Межгосударственные конфликты

В современной конфликтологии международные конфлик­ты занимают особое место. Именно они, достигая высших стадий развития с массовым применением вооруженного на­силия, становятся причиной гибели миллионов людей.

^^ 30.1. Особенности межгосударственных конфликтов

В международных конфликтах основными субъектами пре­имущественно являются государства. Исходя их этого выделяют:

• межгосударственные конфликты (обе противостоящие сто­роны представлены государствами или их коалициями);

• национально-освободительные войны (одна из сторон пред­ставлена государством): антиколониальные, войны народов, против расизма, а также против правительств, действующих в противоречии с принципами демократии;

• внутренние интернационализированные конфликты (государство выступает помощником одной из сторон во внутреннем конфликте на территории другого государства). Специфика межгосударственных конфликтов определяется

следующим:

• их субъектами выступают государства или коалиции;

• в основе межгосударственных конфликтов лежит столкнове­ние национально-государственных интересов конфликтую­щих сторон;

• межгосударственный конфликт является продолжением по­литики государств-участников;

• современные межгосударственные конфликты одновременно локально и глобально влияют на международные отноше­ния;

30. Межгосударственные конфликты 391

• межгосударственный конфликт сегодня несет опасность мас­совой гибели людей в странах-участницах и во всем мире. Виды межгосударственных конфликтов.В основе классифика­ций могут быть: число участников, масштабы, применяемые средства, стратегические цели участников, характер конфликта.

Исходя из интересов, отстаиваемых в конфликте, выделяют:

• конфликт идеологий (между государствами с различными общественно-политическими системами); к концу XX в. их острота резко снизилась;

• конфликты между государствами с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

• конфликты, где стороны отстаивают экономические интересы;

• территориальные конфликты, основанные на территориаль­ных противоречиях (захват чужих или освобождение своих территорий);

• религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рас­смотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные претензии сторон друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной из сторон. Такие претензии привели к войнам между Ираном и Ираком, Ираком и Кувейтом, ближневосточному конфликту и многим другим.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формиро-|вания границ вновь образующихся государств. Конфликты на этой основе возникают сегодня в бывшей Югославии, в России,

IГрузии. Тенденции к таким конфликтам существуют в Канаде, Бельгии, Великобритании, Италии, Индии, Ираке, Турции и ipyrax странах.

При установлении границы государства могут сталкиваться штересы соседних этносов и их государственных образований. *Во многих случаях границы проводились без учета района про­живания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы оказались проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических пред-| конфликтных ситуаций в отношениях государств. Примером могут служить процессы создания независимых государств в

I- Конфликты в различных сферах взаимодействия

Азии, Африке, Латинской Америке после распада колониальных империй, формирования границ государственных образований СССР: республик Средней Азии, Кавказа, Севера и Сибири.

Любой межгосударственный конфликт порождается широ­ким спектром объективных и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из веду­щих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

• Переход внутриполитического конфликта в межгосударст­венный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между дру­гими странами по поводу этого конфликта. Примерами мо­гут служить эволюции афганского конфликта в 70 — 80-х годах или корейского конфликта в конце 40-х — начале 50-х годов.

• Влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских револю­ций в 1917 г.

• Межгосударственный конфликт может стать одной из при­чин временного урегулирования внутриполитического кон­фликта. Например, в годы Второй мировой войны Движе­ние сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политиче­ских партий.

Спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде войны. В чем отличие войны от межгосударственного вооруженного конфликта?

• Война не сводится только к вооруженному противоборству и отличается источниками и причинами. Если вооруженные конфликты, не ставшие войнами, возникали в основном в

30. Межгосударственные конфликты 393

силу действия таких причин, как территориальные, религи­озные, этнические, классовые спорные вопросы, то в войнах основу составляют глубинные экономические причины, ост­рые политические, идеологические противоречия между го­сударствами.

• Военные конфликты менее масштабны, чем войны. Цели, преследуемые сторонами в военных конфликтах, достаточно ограничены по масштабам и применяемым средствам.

• В отличие от военного конфликта война является состояни­ем всего общества, участвующего в ней.

• Война оказывает более значительное воздействие на после­дующее развитие государств, международной обстановки.

^^ ЗО.2. Направления предотвращения

межгосударственных конфликтов

Предотвращение межгосударственных конфликтов имеет ряд особенностей. Они заключаются в следующем:

• поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общест­венного развития;

• основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

• предотвращение подразумевает максимальное снижение не­гативных последствий потенциальных конфликтов;

• основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного на­силия.

Основные направления предотвращения межгосударственных конфликтовопределяются исходя из принципов демократиче­ского развития мира (А. Богданов, А. Глухова, А. Кокошин, Б. Краснов, О. Рыжов).

