Реактология К.Н.Корнилова
Константин Николаевич Корнилов (1879—1957) в борьбе против Челпанова и рефлексологии, опираясь на диалектический материализм, выступил в 1921 г. с программой новой науки— реактологии.
Учение о реакциях человека или реактология (1921год).Необходимо исследование собственно психологической стороны реакции (исследование физиологической стороны – Бехтерев, Павлов).
Необходимо полное отделение психологии от философии, которая тормозит развитие научной психологии и делает ее насквозь умозрительной.
Психология – естественнонаучная дисциплина как по методу работы, так и по объекту изучения (ибо психические процессы – процессы энергетического порядка).
Задачей реактологии было исследование поведения как совокупности реакций человека на биосоциальные раздражители.
Реакция: - основная форма любого жизненного проявления.- единственно первоначально данная форма жизненного проявления. Реакция понималась чрезвычайно широко как любое жизненное проявление, начиная от реакции простейших. Такое понимание реакции стирало различия между простейшими и более сложными формами поведения животных, и тем более человека.
Лишь путем анализа и абстрагирования мы в состоянии выделить из реакции такие составные части, как восприятие или движение. В соответствии с этим Корнилов предлагает новый объект изучения– не отдельные психические явления, а реакции живого организма, охватывающие все формы проявления его в отношении окружающей среды.
В составе реакции можно выделить 3 компонента - сенсорный: Раздражение воспринимающего органа; - центральный: Процессы в ЦНС; - моторный: Импульс двигательного характера.
Как сенсорный, так и моторный моменты бывают даны в скрытой форме.
НО! Реакция – единое, законченное целое, из которого только путем анализа и абстрагирования мы отделяем различные моменты, давая им специфические названия.
Энергетическая основа реакции. Реакция по своей сути – трансформация энергии и постоянное нарушение энергетического баланса между индивидом и окружающей средой.
Любая реакция – функция взаимодействия организма и среды. Это взаимодействие принимает различные формы, но в своей основе имеет, ни что иное как разряд, потребление и трансформация различного рода энергий друг в друга.
Протекание энергетических процессов, влекущее за собой под влиянием особой структуры НС изменения в смысле быстроты, напряженности и направления разрядов энергии и вызывает то, что мы субъективно воспринимаем, как психические процессы, но что объективно является ничем иным как особым проявлением все той же физической энергии.
Все многообразие реакций человека можно свести лишь к нескольким основным типичным формам.7 основных форм: 1). натуральная реакция. Наблюдается в условиях наиболее близких естественному состоянию человеку, если предосталять ему работать наиболее удобным для него способом. 2). мускульная реакция. Наблюдается, когда у испытуемого создается установка произвести движение тотчас же, как только будет воспринято раздражение (внимание концентрируется по преимуществу на движении). 3). сенсорная реакция. Определяется установкой производить движение лишь после отчетливого восприятия раздражения (внимание концентрируется преимущественно на раздражении). 4). реакция различения. При предъявлении испытуемому 2х заранее известных ему раздражения (простое различение) или же несколько таких раздражений (сложное различение), движение следует только после отчетливого их различения. 5). реакция выбора. Испытуемому предъявляют 2 заранее известных ему раздражения, предлагая на одно реагировать, а на другое нет (выбор между движением и покоем). 6). реакция узнавания. Предлагается реагировать только после узнавания ранее не предъявляемого раздражения.7). ассоциативная реакция. Движение следует только после того, как предъявленное раздражение вызвало по ассоциации первое появившееся в сознании представление (свободная ассоциация) или же представление, стоящее в определенной логической связи с данным впечатлением.
Принцип однополюсной траты энергии: Мыслительная деятельность и внешнее проявление движения находятся в обратном отношении друг к другу. Чем более интенсивней становится мыслительный процесс, тем менее интенсивным становится внешнее выявление движения.
Антитеза воли и интеллекта: Согласно Корнилову, первична воля (вообще, конечно, первична реакция, а не интеллект или воля. Но если выбирать между интеллектом и волей, то воля), т.к. быть живым – значит проявлять себя в действии, только по этому можно заключить о наличии эмоций и интеллекта, фактом наличия волевого акта и обуславливается активный характер всей нашей душевной жизни.
И вообще: «Интеллект есть не что иное, как заторможенный волевой процесс, не превратившийся в действие».
Нахождение меры психических процессов: Вводилось понятие коэффициента работы: это величина, являющаяся продуктом отношения интенсивностей мускульной и сенсорной реакций. Чем больше коэффициент, тем с большим трудом осуществляется переход от одного вида реакции к другому.
