Психологической коррекции личности

В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ ПСИХОТЕРАПИИ

В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ОТНОШЕНИЙ

Г. Л. ИСУРИНА (СССР)

Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности. Как направленное психологическое воздействие пси­хологическая коррекция применяется в самых раз­нообразных формах человеческой практики (в педа­гогике, медицине и др.); элементы психологической коррекции присутствуют даже при обычном житей­ском общении, хотя не всегда этот процесс осущест­вляется в достаточной степени осознанно и целена­правленно. В медицине психологическая коррекция используется в двух основных планах: в целях психо­гигиены и психопрофилактики и собственно лече­ния — психотерапии. Следует принять точку зрения Ю. Ф. Полякова (1985), согласно которой психоло­гическая коррекция преимущественно призвана ре­шать задачи психопрофилактики на всех, ее этапах, особенно при осуществлении вторичной и третичной профилактики. Однако жесткое ограничение области применения психологической коррекции лишь сферой профилактики представляется в известной мере искус­ственным. Во-первых, в области неврозов, как отме­чает Б. Д. Карвасарский (1982), полностью развести понятия «психологическая коррекция» и «психотера­пия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз представляет собой заболевание в дина­мике, где не всегда возможно отделить состояние «предболезни» от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени может рассматри­ваться и как вторичная профилактика. Во-вторых,

в настоящее время в системе восстановительного

(

лечения самых различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий на­личие биологического, психологического и социаль­ного компонентов в их этиопатогенезе. И каждый из них предполагает лечебные, или корригирующие, воз­действия такими методами, которые соответствовали бы их природе. Если психологический фактор в том или ином заболевании выступает как один из этио­логических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии — одного из компонентов лечебного процесса. По-видимому, опре­делить общую схему соотношения психологической коррекции и психотерапии вне конкретной нозоло­гии практически невозможно. Чем большее значение имеет психологический фактор в происхождении того или иного заболевания, тем в большей степени ме­тоды психологической коррекции решают и собствен­ные лечебные — психотерапевтические — задачи, ины­ми словами выступают как методы психотерапии. Таким образом, задачи психологической коррекции могут существенно видоизменяться: от психопро­филактических задач при соматической патологии (вторичная и третичная профилактика в отношении основного заболевания и первичная профилактика возможных в качестве его последствий психопатологи­ческих расстройств) до собственно лечебных психо­терапевтических задач при неврозах (в рамках па­тогенетической концепции неврозов и психотерапии В. Н. Мясищева). Следует также подчеркнуть, что в целом как психотерапия, использующая наряду с личностно-ориентированными и другие методы, на­пример суггестивные, так и психопрофилактика, вклю­чающая воздействия на объективные патогенные сре-довые факторы, не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции [Карвасар-ский Б. Д., 1985]. Это еще раз указывает на сложный, динамичный характер соотношения методов психо­логической коррекции, психотерапии и психопрофи­лактики, сферы применения которых являются взаи­мопересекающимися.

Психологическая коррекция, как уже указывалось, с нашей точки зрения, представляет собой направ­ленное воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного функ­ционирования человеческой личности. При опреде­лении целей психологической коррекции часто исходят

из ее направленности на коррекцию неадекватных реакций и стереотипов поведения, т. е. межличност­ного взаимодействия. Однако неадекватные реакции и формы поведения представляют собой следствие более глубоких личностных нарушений, а это озна­чает, что психологическая коррекция, так же как и личностно-ориентированная психотерапия, должна быть направлена на личность в целом, точнее на те ее характеристики, которые являются системообразующи­ми и отвечают за формирование неадекватного по­ведения и реагирования. В таком контексте без опре­деленной личностной концепции невозможны пони­мание природы и специфики личностных нарушений, разработка теории и практики психологической кор­рекции и психотерапии.

