Краткий отборочный тест

Данная методика представлена в разработке В.Н.Бузина.

Краткий отборочный тест (КОТ) относится к категории тестов общих умственных способ(IQ).Тесты IQ свидетельствуют об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в "критические точки интеллекта". Многие интеллектуальные тесты валидны по отношению к академической успеваемости и часто разрабатываются и применяются для тестирования способности к обучению. Такие тесты используются в качестве рекомендательных процедур при предварительном отборе. В тесты интеллекта закладывается модель способности к обучению П.Вернона (рис.1),либо близкие к ней модели, закладываются явно или неявно в интерпретацию результатов теста.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ФАКТОР.

основные групповые факторы вербально - образовательный практический
второстепенные факторы вербальный числовой   технической осведомлен- ности пространственный ручных навыков
специфические факторы            

Рис.1.Иерархическая модель структуры способностей

Интегральный показатель теста, таким образом, связан с обучаемостью. Обучаемость отражает общие способности человека, которые выражают познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Обучаемость - это весьма важная черта, которая необходима для овладения любой специальностью. Существующая система подготовки специалистов практически исключает возможность индивидуального подхода. У обучающего нет возможности перестраивать учебную программу в соответствии с особенностями каждого обучаемого. Следовательно, возникает проблема отбора лиц, которых имеет смысл обучать той или иной специальности. У лиц с высокой обучаемостью быстро формируются навыки и умения, быстро осуществляется внутренняя перестройка при изменении условий деятельности.

Существует группа тестов общих умственных способностей, специально разрабатывавшихся для быстрой предварительной оценки персонала. Первым тестом этого направления был "Самоприменяемый тест Отиса". Тест имел в большинстве случаев хороший коэффициент валидности при отборе на должности клерка, оператора счетных машин, рабочих, мастеров и т.д. Для высококвалифицированных служащих корреляция между показателями теста и успешностью в работе была небольшая.

Наиболее известной адаптацией теста Отиса является тест Вандерлика. В отличие от теста Отиса, тест Вандерлика хорошо работает на выборке высококвалифицированных служащих и руководителей. Как отмечает А.Анастази, надежность теста, несмотря на его краткость, вполне удовлетворительна.

КОТ является адаптацией теста Вандерлика. Структура адаптированного теста соответствует структуре общих способностей (рис.2). Исходной посылкой при анализе структуры теста было приведенное выше определение обучаемости. В результате адаптации теста Вандерлика было изменено около половины текстов заданий и структура теста была приведена в соответствие со структурой общих способностей.(рис.2).

ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ
 
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
вербально-образовательные индивидуально-физиологические индивидуально-психологические
пространственные операции осведомленность вербаль– ные спо–собности, числовые способности распределение и концентрация внимания скорость мысли–тельных процессов эмоциональные компоненты мыш–ления инерт–ность мышле–ния, переклю–чаемость построение оптималь–ной стратегии обобще–ние и анализ материа–ла

Рис.2.Структура общих способностей, заложенная в КОТ

Таким образом, КОТ предназначен для определения интегрального показателя "общие способности" и предусматривает диагностику следующих "критических точек" (А.Анастази) интеллекта:

Способность обобщения и анализа материала.

При выполнении заданий на пословицы необходимо абстрагироваться от конкретной фразы, переходить в область интерпретаций смыслов и находить в этой области пересечения смыслов, а затем возвращаться к конкретным фразам.

Гибкость мышления.

Если испытуемый неправильно выполняет задания этого типа(например, 2), то можно предположить, что ассоциации носят хаотический характер, не оттормаживаются (3).

Инертность мышления. Переключаемость.

Расположение заданий предусматривает способность быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Чередование различных типов заданий в тексте может затруднять их решение лицам с инертными связями прошлого опыта. Такие лица с трудом меняют избранный способ работы, не склонны менять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Их интеллектуальные процессы малоподвижны, темп работы замедлен. Вместе с тем, невысоко качество их умственной продукции(3).

