Волевая сфера личности
Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом препятствия различной степени трудности. С помощью воли происходит саморегуляция человеком своего поведения и, прежде всего, выполняются две функции - побудительная,
обеспечивающая активность субъекта в тех случаях, когда мотивации уже недостаточно, и тормозную - проявляющуюся в сдерживании импульсивных, эмоциональных реакций. Воля - каркас характера. Волевые свойства - скелет личности. С помощью КЛО определяются 4 волевых свойства
C,G,Q3,E.
С. Неуравновешенность - контроль эмоциональных реакций
Низкая оценка C- | Высокая оценка C+ |
Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная устойчивость |
Находится под влиянием чувств, | Спокойный |
легко расстраивается | |
Переменчив и неустойчив в | Имеет постоянные интересы |
интересах | |
Не доводит дело до конца | Настойчив и упорен |
Не умеет держать себя в руках | Умеет держать себя в руках |
Это свойство характеризует способность управлять своими эмоциональными реакциями, сдерживать свои эмоции и настроения. Выделим пять уровней развития этого свойства:
Очень низкие оценки (0-4 балла). Совершенно не умеет контролировать и управлять своими чувствами. В одном настроении принимает одни, в другом - другие решения по одинаковым вопросам. Капризен, непредсказуем. Внутренне чувствует себя усталым и неспособным справиться с жизненными трудностями.
Низкие оценки (5-6 баллов). Эмоционально невыдержанный, импульсивный, недостаточно хорошо управляющий своими чувствами человек, который не всегда может держать себя в рука и быть достаточно спокойным в общении с людьми и ответственным в доведении дела до конца, так как
переменчив в настроениях и неустойчив в интересах.
Средние оценки (7-8 баллов). Способность управлять своими эмоциональными реакциями развития в средней, свойственной большинству людей мере.
Высокие оценки (9-10 баллов). Эмоционально устойчивый человек, спокойный, зрелый, постоянный в своих интересах и планах, умеющих держать себя в руках даже в трудных жизненных ситуациях, не расстраивается из-за пустяков.
Очень высокие оценки (11-12 баллов). Исключительно хорошо управляет своими чувствами и настроениями. Всегда ровный, выдержанный и спокойный в общении с людьми.
Как показывает опыт, высокая способность управлять своими эмоциональными реакциями чаще встречается у руководителей, летчиков, парашютистов. Низкие оценки по С- чаще встречаются у неврастеников, алкоголиков и т.д.
G Низкая - высокая дисциплинированность
Низкая оценка G- | Высокая оценка G+ |
Недобросовестный | Добросовестный |
Безответственный | Ответственный |
Отсутствует чувство долга | Высокое чувство долга |
Делает то, что хочется | Дисциплинированный |
Не выполняет правила и | Выполняет правила и обязанности |
обязанности | |
Аморальный | Высокоморальный |
Небрежный и ленивый | Собранный, внимательный |
Дисциплинированность - волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своих поступков установленным в обществе и коллективе нормам и моральным правилам.
Очень низкие оценки (0-5 баллов). Человек исключительно недисциплинированный и недобросовестный, отсутствует чувство долга и ответственности. Пообещал и не выполнил. Легко нарушает правила морали и бравирует этим.
Низкие оценки (6-7 баллов). Недостаточно дисциплинированный и ответственный человек, непостоянный, легко бросает начатое дело. Не старается особенно выполнять общественные требования и культурные нормы, небрежно относится к моральным ценностям. В отдельных случаях ради
личной выгоды способен на нечестны поступки.
Средние оценки (8-9 баллов). В меру дисциплинированный и ответственный человек, который выполняет правила и обязанности не хуже, но и не лучше большинства людей.
Высокие оценки (10-11 баллов). Достаточно ответственный, добросовестный, обязательный человек, обладающий развитым чувством долга и стойкими моральными принципами. Высокая сознательность в выполнении правил и норм жизни общества сочетается со стремлением к утверждению
общечеловеческих и групповых ценностей, даже порой в ущерб личным.