В Институте им. В. М. Бехтерева теория и прак­тика психологической коррекции и психотерапии раз­виваются на основе психологии отношений, разрабо­танной В. Н. Мясищевым (1960а, 19606). Хотя наи­более полное и последовательное выражение проблема личности как системы отношений нашла в трудах В. Н. Мясищева и его учеников [Мясищев В. Н., 19606; Зачепицкий Р. А., 1966; Тупицын Ю. Я., 1971; Мишина Т. М., 1973; Серебрякова Р. О., 1974; Мур-зенко В. А., 1975; Мягер В. К., 1976; Карвасар-ский Б. Д., 1980, 1982, 1985; Исурина Г. Л., 1982; Ташлыков В. А., 1984, и др.], тем не менее такой подход характерен для советской психологии в це­лом. Так, В. С. Мерлин (1967) отмечает, что отличи­тельной чертой исследования личности является вы­деление из всего разнообразия психических свойств области отношений человека, имеющей центральное значение для характеристики личности. Значение категории отношения для изучения личности неод­нократно подчеркивалось ведущими советскими психо­логами и психиатрами [Мясищев В. Н., 19606; Ко­валев А. Г., 1963; Ананьев Б. Г., 1968, 1977; Божо-вич Л. И., 1968; Леонтьев А. Н., 1975; Личко А. Е., 1977; Ломов Б. Ф. 1981; Кабанов М. М., 1985, и др.]. Психологическая категория отношения понимается при этом как внутренние субъективные отношения, являющиеся отражением объективных общественных отношений и формирующиеся под их влиянием и влиянием самых разнообразных микросоциальных воздействий на основе психических свойств человека как индивида [Лазурский А. Ф., 1923; Рубин-

9.1

штейн С. Л., 1957; Мясищев В. Н., 1960а, 19606; Мерлин В. С., 1967; Смирнов А. А., 1975; Анань­ев Б. Г., 1977, и др.].

В. Н. Мясищев определяет личность как систему отношений индивида с окружающей средой, как целостную, организованную систему активных, изби­рательных, сознательных и социальных связей с реальной действительностью. Психологическое отно­шение представляет собой обобщенное внутреннее условие действий человека, содержащее тенденцию определенным образом реагировать на определенные явления, факты, события, объекты. Характеристики отношения, описанные В. Н. Мясищевым, указывают на наличие трехкомпонентной структуры отношения, включающей познавательный, эмоциональный и пове­денческий аспекты. Отношения, определенным обра­зом связанные между собой, образуют систему отно­шений с индивидуальной значимостью и иерархи-зацией. Система отношений задает определенные способы поведения и играет в плане целостного пове­дения направляющую и динамизирующую роль, опре­деляя таким образом социальное функционирование и адаптацию личности в самом широком диапазоне, что и является ее важнейшей функцией.

В. Н. Мясищев выделяет основные классы или подсистемы системы отношений: 1) отношение к миру явлений и предметов; 2) отношение в другим людям; 3) отношение к себе. Следует подчеркнуть особое значение такой характеристики как отношение к себе, на которое указывают многие авторы [Чамата П. Р., 1960; Ананьев Б. Г., 1968; Савонько Е. И., 1969; Ядов В. А., 1975; Коломинский Я. И., 1976; Чесно-кова И. И., 1977; Кон И. С., 1978, 1981; Столин В. В., 1983, и др.]. Формируясь в процессе деятельности, познания и общения, становясь все более точным и реалистичным, отношение к себе выступает как спе­цифическая образующая самосознания, как важный внутренний фактор формирования и полноценности функционирования личности, обеспечивающий ее це­лостность и единство.

Концепция личности как системы отношений яви­лась методологической основой для разработки тео­рии патогенетической психотерапии неврозов [Мяси­щев В. Н., 1960; Карвасарский Б. Д., 1980, 1982, 1985]. Представляется целесообразным рассмотрение основных процессов и механизмов психологической

коррекции на модели патогенетической психотерапии неврозов, задачи которой в соответствии с ее лично-стно-ориентированным содержанием практически пол­ностью совпадают с содержанием и задачами психо­логической коррекции при неврозах. Невротическое заболевание представляет собой адекватную модель, где все психотерапевтические, или психокоррекционные, воздействия представлены в наиболее полном и по­следовательном виде.

