Глава 2. Зрительный гнозис

13.«Разрезные картинки». Даются два одинаковых изображения, целое (образец) и разрезанное на несколько частей: на две (по гори­зонтали, вертикали), на четыре, шесть, девять; на части в виде по­лос, квадратов или любой неправильной формы. Ребенок складывает
разрезанное изображение сначала по образцу, затем без него. Количе­ство фрагментов должно соответствовать его актуальным возможнос­тям. Постепенно оно увеличивается, а элементы усложняются по кон­фигурации.

14.«Выбор недостающего фрагмента изображения». Предлагает­ ся картинка (предметный рисунок, сюжетная картинка, геометрический рисунок, орнамент и т.д.) с отсутствующими фрагментами и набор недостающих кусочков. Необходимо подобрать нужный фраг­мент. В изображении может не хватать как одного, так и нескольких фрагментов. Можно попросить ребенка дорисовать недостающую часть.

15.«Чего здесь не хватает?» Внимательно посмотрев на изоб­ражение предмета с недостающими деталями, ребенку надо найти и исправить (дорисовать) «ошибки художника». При затруднениях ему показывают правильное изображение предмета и проводят срав­нение.

16.«Дорисуй предмет до целого». Дается изображение с неполным количеством элементов. Надо дорисовать отсутствующие элементы в заданном рисунке и назвать их. Предмет может быть не дорисован по оси (справа или слева), могут отсутствовать некоторые его части.


Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

о

Рис. 8

17. «Загадочныерисунки». Нужно разглядеть, раскрасить и сосчи­тать изображенные на рисунке предметы (рис. 8).

18. «Что здесь изображено?» Узнавание «зашумленных» (нало­женных, перечеркнутых и т.п.) геометрических фигур; различных предметов, букв, цифр, одинаковых и различных по величине, фор­ме и цвету. Варианты этого задания легко придумать в зависимости от
возраста и возможностей ребенка.

19. «Что перепутал художник?» В изображениях любых предме­тов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не­свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

20.«Фигура и фон». Нарисуйте или подберите стимульный мате­риал, где основу составляет «фон» (более или менее часто расстав­ленные точки или значки любой конфигурации; различные пересека­ющиеся линии, переплетающиеся листья и т.п.). Ребенку предлагает­ ся различить на таком «фоне» «фигуры», то есть найти, показать и назвать все «замаскированные» в этом «шуме» изображения (предме­ты, буквы, цифры и т.д.).

Наиболее трудный вариант этого задания дан на рис. 9.

Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

Рис. 9

21. «Лабиринт». Ребенку предлагаются разного рода «лабиринты» в виде перепутанных нитей от воздушных шариков, тропинок, ко­ридорчиков. К каждой картинке дается соответствующее задание

156 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

(«У кого какой шарик?», «Помоги выйти» и т.п.). Примеры таких за­даний легко придумать или выбрать из имеющейся литературы.

Задание целесообразно выполнять следующим образом: сначала сконструировать лабиринт на полу с помощью подручных средств (стульев, скамеек и т. п.) и специальных геометрических форм и пред­ложить ребенку пройти по нему. Потом на бумаге: дать задание ребен­ку провести по лабиринту пальцем, затем — карандашом и лишь по­том прослеживать путь исключительно глазами.

Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

Рис. 10

22. «Найди все предметы». Дайте ребенку бланк, на котором враз­брос нарисовано большое количество различных простых предметов,геометрических фигур, цифр, букв. Попросите его найти и вычерк­нуть все изображения одного вида.

23. «Тест Виткина». Здесь надо найти в нижних фигурах одну из«спрятанных» в них эталонных (изображенных вверху) (рис. 10).

24.«Найди букву». Предложите ребенку рисунок с буквами, циф­рами, написанными разным шрифтом, стилем и по-разному повер­
нутыми. Он должен ответить, что за буквы нарисованы.



25. «Допиши букву». Покажите ребенку недорисованную (в раз­
личных вариантах) букву, цифру (слово). Попросите его определить,
что за буква (слово) не дорисована, и дописать ее.

26.«На что похожа буква?» Спросите, на что похожа та или иная
буква. Попросите дорисовать ее так, чтобы получился этот предмет.

В другом варианте ребенок сам придумывает, во что превратить эту букву, дорисовав ее. То же с цифрами.

27. «Письмо в воздухе». Психолог рисует в воздухе перед ребенком различные фигуры, буквы, цифры и т.д., которые он должен опоз­нать и назвать.

На следующем этапе в воздухе прописываются их сочетания, а также целые слова. Этот прием эффективен при коррекции письма: пропуске букв, их заменах (например, ребенок путает строчные и прописные буквы, бн д, « и /п и др.), «зеркальном» написании и дру­гих ошибках. Далее ребенок выполняет необходимые движения вмес­те с психологом, который может помочь ему «писать», подойдя к нему (спереди или сзади) и взяв его ладони в свои. Этот прием также обладает психотерапевтическим эффектом, снимая у детей страх пе­ред школьной доской или тетрадью.

28.«Исправь ошибки». Ребенку надо найти и исправить разного рода ошибки в тексте: отсутствующие или лишние штрихи в буквах,лишняя буква или пропуск ее в словах; написание всех слов в пред­ложении с большой или с маленькой буквы; разные высота, шири­на, цвет или шрифт букв и т.п.

29.«Рамка с окошком». Рамка представляет собой прямоугольный кусочек картона с вырезанным внутри окошком. По высоте окошко равняется размеру одной буквы, а по ширине может изменяться. Рам­ка может быть п- или г-образной формы (рис. 11). Введение рамки ус­
траняет страх перед объемом текста, позволяет ребенку не терять сло­во, не перескакивать с одной строки на другую и благодаря этому автоматизировать навык чтения.

Глава 2. Зрительный гнозис - student2.ru

Рис. 11

158 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация

Наши рекомендации