Межгосударственные конфликты

«Опыт и история показывают нам:

народы и правительства никогда не

учатся на уроках истории, никогда

не действуют в соответствии с

принципами, извлеченными из них»

Гегель

Механизмы возникновения межгосударственных конфликтов. 2. Динамика и типология межгосударственных конфликтов. 3. Формы и методы предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов.

Механизмы возникновения межгосударственных

Конфликтов

Межгосударственный конфликт как проблема международных отношений получил наибольшее развитие с началом "холодной войны". Его методологической основой является общая теория конфликта. За последнее десятилетие природа межгосударственных конфликтов претерпела существенные изменение. Тщательно создаваемая с конца Второй мировой войны система предупреждения и разрешения кризисов оказалась неспособной им эффективно противодействовать. Эта ситуация явилась следствием того, что практически все разрабатываемые механизмы были направлены на предотвращение межгосударственных конфликтов. Например, предотвращение таких конфликтов являлось одной из основополагающих целей Хельсинкского процесса. Соответственно, основными направлениями деятельности являлись: создание системы контроля в военной области, ограничение и сокращение вооружений и вооруженных сил, мирное разрешение споров, урегулирование межгосударственных конфликтов. В то же время, в большинстве современных конфликтов нет открытого противостояния государств (например, в военном конфликте между Сербией, Хорватией и Боснией-Герцеговиной, являющимися независимыми государствами, присутствие и активная роль сербских, хорватских и мусульманских меньшинств в этих странах не позволяет классифицировать его как простое столкновение между государствами).

У истоков межгосударственных конфликтов стоят международные отношения. В самом общем плане международные отношения представляют собой совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Иначе говоря, субъектами международных отношений являются не только государственные образования, но и различного рода негосударственные и надгосударственные организации, выступающие в роли посредников во взаимоотношениях между различными социальными группами. Они могут иметь экономический, религиозный, национальный, идеологический и т.п. характер, способствовать достижению общезначимых целей на неправительственном уровне.

Важнейшая составная часть международных отношений – межгосударственные отношения. Их отличительной особенностью является то, что субъектами этой системы выступают государства или их объединения. Специфика государств как субъектов системы межгосударственных отношений предопределяет их сущностный характер, а именно то, что в данном случае все отношения, в которые они вступают, носят исключительно политический характер. Что бы ни лежало в основе тех или иных акций государства на международной арене – экономические интересы или идеологические предпочтения, экологические проблемы или вопросы демографии, все они, пройдя через механизм принятия политического решения на государственном уровне, органично вплетаются в политику государства. Вследствие этого система межгосударственных отношений относится к числу политических систем. Как и любая другая органическая система, система межгосударственных отношений имеет собственную структуру, т.е. совокупность государств и их политических объединений, обладающих определенными связями, функционирует и развивается на основе целого ряда закономерностей. Эти закономерности имеют общесистемный характер и определены характером ее структуры в пределах рассматриваемого пространственного и временного континуума. Иначе говоря, система межгосударственных отношений задает определенные "правила игры" своим субъектам, следование которым – не столько акт доброй воли, сколько условие самосохранения каждого государства. Попытки обойти эти правила не только вносят серьезный дисбаланс в функционирование системы межгосударственных отношений, но и в первую очередь могут иметь деструктивные последствия для самих инициаторов подобных действий. Объективный характер системы межгосударственных отношений, а, следовательно, и действующих в ней закономерностей определяется в первую очередь наличием объективных потребностей для всех без исключения государств в поддержании экономических, научно-технических, дипломатических и иных связей. В современных условиях любой режим автаркии предполагает в той или иной степени поддержание этих связей, а полная автаркия может рассматриваться только как социальная утопия. Дело в том, что любые потребности на уровне социальных групп будут оставаться "вещью в себе" до тех пор, пока не пройдут этапа их осознания, то есть пока не будут сформулированы на уровне интересов. Государственные потребности должны пройти осмысление на уровне политического руководства, всего властного механизма. Именно здесь любые экономические, экологические, социальные и т.п. потребности получают статус политических интересов и организационно закрепляются в политических решениях, программах, которые, в конечном счете, реализуются в практике внешнеполитической деятельности государства. Иными словами, каждая акция государства на международной арене явно или скрыто несет в себе государственный интерес. При этом политическая потребность может подавлять, например, экономическую целесообразность.