В рамках патогенетической концепции невроз рас­сматривается как личностное расстройство. Понима­ние личности как системы отношений определяет и понимание специфики личностных нарушений, играю­щих важнейшую роль в этиопатогенезе неврозов, как нарушений или неадекватности системы отноше­ний. Представляется, что в качестве различных аспек­тов нарушений системы отношений могут рассмат­риваться нарушение целостности системы отношений и нарушение отдельных отношений (что также может приводить к нарушению целостности всей системы отношений). Нарушение целостности системы отно­шений может определяться нарушением связей между отдельными отношениями или блоками отношений; нарушением иерархической согласованности отдель­ных отношений; наличием противоречивых отношений, одинаково значимых для личности. Нарушение от­дельных отношений связано прежде всего с неадек­ватностью отдельных компонентов отношения (позна­вательного, эмоционального и поведенческого) и их дисбалансом. Так, неадекватность отношения приме­нительно к его объекту, обнаруживающаяся в по­ведении и возникающая либо в процессе формирова­ния данного конкретного отношения, либо вследствие его ригидности, неспособности пластично изменяться вслед за изменением объекта отношения или реаль­ной ситуации, может, в частности, выражаться в преобладании характеристик субъекта над характе­ристиками объекта и рассматриваться как результат дисбаланса между познавательным и эмоциональным компонентами отношения или их неадекватности.

Нарушения системы отношений формируются в процессе индивидуального развития под воздействием факторов самой разнообразной природы. Однако, ве­роятно, как для понимания специфики данного кон­кретного отношения, так и понимания причин его неадекватности наибольшее значение имеют микро-

социальные влияния, в частности эмоционально-психологические воздействия в детстве и на протя­жении всей дальнейшей жизни человека. Система отношений, сформировавшаяся под влиянием небла­гоприятных воздействий в основном психологиче­ского порядка, характеризуется наличием неадекват­ных отношений или нарушением своей структурной целостности, в результате чего система отношений становится неадекватной для решения задач обеспе­чения полноценного функционирования личности, адекватной регуляции поведения, адаптации и даль­нейшего развития личности. Чем более значимые элементы системы отношений оказываются нарушен­ными, тем более тяжелые последствия это имеет для личности, тем в более широком диапазоне и более интенсивно нарушается адекватное функционирование, что находит выражение в неспособности человека конструктивным образом разрешать свои внутренние и внешние конфликты. Но наличие конфликта еще не свидетельствует о личностном нарушении. Сами по себе конфликты, особенно внутренние, могут выступать как существенные факторы развития личности. Прео­доление и разрешение таких конфликтов предпола­гает активную деятельность личности, мобилизацию и развитие самых разнообразных ее способностей, тренировку различных психических функций, форми­рование более высокого уровня развития и иерархии потребностей. В результате повышаются функцио­нальные возможности, развивается и совершенст­вуется система отношений, т. е. осуществляется процесс самовоспитания и самосовершенствования, направленный на развитие личности и ее более полно­ценное функционирование. Однако нарушенная систе­ма отношений (особенно в том случае, если неадек­ватными являются наиболее значимые для личности отношения) не позволяет человеку конструктивным образом разрешить конфликт, что приводит к возник­новению нервно-психического напряжения и конфлик­там в сфере межличностного взаимодействия, которые уже вторично усиливают внутренний психологиче­ский конфликт, обостряя и порождая новые труд­ности и противоречия, что в свою очередь ведет к росту нервно-психического напряжения. Нарастаю­щее нервно-психическое напряжение влечет за собой функциональную дезорганизацию личности — психо­логическую и физиологическую, которая проявляется

как на личностном уровне, так и на уровне физиоло­гических сдвигов, т. е. в психологических и клиниче­ских феноменах. Включение защитных механизмов невротического характера лишь на непродолжитель­ный срок может привести к некоторому снижению нервно-психического напряжения. В целом же их дей­ствие в ситуации хронического внутреннего конфлик­та, вызванного нарушениями системы отношений, регулирующей поведение человека, не является эффективным, так как не приводит к конструктивному разрешению конфликтов, а, напротив, ведет к их хронизации.