Очень высокие оценки (12 баллов). Исключительно дисциплинированный и исполнительный человек, который не представляет даже как это можно не выполнять то или иное правило. Это иногда ведет к снижению инициативы и предприимчивости.
Высокие оценки дисциплинированности отмечались у летчиков, учителей школы, бухгалтеров. Низкие оценки чаще встречаются у преступников и психопатов.
Q3 Низкий - высокий самоконтроль
Низкая оценка Q3- | Высокая оценка Q3+ |
Плохо контролирует свое поведение | Хорошо контролирует свое |
поведение | |
Слабовольный | Волевой |
Небрежный, неточный | Собранный, точный |
Импульсивный | Владеющий эмоциями |
Не считается с общепринятыми | Точно выполняет правила |
правилами | |
Трудно собраться что-то сделать | Может не только делать сам, |
но и заставлять делать других |
Самоконтроль - рациональная рефлексия и оценка человеком собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающихся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий. Способность человека к самостоятельному самоконтролю является одним из показателей является одним из показателей развития его волевой сферы. Выделено пять уровней самоконтроля.
Очень низкие оценки (0-3 балла). Очень слабая воля и плохой самоконтроль. Жизнь и деятельность такого человека хаотична и неупорядочена, не умеет организовать и не может достичь успехов в делах. Часто сам не знает зачем он что-то делает.
Низкие оценки (4-5 баллов). Плохо контролирует свое поведение, недостает воли, настойчивости, твердости характера. Трудно собраться и взяться за неотложное дело. Бывает, что одну работу бросает незаконченной и тут же без достаточной подготовки берется за другое дело.
Средние оценки (6-7 баллов). Уровень самоконтроля, сила воли соответствуют среднему уровню, свойственному большинству людей.
Высокие оценки (8-10 баллов). Достаточно высокий самоконтроль и сила воли проявляется в том, что человек действует планомерно и упорядочено, настойчиво преодолевая препятствия, не разбрасывается, начатое дело доводит до конца. Хорошо понимает правила и социальные требования. Заботится о своей общественной репутации.
Очень высокие оценки (11-12 баллов). Исключительно высокий самоконтроль и большая сила воли проявляется в том, что человек действует сам, не ожидая распоряжений и приказов. Заставляет работать себя и своих коллег и подчиненных. Упорен и настойчив в преодолении препятствий на пути к цели.
Высокие оценки самоконтроля являются важными во многих видах деятельности - технике и науке, организаторской деятельности и спорте и других.
Е. Подчиненность - доминантность при поведении в группе
Низкая оценка Е- | Высокая оценка Е+ |
Покорный | Настойчивый |
Подчиняющийся | Независимый |
Скромный | Самоуверенный |
Тактичный | Грубый, бесцеремонный |
Послушный | Своенравный |
Старается оставаться в тени | Пытается занять ведущее место |
группы | в группе |
Не склонен к лидерству | Лидерские способности |
Доминантность, или властность, как свойство, характеризующее поведение человека в ближайшем социальном окружении, несомненно зависит не только от его волевых качеств, но и от специфики групп. Однако стремление к доминированию в группе зависит не только от статуса личности, но и является индивидуальным свойством любого человека. Можно выделить пять уровней:
Очень низкие оценки (0-1 балл). Исключительно послушный, скромный человек, не умеющий отстоять свою точку зрения и покорно следующий за более сильным. Даже когда по должности необходимо организовать людей, старается сам ее избежать, поручить другим. На место лидера не претендует.
Низкие оценки (2-3 балла). Мягкий, кроткий, послушный, услужливый и любезный человек, который обычно не настаивает сильно на своей точке зрения, может уступить дорогу другим, так как не очень верит в себя и свои способности. В группе обычно держится как все. Лидерские способности развиты слабо.
Средние оценки (4-6 баллов). Доминантность, властность, лидерские способности развиты в средней мере, как и у большинства людей.