Поскольку внешнеполитические интересы каждого государства определяются в первую очередь потребностями внутреннего социально-экономического развития и, следовательно, типичны в основном для данной страны, то их экстраполяция на международную арену неизбежно предполагает взаимодействие с интересами других государств. В этом плане в зависимости от характера этого взаимодействия можно вычленить следующие типы внешнеполитических интересов субъектов системы межгосударственных отношений:

непересекающиеся интересы: интересы, реализация которых не затрагивает интересов других субъектов в системе межгосударственных отношений;

конфронтационные интересы: их реализация немыслима без ущемления интересов других государств и может быть осуществлена за их счет;

параллельные интересы: в данном случае внешнеполитические интересы одного государства реализуются в русле интересов другого;

совместные интересы: их реализация возможна только на основе коллективных действий двух и более стран путем осуществления скоординированной программы действий;

расходящиеся интересы – это следствие реализации совместных интересов в случае, когда последующие цели не совпадают, но и не вступают в конфликт.

Многообразие типов внешнеполитических интересов различных государств в системе межгосударственных отношений предполагает и наличие многообразных форм межгосударственного взаимодействия, начиная от кооперации и сотрудничества и кончая различными видами конфликтов. При этом всё зависит от уровня конфронтационности интересов тех или иных государств. Формы их реализации достаточно жестко определяются характером и уровнем развития системы межгосударственных отношений. Дело в том, что по мере развития отдельных государств, происходит и развитие всей системы межгосударственных отношений, она формируется как целостность, обеспечивая тесную взаимозависимость своих субъектов. И чем в большей степени эта целостность осознается на политическом уровне, тем более жесткими становятся "правила игры". На место феодальных "военных демократий" приходят унитарные государства, конфронтационность между которыми сглаживается системой межгосударственных объединений и политических союзов. Кроме того, образование международных организаций (Лига Наций, ООН) привносит в межгосударственные отношения элементы права и т.п. Всё это в определенной степени позволяет ограничивать использование крайних (вооруженных) форм в международных отношениях, даёт возможность выйти на решение конфронтационных интересов путём использования только "цивилизованных" форм взаимоотношений между странами и народами.

Таким образом, с точки зрения теории международных отношений межгосударственный конфликт рассматривается как особое политическое отношение двух или нескольких сторон – народов, государств или группы государств, – концентрированно воспроизводящее в форме косвенного или непосредственного столкновения экономические, социально-классовые, политические, территориальные, национальные, религиозные или иные по природе и характеру интересы.

Межгосударственные конфликты являются разновидностью международных отношений, в которые вступают различные государства на почве противоречий интересов. Разумеется, межгосударственный конфликт – это особое, а не рутинное политическое отношение, поскольку оно означает и объективно и субъективно разрешение разнородных конкретных противоречий и порождаемых ими проблем в конфликтной форме и в ходе своего развития может порождать международные кризисы и вооруженную борьбу государств.

Следовательно, субъектами межгосударственных конфликтов являются коалиции государств, отдельные государства, а также партии, организации и движения, борющиеся за предотвращение, завершение и разрешение различных видов конфликтов, связанных с отправлением властных функций.

Мировой опыт показывает, что основной характеристикой субъектов межгосударственных конфликтов является сила. Под ней понимается способность одного субъекта конфликта заставить или убедить другого субъекта конфликта сделать то, что в другой ситуации он делать не стал бы. Иными словами, сила субъекта конфликта означает способность к принуждению. Причем понятие силы государства не сводится только к его военной силе. Например, согласно Г.Моргентау в этом понятии девять факторов: географическое положение; естественные ресурсы; промышленные возможности; военный потенциал; население; национальный характер; национальная мораль (степень поддержки населения); качество дипломатии; качество правительства.

Вторым атрибутом субъекта конфликта является его положение. Под этим понимаются позиции субъекта конфликта в общей системе отношений. Позиции субъекта межгосударственного конфликта определяются в значительной степени его силой. Однако она не является окончательной. Значительную роль в конфликтах играет поддержка (прямая или косвенная) субъектов конфликта со стороны других субъектов международных отношений, а также условий реализации потенциала субъектов конфликта.

Межгосударственный конфликт воспроизводит не только объективные противоречия, но и вторичные, по своему характеру субъективные, противоречия, обусловленные спецификой их восприятия политическим руководством и процедурой принятия политических решений в данной стране.

При этом субъективные противоречия способны, так или иначе, воздействовать на возникновение и развитие конфликта, интересы и цели сторон, которые во многих случаях представляются достаточно отчужденными от реальных противоречий. То есть межгосударственный конфликт фокусирует в себе все без исключения экономические, идеологические, социально-классовые, идеологические, собственно политические, военно-стратегические и иные отношения, которые развиваются в связи с данным конфликтом.

