Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно написанных слов и чисел
- Прочтение рассказа.
ХИТРАЯ ЛИСА
Бегала лиса по полю. видели её собаки и погнались за ней: вото-вот настигнут. Лиса друг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.
ГАЛКА И ГОЛУБИ
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби зунали её и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но её также не признали и выгнали.
Счет Исследование счета, по существу, уже описано выше. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение отдельных цифр и чисел, тест Шульте, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке; серийный счет "100 минус 7" и "30 минус 1 и 2".
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7.
Память
Слухо-речевая память
Эталоны для исследования слухо-речевой памяти представлены ниже("Две группы по три слова" и "Шесть слов"),("Галка и голуби" и т.д.).
2 ГРУППЫ ПО 3 СЛОВА
- дом, лес, кот - ночь, игла, пирог
- кит, меч, круг - лёд, флаг, тетрадь
- кран, столб, конь - день, сосна, вода
- клей, луч, куб - трон, шуба, ваза
СЛОВ
- рыба, печать, дрова, рука, дым, ком
- пузырь, краска, совок, нога, хлеб, шар
- звезда, нитка, песок, белка, пыль, шёлк
- море, сено, труба, лампа, тень, волк
Галка и голуби
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но она не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби зунали её и выгнали. Тогда она вернулась к своим. Но её также не признали и выгнали.
Ясно, что экспериментатор должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.
- "Две группы по три слова". (Тест на запоминание двух конкурирующих групп, то есть исследование влияния гомогенной интерференции.) И.: "Повтори за мной: дом, лес, кот". Ребенок повторяет.
"Повтори еще слова: ночь, игла, пирог". Ребенок повторяет.
Затем экспериментатор спрашивает: "Какие слова были в первой группе?" Ребенок отвечает.
Какие слова были во второй группе?" Ребенок отвечает.
Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: "Какие вообще были слова?"
При неполноценном выполнении задания оно воспроизводится до четырех раз.
Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. После этого дается интерферирующее задание (3-5 минут), например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; с детьми после 10 лет серийный счет "100 минус 7" и т.д. По окончании выполнения этого задания, на этот раз уже не предъявляя слов, ребенка просят повторить, какие слова были в первой и во второй группах.
Прочность слухо-речевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, произведены замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам). - "Шесть слов".
И.:"Я скажу тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить в том же порядке. Слушай. Рыба, печать, дрова, рука, дым, ком". Ребенок повторяет.
При неудачном воспроизведении тест повторяется до четырех раз.
После чего дается интерферирующее задание (3-5 минут), например, воспроизведение таблицы умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте, попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д.
Далее, уже не предъявляя слова, экспериментатор спрашивает: "Какие слова ты запоминал?" Ребенок отвечает.
Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.
- "Рассказ".
И.: "Я расскажу тебе короткий рассказ, а ты постарайся его пересказать как можно точнее". Экспериментатор рассказывает один рассказ. Ребенок повторяет его.
При неполном пересказе обязательны наводящие вопросы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ребенка.
ХИТРАЯ ЛИСА
Бегала лиса по полю. видели её собаки и погнались за ней: вот-вот настигнут. Лиса друг круто свернула. Собаки пронеслись мимо. Лиса кинулась в кусты. Только собаки лису и видели.
ЛЕВ И МЫШЬ
Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её. Мышка стала просить, чтобы он отпустил её, и пообещала сделать ему тоже добро. Лев громко засмеялся и отпустил мышку. Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышка услыхала львиный рев, прибежала, перегрызла верёвку и спасла льва.
- Пиктограмма
ЦЕЛЬ: Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня сформирования понятийного мышления.
Методика может применяться для исследования детей и взрослых в групповом и индивидуальном обследовании.
МАТЕРИАЛ:Чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.
ИНСТРУКЦИЯ:(вариант для детей) "Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово.
ИНСТРУКЦИЯ: (вариант для взрослых) "Вам будет предложен для запоминания перечень слов и словосочетаний. Для облегчения задачи Вы Можете сразу после предъявления слова или словосочетания выполнить в качестве "узелка на память" любое изображение, которое поможет Вам воспроизвести предъявляемый материал. Качество рисунка не имеет значения. Помните, что этот рисунок Вы выполняете для себя в целях облегчения запоминания. Каждое изображение обозначайте номером, соответствующим порядку предъявляемых слов и словосочетаний.
После инструктажа испытуемому зачитываются слова с интервалом не более 30 секунд. Перед каждым словом или словосочетанием называется его порядковый номер, а затем предоставляется время на его изображение. Каждое слово или словосочетание должно отчетливо произноситься, во избежание повторения. В ходе выполнения задания написание отдельных букв или слов испытуемому не рекомендуется. Скорость и качество выполнения не должны его беспокоить.
Пока испытуемый рисует, ему можно задавать вопросы типа:
"Что ты рисуешь?", "Как это поможет тебе вспомнить слово?" и т.п.
Все высказывания испытуемого заносятся в протокол.
Примерный набор слов и словосочетаний:
1 вариант
- Веселый праздник
- Тяжелая работа
- Развитие
- Вкусный ужин
- Смелый поступок
- Болезнь
- Счастье
- Разлука
- Дружба
- Темная ночь
- Печаль
2 вариант
- Глухая старушка
- Война
- Строгая учительница
- Голодный человек
- Слепой мальчик
- Богатство
- Девочке холодно
- Власть
- Больная женщина
- Обман
- Веселая компания
Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется через 40-60 минут или более.