Высокие оценки (7=9 баллов). Самостоятельный, властный человек, склонный к лидерству. В общении в коллективе держит себя самоуверенно, _независимо, но порою грубо и бесцеремонно. Имеющиеся правила и законы критикует, старается жить по своему соображению, отстаивает свои пра-ва, требует более активного поведения от окружающих.
Очень высокие оценки (10-12 баллов). Исключительно доминантный и властный человек, с ярко выраженными лидерскими способностями.
Высокие оценки доминированности в группе чаще встречаются у выдающихся спортсменов, летчиков. Низкие оценки - у поваров и швейцаров.
4.4. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей человека, позволяющая ему лучше адаптироваться к обстоятельствам жизни. Интеллект представляет собой одну из сфер личности, тесно связанную с ее культурным наследием и эмоционально-волевыми качествами. Очевидна зависимость интеллектуальных способностей от социально-экономических условий жизни человека, обучения и воспитания.
В. Низкий - высокий логический интеллект
Низкая оценка В- | Высокая оценка В+ |
Глупый | Умный |
Низкие умственные способности | Высокие умственные способности |
Слабое логическое мышление | Развитое логическое мышление |
Не может решать абстрактные | Легко решает абстрактные |
задачи | задачи |
Слабые познавательные интересы | Сильный познавательный интерес |
Соображает медленно | Соображает быстро |
Не доводит дело до конца | Упорный, настойчивый |
Необразованный | Образованный, культурный |
Оценки логического интеллекта по КЛО коррелируют с показателями интеллектуальных тестов (WAIS Векслера и теста структуры ума Амтхауера). Логический интеллект можно выделить в виде 5 уровней:
Очень низкие оценки (0-5 баллов). Очень слабо развито логическое мышление, не может и не любит решать абстрактные вербальные задачи. Низок уровень образования и культуры. Отсутствуют познавательные интересы, соображает с трудом и очень медленно, дело до конца не доводит. Не понимает и не старается понять.
Низкие оценки (6-8 баллов). Недостаточно развито логическое мышление, умственные способности ниже среднего. Слабые познавательные интересы, медленно обучается, с трудом осваивает новые понятия. Многое понимает буквально и конкретно.
Средние оценки (9-10 баллов). Уровень логического мышления и умственных способностей соответствует среднему для данной профессиональной и возрастной группы.
Высокие оценки (11-13 баллов). Хорошие умственные способности, развитое логическое мышление. Быстро схватывает и понимает новое, быстро обучается. Образованный и культурный. Упорен и настойчив в решении абстрактных задач.
Очень высокие оценки (14-17 баллов). Умный, высокие умственные способности, сильно развито логическое мышление. Легко решает абстрактные задачи, схватывает на лету. Широкие познавательные интересы.
Молодые люди имеют чаще более высокие оценки, чем пожилые; научные работники имеют более высокие оценки, чем рабочие; жители больших городов - чем жители сельской местности.
М. Практичный - мечтательный стиль мышления
Низкие оценки М- | Высокие оценки М+ |
Хорошо решает практические | Поглощен своими идеями, богатое |
вопросы | воображение |
Реалист | Мечтатель и фантазер |
Развитое оперативное мышление | Развито перспективное мышление |
Занят устройством личных дел | Интересуется абстрактными проб- |
лемами искусства, политики | |
Твердый и спокойный | Неуравновешенный, легко приходит |
в восторг |
Два тип или стиля мышления, разделенные по критерию "конкретное - абстрактное" могут еще подразделяться на 5 уровней:
Очень низкие оценки (0-2 балла). Здравомыслящий человек, отлично разбирающийся в текущих, сиюминутных житейских важных вещах, но совершенно не задумывающийся о перспективных проблемах будущего.
Низкие оценки (3-4 балла). Хорошо решает практические оперативные вопросы, реалист, хорошо разбирается в житейских вопросах, трезво оценивает обстоятельства и людей. Живет в настоящем времени и редко задумывается о будущем.