Межгосударственный конфликт при расширении числа или изменении сторон, участвующих в нем, может нести на себе и отпечаток новых аспектов, непосредственно возникающих уже как следствие самого конфликта. Возникнув как политическое отношение, межгосударственный конфликт обретает некоторую самостоятельность, собственную логику развития и поэтому способен уже самостоятельно различным образом влиять на другие отношения, развивающиеся в рамках данного конфликта, а также на характер лежащих в его основе противоречий и способы их разрешения.

Необходимо также отметить, что межгосударственные конфликты независимо от любых специфических признаков, которые присущи каждому из них, объективно порождаются как особые конкретно-исторические политические отношения между странами или группами стран в пределах определенного пространственно-временного континуума. Они воспроизводят непосредственно или в опосредованной форме, в том или ином виде отражая расстановку и соотношение сил на международной арене, состояние и развитие системы международных отношений и ее структуры на различных уровнях, а также другие, более или менее связанные с этим глобальные, региональные или двусторонние противоречия современного мира, сложные, постоянно развивающиеся условия в различных частях земного шара, множество конкретных ситуаций на различных уровнях международных отношений.

Будучи особыми отношениями государств, конфликты являются феноменами, обладающими собственной структурой и процессом развития. Вместе с тем они в том или ином виде взаимодействуют с системой, структурой и процессом международных отношений в целом, возникают, и развиваются по законам этой системной среды. Одни из конфликтов являются частью основной, во многом инвариантной в пределах определенных исторических периодов структуры международных отношений (баланс сил, мирное сосуществование и т.п.). Другие конфликты представляют собой часть меняющихся в более короткие исторические сроки вариантных структурных узлов (ближневосточный, балканский). Многие из межгосударственных конфликтов, особенно на глобальном уровне, развиваясь, переносят в структуру международных отношений присущие им сложные процессы, накладывая определенный отпечаток на характер протекающих в системе процессов, корректируют возникающие в ней противоречия. Межгосударственные конфликты могут оказывать воздействие и на саму систему международных отношений в целом, вызывая возникновение в ней структурных изменений. Это свойственно лишь таким масштабным международным конфликтам, как Первая и Вторая мировая война. Большинство же других конфликтов не вносят непосредственно сколько-нибудь существенных изменений в структуру международных отношений. Обычно их воздействие ограничивается уровнем отдельных элементов системы международных отношений.

Практика показывает, что при изучении межгосударственного конфликта необходимо различать сущность понятий конфликт и конфликтность в международных отношениях. Конфликтность может рассматриваться как общая черта, присущая той или иной международно-политической ситуации или даже целой исторической эпохе. Она, в конечном счете, основана на объективных противоречиях, на доминировании конфронтационных интересов в политике целого ряда государств. Такого рода конфликтность в основе своей – функция международной напряженности, зависящая от ее степени. Она может служить фоном и предпосылкой межгосударственного конфликта, но это еще не конфликт.

Конфликтность глобального, регионального, субрегионального, группового или двустороннего характера объективно и субъективно, прямо или опосредованно, незримо или явно присутствует в процессе зарождения и развития любого межгосударственного конфликта, где бы и когда бы он ни возникал, какие бы социально-политические силы в нем ни участвовали, какого бы масштаба и остроты он ни достигал. Иначе говоря, конфликтность способствует возникновению конфликта как такового, но сама по себе не порождает его автоматически и неизбежно.

Мировой опыт учит, что своевременная коррекция национально-государственных интересов, даже в условиях высокого уровня международной напряженности, способствует купированию конфликта. В литературе очень часто межгосударственный конфликт отождествляют с международным кризисом. Однако соотношение межгосударственного конфликта и кризиса – это соотношение целого и части. Международный кризис лишь одна из возможных фаз конфликта. Он может возникнуть как закономерное следствие развития конфликта, как его фаза, означающая, что конфликт дошел в своем развитии до той грани, которая отделяет его от вооруженного столкновения, от войны. Кризис придает всему развитию межгосударственного конфликта весьма серьезный и трудноуправляемый характер, формируя кризисную логику развития, убыстряя эскалацию всего конфликта. На этапе кризиса неимоверно возрастает роль субъективного фактора, поскольку, как правило, весьма ответственные политические решения принимаются узкой группой лиц в условиях острого дефицита времени.