Необходимо подчеркнуть, что в основе невроза, как он понимается в рамках патогенетической кон­цепции, лежит не нарушение системы отношений под воздействием внешней психотравмирующей ситуации, на что обычно указывается, а неадекватность системы отношений, обусловленная всей историей развития личности больного неврозом. Ситуация же играет роль пускового механизма, актуализирующего уже имевшуюся ранее неадекватность системы отношений.

Исходя из понимания невроза как результата на­рушения системы отношений личности, главным прин­ципом психотерапевтической работы в рамках пато­генетической системы психотерапии является стремле­ние к изменению, реконструкции системы отношений больного неврозом, формирование адекватных отно­шений, что должно способствовать восстановлению эффективного социального функционирования лич­ности. В связи с этим представляется целесообразным употребление термина «личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия» [Карвасар-ский Б. Д., 1985], более точно отражающего содержа­ние и психокоррекционную направленность психотера­певтических воздействий.

Личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия при неврозах может осуществляться в двух основных формах — индивидуальной и группо­вой, каждая из которых обладает собственным специ­фическим психотерапевтическим потенциалом. Ис­пользование групповой психотерапии как метода кор­рекции системы отношений, неадекватных эмоцио­нальных и поведенческих стереотипов представляется обоснованным в связи с той особой ролью, которую играют человеческое общество, различные группы, межличностное взаимодействие в процессе формиро-

вания индивидуальной системы отношений, ценностей, установок, стереотипов поведения. Многими авторами отмечается, что ценность групповой психотерапии за­ключается в том, что она является моделью естест­венных групп, пациент переносит в группу свойствен­ные ему стереотипы поведения. Однако структура и содержание обратной связи в процессе групповой психотерапии позволяют произвести коррекцию как навыков общения, так и определенных внутрилично-стных структур; при этом наблюдается расширение поля информации, большая непосредственность и глубина эмоциональных переживаний; возникает более благоприятная обстановка для понимания и изменения стереотипов поведения в сравнении с клас­сической психотерапевтической ситуацией парных отношений [Карвасарский Б. Д., Мурзенко В. А., 1974; Hock К., 1967; Kohler Ch., 1968; Battegay R., 1970; Yalom I., 1974; Kratochvil S., 1978; Leder S. et al., 1980, и др.]. Специфика групповой психотера­пии как самостоятельного метода заключается в целе­направленном использовании всей совокупности взаи­моотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы — групповой динамики в лечеб­ных, психотерапевтических целях. Групповая дина­мика рассматривается при этом как совокупность групповых действий, интеракций, представляющих со­бой развитие или движение группы во времени [Kra­tochvil S., 1978], как характер формирования, функ­ционирования и структурирования группы, который приобретает важное значение для терапевтического процесса [Hock К., 1973]. Представления о групповой динамике могут быть дополнены с позиций страто-метрической концепции групповой активности, разра­ботанной А. В. Петровским и его сотрудниками (1973, 1975, 1979), в рамках которой она понимается как содержательный процесс формирования, развития и функционирования психотерапевтической группы, в ходе которого осуществляется переход от диффузной группы, где межличностное взаимодействие опреде­ляется непосредственными эмоциональными контак­тами, к группе более высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредуются лич-ностно значимым и общественно ценным содержанием совместной деятельности [Карвасарский Б. Д., Петров­ский А. В., 1974].

В понимании самого термина «групповая психо-



терапия» существует три неточных позиции. Первая из них связана с оценкой групповой психотерапии как самостоятельного теоретического направления, что, по-видимому, обусловлено существенным влиянием «опытного» направления в психотерапии на развитие групповых методов и конкретных техник. Использо­вание групповой психотерапии в рамках различных теоретических направлений, полностью определяющих при этом (несмотря на сходство некоторых методи­ческих приемов) своеобразие целей и задач, содержа­ния самого процесса, тактики психотерапевта, выбора конкретных техник, подтверждает наши представления о групповой психотерапии лишь как о специфическом методе, в котором основным инструментом воздей­ствия выступает психотерапевтическая группа, в отли­чие от индивидуальной психотерапии, где таким ин­струментом является психотерапевт.