Мера, при помощи которой возможно сравнение психической работы, произведенной различными лицами.
Критика: 1. В реактологии Корнилову не удалось осуществить задачу перестройки психологии на основах диалектического материализма. Это направление отличали крайний механицизм, натурализм и биологизаторский подход к пониманию поведения человека, его психики. Реактология критиковалась за отрыв теории от практики, что выразилось в ряде «неверных и порой вредных для практики социалистического строительства положений» (имелся в виду прежде всего закон однополюсной траты энергии).
2. Во всех своих опытах Корнилов попытался доказать истинность своих представлений — о том, что центральные и периферические компоненты реакции находятся в обратно пропорциональной зависимости, а между скоростью и силой реакции существуют прямо пропорциональные отношения. Но уже с самого начала эта попытка была обречена на неудачу. Корнилов, человек определенно практической, а не теоретической ориентации, был более склонен давать ответы, важные для конкретного применения, нежели от одного вопроса идти к другому. И в тех данных, которые он получал в экспериментах, он видел лишь то, что соответствовало его гипотезам, а все остальное или просто не воспринимал, или (после знакомства с диалектикой) трактовал как проявление диалектического противоречия.
3. Фактически, не было получено никаких серьезных подтверждений исходных гипотез, но разбиение исследования на циклы — исследование „натуральных“, „сенсорных“, „моторных“ и прочих реакций — позволило ему анализировать лишь те циклы, в которых было хотя бы какое-нибудь согласование с исходными положениями.
52.Этапы научного творчества Л.С.Выготского. Культурно-историческая концепция Выготского. Лев Семенович Выготский (1896-1934).Диапазон исследований Л.С.: детская психология, общая психология, дефектология, психология искусства, методология и история психологии и др. все они объединены общим теоретическим подходом и одной проблемой – проблемой генезиса, структуры и функций человеческой психики.
Этапы творчества Л.С. Выготского:
1.Период гуманитарных интересов (1913—1917). Это время его учебы в университете А. Л. Шанявского. Основные интересы: театроведение (он писал блестящие театральные рецензии), история (он вел в родном Гомеле кружок по истории для учениц старших классов гимназии) и т.д.
Особое значение для всего его творчества имели начавшиеся тогда же углубленные занятия философией. В студенческие годы началось его знакомство с филоcофией марксизма, которую он изучал главным образом по нелегальным изданиям. В это же время зародился интерес
Главные интерес в этот период - литературоведение (окончательно это определилось к 1915г.). Первые его литературоведческие работы (к сожалению, рукописи их потеряны) — разбор «Анны Карениной», анализ творчества Достоевского и пр.— прямо вырастали из его читательских интересов. Венцом этой линии его творчества стал знаменитый анализ «Гамлета».
Для всех этих работ характерна психологическая направленность. Выготского в искусстве интересовало: как воспринимает художественное произведение читатель, что в тексте произведения вызывает у читателя те или иные эмоции, т. е. проблема анализа психологии читателя; проблема психологического воздействия искусства.
Данный период творчества Льва Семеновича получил завершение в его большой работе, законченной и защищенной в Москве в 1925 г. как диссертация на тему «Психология искусства».
2. Психорефлесологический период (1917-1924). Использовал термины рефлексологии для построения своей концепции сознания. Л.С. утверждал, что необходимо вернуть сознание, так как это «рефлекс всех рефлексов». В это же время он строит модель поведения, в основу которой легло понятие о речевой реакции. Термин "реакция" вводился с целью отграничить психологический подход от физиологического. Он вносит в нее признаки, позволяющие соотнести регулируемое сознанием поведение организма с формами культуры - языком и искусством.
Выготский не считал, что рефлексология Павлова может объяснить психологию сознания, и поддерживал менее механистичную "реактологию", предложенную Корниловым.
Работы:1924 «Вопросы воспитания слепых, глухонемых и умственно отсталых детей»;1924 «Методика рефлексологического и психологического исследования».
3. Дефектологический период (1924-1927). Л.С.была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции, а в 1929 году на ее базе создается Экспериментальный дефектологический институт, где Л.С. был научным руководителем и консультантом.
Понимание Л. С. и сущности аномального развития отличалось от широко распространенного биологизаторского подхода к дефекту. Л.С. Выготский рассматривал дефект как "социальный вывих", вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Он приходит к заключению, что в понимании сущности аномального развития необходимо выделять и учитывать первичный дефект, вторичный, третичный и последующие наслоения над ним. Различение первичных и последующих симптомов Л.С. Выготский считал чрезвычайно важным при изучении детей с различной патологией. Он писал, что элементарные функции, являясь первичным недостатком, вытекающим из самого ядра дефекта и будучи с ним непосредственно связанными, являются менее поддающимися коррекции.