Однако международный кризис – это совсем не обязательная и неизбежная фаза конфликта. Его течение достаточно длительное время может оставаться латентным, не порождая непосредственно кризисных ситуаций. Вместе с тем кризис – далеко не всегда завершающая фаза конфликта даже при отсутствии прямых перспектив перерастания его в вооруженную борьбу. Тот или иной кризис усилиями политиков может быть преодолен, а межгосударственный конфликт в целом способен при этом сохраняться и возвращаться к скрытому состоянию. Но при определенных обстоятельствах этот конфликт может вновь достигать фазы кризиса, при этом кризисы могут следовать с определенной цикличностью.

Хотелось бы также отметить, что спецификой межгосударственного конфликта является то, что часто он реализуется в виде вооруженного конфликта или войны. Но вооруженный конфликт – это также не единственная и не неизбежная фаза межгосударственного конфликта. Он представляет собой высшую фазу конфликта, следствие непримиримых противоречий в интересах субъектов системы международных отношений. Он особенно нагляден и кажется автономным, если предшествовавшие фазы носили латентный характер, но вооруженный конфликт совсем не обязательная фаза в процессе конфликтного развития, поскольку дело может и не дойти до вооруженной борьбы. Сам по себе конфликт способен существовать и развиваться далее в относительно мирных условиях, без угрозы или практического применения оружия любого типа.

Вместе с тем вооруженный конфликт, став апогеем конфликтного развития, может оказаться и не конечной его фазой. Вооруженная борьба при известных условиях может быть прекращена, но конфликт и при данном варианте развития событий может сохраняться и развиваться далее достаточно долго в мирных формах, уже без использования военной силы. Отнюдь не исключается при этом, что через определенное время конфликт может вновь перерасти в фазу вооруженной борьбы (например, ближневосточный конфликт). Вооруженная борьба как определенная фаза развития конфликта, имеющая политическую природу, вырастает из чисто политических по характеру фаз конфликта и может иметь своим следствием другие чисто политические фазы. Однако вооруженная фаза развития конфликта способна обладать собственной логикой, ведущей к расширению числа участников вооруженной борьбы и общей эскалации конфликта.

Межгосударственный конфликт как форма политических отношений знаменует собой определенный разрыв, скачок в их развитии. Само по себе столкновение интересов государств на международной арене в условиях устоявшейся системы межгосударственных отношений является следствием неравномерности в их развитии, а, следовательно, и изменений соотношения сил между ними. Бурный социально-экономический рост того или иного государства не вписывается в ранее установленные ролевые функции, требует выхода за их пределы. Но сложившаяся система отношений не позволяет решить этот вопрос без ущерба для интересов других государств, стремящихся к консервации своего места и роли на международной арене. В этой ситуации и возникают конфронтационные интересы.

Следовательно, межгосударственный конфликт, наряду с деструктивной функцией создания международной напряженности, несет в себе и нечто положительное, выполняя роль сигнализатора, свидетельствующего об изменении соотношения сил на международной арене, иначе говоря, выполняет коммуникативно-информационную функцию. Он как бы доводит до сведения мирового сообщества необходимость пересмотра сложившейся системы отношений на двустороннем, региональном или глобальном уровне в рамках международного права, не уходя от возникшего противоречия, а, наоборот, решая его на ранних фазах развития конфликта.

Поскольку предметом межгосударственного конфликта является противоречие в интересах различных государств или их объединений, то функциональным предназначением конфликта является разрешение данного противоречия. Хотя, как показывает мировой опыт, далеко не всегда следствием разрешения конфликта является полномасштабная реализация национально-государственных интересов одной из сторон конфликта, тем не менее, в процессе разрешения межгосударственного конфликта удается прийти к взаимоприемлемому балансу интересов его участников, хотя и с известными оговорками. Дело в том, что в некоторых случаях, особенно в ходе фазы вооруженной борьбы, не может идти речи ни о каком балансе интересов, а скорее – о подавлении интересов одной из сторон, но в таком случае межгосударственный конфликт не получает своего разрешения, а лишь переходит в латентную фазу, что чревато его обострением при первой же благоприятной возможности.