Термин «групповая психотерапия» нередко употреб­ляется в случае применения любого психотерапев­тического метода в группе больных (гипноза, ауто­генной тренировки), где ведущим групповым фено­меном, используемым групповым психотерапевтом, является групповая индукция. Специфичность же групповой психотерапии как самостоятельного ме­тода заключается в учете и использовании всего многообразия групповых феноменов, всего многообра­зия взаимоотношений и взаимодействия, возникаю­щих в группе.

Третья точка зрения, в отличие от предыдущей, основана именно на представлениях о специфике групповой психотерапии как метода, в котором груп­повая динамика играет решающую роль в реализа­ции психотерапевтических задач. Согласно этой точке зрения, групповая психотерапия в большей степени пригодна для раскрытия и коррекции позиций паци­ентов, конфликтов в сфере межличностного взаимодей­ствия, в то время как индивидуальная психотерапия направлена на переработку содержательного внутри-личностного конфликта. Представляется, что выбор «психотерапевтических мишеней», психологических структур, на которые направлены психотерапевти­ческие воздействия, полностью определяется теорети­ческой ориентацией. Поскольку групповая психотера­пия не является самостоятельным теоретическим на­правлением, а представляет собой лишь психотера­певтический метод, то ее направленность находится

4 Заказ № 1244 97

в прямой зависимости от общей теоретической кон­цепции в отношении природы невротических нару­шений и задач психотерапевтических воздействий. В соответствии с задачами личностно-ориентирован­ной (реконструктивной) психотерапии, базирующейся на патогенетической концепции неврозов, которые понимаются как личностное расстройство, возникаю­щее вследствие нарушений системы отношений, и яв­ляющейся каузальной по своему существу, психо­терапевтические воздействия должны быть направлены прежде всего на причину. Поэтому, основная задача личностно-ориентированной (реконструктивной) пси­хотерапии, как индивидуальной, так и групповой, заключается в коррекции нарушенной системы отно­шений больного неврозом, которая достигается на основе осознания причинно-следственных связей ме­жду особенностями системы отношений, внутрилич-ностной проблематикой и возникновением невроти­ческих расстройств. Вскрытие и переработка конфлик­тов в сфере межличностного взаимодействия не явля­ются конечной задачей личностно-ориентированной (реконструктивной) групповой психотерапии, так как нарушения межличностного функционирования пред­ставляют собой следствие внутриличностной проб­лематики, нарушений системы отношений и неадекват­ности ее регуляторной функции, неспособности в таком качестве обеспечить эффективное поведение. Основ­ной «психотерапевтической мишенью» групповой психотерапии, так же как и индивидуальной, явля­ется внутриличностная проблематика и система отно­шений пациента, дефекты которой находят выражение в межличностном взаимодействии, уже вторично обусловливающем усиление нарушений внутриличност-ных структур и рост нервно-психического напряжения. Групповая психотерапия позволяет начать работу с конечного звена этой цепи, т. е. с неконструктивного, неэффективного, противоречивого поведения пациента, которое в процессе активного взаимодействия в груп­пе проявляется во всем своем многообразии. Иными словами, специфика групповой психотерапии в рам­ках личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии заключается в том, что раскрытие ука­занных внутренних психологических феноменов осу­ществляется посредством моделирования и анализа межличностного взаимодействия в группе, т. е. на­чинается с непосредственной представленности проб-



лематики пациента в его реальном поведении в процессе группового взаимодействия, что создает благоприятные условия для решения общих психоте­рапевтических задач. С одной стороны, анализ межличностного взаимодействия в группе позволяет раскрыть стоящие за ним особенности и специфику системы отношений пациента, его внутриличностную проблематику, стержневой психологический конфликт. С другой стороны, в ходе реального взаимодействия за счет использования групповых феноменов для па­циента облегчается процесс осознания собственной проблематики и ее переработка, коррекция системы отношений, формирование иных, более адекватных отношений, форм поведения и эмоционального реаги­рования. Последние могут быть проверены и закреп­лены в ситуациях реального межличностного взаимо­действия в группе.