Средние оценки (5-7 баллов). Промежуточный, ни практичный, ни мечтательный стиль мышления или сочетание того и другого.
Высокие оценки (8-9 баллов). Богатое воображение, хорошая фантазия, ориентация на собственные мысли и идеи, погруженный в себя, не обращающий внимание на текущие повседневные дела и обязанности. Может думать о будущем и строить далекие перспективные планы.
Очень высокие оценки (10-12 баллов). Мечтатель и фантазер. Полностью поглощен своими мыслями и идеями, современно не обращает внимание на важные, конкретные житейские дела. Поведение может отличаться эксцентричностью и своеобразием. Не задумывается о том, что надо делать или выглядеть как все.
Более высокие оценки мечтательного стиля мышления чаще встречаются у художников, музыкантов, ученых и писателей и вообще в группах творчески одаренных лиц, независимо от рода деятельности.
Q1. Консерватизм - стремление к новому
Низкая оценка Q3- | Высокая оценка Q3+ |
Уважает традиции, правила, инст- | Экспериментатор, стремится |
рукции, законы, авторитеты | к новому, критикует имеющиеся недостатки, |
устаревшие правила и традиции | |
Не любит перемен | Нет преклонения перед авторитетом |
Придерживается испытанных при- | Ищет и предлагает новые при- |
емов и методов работы | емы и методы работы |
Отсутствует инициатива и изобре- | Обладает высокой инициатив- |
тательность | ностью и изобретательностью |
Р.Кеттел считает, что эта характеристика незаметна в поведении и заметна лишь тогда, когда человек излагает свою точку зрения. Вместе с тем, стремление к новому, как свойство мышления, не может не проявляться в поступках и действиях. Поэтому можно выделить таких пять уровней:
Очень низкие оценки (0-3 балла). Консерватор, не терпящий перемен. Прекрасно чувствует себя в мире четко регламентированных действий и мыслей. Все новое ему обычно кажется абсурдным и бессмысленным.
Склонен к нравоучениям. По его мнению весь вред происходит от людей, которые нарушают принципы и традиции, пытается что-то перестроить, не хотят принимать на веру опыт старших и высокопоставленных людей.
Низкие оценки (4-5 балла). Достаточно консервативный человек, уважающий имеющиеся традиции и авторитеты, не стремящийся к переменам.
Обычно старается придерживаться испытанных приемов и методов работы, чем придумывать новые. Считает, что все новое может быть принято лишь после основательной проверки и лучше другими людьми.
Средние оценки (6-8 баллов). Средняя степень консерватизма, как и стремления к новому, характерная для большинства людей.
Высокие оценки (9-11 баллов). Стремится быть хорошо информированным в самых разнообразных научных, политических и житейских проблемах.
Но не принимает информацию наверху, не доверяет авторитетам. Все старается понять сам, легко воспринимает новые необычные взгляды и теории.
Очень высокие оценки (12 баллов). Экспериментатор и новатор по своей природе, стремится к новому, критикует старое и отжившее. Готов отменить устаревшие правила, инструкции и закон. Изобретает новые приемы и способы работы. Склонен все менять и переделывать, даже то, что
неплохо до сих пор себя зарекомендовало.
Более высокие оценки стремление к новому чаще встречаются в группах научных работников, артистов, руководителей и специалистов, находящихся в резерве на выдвижение. Низкие оценки чаще встречаются у юристов, врачей санэпидемстанции.
4.5. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Мотивационная сфера представлена в КЛО двумя важнейшими свойствами направленности личности - уровнем притязаний и уровнем целей. Эти качества не позволяют делать выводы о конкретных мотивах поведения в той или иной ситуации. Их сила в другом - они выступают источником активности человека на продолжительный период времени. Эти качества позволяют делать долговременный прогноз поведения.