Эмоциональные компоненты мышления. Отвлекаемость.

Мышление должно быть активно направлено на объект, задачу. Ряд заданий теста снижает показатель у лиц, тендирующих к эмоциональной деструкции мыслительных процессов (задания24,27,31 и др.).Такие испытуемые начинают улыбаться, обращаться к экспериментатору. В тесте "уровень притязаний" эти лица характеризуются импульсивностью реагирования на успех и неудачи.

Скорость и точность восприятия. Распределение и концентрация внимания.

Часть заданий теста относится к так называемым канцелярским способностям (задания8,13).Труд высококвалифицированного специалиста, руководителя предполагает работу с массой различных документов, которые необходимо обработать в сжатые сроки, выделить основные содержания, сопоставить цифры и т.д.

Употребление языка. Грамотность.

Часть заданий теста рассчитаны на умение пользоваться языком, грамотность, элементарные знания иностранного языка(в пределах алфавита).

Выбор оптимальной стратегии. Ориентировка.

Согласно инструкции тест допускает решение задач в любой последовательности. Некоторые испытуемые, которым легче даются либо числовые, либо вербальные задачи, отрефлексировов этот факт, просматривают все задания и решают самые для себя простые, а затем возвращаются к другому типу задач.

Пространственное воображение.

В тесте представлены четыре задания, связанные с операциями в двумерном пространстве.

Таким образом, показатель теста (ПТ) является комплексным многопараметрическим показателем общих способностей человека.

Методика определения общих способностей КОТ предназначена для использования при отборе и распределении кадров в промышленности, армии, системе образования. Она может использоваться в любых ситуациях, связанных с определением способности к обучению. При адаптации данного теста, как и других тестов этой серии, основные усилия были направлены на получение очевидной валидности по содержанию (экспертной валидности).

Тест имеет единственный интегральный показатель (ПТ)-число правильно решенных задач. Текст заданий, инструкция и ключи приведены в приложении.

Тест имеет единую форму предъявления: на первой странице - инструкция испытуемому и примеры, на второй и третьей - тексты заданий. Обработка теста производится следующим образом: лист с ключами прикладывается сначала ко второй странице и подсчитывается число совпавших ответов, затем-к третьей.

Фиксируется общая сумма совпавших ответов. Обработка одного бланка занимает 15-20секунд. ПТ имеет медианные нормы, которые разбивают выборку на две части и оценка результатов идет по принципу "попал - не попал". Если ПТ испытуемого равен или выше медианы для данной группы специалистов, то испытуемый может быть допущен к прохождению дальнейшего тестирования по тестам специальных способностей (в том случае, если таковые существуют и адаптированы).Либо, в зависимости от ПТ, испытуемый может быть распределен в ту или иную учебную группу.

Рекомендации испытуемому.

КОТ позволяет дать испытуемому рекомендации по коррекции тех аспектов интеллекта, недостаточное развитие которых не дает возможности правильно и быстро выполнять соответствующие задания.

Если испытуемый плохо (неправильно) выполняет задания 10,13,то можно рекомендовать упражнения на концентрацию и распределение внимания.

Если испытуемый плохо справляется с заданиями типа 2,5,6,то в этом случае можно рекомендовать чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей и решать лингвистические задачи.

Если испытуемый плохо выполняет числовые задачи, то ему можно рекомендовать решать задачи из сборников головоломок, неоднократно у нас издававшихся .

Если испытуемым плохо выполняются пространственные задачи, то ему можно рекомендовать упомянутые выше техники концентрации на объектах, добавив манипуляции с объектом и преобразования его и решение пространственных головоломок.