Характерной особенностью межгосударственного конфликта является его взаимосвязь с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных вариантах:

переход внутриполитического конфликта в межгосударст­венный (в этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между дру­гими странами по поводу этого конфликта; примерами мо­гут служить эволюции афганского конфликта в 70 – 80– х гг. или корейского конфликта в конце 40– х – начале 50– х гг. ХХ в.);

влияние межгосударственного конфликта на возникновение внутриполитического конфликта (выражается в обострении внутренней обстановки в стране в результате ее участия в международном конфликте, классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских револю­ций в 1917 г.);

межгосударственный конфликт может стать одной из при­чин временного урегулирования внутриполитического кон­фликта (например, в годы Второй мировой войны Движе­ние сопротивления во Франции объединило в своих рядах представителей конфликтующих в мирное время политиче­ских партий).

Рассматривая правовые аспекты межгосударственных конфликтов, особо следует остановиться на такой его функции, как функция интеграции. Как правило, большинство стран, входящих в мировое сообщество, заинтересованы в сохранении стабильности системы межгосударственных отношений. Любые кризисы на различных уровнях системы вносят дополнительную напряженность в отношения даже тех государств, которые непосредственно не выступают субъектами конфликта. И это особенно заметно в ходе перерастания конфликта в вооруженную фазу. В данном случае третьи страны становятся жертвами торговых ограничений, диверсий, блокад и т.п., которые широко применяются в ходе конфликта с применением вооруженных сил. Вследствие этого межгосударственный конфликт подспудно подталкивает третьи страны к принятию совместных акций по локализации и разрешению конфликта, что в немалой степени способствует их сплочению, интеграции в деятельности по более активному внедрению норм международного права во взаимоотношения государств.

Таким образом, межгосударственный конфликт можно и нужно рассматривать как политическое отношение. Его характер, качество определяет единство системы, структуры и процесса данного межгосударственного конфликта. Он сам по себе может быть выделен как относительно самостоятельная, динамично развивающаяся социальная система, выступающая по отношению к системе международных отношений как некая подсистема, обладающая такими же чертами, какие присущи системе международных отношений, и наряду с этим собственными чертами развития. Стороны межгосударственного конфликта или его элементы как целостной системы международных отношений и, следовательно, достаточно высокого уровня взаимозависимости процессов и явлений в современном мире, являются весьма сложными и противоречивыми образованиями. Очень часто видимое, лежащее на поверхности явление либо не отражает непосредственно системы, структуры и процесса развития межгосударственного конфликта, либо отражает их не полностью. Непосредственно в ходе конфликта может меняться степень и даже характер заинтересованности сторон в данном конфликте или прогнозируемом варианте его разрешения, а также место конфликта в иерархии целей каждой из сторон, происходить расширение или сужение числа участников, замена одних непосредственных или опосредованных сторон другими. Иными словами, межгосударственный конфликт, как и любая открытая саморазвивающаяся система, непрерывно развивается под воздействием внутренних и внешних факторов. Отсюда относительность априорного, строго фиксированного представления о неких константах конфликта: сторонах, отношениях, интересах, условиях. Эти понятия весьма условны, подвижны, изменчивы и, что самое главное, конкретны. В той же мере условно и понятие третьей стороны и тех политических отношений, которые с нею связаны в ходе конфликта. Столь же условно отнесение к "третьей стороне" великих держав, не принимающих непосредственного участия в конфликте, но по тем или иным позициям имеющих определенные интересы, связанные с ним.

В любом международном конфликте мировые державы, независимо от того, являются они его прямым участником или нет, играют важную, если не решающую роль, поскольку они непосредственно заинтересованы в определенной направленности развития системы международных отношений. Ибо в любом международном конфликте существует более или менее стабильная иерархия элементов системы политических отношений, порождающих ту или иную структуру конфликта, доля взаимодействия элементов внутри всей системы не обязательно развивается строго иерархично и только на своем структурном уровне. Любой элемент может взаимодействовать с каким-либо иным элементом межгосударственного конфликта как системы и на другом уровне (например, Кувейт как сторона конфликта с Ираком, кроме всего прочего, взаимодействовал с другими странами, включенными и не включенными в конфликт, а также с мировым сообществом в целом в лице ООН).

Любая избранная схема с распределением участников по заданной иерархии в системе конкретного конфликта неизбежно представляет неоднократное упрощение более сложной и противоречивой картины межгосударственного конфликта, хотя точно зафиксированная картина конфликта как системы способна более или менее реально воспроизводить реальность межгосударственного конфликта. Здесь, конечно, возникают определенные сложности, связанные с созданием модели конфликта, которые вызваны стремлением найти "золотую середину", с тем чтобы, с одной стороны, не перегрузить модель конфликта лишними связями и элементами, а, с другой, не упростить формируемую модель.

Наши рекомендации