УП. Низкий - высокий уровень притязаний
Низкая оценка УП- | Высокая оценка УП+ |
Низкая самооценка, считает себя | Высокая самооценка, считает |
неспособным добиться успеха в | себя способным добиться успе- |
различных видах деятельности | ха в престижных видах деятельности |
Не претендует на лидерство в | Стремиться к лидерству |
коллективе | |
Не стремиться к высоким резуль- | Старается добиться наилучших |
татам | результатов |
Выбор легких целей жизни | Настойчивость в достижении |
трудных целей | |
Избегает соревновательной | Стремиться к соревновательной |
ситуации | ситуации |
Уровень притязаний - стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. Уровень притязаний формируется под влиянием успеха или неудачи в деятельности. Предлагаются следующие градации:
Очень низкая оценка (0 баллов). Очень низкая самооценка своих способностей и возможностей. Человек многого в жизни н ждет - лишь бы то, что есть, удержать. В коллективе старается держаться в тени, избегает соревновательных ситуаций. Перед собой может ставить только самые доступные задачи.
Низкие оценки (1-2 балла). Самооценка несколько уступает мнению о нем со стороны других людей. Считает себя неспособным добиться успеха в различных видах деятельности, хотя объективно его результаты выше.
Средние оценки (3-4 балла). Достаточно средняя самооценка. "Я не хуже и даже чем-то лучше других людей". В поведении также старается отстоять права и льготы, распространяющиеся на всех. Не уступает в соревновательной ситуации.
Высокие оценки (5-6 баллов). Высокая самооценка, считает себя способным добиться значительного успеха, занять ведущее положение.
Проявляет настойчивость и упорство в достижении трудных задач. Активен, трудоспособен и предприимчив.
Очень высокие оценки (7-10 баллов). Неадекватно завышена самооценка, ведущая к конфликтам с окружающими.
Высокие оценки уровня притязаний чаще встречались у руководителей и специалистов, зачисленных в резерв на выдвижение, а также спортсменов международного класса. Низкий уровень притязаний был чаще у женщин, чем у мужчин; у лиц пожилого возраста, чем у молодежи; у ИТР и следующих по сравнению с руководителями.
УЦ. Уровень целей (К)
Низкая оценка УЦ- | Высокая оценка УЦ+ |
Определенных целей в жизни не | Ставит перед собой высокие и |
ставит, живет как получится | далекие цели |
О будущем думает, но конкрет- | Продумана система конкретных |
ных действий не планирует | действий для достижения целей |
Реагирует по ситуациям - единой | Имеется программа жизни и пов- |
программы поведения нет | едения, под которую человек |
подстраивает отдельные ситуации жизни |
Уровень целей характеризует не только значимость, важность, отсроченность во времени тех конкретных целей, которые человек поставил перед собой и выполняет, но и также их ясность, четкость, планомерность конкретных действий и поступков при их достижения. Вслед за
Е.С. Кузьминым мы считаем возможным выделить пять уровней:
Очень низкие оценки (0-2 балла). Никаких целей в жизни не ставит, о будущем конструктивно не думает. Многого в жизни не понимает, как правило, плохо адаптирован в социальной среде и профессиональной среде.
Низкие оценки (3-6 баллов). Ставит цели на небольшой (3-4 месяца) период жизни и прилагает усилия для их выполнения. Как правило, идет от одних частных и мелких целей к другим с их недостаточной увязкой. Есть еще резервы для повышения профессиональной и социальной адаптации. (Операционист).
Средние оценки (7-10 баллов). Ставит перед собой противоречивые, согласующиеся между собой цели жизни. Плохо представляет пути их достижения.
Высокие оценки (11-14 баллов). Имеет большую, на несколько лет вперед цель в жизни и последовательно добивающийся ее достижения.
Обычно хороший работник, активно-исполнительный, может быть лидером, гармоничный и результативный в труде. (Тактик).
Очень высокие оценки (15-20 баллов). Имеет главную на всю жизнь цель, ряд промежуточных целей, облегчающих достижение главной. Методически работающий в направлении цели. Обычно достигает высокого уровня мастерства, творец, умен, лидер. (Стратег).
