Первый вопрос. Роль двигательной активности в развитии чувствительности. Практические (испольнительные) и познавательные действия
Первая часть этого вопроса – какова роль движений, двигательной активности в развитии органов чувств? Это старинная проблема. Её обсуждают в плане проблематики врожденного и приобретенного восприятий. И в плане проблематики теоретической. Скажем, что такое вообще активность субъекта. Здесь будет показано несколько видов активности.
Субъект, конечно, должен быть активным для того чтобы он развивался психически. Но что означает эта активность? Первый и самый простой пример позволяет понять активность буквально, как двигательную. Не обязательно связанную с движениями органа чувств, но всего организма.
Есть опыт в психологии восприятия с новорожденными котятами. Исследователь – Хэлд (Held). Новорожденные животные содержатся в условиях полной сенсорной изоляции (полной темноты). Нет возможности что-то наблюдать и органы чувств пока не развиваются, перцептивные возможности не раскрыты. Содержим котят в таких условиях и далее делим на две группы. Оба котенка будут видеть одно и то же. Они будут двигаться вокруг барабана нечто вроде карусели с черно-белыми полосами. Котята по обе стороны барабана имеют возможность двигаться. Но один котенок сидит в корзинке, а другой тоже в корзинке, но без дна и этот второй как бы возит первого котенка, вращая барабан. После этого измеряют пороги чувствительности. И у второго котенка она оказывается более высокой.
Второе чуть более точно. Здесь речь идёт об активности самого органа чувств. Здесь хотя бы коротко надо обратиться к истории психологии восприятия. Есть вопрос, который изучался, обсуждался всегда. Это один из вечных вопросов в психологии восприятия. Выделялись две теории – рецепторная и рефлекторная.
Рецепторная теория воспрития означает, что орган чувств рассматривается лишь как рецептор. Лишь как некий приемник внешних стимулов. А рефлекторная теория. Физиолог Сеченов уже рассматривал орган чувств не только как рецептор, но и как некую функциональную систему, куда включаются и чувствительная поверхность, рецепторная и двигательная часть, связанная с мышечным обеспечением органа чувств. Глаз не только сетчатка, но и двигательный орган.
У рецепторной теории есть один яркий представитель – Мюллер. Известен прицнип специфических энергий[446]Мюллера. Иногда это называют и законом. Этот принцип имел фактические основания и может быть выведен как некий логический закон. Большая посылка: есть факты, различные энергии у одного и того же органа чувств вызывают различные ощущения, одна и та же энергия по-разному воспринимается различными органами чувств. Малая посылка: орган чувств – есть рецептор. Всякий орган чувств обладает специфическими энергиями (способами кодирования).
Если у каждого органа чувств свой способ кодирования, то значит мы не верно отражаем мир. Речь идёт об адекватности восприятия, отражения действительности и т.д. Но принцип Мюллера имеет существенные ограничения. Он верен только тогда, когда мы рассматриваем уже сложившийся орган чувств, развитую чувствительность, орган уже прошёл определённое развитие, конечный результат. Рассматриваем функционирование органа чувств, рецептора и не рассматриваем проблему развития органа чувств.
А.Н.Леонтьев, Н.А.Бернштейн и многие другие авторы критиковали данный принцип. Критиковать можно эмпирически и теоретически. Эмпирически нужно включить в факты не только то, что различные энергии вызывают одни и те же ощущения и … но Сюда же включаем факты синестезий, взаимодействий органов чувств. Эти факты рассматриваются теми, кто занимается историей развития, эволюции органов чувств.
А теоретически – орган чувств надо рассматривать в целом. Орган чувств – это не просто орган отражения реальности, но и продукт эволюции, приспособления к окружающей среде. И в результате получается другое. У Мюллера то, что каждый орган кодирует – это результат. Но у результата есть своя история развития – эволюционный процесс. Органы чувств лишь постепенно дифференцируются.
Гипотеза Леонтьева – уподобления. Орган чувств метафорически как бы уподобляется исследуемому объекту. Повторяет форму объекта, уподобляется форме отдельным свойствам объекта в своих движениях. Таковы обследовательские движения руки, движения глаз при обследовании.
У Берклибыл аргумент, что осязание идёт перед активностью. У пациентов после лечения катаракты зрение несовершенно в перцептивном смысле, в смысле распознавания образов. Вижу первичный материал, но не выделяю образ до тех пор, пока не обследую осязательно. Когда объекты ощупаны они начинают видеться.
Следует пометить и противоположные факты. Беркли рассматривал случаи, когда зрение появляется не сразу после рождения. Но когда речь о нормальном перцептивном развитии, то закономерности совсем другие. Если показать ребенку предмет той или иной формы, то его хватательный движения совершаются в соответствии со зрительным образом.