Решение задач личностно-ориентированной (ре­конструктивной) психотерапии в ходе группового про­цесса, достигается путем направленного воздействия на основные компоненты отношений личности: позна­вательный, эмоциональный и поведенческий. Задачи для конкретного пациента в каждой из этих сфер могут быть описаны следующим образом.

1. Познавательная сфера (интеллектуальное осо­знание).Психотерапевтический процесс в группе должен способствовать тому, чтобы пациент понял и осознал: 1) какие ситуации в группе вызывают у него напряжение, тревогу, провоцируют усиление симптоматики; 2) как он выглядит со стороны, как воспринимают его окружающие; 3) как оценивают окружающие те или иные его особенности, как реаги­руют на его поведение, какие последствия это пове­дение имеет; 4) существует ли рассогласование между тем, как он сам себя воспринимает, и тем, как вос­принимают его другие; 5) каковы характерные за­щитные механизмы; 6) каковы собственные мотивы, потребности, стремления, установки, отношения, осо­бенности поведения и эмоционального реагирования, а также степень их адекватности и реалистичности;

7) имеются ли внутренние психологические конфликты;

8) определена ли связь между различными психо­
генными факторами и возникновением, развитием и
сохранением невротических расстройств; 9) опреде­
лена ли своя роль в возникновении, развитии и со­
хранении конфликтных и психотравмирующих ситуа-

4* 99

ций, а также найдены ли способы, с помощью кото­рых можно было бы избежать их повторения; 10) из­вестны ли более глубокие причины переживаний, а также особенностей формирования системы отно­шений.

Практически во всех психотерапевтических сис­
темах большое значение придается процессу осозна­
ния. Специфика понимания этого процесса в рамках
личностно-ориентированной (реконструктивной)

психотерапии заключается и в том, что он является не только осознанием внешних объектов и связей с ними, но представляет прежде всего осознание себя самого и своей психической деятельности. Понимание человеком самого себя, особенностей своих отноше­ний, установок, поведения, собственных потребностей и мотивации, осознание и вербализация своих пережи­ваний, иными словами изучение и познание самого себя,— есть непременное условие формирования аде­кватного самосознания. Только на основе адекватного осознания себя и окружающего может быть обес­печена высшая форма саморегуляции, присущая че­ловеческой личности и способствующая полноценному социальному функционированию. Поэтому, рассмат­ривая задачи личностно-ориентированной (реконструк­тивной) групповой психотерапии в познавательной сфере, нам представляется более точным говорить не столько об осознании, сколько о формировании более адекватного самосознания и расширении его сферы.

2. Эмоциональная сфера.Групповая психотера­
пия должна помочь пациенту: 1) почувствовать эмо­
циональную поддержку со стороны группы; 2) почув­
ствовать собственную ценность; 3) приобрести искрен­
ность в отношении чувств к самому себе и другим
членам группы; 4) стать более свободным в выраже­
нии собственных позитивных и негативных эмоций;
5) научиться более точно вербализовать свои эмо­
циональные состояния; 6) раскрыть свои проблемы и
соответствующие им чувства; 7) почувствовать неадек­
ватность некоторых своих эмоциональных реакций;
8) произвести эмоциональную коррекцию своих отно­
шений; 9) модифицировать способ переживаний, эмо­
ционального реагирования, восприятия своих отно­
шений с окружающими.

3. Поведенческая сфера.Психотерапевтическая
группа должна помочь пациенту: 1) приобрести на-

выки более искреннего, глубокого и свободного обще­ния с окружающими; 2) преодолеть неадекватные формы поведения, проявляющиеся в группе, в част­ности, связанные с избеганием субъективно сложных ситуаций; 3) развить формы поведения, связанные с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, ответственностью и самостоятель­ностью; 4) закрепить новые формы поведения, в част­ности те, которые будут способствовать адекватной адаптации и функционированию вне группы; 5) выра­ботать и закрепить адекватные формы поведения и реагирования на основании достижений в познава­тельной и эмоциональной сферах.