"В плане личного развития - считает Е.С .Кузьмин - любой нормальный человек может и должен пройти все уровни от операциониста в детстве до высот профессионально-социального мастерства стратега в зрелом возрасте". Предполагается более высокий уровень целей у людей с высоким статусом.
4.6. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ
С помощью КЛО диагностируются наиболее важные для работающего человека отношения: отношение к работе (ОР), взаимоотношение с начальником (ОН), психологический климат в коллективе (ОК), и взаимоотношения в семье (ОС). Система отношений, как и изложенное выше, коммуникативная, эмоциональная, волевая, интеллектуальная и мотивационная сферы относятся многим психологам к подструктуре характера личности.
ОР. Неудовлетворительное - удовлетворительное отношение к работе
Низкая оценка ОР- | Высокая оценка ОР+ |
Не нравиться характер и содер- | Нравится характер и содержание |
жание труда | труда |
Плохие санитарно-гигиенические | Хорошие санитарно-гигиенические |
условия труда | условия труда |
Не нравится система морального | Нравится система морального и |
и материального стимулирования | материального стимулирования |
Отсутствие перспективы долж- | Четкая перспектива должностного |
ностного и профессионального роста | и профессионального роста |
Несоответствие работы способ- | Полное соответствие работы спо- |
ностям и возможностям | собностям и возможностям |
Удовлетворенность трудом - характеристика очень важная для прикладных исследований. Поэтому мы также выделили 5 ее уровней:
Очень низкие оценки (0-1 балл). Работа очень не нравится по характеру и условиям труда. Человек ходит на работу только потому, что пока не нашел лучше. Скорее всего думает сменить работу.
Низкие оценки (2-4 балла). Работ в целом по содержанию не нравится, хотя в ней и положительные моменты. Человек обычно уговаривает себя в том, что эта работа не хуже других. Чаще всего работа не соответствует его способностям и возможностям.
Средние оценки (5-7 баллов). В целом работа нравится, хотя есть и негативные моменты, о которых старается не вспоминать. Средняя удовлетворенность трудом, присущая многим людям.
Высокие оценки (8-10 баллов). Работа нравится, чувствует себя на своем месте, получает удовлетворение от самого процесса труда.
Очень высокие оценки (11-12 баллов). Фанатик своего дела, увлечен содержанием труда настолько, что может не обращать внимание на отдельные недостатки. Любит свою работу и не представляет, как он будет жить без нее.
Высокие оценки удовлетворенности трудом чаще встречаются у руководителей, низкие - у научных работников и педагогов.
ОК Психологический климат в коллективе
Низкие оценки ОК- | Высокие оценки ОК+ |
Недоверие, взаимные претензии | Доверие и высокая требователь- |
друг к другу | ность друг к другу |
Взаимное невнимание | Взаимное внимание |
Неуважение друг к другу | Уважительное отношение друг к другу |
Каждый за себя | Дух товарищества |
Отсутствие внутренней дисцип- | Высокая внутренняя дисциплини- |
линированность к себе и другим | рованность к себе и к другим |
Избегание коллективных общих | Личное активное участие в делах |
дел | коллектива |
Психологический климат - качественная сторона межличностных отношений в коллективе, которую характеризует преобладающий в группе относительно устойчивый эмоциональный настрой, соединяющий настроения людей, их душевные переживания и волнения, отношения друг к другу. Можно
отметить следующие 5 уровней развития психологического климата:
Очень низкие оценки (0-1 балл). Открытый и сильный конфликт в коллективе. Мало кто думает о работе, в основном обсуждают различные стороны развития конфликта. Вместо того чтобы помочь в таком коллективе скорее навредят друг другу.
Низкие оценки (2-4 балла). В коллективе достаточно "прохладный" психологический климат. Каждый член коллектива отстаивает свои взаимные претензии друг к другу. Неохотно участвуют в общих для всего коллектива делах. Преобладают официальные деловые отношения. Личные отношения недостаточно развиты.
Средние оценки (5-7 баллов). Обычный для многих коллективов психологический климат, характеризующий умеренным развитием личных психологических отношений. В целом климат благоприятный, хотя изредка могут возникнуть конфликтные напряжения.
