Внутриличностный конфликт. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов

Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Показатели внутриличностного конфликта

1. Когнитивная сфера — противоречивость образа Я, снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и ценностей, принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

2. Эмоциональная сфера — психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания.

3. Поведенческая сфера — снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.

4. Интегративные показатели — нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Длительность и интенсивность конфликта зависит от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры. Захватывает всю личность, она как бы внутренне расщепляется, и этот конфликт может перерасти в невроз.

Таким образом, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Основные виды внутриличностных конфликтов

Выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов):

• мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (мотивы, потребности, интересы, желания, влечения), они выражаются как «Я хочу»;

• ценности, воплощающие в себе общественные нормы («Я должен»);

• самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязаний, она есть своеобразный побудитель ее активности, поведения («Я могу»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — «хочу и хочу» (К. Левин).

2. Нравственный конфликт. Между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями — «хочу и надо».

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью (которая блокирует их удовлетворение) — «хочу и не могу».

4. Адаптационный конфликт — конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими.

5. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к неудачам и успехам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди этих конфликтов выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека. А также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

6. Невротический конфликт. Это результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия.

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизации личностного развития.

Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности.

Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов

Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.

Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности.

Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.

ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном разрешении достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом, снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта, повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутриличностного конфликта, конструктивное отношение к нему.

1. Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, опыта преодоления себя.

2. Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутриличностного конфликта. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.

3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными особенностями темперамента, различны. Например, меланхолик долго размышляет, взвешивает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлективный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамику разрешения внутриличностного конфликта — на скорость переживаний, их устойчивость, собственный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

4. На процесс разрешения внутриличностного конфликта оказывают влияние половозрастные особенности личности. С возрастом внутриличностные конфликты обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Работа над своим прошлым — анализ своей биографии — один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Условия предупреждения внутриличностных конфликтов

1. Принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия — они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

2. Формируйте жизненные ценности и следуйте им. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-флюгером.

3. В тоже время надо стараться быть необходимо гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и если надо, меняться. Постоянство может превратиться в консерватизм.

4. Уступая в мелочах, не превращайте это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

5. Необходимо надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться.

6. Не будьте рабом своих желаний, трезво оценивайте свои возможности по удовлетворению потребностей.

7. Необходимо учиться управлять собой, своей психикой.

8. Развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностного конфликта. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.

9. Постоянно уточняйте и корректируйте для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностного конфликта.

10. Стремитесь к высокому уровню личностной зрелости.

11. Необходимо стремиться к тому, чтобы оценка человеком его Я была бы соответствующей его реальному Я, т.е. обеспечивать адекватность самооценки.

12. Не копите проблемы, которые требуют разрешения.

13. Не стоит браться за все сразу. Сложные проблемы лучше решать по частям.

14. Старайтесь не лгать. Ложь может создать внутриличностные проблемы, неприятные ситуации в общении, которые повлекут за собой актуализацию чувства вины.

15. Не паникуйте. Старайтесь по-философски относиться к превратностям судьбы, не паниковать, если удача изменяет вам. «Не желать, так как отпугнешь, не надеяться, иначе больно будет, если не получится, не искать дважды в одном месте — удача не глупее тебя, искать молча, не хватать грязными руками, вовремя отпускать» (В. Леви).

Механизм психологической защиты

Виды решения внутриличностного конфликта психологической защитой (поздние) взрослого человека по К. Хорни.

 Захват — тип решения конфликта по методу «Против людей». Ведет к изоляции от окружающих.

 Смирение — обращение к любви окружающих. Тип решения конфликта по методу «к людям» ведет к болезненной зависимости от окружающих.

 Отрицание («не замечай этого») развивается с целью сдерживания негативных эмоций, подразумевает инфантильную подмену принятия решения на действия их игнорированием.

 Проекция («обвини это») — приписывание источнику трудностей различных негативных качеств как рациональную основу для его неприятия и самопринятия себя на этом фоне. Для сдерживания чувства неприятия себя из-за неспособности справиться с трудностями.

 Регрессия («плачь об этом») — возвращение к детским формам поведения. Развивается в раннем детстве для сдерживания чувства неуверенности в себе и страха неудачи, связанных с применением инициативы.

 Замещение («напади на что-нибудь, заменяющее это») — для сдерживания гнева на более сильного во избежание ответной агрессии. Имеет активные и пассивные формы, и может использоваться независимо от типа конфликтного реагирования человека.

 Подавление («не помни об этом») сдерживает страх, проявление которого неприемлемо для позитивного самовосприятия и грозит попаданием в зависимость от агрессора. Страх блокируется забыванием его источника и обстоятельств, ассоциирующихся с ним.

 Изоляция («не чувствуй этого») — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги.

 Рационализация («найди оправдание этому») — нахождение правдоподобных причин для оправдания действий, вызванных подавляемыми чувствами.

 Идентификация («будь как это, чтобы не потерять это») — моделирование поведения другого лица как путь к повышению самоценности или совладения с чувствами в связи с возможной утратой.

 Фантазия («мечтай об этом») — бегство в воображение с целью ухода от реальных проблем, связанных с разрешением внутриличностного конфликта.

Механизмы защиты, развивающиеся в онтогенезе как средство адаптации и разрешения конфликтов, могут при определенных условиях вызывать противоположные состояния дезадаптации.

Наши рекомендации