Необходимо подчеркнуть, что психотерапевтический процесс в группе, несмотря на доминирующую ин-теракционную ориентацию, не ограничивается только актуальной ситуацией «здесь и теперь». Адекватная коррекция нарушенных отношений личности может быть осуществлена пациентом лишь в том случае, если весь комплекс психологических особенностей, проявляющихся в процессе группового взаимодейст­вия, соотносится с его реальной ситуацией вне группы, позволяет реконструировать особенности взаимодей­ствия в ситуациях «там и тогда». Именно законо­мерная повторяемость, стереотипность конфликтных ситуаций, особенностей поведения и эмоционального реагирования в группе и вне ее, в реальной жизни делает для пациента более наглядным и убедитель­ным содержание обратной связи, способствует устой­чивой мотивации к коррекции собственных отно­шений. Важное значение для формирования такой мотивации и собственно процесса коррекции отноше­ний имеет «изучение» не только самого себя, но и других, осознание неслучайного характера поведенче­ских и эмоциональных реакций других членов группы. Пациент учится лучше понимать других людей, осо­бенности и мотивы их поведения, зачастую присущую человеческому поведению противоречивость и за C4et этого понимания и переживания корригирует свои способы эмоционального реагирования в отношении окружающих. Это является чрезвычайно важным мо­ментом для больных неврозами, так как под влиянием более адекватного и реалистичного понимания дру­гих начинает разрушаться их невротический эгоцен­тризм, своего рода максимализм в отношениях с окружающими, межличностное общение становится

более эмпатическим, гибким, адекватным и эффектив­ным.

Чрезвычайно важным является вопрос, какие фе­номены, возникающие в группе, способствуют решению психотерапевтических задач, и могут рассматриваться как факторы и механизмы лечебного действия. В лите­ратуре нет достаточно четкой дифференциации поня­тий «факторы лечебного действия» и «механизмы лечебного действия» групповой психотерапии, однако существуют представления о способах их изучения. В качестве основного механизма лечебного действия групповой психотерапии многими авторами рассмат­ривается обратная связь или конфронтация участни­ков группы со своими проблемами и своим поведе­нием [Мурзенко В. А., 1975; Battegay R., 1970; Hock К., 1973; Lapinski M. et al., 1973; Kratochvil S., 1978, и др.]. Изучение представлений пациентов о фак­торах, влияющих на успешность лечения, проведенное нами, свидетельствует, что чаще всего ими отмеча-еся следующее: познание самого себя и принятие нового «Я»; информация о себе в восприятии других; познание других людей, ощущение близости с ними, понимание и принятие других; возможность говорить о себе, открыто выражать свои чувства и научиться их понимать; взросление, рост чувства ответственно­сти; осознание потребности в контактах, повышение уверенности в общении и степени удовлетворенности им. Очевидно, что в отчетах пациентов речь идет о становлении более адекватного самопонимания, по­вышении ценности собственного «Я» и влиянии этого процесса на взаимоотношения с окружающими.

Сопоставление представлений психотерапевтов и пациентов о факторах и механизмах лечебного дей­ствия свидетельствует, что первые указывают на соб­ственно групповые феномены, вторые — на внутри-личностную динамику, имеющую важное значение для редукции невротических расстройств. По-види­мому, механизмы групповой психотерапии, механизмы психологической коррекции могут рассматриваться на двух уровнях, в двух плоскостях. Первый уровень отражает межличностные механизмы, те специфиче­ские особенности, которые создает группа для реали­зации психотерапевтических задач; второй уровень связан с внутриличностной динамикой, с процессом личностной перестройки в ходе групповой психоте­рапии. Безусловно, этот индивидуально-психологиче-

ский, внутриличностный механизм существует и в групповой, и в индивидуальной психотерапии, однако наличие межличностных механизмов интенсифици­рует внутриличностную динамику, главным образом за счет более полного и разнопланового содержания обратной связи, что определяет своеобразие этой динамики в процессе групповой психотерапии.

