Факторы возникновения паники
1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенности большойгруппы людей в случаях опасности или в результате продолжительного периода переживания негативных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками и т. п.), фактически является предпанической,т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.
2. Одним из решающих факторов является наличие возбуждающих и стимулирующих панику слухов.
3. Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточно и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.
Качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний, -некритичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость.
27. Факторы, закономерности и динамика психического развития.
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Основные направления психического развития человека:
- развитие индивидуально-психологических свойств (темперамента, характера, способностей); эмоциональной сферы; волевой; мотивационной; когнитивное развитие (психических познавательных процессов).
Факторы психического развития - это основные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности. Выделяют биологические факторы и социальные.
Биологические – наследственные (особенности нервной системы, органов чувств). Биологические особенности человека составляют его основу, но ведущими в развитии являются социальные.
Социальные – влияние микро- и макросреды. Совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.
Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.
Движущие силы развития- потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.
Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка. Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.
С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста.
Возраст – определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в психическом и физическом развитии ребенка. Критерии возрастной классификации определяются прежде всего конкретно-историческими, социально-экономическими условиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными видами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, которые определяют само развитие и принципы обучения.
Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодизации рассматривал психические новообразования, характерные для конкретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он придавал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.
Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ведущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития.
В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообразований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.
А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуализация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности.
Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций определяет общее движение развития.
На каждом возрастном этапе обнаруживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность. Л.С.Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что преждевременное или запаздывающее по отношению к этому периоду обучение оказывается недостаточно эффективным.
В отечественной психологии принята следующая классификация возрастных периодов: 1)младенчество (до 1 года), 2)раннее детство (1-3), дошкольный возраст (4-6-7), младший школьный возраст (7-11), подростковый возраст (12-15), юность (16-18), молодость (19-25), взрослость (25-50), зрелость или старость (50-…).
Возрастной кризис состоит в изменении системы связей ребенка с окружающей его действительностью и его отношения к этой действительности. В теории деятельности — со сменой типа ведущей деятельности. Симптоматически возрастные кризисы проявляются в трудновоспитуемости ребенка, эмоциональной неустойчивости, что свидетельствует об изменении отношения ребенка к окружающим, в первую очередь, к близким взрослым. Возр. кризис являются необходимыми этапами развития. Принято выделять следующие возрастные кризисы: кризис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис, юношеский кризис. Хронологические границы возрастных кризисов условны и зависят как от индивидуального темпа, так и от социальной ситуации развития. Так, кризис семи лет в последнее десятилетие сместился к шести годам в связи с изменением сроков начала обучения и, как следствие, с изменением системы воспитания в дошкольных учреждениях и в семье и с более интенсивной подготовкой к школе.
27.Психическое развитие и формирование личности в дошкольном возрасте(3—6 лет)
На этом этапе происходит становление скелета, увеличение массы мышц, развитие органов дыхания и кровообращения. Увеличивается вес головного мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Возрастает скорость образования условных рефлексов, интенсивно развивается вторая сигнальная система.
Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятельности людей);
— 3—4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». (« Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм). ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);
— 5—6 лет — гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правилами), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры — соревнования»;
— Развитие конструкторских игр, развитие практического мышления;
—Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (понимать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;
— ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;
— Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);
— Восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и информационного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);
— Развитие воли, произвольности действий;
— Любознательность (в 4—5 лет — « почемучки»);
— Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктивному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)
— Изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в рисунках (детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния), существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности.
— Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет),затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;
— Развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);
— Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже) (наглядно-образное), постепенный переход к операционному уровню;
¾ Формирование новообразований:
· возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения;
· возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);
· возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);
· возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);
· возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).
— Формирование готовности к школе. Готовность к школе - результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
Показатели :
· произвольность поведения — умение контролировать свою двигательную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчиняться правилам;
· учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;
· в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рациональный подход к действительности, логическое запоминание, зрительно-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); умение использовать в деятельности знаково-символические средства: замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;
· в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.
С концом дошкольного детства связан кризис семи лет, один из основных симптомов которого — потеря ребенком непосредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать. Примером этого кризиса может быть симптом «горькой конфеты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает. Возникают трудности воспитания, ребенок замыкается в себе и становится неуправляемым. Кризис 7 лет изучен пока очень мало.
28.Психическое развитие и формирование личности в младшем школьном возрасте (6—11 лет)
Ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она начинает опосредовать всю систему его отношений.
— Перестройка познавательных процессов — формирование произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внимания, произвольного целенаправленного восприятия—наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти (прежде всего механической памяти).
НОВООБРАЗОВАНИЯ:
— Развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ. (Переход процессов мышления на новую ступень и связанная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте);
— Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;
— Развитие рефлексии (ребенок учиться сам анализировать свои поступки, и аргументировать, обосновывать свою деятельность); самоконтроль и самооценка. Причем, самооценка строится в основном на мнении учителя и родителей.
— Формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя — умственные действия):
· усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;
· овладение навыками домашнего труда;
· расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель);
¾ Формирование отношений в учебном коллективе:
· игры развивающие занимают второе место после учебы;
· формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;
· формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, " школьные неврозы".
Кризис одиннадцати лет самый малозаметный и безболезненный из всех возрастных кризисов и заключается в переходе в среднее звено школы (вместо одного учителя – много, новые предметы).
29.Психическое развитие и формирование личности в подростковом возрасте(11—14 лет)
Это возраст переломный, т.к. происходят радикальные изменения в физическом развитии. Важной особенностью физического развития на данном этапе является половое созревание. Происходит так называемая «гормональная буря», т.е. активизируется работа желез внутренней секреции. У подростков меняется облик, пропорции тела приближаются к взрослым. Интенсивно развивается лицевая часть черепа, но мозг увеличивается незначительно. Позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. До 14 лет пространство между позвонками заполнено хрящевой тканью, поэтому позвоночник податлив к искривлению (например, прыжки с большой высоты, высокие каблуки – все это может привести к смещению еще не сросшихся костей таза девушки, что может в будущем повлиять на роды).
Происходит развитие мышечной массы у мальчиков - по мужскому типу, у девочек – по женскому. Расширяются физические возможности у мальчиков, но их мышцы более утомляемы, чем у взрослых. Сердце растет быстрее, чем кровеносные сосуды. Это приводит к функциональным нарушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы (часты сердцебиения, повышенное давление, головокружения, головные боли, быстрая утомляемость).
— Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;
— САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста, отвращение к необоснованным запретам, восприимчивость к промахам родителей и учителей);
— ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, складывается кодекс товарищества, возрастает потребность в лучшем друге, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости " завоевать" признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании;
— Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;
— Возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;
— Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
— Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;
— Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;
— Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;
— Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость;
— Склонность к риску, аффективности как приемам самоутверждения;
— Появление сексуальных влечений и интересов;
— Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего "Я", эгоидентичности;
— Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;
— Центральное личностное новообразование — возникает «чувство взрослости»; Подросток начинает осознавать, что он уже не ребенок, и испытывать потребность быть принятым в мир взрослых.
— второе психологическое рождение ребенка — «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);
— Новообразования:
· возникновение социального сознания и самосознания;
· самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).
30.Становление личности в юности
(14 —18 лет)
Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
— Формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;
— Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ;
— Возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ;
— Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ;
— Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
— Формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ — как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;
— Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ;
—СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ;
— Пренебрежение к советам старших;
— КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия;
— Сухой рационализм, практицизм;
— Стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;
— Стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ — основной мотив познавательной деятельности;
— ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;
— ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется отношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ;
— Возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы;
— Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;
— Недостаточное осознание последствий своих поступков.
Психологическое новообразование: профессиональное самоопределение, умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации.
Ведущей деятельностью - учебно-профессиональная деятельность.
Вопросы к экзамену
- Предмет психологии.
- Методы исследования в психологии
- Основные этапы развития психики в филогенезе
- Сознание как высшая форма развития психики
- Психологическая характеристика деятельности
- Виды деятельности
- Понятие ощущений, свойства и закономерности ощущений
- Понятие о восприятии, свойства восприятия
- Виды восприятия и их характеристика
- Понятие о внимании, функции и свойства внимания
- Виды внимания и критерии их классификации
- Понятие о памяти, теории памяти
- Психологическая характеристика видов памяти
- Процессы памяти и их психологическая характеристика
- Понятие и виды мышления
- Мышление как процесс
- Определение и виды воображения
- Приемы и способы процесса воображения
- Речь, ее виды и функции
- Речь и познавательные процессы
- Понятие индивида, индивидуальности, личности
- Структура личности по К.К. Платонову
- Психоаналитические теории личности З.Фрейда
- Бихевиоральный подход к изучению личности
25. Гуманистические теории личности
26. Социализация личности и ее основные характеристики
- Понятие о темпераменте, теории темперамента
- Типы темпераментов и их психологическая характеристика
- Понятие о характере, структура характера
- Акцентуации черт характера
- Понятие о способностях, виды и уровни способностей
- Понятие о воле, структура волевого действия
- Волевые качества и их формирование
- Понятие об эмоциях и чувствах
- Формы переживания чувств
36. Понятие общения, его структура и функции
37. Общение как обмен информацией
38.Общение как восприятие и понимание людьми друг друга
39. Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы.
- Каузальная атрибуция, теории атрибуции
- Стили атрибуции
- Анализ взаимодействий в рамках трансакционного анализа Э. Берна
- Стили общения
- Понятие агрессии, психоаналитический и этологический подходы к объяснению агрессии.
45. Фрустрационная модель агрессии
46. Бихевиоральная модель агрессии
47. Альтруизм, формирование мотивации к просоциальному поведению
48. Понятие конфликта, его виды и функции
- Способы поведения в конфликте
50. Эффекты группового взаимодействия
51. Понятие малой группы, классификация малых групп
52. Эмоциональная структура малой группы и методы ее измерения
53. Феномен группового давления (конформизма)
54. Лидерство как феномен психологической власти в группе