеллекта в нашем примере будет выступать как модератор, а децентрация — как медиатор приобретения ребенком компетентности в общении посредством тренинговых занятий. Основным направлением развития моделей коррекционной работы и прогнозирования их успешности является переход от идентификации модераторов, т.е. условий, влияющих на эффективность коррекции, к выявлению медиаторов, т.е. собственно коррекционных механизмов.
Особое место в ряду условий, опосредствующих эффективность коррекционного воздействия, занимает возраст ребенка. Так, например, коррекционные возможности одного и того же метода когнитивно-бихевиоральной терапии при работе с тревожными детьми разного возраста меняются. Если в младшем подростковом возрасте (11—13 лет) эффективность когнитивно-бихевиорального метода оказывается весьма высокой (92%), то в дошкольном и младшем возрасте — относительно низкой (58 и 55 % соответственно) [190]. Вопрос о привлечении к участию в коррекционной работе социального окружения ребенка также в значительной мере определяется его возрастом. В случае высокой тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста работа с семьей, реализуемая в дополнение к основной программе когнитивно-бихевиоральной терапии, приводит к существенному улучшению результатов коррекционной работы по сравнению с теми случаями, когда специальная работа с родителями не проводилась. При работе с младшими подростками существенного прироста эффективности коррекционного воздействия при привлечении родителей не наблюдалось [207]. Эти и другие подобные примеры отражают специфику отношений ребенка с различными социальными контекстами его социальной ситуации развития, раскрывая значение и роль общения с родителями, сверстниками, учителями, друзьями в развитии личности на каждой из возрастных стадий развития. Изменение значения таких социальных контекстов общения и взаимодействия для психического развития ребенка, отражающее специфику психологического возраста, должно быть учтено при планировании и разработке программы коррекционной работы с детьми. Исследование и определение функционального значения социальных контекстов для развития личности в детском и подростковом возрасте является актуальной задачей возрастной психологии, позволяющей уточнить и углубить наши представления о роли и значении общения в онтогенетическом развитии.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность интервенции и коррекционной работы, показал, что для достижения запланированного эффекта существенное значение имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее одного раза в неделю по 1—1,5 часа. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, методов и техник, а также мерой активного участия в занятиях самого ребенка.
Еще одним условием, определяющим успешность коррекционной работы, является пролонгированность коррекционного воздействия, которое не заканчивается на последнем занятии. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с родителями и педагогами с целью выяснения особенностей поведения ребенка, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении. Крайне желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение одного-двух месяцев после завершения коррекционных мероприятий.
К важнейшим факторам эффективности коррекционной работы следует также отнести особенности родительской позиции и меру их участия в коррекционном процессе. Так, если родители, по сути, уклоняются от воспитания ребенка, например в случаях, гипоопеки и безнадзорности, если именно контекст семейного воспитания предопределил необходимость оказания ему психологической помощи, трудно было бы ожидать значительного успеха коррекции, если ребенок останется в прежней социальной ситуации развития. Актуальной здесь становится задача организации работы с родителями как условие достижения конечного успеха. Далеко не последнее место в определении конечного эффекта коррекции играют тип семьи, социоэкономический статус семьи, количество детей в семье, возраст матери, пол ребенка, его ближайшее социальное окружение [195]. Эффективность коррекционных программ существенно зависит также от времени осуществления интервенции. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии и начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разрешения трудностей развития ребенка.