Надежность теста определялась по методу Кьюдера-Ричардсона, который учитывает согласованность ответов по всем заданиям теста. На согласованность этого рода влияют два источника дисперсии ошибки: выборка содержания на надежность взаимозаменяемых форм и расщепления, и неоднородность исследуемой области поведения. Чем однороднее эта область, тем выше согласованность результатов заданий теста. Согласованность находится по данным одноразового применения единственной формы теста, для анализа используются данные о выполнении испытуемым каждого задания.

Альфа-надежность КОТ, рассчитанная по формуле Кьюююдера-Ричардсона,составляет 0,86. Надежность рассчитывалась по двум разным выборкам: учащиеся 6-х классов средних школ-60 человек и лица с высоким образованием, в основном инженеры связи-140 человек.

В исследовательских целях одновременно с КОТ испытуемый выполнял числовой и вербальный тесты Айзенка. Корреляция ПТ с IQ по числовому тесту Айзенка составила 0,68,а с IQ по вербальному -0,61 (уровень значимости р<0,001).Успешность выполнения КОТ рекоррелирует со степенью независимости выборов от предшествующего успеха или неудачи в тесте на уровень притязаний, коэффициент корреляции -0,22,уровень значимости: р=0,1.Сопоставление КОТ с другими тестами специальных способностей не проводилось. По исследованным двум выборкам были получены графики распределения ПТ, свидетельствующие о неоднородности выборок. Эти распределения свидетельствуют о зависимости ПТ от уровня образования для выборок в целом: при высоком уровне образования ПТ смещается в сторону увеличения за счет уменьшения самой слабой группы, решающей 6-9 заданий и увеличения средней, решающей 18-24 задания. "Сильная" группа, решающая свыше 30 заданий и в той

и в другой выборке невелика и достаточно стабильна по численности(5+7%).

Можно предположить, что КОТ затрагивает некоторые генетически обусловленные аспекты умственного темпа и общих способностей, по крайней мере, те аспекты, которые не зависят от уровня образования. Графики распределения приводятся на рис.3.

краткий отборочный тест - student2.ru выбор- *

ки в% * *

* *

* * *

* * * *

* * ** * *

* * * * * * *

7 15 25 31 суммарный

балл

краткий отборочный тест - student2.ru *

* *

* *

* * *

* * * *

* * * *

* * * * *

15 25 31 суммарный

балл

Рис.3.Распределение ПТ в выборках: а)школьников, б)инженеров.

Нормы, полученные в США для 12-минутного теста Вандерлика, таковы:

Администраторы 30 правильных ответов
Инженеры
Программисты
Бухгалтеры
Управляющие
Секретари
Клерки
Охранники

По испытуемым - школьникам, учащимся двух 6-х классов одной из московских школ, были получены результаты, приведенные в табл.1.

Таблица 1.

Средняя Стандартные отклонения
Мальчики 16,15 9,12  
Девочки 14,48 4,43  
Мальчики и девочки 15,22 6,77  
         

Различие между средними по мальчикам и девочкам значимы по критерию на уровне р<0,001.

По данной группе проводился экспериментальный опрос преподавателей, которые давали оценку каждому участвовавшему в эксперименте учащемуся. Оценка способностей ученика, данная преподавателем, полностью совпала с результатами тестирования. Причем в одну группу попали и отличники, и троечники (средний балл ПТ). Эти учащиеся, набравшие средние показатели, были оценены учителями следующим образом: "отличники" - как вылезающие за счет зубрежки, "троечники" - как способные, но лентяи. В группу с ПТ=26 попали как мальчик из семьи ученого–физика, так и мальчик из семьи с низким образовательным уровнем родителей (незаконченное среднее) и пьющим отцом. Максимальный балл ПТ=31 получил ученик, в один день побывавший на четырех олимпиадах для школьников и на всех занявший призовые места.

По группе инженеров на Московской городской телефонной сети были получены следующие результаты (табл.2).

Таблица 2.

Средняя Стандартные отклонения
Инженеры 21,3 4,6  
         

Различия между мужчинами и женщинами не исследовалось. В группу испытуемых входили лица с высшим образованием различных технических специальностей.