По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова, которые фиксируются в протоколе.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ:
При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов в соотношении с общим количеством предъявленных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания. Эти данные могут быть сопоставлены с результатами заучивания 10 слов (смотри методику "10 слов").
Содержание самих рисунков отражает запас знаний и предложений испытуемого, особенности его индивидуального жизненного опыта, а также его способности к отвлечениям, абстрагированию.
Особенности опосредованного запоминания выражаются через качество рисунков испытуемого.
Изображения можно классифицировать на пять основных видов:
o абстрактные,
o знаково-символические,
o конкретные,
o сюжетные,
o метафорические.
Абстрактные изображения (А) - в виде линий, не оформленных в какой-либо узнаваемый образ.
3наково-символические (3) - в виде знаков или символов (геометрические фигуры, стрелки и т. п.);
Конкретные (К) - конкретные предметы,
Сюжетные (С) - изображаемые предметы, персонажи объединяются в какую-либо ситуацию, сюжет, либо один персонаж, выполняющий какую-либо деятельность.
Метафорические (М) - изображения в виде метафор, художественного вымысла, так, например, на слово "радость" изображается: человек, поднявшийся в воздух на крыльях.
При обработке результатов исследования рядом с каждым рисунком проставляется буквенное обозначение предполагаемого вида изображения. 3атем можно сделать вывод о характере мыслительного процесса испытуемого в зависимости от наиболее часто употребляемого вида изображения.
Если испытуемый пользуется абстрактным и знаково-символическим типами рисунков, то он может быть отнесен к типу "мыслителя". Такие люди в мыслительной деятельности стремятся к обобщению, синтезу информации, имеют высокий уровень абстрактно-логическоrо мышления.
Испытуемые, у которых преобладают сюжетные и метафорические изображения, составляют группу людей с творческим мышлением, сознающих в себе наличие художественных способностей или увлекающихся художественным творчеством.
В случае предпочтения конкретного вида изображений можно предположить преобладание у испытуемого конкретно-действенного мышления, которое подразумевает оперирование непосредственно воспринимаемыми объектами и связями, либо о так называемом практическом мышлении, направленном на разрешение частных, конкретных задач в практической деятельности. Первое чаще всего свойственно детям до 10-11 лет, второе - руководящим работникам, учителям.
Об уровне сформированности понятийного мышления свидетельствует то, насколько свободно испытуемый устанавливает связи между абстрактными понятиями и изображениями в процессе рисования и воспроизведения слов по рисункам.
Кроме того, следует обратить внимание на проективное значение методики для диагностики особенностей личности испытуемого. Если в качестве опосредованных стимулов часто изображаются человечки, и воспроизведение при этом словесного материала проходит успешно, это может расцениваться как проявление общительности, но если воспроизведение таких изображений затруднено, то это может служить признаком инфантильности.
Можно проследить по качеству рисунков наличие у испытуемого истощаемости. Об этом свидетельствуют нарастающая небрежность, ослабление нажима при рисовании к концу исполнения задания.
Зрительная память
Эталоны для исследования зрительной памяти представлены ниже"6 фигур" и "Лето".
- "Шесть фигур".Очевидно, что используется только один ряд, остальные - для динамического наблюдения (ретеста).
o Перед ребенком на 10-15 секунд выкладывается набор из 6 фигур.
И.: "Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их запомнить как можно точнее". Затем эталонный ряд убирается, и ребенок рисует то, что запомнил. При неудовлетворительном воспроизведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эталон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Нормативным является точное изображение всего ряда с третьего раза.
Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20-25 минут (заполненные другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона.
И.: "Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз". Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).
o Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. Требуется только одно воспроизведение; после этого через 20-25 минут исследуется прочность запоминания, как и в пункте а.
Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполушарные различия в сфере зрительной памяти.
- "Шесть букв".
Инструкция и условия проведения теста - как и в пункте 1 а, б. Эталоны для исследования запоминания букв (используется один из предложенных ниже вариантов):
o ЕИРКГУ;
o ДЯВСРЛ;
o НЮБКИЬ;
o ОУЗТЩЧ.
- Сюжетная картинка "Лето".
Перед ребенком на 20 секунд кладется картинка "Лето".
И.: "Рассмотри внимательно всю картинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее". После чего эталон убирается, и ребенку задаются вопросы:
o Какое время года на картинке? Сколько там человек?
o Что происходит здесь? (Экспериментатор указывает левый нижний угол чистого листа.)
o Там нарисован пруд; что находится в пруду и рядом с ним?
o Какие еще животные и растения есть на картинке?
o Кто чем занимается?
o Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает это место крестиком на чистом листе бумаги.)
Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20-25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист.
И.: "Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематично: просто поставь крестики и очерти границы той или иной фигуры или фрагмента".
МЕТОДИКА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Настоящие методические рекомендации разработаны Всероссийским центром по детской неврологии. В них приводится несколько сокращенная (по сравнению с общепринятой методикой А. Р. Лурия) схема нейропсихологического исследования, направленная на обследование детей преимущественно дошкольного и младшего школьного возраста.
Схема включает основные пробы и тесты, выявлявшие нарушения функций праксиса, гнозиса, речи, памяти и мышления; в специальной формализованной таблице представлены возможные варианты отклонений в заполнении проб ребенком, а также их нейропсихологическая трактовка и связь с дисфункцией определенных мозговых структур.
Высокая диагностическая эффективность предлагаемой адаптивной схемы нейропсихологического исследования получила подтверждение при углубленном диспансерном обследовании детей детских садов и детского дома общего профиля. Функциональные отклонения, определяемые при нейропсихологическом исследовании, позволяют выбрать метод направленного коррекционно-восстановительного обучения.