Высокие оценки (8-10 баллов). Благоприятный, здоровый психологический климат, характеризующийся взаимным уважением и вниманием, доверием и высокой требовательностью членов коллектива друг к другу, духом товарищества и высокой личной активностью каждого в решении общих дел.
Очень высокие оценки (11-12 баллов). Личные, неформальные отношения в коллективе преобладают над деловыми, что может в некоторых случаях приводить к групповому эгоизму или благодушию.
В некоторых случаях, когда испытуемый работает в коллективе менее 3 лет, низкие оценки ОК объясняются не только нездоровым климатом, но и не достаточной психологической адаптацией этого человека в данном трудовом коллективе. Высокие оценки ОК тесно связаны с высокой эффективностью труда коллектива.
ОН. Удовлетворенность отношениями с непосредственным начальником
Низкая оценка ОН- | Высокая оценка ОН+ |
Взаимное неуважение | Взаимное уважение |
Взаимное неудовлетворенность | Взаимная удовлетворенность |
знаниями, компетентностью | знаниями, компетентностью |
Плохое деловое взаимопонимание | Хорошее деловое взаимопонимание |
Взаимное недоверие | Достаточное взаимное доверие |
В отношениях мало внимания, | В отношениях достаточно внима- |
чуткости | ния, чуткости |
Недостаточно справедливости | Достаточно справедливости |
Межличностный конфликт | Благоприятные, теплые межлич- |
ностные отношения |
Непосредственный руководитель часто бывает для подчиненного референтным лицом и поэтому межличностные отношения, т.е. система установок и ожиданий испытуемого и его руководителя относительно друг к другу очень важны для результата совместной деятельности. Выделяем 5
уровне удовлетворенности отношениями с руководителем.
Очень низкие оценки (0-1 балл). В отношениях подчиненного и руководителя открытый конфликт, при котором демонстрируется и взаимное неуважение, недоверие. Возможны придирки, нападки, несправедливая критика, грубость.
Низкие оценки (2-4 балла). Имеется скрытое недовольство друг другом. Плохое взаимопонимание, сомнение в компетентности, недостаточное взаимное уважение приводят к напряженности во взаимоотношениях начальника и подчиненного. Преобладает официальный тон и формальный язык.
Средние оценки (5-7 баллов). В целом благоприятные отношения между испытуемым и его руководителем, хотя время от времени могут возникать напряжения и взаимные обиды, которые довольно легко проходят.
Высокие оценки (8-10 баллов). Взаимное уважение, доверие, теплый тон характеризует отношения подчиненного и руководителя. Взаимная поддержка и помощь в работе. Полное взаимопонимание.
Очень высокие оценки (11-12 баллов). Личные отношения у подчиненного и руководителя отличаются особой сплоченностью, доверительностью, полной взаимной помощью и поддержкой, и базируются на иной, нежели деловая, основе.
Обычно оценки удовлетворенности отношениями рабочих с мастерами ниже, чем ИТР с руководителями цехов и отделов.
ОС. Психологический климат в семье
Низкие оценки ОС- | Высокие оценки ОС+ |
Мало любви и теплых отношений | Достаточно любви и теплых отношений |
Недоверие, взаимные претензии, | Высокое доверие и понимание супругов |
непонимание супругов | |
Нет единства целей | Единое мировоззрение и цели жизни |
Недостаточное уважение | Взаимное уважение |
Конфликты в семье | Благоприятный психологический климат |
С помощью методики КЛО надежная оценка психологического климата в семье может быть получена лишь у семейных испытуемых. Если при анализе или другим способом выявлено, что у испытуемого семья отсутствует, то не следует анализировать результат, т.к. в отношении родительской семьи шкала не валидна. Пять уровней психологического климата в семье:
Очень низкие оценки (0 баллов). Конфликтная семья, находящаяся на грани развода.