В учебнике по психологии восприятия есть примеры опытов со зрительным пленом. Какой-то объект можем осязать, но видим его искаженно. Возникает соревнование между зрением и осязанием. И зрение побеждает осязание. Это доминирование и есть третье понимание активности, которое сегодня имеется ввиду, когда говорят об собственно-перцептивной активности восприятия.
Собственно-перцептивная активность. Р. Грегори(«Глаз и мозг», «Разумный глаз»). Само словосочетание характерно, разумный глаз, совершающий некую поисковую активность. Используется также термин гипотеза. Предъявляют объект, который мы никогда не видели. Тогда перцептивная активность заключается в порождении объект-гипотез. Например, астрономы наблюдали планету Сатурн и в рисунках объектно отражали свои гипотезы.
Завершим первую часть вопроса одной демонстрацией перцептивной активности. Бытово говоря, перцептивная система не любит однообразия. Здесь интересна иллюзия Уоллаха.
Предъявляем испытуемому такой стимул: внутри квадратной рамки движутся полосы. Он наблюдает то, что ему показывают, во-первых. Но перцептивная система ищет новые возможности и в данном случае находит их. Через какое-то время наступает перцептивное насыщение и гипотеза меняется. Испытуемый начинает видеть полосы движущимися не сверху вниз, а слева направо. Видит то один, то другой вариант. Экспериментатор пытается нарушить вторую гипотезу. Он как бы делит полоски пополам. Слева становятся полоски одного цвета, а справа другого. Теперь движение слева направо не получается. Здесь пока не говорится о мыслительной активности. И даже тогда полосы вновь начинают двигаться слева направо. Испытуемому представляется красное стекло, за которое уходят полосы. И тогда экспериментатор делает полосы неровными по краю. И тогда здесь возникает гипотеза, что полосы идут и слева направо, но уходят за край. Край постоянно меняется, и за него уходят черные полосы.
Это яркий пример того как постоянно стремление к новым вариантам.
Перейдём ко второй части вопроса. Практические и познавательные действия.
Познавательные или когнитивные действия понимаются как собственно-познавательные и даже интеллектуальные. Иногда называют исследовательскими действиями. Не делая строгой разницы между перцептивным и интеллектуальным, пометим, что познавательная активность становится самостоятельной. Собственно исследование.
Первый пример взят у одного из предшественников когнитивной психологии Э.Толмена. Условно опыт с дополнительными или викарными пробами[447].
Толмен экспериментирует с животными. Представим ситуацию. Экспериментальная животное крыса находится на подставке и должна совершать прыжки в ту или иную сторону в зависимости от того, где находится приманка. Перед испытуемым две дверки – с вертикальной и горизонтальной штриховкой. Нужно научиться различать штриховки. Простейший опыт с научением.
На начальных этапах опыта замечается особая активность. Непонятно её назначение. С точки зрения научения различать эта активность как бы является излишней, животное ведёт себя беспорядочно. Причём эта активность у так называемых способных животных. У менее способных такой активности нет.
Нужно как-то объяснить функцию этой активности. Толмен здесь уже говорит на языке. Животное, как бы, сомневается, находится в нерешительности (Декарт говорил: «Сомнение - метод познания»). Толмен говорит, что у этой викарной активности особая познавательная функция. Это нам понятна ситуация, ясна инструкция, а животному на начальных этапах ситуация может быть непонятна и нужна исследовательская активность для того, чтобы эту ситуацию определить.
И другой пример. Был экспериментатор Н.Н.Поддьяков. В опыте даётся ребенку дошкольнику задание – провести фигурку по определенному маршруту с помощью пульта с четырьмя кнопками (вперед, назад, налево направо). Нужно, по сути, научиться доволньо простому исполнению практического действия.
И тогда наблюдается, что на подготовительных этапах излишняя активность. Ребенок нажимает на кнопку пульта и какое-то время не отпускает. С точки зрения исполнения задачи это бессмысленно. Это излишнее движение. Причем сначала это движение развернутое, т.е. нажатие длительное. А затем бывают точечные нажатия. Эти движения имеют особую исследовательскую функцию, направлены на исследование возможностей данного пульта.
Эта активность направлена не на цель, а на сами средства решения задачи. Подобные факты были получены многими исследователями. Следует упомянуть имя А.В.Запорожца, который попытался подобные факты обобщить в теории получившей название теории перцептивных действий. Речь идёт только о развитии восприятия.
Запорожец излагает и группы фактов. Есть действия, которые специально направлены на обследование свойств объекта. Прежде всего, эти действия на этапах перцептивного научения. Идея, идущая от Выготского, состояла в том, что раз это особые действия, значит и обучать им нужно с помощью особых средств. Понятия сенсорного эталона, эталоны цвета, эталоны формы объекта. Восприятие рассматривается как особая деятельность, состоящая из специальных познавательных перцептивных действий.