В качестве основных межличностных механизмов психологической коррекции в процессе групповой психотерапии могут рассматриваться две категории, в которые, как уже указывалось нами ранее [Ису-рина Г. Л., Мурзенко В. А., 1976], целесообразно объединить все формы межличностных взаимодейст­вий и взаимоотношений в группе, обладающих наи­более выраженным психотерапевтическим потенциа­лом: 1) предоставление эмоциональной поддержки; 2) собственно направленное психологическое воздейст­вие, или конфронтация, осуществляемая посредством обратной связи.

Такое распределение в определенной степени сов­падает с распространенным в литературе разделением психотерапевтических факторов на специфические и неспецифические. Однако предлагаемое уточнение бо­лее соответствует принципам личностно-ориентиро-ванной (реконструктивной) психотерапии и более чет­ко отражает реальную психологическую сущность вза­имодействий, происходящих в психотерапевтической группе. Хотя эмоциональная поддержка сама по себе не ведет к достижению понимания зависимости между невротическим состоянием и особенностями системы отношений пациента, тем не менее возникающая благодаря ей атмосфера взаимной заинтересованно­сти, доверия и понимания создает необходимые пред­посылки для ослабления характерных невротиче­ских защитных механизмов. В свою очередь это ведет к тому, что сопоставление невротических позиций, отношений, установок с реальной действительностью снижает возможность дополнительной травматизации, так как пациент уверен в искреннем и теплом отно­шении к нему со стороны членов группы, что сопро­вождается желательным психотерапевтическим эф­фектом. По-видимому, эмоциональную поддержку во­обще не следует относить к неспецифическим факто­рам психотерапии. Эмоциональная поддержка озна­чает для пациента принятие его группой, признание его ценности и значимости. Конструктивная перера-

ботка содержания обратной связи, становление адек­ватного самопонимания предполагают прежде всего принятие пациентом новой информации о себе, кото­рая часто не соответствует собственным представ­лениям. Низкая самооценка, эмоционально неблаго­приятное отношение к себе препятствуют восприятию пациентом новой информации, обостряя действие за­щитных механизмов; более позитивная самооценка, напротив, снижает уровень психологической угрозы, уменьшает сопротивление, делает пациента более от­крытым для новой информации и нового опыта. Это означает, что самооценка и отношение к себе играют чрезвычайно важную роль в становлении адекватного самопонимания и могут как способствовать, так и препятствовать этому процессу. Эмоциональная под­держка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень само­уважения и, таким образом, оказывает корригирую­щее эмоциональное воздействие на такой важнейший элемент системы отношений, каким является отно­шение к себе, практически всегда неадекватное в структуре невротической личности. Изменение отноше­ния к себе происходит, с одной стороны, под влиянием нового знания о себе, а с другой — в связи с измене­нием эмоционального компонента этого отношения, которое и обеспечивается в основном за счет эмоцио­нальной поддержки. Следовательно, эмоциональная поддержка не только создает условия для успешного протекания психотерапевтического процесса в группе, но и сама по себе является психотерапевтическим фактором, участвующим в коррекции по меньшей мере одного звена системы отношений — отношения к себе.

Другим межличностным механизмом психологи­ческой коррекции являются направленное психотера­певтическое воздействие, конфронтация участников группы с собственными отношениями, проблемами, эмоциями и поведением, которая осуществляется по­средством обратной связи между каждым из членов группы и группой как целым. Благодаря ее наличию каждый из участников группы получает информацию о том, какие эмоциональные реакции у окружающих вызывает его поведение, как он воспринимается дру­гими, в каких случаях его интерпретация эмоциональ­ного содержания межличностной ситуации оказыва­ется неадекватной и влечет за собой столь же неадек-



ватную реакцию, каковы цели и мотивы его поведе­ния, насколько его поведение способствует достиже­нию этих целей, какие эмоциональные и поведенческие стереотипы характерны для него. Обратная связь дает возможность участнику группы понять и оценить значение собственной роли в типичных для него меж­личностных конфликтах и через это глубже понять собственные невротические проблемы

Наши рекомендации