По сравнению с тестом Ванерлика, КОТ имеет более длительное время предъявления - 15 минут. Ограничением использования методики является образовательный уровень. Нижняя граница для КОТ - 6-йкласс общеобразовательной школы (12- 13 лет).

К Л Ю Ч И

 
  краткий отборочный тест - student2.ru

Номер задания Ключ Номер задания Ключ

 
  краткий отборочный тест - student2.ru

1 3 26 1

2 3 27 1

3 2 или 4 28 1

4 ДА 29 2-13

5 4 30 3

6 2 31 1600

7 4 32 1,2,4

8 1 33 18

9 5 34 3

10 40 35 1

11 3 36 1

12 2,70(270) 37 48

13 4 38 1

14 3 39 20

15 0,31 40 1/8

16 НИ 41 3

17 4 42 14

18 4 43 1

19 3 44 800

20 Н 45 1/10

21 3 и 5 46 280

22 31 47 4 и 5

23 2 48 1

24 1 49 3

25 1500(15) 50 17

МЕДИАННЫЕ НОРМЫ ТЕСТА КОТ

краткий отборочный тест - student2.ru краткий отборочный тест - student2.ru краткий отборочный тест - student2.ru краткий отборочный тест - student2.ru

Медианная Стандартное Количество

норма отклонение испытуемых

в выборке

краткий отборочный тест - student2.ru

Начальники отделов, 27 6,9 10

лабораторий.

Управленцы(аппарат 25 5,2 23

министерств и

ведомств)

Студенты 28 8,3 20

университета

- мужчины 29 8,1 10

- женщины 27 8,8 10

Студенты 24 4,3 60

(специализация по

электронному обо-

рудованию и про-

граммированию)

Инженеры 21 4,6 140

электросвязи

Школьники(6 класс) 15 6,8 60

- мальчики 16 9,1 35

- девочки 14 4,4 25

Тест – опросник уровня субъективного контроля

1. ОПРОСНИК

1.Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от способностей и усилий человека.

2.Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу.

3.Болезнь - дело случайное, если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь.

4.Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим.

5.Осуществление моих желаний часто зависит от везения.

6.Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей.

7.Внешние обстоятельства - родители и благосостояние - влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов.

8.Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной.

9.Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность.

10.Мои отметки в школе часто зависели от случайных обстоятельств, чем от моих собственных усилий.

11.Когда я строю планы, то я, в общем, верю, что смогу осуществить их.

12.То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий.

13.Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства.

14.Если люди не подходят друг другу, то, как бы ни старались они наладить семейную жизнь, все равно не смогут этого сделать.

15.То хорошее, что я сделаю, обычно бывает по достоинству оценено другими.

16.Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители.

17.Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни.

18.Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит

от того, как сложатся обстоятельства.

19.Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени

подготовленности.

20.В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной.

21.Жизнь большинства людей зависит от стечения обстоятельств.

22.Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно

определять, что и как делать.

23.Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней.

24.Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле.

25.В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают.

26.Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье.

27.Если я очень захочу, то смогу расположить к себе почти любого.

28.На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными.

29.То, что со мной случается, это дело моих собственных рук.

30.Трудно бывает понять, почему руководители поступают именно так, а не иначе.

31.Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего не проявлял достаточно усилий.

32.Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, что я хочу.

33.В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще всего были виноваты другие люди, чем я сам.

34.Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно одевать.

35.В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы не разрешатся сами собой.

36.Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения.

37.Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи.

38.Мне всегда трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим.

39.Я всегда предпочитаю принять решение и действовать самостоятельно, а не надеяться на помощь других людей или службу.

40.К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания.

41.В семейной жизни бывают такие ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании.

42.Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя.

43.Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей.

44.Большинство неудач в моей жизни произошло от неумения, незнания или лени и мало зависело от везения или невезения.

Наши рекомендации