V. перечень тем контрольных работ для студентов-заочников

1. Эволюция семьи в истории человеческого общества.

2. Основные подходы к психологии семьи.

3. Семья как развивающаяся система человеческих отношений.

4. Генограмма семьи.

5. Семейные ценности и традиции. Правила, по которым живет семья.

6. Формирование супружеской пары.

7. Кризисные периоды и факторы риска в браке.

8. Родительское отношение к ребенку: структура, типы, функции.

9. Традиции и методы изучения детско-родительских отношений.

10. Изменение структуры и функции семьи в связи с рождением ребенка.

11. Порядок рождений и ролевые позиции в семье.

12. Супружеские и семейные манипуляции. ( Польза и вред).

13. Основные модели общения в семье. Игры общения.

14. Психология семейного бюджета.

15. Конфликты – конструктивное разрешение семейных конфликтов.

16. Возможности самореализации мужчины и женщины в семье.

VI. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

Основная литература

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1999.

2. Векилова С. А.Психология семейных отношений( Конспект лекций.). М.: АСТ,2005.

3. Гуров, В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей / В. Н. Гуров. М.,2001.

4. Дружинин В.Н. Психология семьи.— 3-е изд.— СПб.: Питер, 2006.

5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учебное пособие для вузов / Е.И.Артамонова, Е.В.Екжакова, Е.В.Зырянова и др.; Ред. Е.Г.Силяева. М., 2002.

6. Семейная психология Хрестоматия / сост. Э. Г. Эйдемиллер, сост. Н. В. Александрова, сост. В. Юстицкис, 2007.

Дополнительная литература

1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. М., 1999.

2. Красило А. И. Психологическое консультирование: проблемы, технологии: Учебное пособие для вузов. М.: МПСИ, 2007.

3. Крюкова Т., Сапоровская М., Куфтяк Е. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.

4. Культура семьи: Учебное пособие /Сост.: Храмова Н. Г., Алексеева Г. Г., Сараева А. А. Кострома: ГОУВПО КГУ им. Н. А. Некрасова,2001.

5. Емельянов С.М. Практикум по Конфликтологии. СПб., 2000.

6. Психология семьи: Сборник статей /Сост. Т.П. Гаврилова. М., 2002.

7. Психология семьи и больной ребенок: рекомендовано методсоветом по направлению / сост. И. В. Добряков, сост. О. В. Защиринская, СПб., 2007.

8. Савинов, Л.И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учебное пособие для вузов / Л. И. Савинов, Е. В. Кузнецова. М.: Дашков и К*, 2005.

9. Социально-психологическая и консультативная работа с семьей: хрестоматия в 2 ч. / сост. Л. Б. Шнейдер. М.; Воронеж: МПСИ: НПО "МОДЭК", 2004.

10. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ.: улучшеннное. изд. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.

11. Скиннер Р. Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995.

12. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.

13. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.

2.ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий

В целях активизации мыслительной деятельности студентов, развития способности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекцию следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической беседы, групповой дискуссии и др.

1. Включение в лекцию проблемных вопросов, ситуаций, заданий. Такие вопросы можно использовать в конце лекции как задание на следующее занятие. Поскольку зачастую активное участие в обсуждении принимают не все студенты, группу можно разделить на несколько малых групп, каждая из которых должна будет дать ответ на поставленный вопрос.

2. Использование эвристической беседы как тщательно продуманной системы вопросов способствует лучшему усвоению нового материала.

3. Актуализация прежних знаний и опыта студентов в период чтения лекции посредством вопросов, небольших тестов, анализа конкретных ситуаций. Вопросы к студентам, требующие приведения жизненных примеров, которые могут проиллюстрировать те или иные психологические феномены и закономерности; вопросы, связанные с учебной работой и поведением студентов. Важно также побуждать студентов к сравнению того, как они раньше объясняли наблюдаемые в жизни психические явления и как они могут объяснить эти явления сейчас.

4. Использование суждений студентов по какой-то теме непосредственно в содержании читаемой лекции. Для этого на предыдущей лекции проводится небольшая письменная работа (может быть, и домашняя) с целью выяснения мнения студентов по проблеме, которая будет рассматриваться на следующей лекции. Суждения студентов затем «вкрапливаются» в содержание лекции. Студенты становятся соавторами лекции.

5. Анализ конкретных ситуаций.

6. Показ значения психологических знаний для будущей специальности студентов.

Использование мини-опытов, экспериментов.

7. Использование фактических данных (жизненных примеров, знакомых студентам; цифр, иллюстрирующих количественную сторону каких-либо психических явлений; отрывков из художественной литературы

8. Использование наглядного материала на лекции (показ предметов, демонстрация экспериментов и психических явлений, репродукции картин, рисунков, фотографий, таблиц, графиков, диаграмм, схем, кинофильмов, диапозитивов, слайдов).

9. Использование опорных сигналов, опорных тезисов лекций.

10. Тренировка чувствительности – прием, активирующий внимание и эмоциональную вовлеченность слушателя в тему, проблему. Достигается это путем введения в содержание лекции научного, профессионального и личного опыта преподавателя: что он считает важным в даваемой информации, почему так утверждает или отрицает что-то, как поступает в таких случаях и многое другое.

11. Вкрапление в обобщающую лекцию специально допущенных ошибок, которые должны быть обнаружены студентами. Можно сообщить количество допущенных ошибок.

12. В работе с основными понятия тем преподаватель может сам раскрывать содержание основных понятий, выделяя их главные и существенные признаки, показывая иерархическую зависимость между раскрываемыми понятиями. Однако можно применять ряд приемов активного обучения, при котором студенты становятся соавторами определения сути того или иного понятия: мозговой штурм, смысловое расщепление, иерархизация понятия, объяснение понятия с использованием рисунков и метафор, введение более простого, чем в учебнике, понятия, использование фольклора, использование типичных жизненных ситуаций, свободные ассоциации, нахождение семантической связи между значением слова и содержанием понятия, введение игровых элементов, задача с подсказкой, сравнение нескольких точек зрения на тот или иное понятие, ведение словариков психологических понятий (см. Ключникова Г.А. Методы и приемы активного обучения и проверки знаний. – В. Новгород, 2001).

Наши рекомендации