Характеристика познавательных психических процессов
Что изучает психология?
Психология изучает закономерности возникновения, развития и функционирования психики человека. Психология занимается не только описанием психических процессов, состояний и свойств личности, но и объясняет причины их появления.
Объект психологии
Существует много различных точек зрения на то, что изучает психология. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему человек (или любой другой носитель психики) ведёт себя так или иначе (поведение животных исследует раздел психологии «зоопсихология» и раздел зоологии «этология»).
Для описания того теоретического конструкта, которым можно объяснить поведение человека, существуют разные названия, наиболее частое из которых — психика. Однако, например, бихевиористы отвергают задачу исследования любых ненаблюдаемых переменных, которые могли бы детерминировать поведение, настаивая на том, что только само поведение и детерминирующая его внешняя ситуация могут быть предметом исследования.
Этапа развития психологического знания.
Первый этап: психология как наука о душе.
Душа, по Аристотелю, есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым. В душе причина основ всех проявлений живого тела.
Главная функция души – реализация биологического сосуществования организма. Чувственные восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений создаёт память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений. Особой формой интеллектуальной активности является разум.
Второй этап: психология как наука о сознании.
Понятие «душа» стало превращаться в «разум», а позднее в сознание. Фраза «я мыслю – значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего: первое, что человек обнаруживает в себе, - это его сознание. Т.Гоббс выступил против учения Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означает одно и то же. Человек – это тело в ряду множества природных тел. Его движения – это реальность. Сознание – параллельно возникающие проявления этих движений.
Третий этап: психология как наука о поведении.
Психология является наукой о поведении, а все понятия, связанные с сознанием, следует исключить из обихода. Важными заслугами являются: внедрение объективных методов регистрации и внешних реакций, процессов, открытие закономерностей научных, реакций поведения. Основными недостатками этого подхода являются – игнорирование процессов сознания, недооценка способности психической деятельности человека.
Четвертый этап: психология как наука о фактах, закономерностях, механизмах психики.
Соприкосновение с практической жизнью привело к развитию прикладной психологии. Наибольшее развитие получили медицинская и педагогическая психология, в меньшей степени – исследования в обкатке торговли, ??, общественной жизни. Герман Эббингауз ввёл два метода исследования памяти: метод заучивания и метод сбережения.
Особенности психики человека. Структура сознания.
Основные отличия психики человека от психики животных:
· Наличие знаний у человека
· Наличие 2ух механизмов развития у человека(дифференциация-разложение, идентификация-соотношение с кем-либо)
· Наличие самосознания (Я-концепция: я реальное, я идеальное, я возможное, я фантастическое; самооценка; поведение.
· Деятельность присуще человеку (у животных жизнедеятельность)
Сознание человека – это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира.
К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.
В структуру сознания входят ряд элементов отвечающих за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение "Я" и "не Я"). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия.
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение)
Характеристика познавательных психических процессов.
Ощуще́ние — простейший психический процесс, представляющий собой психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, возникающее при непосредственном воздействии на органы чувств, дифференцированное восприятие субъектом внутренних или внешних стимулов и раздражителей при участии нервной системы.
Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.
Воображе́ние — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память. В широком смысле, всякий процесс, протекающий «в образах» является воображением.
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.
Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.