Определение и функции семьи
Семья является одним из важнейших воспитательных институтов, роль и значение, которого в формировании личности человека, структуру его ценностных ориентации трудно переоценить. В семье тесно переплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Особенности взаимоотношений в семье сказываются на формировании личности ребенка, а особенности личностей членов семьи на внутрисемейных отношениях. Разобраться в этой структуре взаимоотношений и взаимовлияний – сложная психологическая задача, решение которой помогает правильно организовать психологическую консультативную и коррекционную помощь конкретной семье, содействовать оптимизации семейных взаимоотношений и гармоничному развитию личности подростка в семье.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждению и холодности – все эти качества реьенок приобретает в семье. Они проявляются и закрепляются у него задолго до поступления в школу и оказывают продолжительное влияние на его развитие.
По статистическим данным, у нас в стране ежегодно заключается 2,5 -2,9 млн. браков. Цель брака – организация совместной жизни для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных, сексуальных и других потребностей супругов.
Рассмотрим классификацию семей по следующим признакам.
1. По количеству детей: бездетная (инфертильная) семья, однодетная, малодетная, многодетная. Малодетная семья (двое детей) составляет 46% от общего числа. Более 35% приходится на семью, которая воспитывает одного ребенка, около 16% составляют семьи, не имеющие детей, чуть более 2%- это многодетные семьи.
2. По составу: неполная семья, отдельная семья, простая (нуклеарная) семья, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака. Большая часть семей этой категории относится к нуклеарным.
3. По структуре: брачная пара с детьми или без детей; брачная пара с одним из родителей супругов и другими родственниками, две и более брачные пары с детьми или без детей, одинокая мать (отец) с детьми.
4. По семейному стажу: молодожены; молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; семья старшего супружеского возраста; пожилые супружеские пары. Распространенной является семья среднего супружеского возраста с детьми школьного возраста. Каждая третья – это молодая семья или семья, ждущая ребенка.
5. По однородности социального состава в зависимости от национальной принадлежности, уровня образования, соответствия профессий: социально-гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи. Более половины семей относятся к числу социально-гомогенных.
6. По качеству жизнедеятельности семьи: благополучная; устойчивая; неблагополучная; педагогически слабая; нестабильная; дезорганизованная, проблемная семья. В сфере социальной работы распространены три типа семей- объектов социальной работы: 1) временно проблемные семьи (25-38% в зависимости от места проживания); 2) хронически проблемные семьи (наличие детей-инвалидов, длительная болезнь членов семьи; составляет 15% от общего числа семей); 3) кризисные семьи (семьи, находящиеся на грани распада по различным причинам; их число составляет 10-15%).
7. По особым условиям семейной жизни: студенческая семья, дистантная семья, внебрачная семья.
8. По структуре лидерства в семье: эгалитарные (демократические), традиционные, авторитарные семьи.
9. По семейному быту, семейному укладу: семья «отдушина», семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок.
10. По географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах, закрытых городах).
11. По типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» типом потребления; семьи с «интеллектуальным» типом потребления; семьи с промежуточным типом потребления.
12. По характеру проведения досуга: открытые и закрытые (ориентированные на внутридомашний досуг).
13. По социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи.
14. По степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические.
15. По состоянию здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья, психологически здоровая семья.
Функции семьи – это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных потребностей ее членов.
• Воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях.
• Хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи.
• Эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании.
• Функция духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга.
• Функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи.
• Сексуально-эротическая функция реализуется в удовлетворении сексуально – эротических потребностей членов семьи (регулирование сексуальной направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества).
Семья является первичной и наиболее чувствительной к общественным изменениям социальной структурой. Сегодня многие ее функции взяло на себя общество. Воспитание детей проходит не только дома, но и в детских садах, школах. Обучение детей целиком взяли на себя учебные заведения. Развлечения и отдых все больше проходят вне дома. Однако возможность жить в семейном кругу – одна из важнейших привилегий ребенка во все времена, которую и сегодня не могут заменить современные ясли, детсады, интернаты.
Условием полноценного развития ребенка в семье является защита и любовь близких, обстановка сердечной привязанности, доброжелательности друг к другу. Нарушение этих условий может свидетельствовать о возникновении конфликтов в семье.
Конфликтные отношения, в которых растет ребенок, грозят ему не только задержкой развития, но и болезнями. Существуют объективные показатели того, что дети из конфликтных семей оказываются менее успешно подготовленными к требованиям жизни (снижение успеваемости, склонность к правонарушениям, снижение способности к семейной жизни, во взрослом возрасте чаще наблюдается у детей, чье детство было неблагополучным).
Если раньше основный причиной развода служили материальные трудности, измены или алкоголизм одного из супругов, то в нынешней ситуации бракоразводный процесс может быть инициирован и без особых на то оснований. Зачастую родители не отдают себе отчёта в том, какую психическую травму они наносят своим детям этим поступком, в особенности если после развода резко снижается или вообще прекращаются контакты с одним из родителей. Вырастающие дети зачастую повторяют семейный сценарий своих родителей, ставя своих собственных детей в ту же ситуацию, в которой они когда-то оказались.