Низкие оценки (1-2 балла). В семье мало любви и тепла в отношениях между супругами. Отсутствует единое целое жизни. Недостает уважения, понимания и доверия. В частые конфликты вовлекаются дети и родственники.
Средние оценки (3-4 балла). Отношения в семье достаточно переменчивы. Из-за отсутствия единых целей в жизни мелкие причины приводят к серьезным разладам, которые, правда, довольно быстро удается преодолеть. В целом, супруги считают свой брак удачным.
Высокие оценки (5-6 баллов). Благоприятный психологический климат в семье, базируется на едином понимании целей жизни, взаимном уважении, любви, взаимном доверии.
Очень высокая оценка (7 баллов). Прекрасная семья, дружная, сплоченная, в которой царит любовь и счастье.
Отношения в семье тесно связаны как с некоторыми личными свойствами супругов, так и с системой производственных отношений. Низкие оценки психологического климата в семье чаще встречаются у научных сотрудников, художников, музыкантов. Высокие оценки чаще в семьях
квалифицированных специалистов рабочих профессий.
4.7. ПСИХОДИНАМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ
Качества личности, сформировавшиеся в личном опыте человека на основе обусловленного типа нервной системы и в значительной мере определяющей стиль его деятельности, называют темпераментом. И.П. Павлов подчеркивал, что темперамент есть самая общая характеристика отдельно-
го человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или другую печать на всю деятельность каждого индивидуума. Темперамент характеризуется не только показателями психических процессов и состояний, но и устойчивых свойств. КЛО позволяет
диагностировать три свойства темперамента: экстраверсию, тревожность и ригидность.
Э. Интраверсия - экстраверсия
Низкая оценка Э- | Высокая оценка Э+ |
Склонен при переживаниях уходить | Направлен на внешний мир |
в себя | |
Стремится к уединению | Стремится к контактам с другими |
людьми | |
Уклоняется от деятельности в | Склонен к переменам и преобра- |
новых условиях | зованиям |
Замкнут | Общителен |
Затруднения в социальной | Высокая социальная адаптация |
адаптации |
Это свойство темперамента указывает на преимущественную направленность личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного мира. Прилагаем следующую градацию этого свойства:
Очень низкие оценки (0-10 баллов). Ярко выраженный интроверт, полностью обращен на себя, только на свой внутренний мир. Окружающие люди его не интересуют. Очень замкнут, необщителен, малоразговорчив даже с хорошо знакомыми людьми. Часто занимается самоанализом, в обращении с другими людьми пассивен. Социальная адоптация затруднена.
Низкие оценки (11-30 баллов). Скорее интроверт. В основном обращен на себя, свои собственные переживания, мало интересуется окружающим его миром и людьми. Замкнутый, малообщителен, испытывает трудности при установлении контактов с незнакомыми людьми. Склонен к самоанализу. Проявляет мало активности с людьми. Порою испытывает трудности в социальной адаптации и коллективе.
Средние оценки (31-50 баллов). в равной степени обращает внимание как на внешний мир, так и на свои собственные мысли и чувства. В меру замкнут, в меру общителен. С другими людьми вступает в контакт без труда. В меру инициативен, нормальная социальная адоптация в коллективе.
Высокие оценки (51-70 баллов). Скорее экстраверт. В основном обращен на окружающий его мир, на людей, на дело. Много думает о себе. Открытый, контактный, легко вступает в общение с людьми. Импульсивен, хорошая социальная адоптация в коллективе.
Очень высокие оценки (более 71 балла). Ярко выраженный экстраверт. Полностью обращен на окружающий мир, на людей, о себе почти не думает. Очень открытый, легко вступающий в контакты и общение даже с незнакомыми людьми. не любит заниматься самоанализом. Очень общителен,
инициативен, импульсивен, очень легко социально адоптирован.
Более высокие оценки экстраверсии чаще встречаются у педагогов, руководителей и общественных деятелей. Низкие оценки бывают у диспетчеров энергосистем, механиков, бухгалтеров.
Тр. Низкая - высокая тревожность