В этот же период его занимают вопросы методологии психологии, он рассматривает проблему кризиса и предлагает свои пути решения («Исторический смысл психологического кризиса» (1927)
Работы:1924 «К психологии и педагогике детской дефективности»;1924 «Принципы воспитания физически дефективных детей»;1925 «Психология искусства»;1926 «Педагогическая психология»;1927 «Исторический смысл психологического кризиса».
4. Инструментальная психология (1927-1931). Он вводит понятие о знаке, выступающем особым психологическим инструментом, применение которого, ничего не меняя в веществе природы, служит могучим средством превращения психики из природной (биологической) в культурную (историческую). Тем самым отвергалась принятая как субъективной, так и объективной психологией дидактическая схема "стимул-реакция". Она заменялась триадической - "стимул - стимул - реакция", где в качестве посредника между внешним объектом (стимулом) и ответным действием организма (психической реакцией) выступает особый стимул - знак. Этот знак представляет собой своего рода инструмент, при оперировании которым у индивида из его первичных природных психических процессов (памяти, внимания, ассоциированного мышления) возникает особая, присущая только человеку система функций второго социокультурного порядка. Л.С. назвал их высшими психическими функциями.
Педология: В этот же период его занимает тема детской психики. Л.С. становится одним из главных педологов страны. Выходит из печати "Педология школьного возраста" (1928), "Педология юношеского возраста" (1929), "Педология подростка" (1930-1931). Л.С.стремиться воссоздать общую картину развития психического мира. Он перешел от изучения знаков как детерминант инструментальных актов к изучению эволюции значений этих знаков, прежде всего речевых, в умственной жизни ребенка.
Работы:1928 «Проблемы культурного развития ребенка»;1928 «Педология младшего школьного возраста»;1929 «Педология подростка»;1930 «Орудие знак»;1931 «История развития ВПФ».
5. Последний период творчества (1931-1934). В последний период творчества лейтмотивом исканий Л.С., связывающих в общий узел различные ветви его работы (историю учения об аффектах, изучение возрастной динамики сознания, смыслового подтекста слова), стала проблема взаимосвязи мотивации и познавательных процессов.
Основные проблемы:-проблема развития понятий-проблема аффективно-мотивационного аспекта мышления-проблема обучения и развития (ЗБР)-проблема взаимоотношения личности с среды
Работы:1934 «Мышление и речь»; 1935 «Умственное развитие детей в процессе обучения»; 1936 «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства».
Основные положения культурно –исторической теории: В своих работах сам Л.С. не использует термин «культурно-историческая теория» для названия свей концепции можно встретить скорее иное определение, а именно – «инструментальная».
Исторической концепция Л.С. называлась потому, что невозможно понять «ставшие», имеющиеся сейчас в наличии психические процессы и сознание, а следует рассмотреть историю их развития и становления, но при этом именно развитие, то есть качественные изменения, появление новообразований, а не простую эволюцию. Л.С. пытался рассматривать психическое развитие по всех видах генезов. Однако в центре его внимания находились онтогенетические исследования становления и развития ВПФ у ребенка.
Культурной данная концепция называется потому, что Л.С. считал, что сознание ребенка, специфические особенности его ВПФ формируются у ребенка в результате общения со взрослыми, в котором происходит усвоение ребенком систем культурных знаков. Эти знаки опосредуют его «низшие» (непроизвольные) ПФ и тем самым ведут к созданию совершенно новых образований в сознании ребенка.
Основные характеристики ВПФ:Могут без остатка сводиться к элементарным функциям;Имеют знаковую опосредованность; Имеют социальное происхождение; Формируются прижизненно; Осознанны и произвольны.
Исторически возникновение ВПФ как новых форм человеческого мышления и поведения связано с развитием трудовой деятельности. ВПФ – продукт не биологической эволюции. Они имеют социальную историю. Положение о родстве труда и высших интеллктуальных функциях привело к выводу о том о «психологических орудиях», в качестве которых выступает язык. Психологические орудия отличаются от орудий труда: если последние направлены на овладение процессами природы, то психологические орудия выступает как средство воздействия на самого себя и в силу этого делают психические процессы произвольными и непроизвольными. Основным процессов развития ВПФ является интериоризация. ВПФ происходят из вне, они «строятся первоначально как внешние формы поведения и опираются на внешний знак». Переход от интерпсихической функции к интрапсихической происходит в сотрудничестве ребенка с другими детьми и со взрослыми. Область доступного ребенку в сотрудничестве получила название зоны ближайшего развития, область выполняемого самостоятельно – область актуального развития.
Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает и своей собственной психикой с помощью орудий особого рода - психологических. Психологические орудия - это знаки, посредством которых строится сознание. Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром.
53. Деятельностный подход в психологии: варианты, проблемы, современное состояние.
Существуют различные точки зрения о том, кто является автором принципа деятельности. Одни считают, что принцип деятельности сформулировал С.Л.Рубинштейн в работе «Творческий принцип самодеятельности». Другие считают, что фундаментальное значение для развития понятия деятельности имели работы Выготского. Е.Е. Соколова считает, что появление деятельностного подхода – неодномоментное событие. В качестве предпосылок деятельностного подхода она выделяет:
1.необходимость создания новой парадигмы исследования, которая была бы свободна от недостатков и ограниченности других уже существующих в психологии парадигм. К этой методологической работе подталкивали психологов запросы практики.
2.Сдвиг тематики становящейся советской психологии с абстрактных лабораторных исследований на изучение процессов трудовой деятельности и психических процессов в ней. Исследования трудовой деятельности показывают, что трудовая деятельность – это не просто совокупность реакций на внешние раздражители, а нечто более сложное и целостное, свойства которого не могут быть выведены из отдельных реакций. Для научного описания и объяснения этих свойств наличный аппарат психологии был непригоден.
3.Неизбежное в данных исторических обстоятельствах обращение психологов к философии марксизма.
1. Психологические взгляды Басова. Михаил Яковлевич Басов (1892—1931), ученик и последователь А. Ф. Лазурского, боролся за построение психологии на основах диалектического материализма, против идеализма Челпанова и механистического материализма Бехтерева, против биологизации психики человека. Расценивая ситуацию в психологии как кризисную, Басов указал на субъективизм и идеализм в трактовке психики как источник кризиса. Путем выхода психологии из кризиса, по Басову, может быть объективное познание, в котором теория должна быть неразрывно связана с практикой.
Указывал на роль педагогики (через педагогическую практику должны ставиться и решаться теоретические проблемы, касающиеся детства.). Проблема развития – одна из центральных.
Ввел термин «деятельность». Предмет психологии по Басову – поведение («Предметом анализа становится вся реальная деятельность изучаемого объекта, весь процесс его поведения»), метод – наблюдение.
«Деятельность имеет свое строение»: Анализ структуры деятельности, согласно Басову, есть исходное начало в системе научной психологии, анализ этот ведется на основе двух основных, по выражению Басова, структурных элементов: стимула и реакции организма и воздействующей среды. Их связь есть акт поведения. Ответ же на вопрос о механизме этих связей дает физиология. Это ассоцианистическое представление структуры
Это скорее движение от понятия деятельности, потому что это возвращение по существу к поведенческим, в широком смысле слова, реактологическим, ассоцианистским по своему духу конструкциям (так написано у А.Н. Леонтьева).
Поведение состоит из системы актов, структура поведения развивается (все большая внутренняя целостность и связность между отдельными элементами).
Ступени в развитии структуры поведения описываются в терминах старой психологии: низшие структуры поведения называются ассоциативно-детерминируемыми процессами, высшие — апперцептивно-детерминируемыми.
Роль среды в развитии личности и поведения.Басов понимает среду как целостную, динамическую, иерархически организованную систему, в которой разные части имеют разное значение для развития организма (значение различных элементов среды для развития организма и психики не одинаково: набольшее значение имеет та сторона окружающей действительности, с которой человек активно взаимодействует).
Психологическое исследование должно понять изучаемый организм как активного деятеля.
В целях анализа человека как деятеля Басов обращается к специфически человеческой деятельности — труду в разнообразии всех его профессиональных различий. Деятельность, по Басову, опосредуется «наукой», т. е. всем накопленным историческим знанием о деятельности.
Проблема сознания. Специфика человека - наличие сознания. Без сознательности человеческая активность лишена смысла и значения. Без сознания невозможна цель. Сознание делает подотчетными все формы внутренней активности.
Критерием осознанности является возможность выражения соответствующего содержания в языке.
Главным предметом исследования Басова было развитие личности ребенка, детская психология. Вообще проблема развития рассматривается Басовым как проблема первоочередной важности в психологии («Проблема развития вместе с ... проблемами предмета и методологической составляет основание психологии»).
Басов против биологизации в психологии (например, при рассмотрении проблемы возраста, критикует биологические концепции, в соответствии с которыми возраст рассматривается как обусловленный биологическим развитием. Необходимость выявления специфически психологических закономерностей развития – задача психологического исследования).