1. Интернационализация жизни мирового сообщества в хозяй­ственно-экономической, политической и культурной сферах. Свидетельство тому — существующие уже десятилетия и вновь создаваемые экономические союзы, сообщества, совместные предприятия. Число транснациональных корпораций, по оценке

394 W- Конфликты в различных сферах взаимодействия

30. Межгосударственные конфликты 395

норвежского политолога И Гальтунга, к 2000 г может достиг­нуть 4000.

Вместе с тем идут дезинтеграционные процессы в Восточно­европейском и Среднеазиатском регионах, связанные с распа­дом Советского Союза. В последние годы наблюдаются и объе­динительные тенденции в этой части мира

2. Строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования Главное в содержании этого принципа — признание всеми субъектами международных отношений пра­ва каждого народа на свободный выбор пути развития и недо­пустимости его навязывания любому государству и обществу, а также признание объективно существующей многовариантности общественного развития

3. Снижение уровня военного противостояния — непрерывное, последовательное и равномерное сокращение вооружений, пре­жде всего оружия массового поражения. Это одно из важнейших направлений в предотвращении конфликтов с применением вооруженных сил, снижении их разрушительных последствий. Разоружение может стать основой более интенсивного социаль­но-экономического прогресса, который поднимет международ­ную безопасность на более высокий уровень, улучшит условия жизни людей, снизив, таким образом, и опасность внутриполи­тических конфликтов. Во-первых, разоружение должно быть взаимное, равномерное и равноценное для всех конкурирующих сторон. Во-вторых, недопустимость монополии одной из сторон в разработке нового оружия, в том числе имеющего оборони­тельный характер В-третьих, в современных условиях, когда невозможен абсолютный контроль за процессами разоружения и разработкой нового оружия, необходимо развитие доверия и со­трудничества в этих областях

4. Усиление роли международных межправительственных орга­низаций, таких, как ООН, СБСЕ и другие, в области правового регулирования взаимоотношений между странами. Главная зада­ча этих организаций в контексте рассматриваемой проблемы — возглавить строительство системы международной региональной и всеобщей безопасности. Важную роль в предотвращении межгосударственных конфликтов могут сыграть объединенные вооруженные силы ООН. История показывает, что коллектив­ные усилия государств, даже относящихся к различным соци-

t!

ально-политическим системам, почти всегда были плодотвор­ными. Яркий пример — антигитлеровская коалиция в годы Вто­рой мировой войны. Совместные акции государств по выполне­нию решения ООН позволили блокировать агрессивные дейст­вия Ирака по отношению к Кувейту.

Проблема предотвращения применения военной силы во внешнеполитической практике — сегодня одна из самых акту­альных. Решение ее гарантирует общецивилизационный про­гресс и способствует предотвращению конфликтов во внутрипо­литической жизни государств.

Выводы

Особенности межгосударственных конфликтов: межгосу­дарственные конфликты порождаются, как правило, ком­плексом причин; они взаимосвязаны с внутриполитически­ми конфликтами; часто межгосударственные конфликты реализуются в виде войны и оказывают значительное влия­ние на международные отношения.

2. Предотвращению межгосударственных конфликтов способ­ствует всеобъемлющая интернационализация жизни миро­вого сообщества во всех сферах, строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли системы международных неправительственных организаций (ООН, СБСЕ и др.).

Вопросы и задания к разделу VI | Ответьте на вопросы

1. В силу действия каких причин возникают супружеские кон­фликты?

2. Что способствует предотвращению конфликтов между ро­дителями и детьми?

Конфликты в различных сферах взаимодействия

3. Возможно ли отсутствие конфликтов между руководителя­ми и подчиненными? Обоснуйте свой ответ. Что может помочь подчиненному разрешить конфликт с ру-

4.

5.

ководителем с минимальными для себя потерями?

Какие факторы способствуют конфликтам между подрост­ками?

6. Назовите основные способы разрешения конфликтов между учителем и учениками.

7. В каких случаях инновация выступает объектом конфликта?

8. Укажите основные механизмы возникновения межгруппо­вых конфликтов.

9. Раскройте основные пути урегулирования производствен­ных конфликтов в современной России.

10. В чем заключается специфика межэтнических конфликтов?

11. Каким образом может происходить нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов?

12. По каким направлениям возможно предотвращение межго­сударственных конфликтов?

Выполните задания

1. Разработайте рекомендации по предупреждению конфлик­тов между учителем и учениками.

2. Проведите анализ комплекса причин одного из трудовых конфликтов, который произошел на территории России в поЬледние несколько месяцев.

3. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования и политического манипулирования, кото­рые применялись властными структурами страны в послед­ние годы.

Раздел

VII

Основы

предупреждения конфликтов

Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, вни­мательно слушать, спокойно отвечать и переставать го­ворить, когда нечего больше сказать.

И. Лафа/пер

Глава \J I

31. Прогнозирование и профилактика конфликтов 399

Прогнозирование

Наши рекомендации