Факторы возникновения паники

1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенно­сти большойгруппы людей в случаях опасности или в ре­зультате продолжительного периода переживания негатив­ных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками и т. п.), фактически является предпанической,т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.

2. Одним из решающих факторов является наличие возбуждаю­щих и стимулирующих панику слухов.

3. Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием воз­никновения паники становится доля таких людей в боль­шой группе. Известно, что иногда достаточно и 1% панику­ющих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.

Качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний, -некритичность мышления, выраженная лич­ностная тревожность и повышенная внушаемость.

27. Факторы, закономерности и динамика психического раз­вития.

Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов и свойств во времени, выражающееся в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Основные направления психического развития человека:

- развитие индивидуально-психологических свойств (темперамента, характера, способностей); эмоциональной сферы; волевой; мотивационной; когнитивное развитие (психических познавательных процессов).

Факторы психического развития - это основные причины качественных изменений психических процессов и свойств личности. Выделяют биологические факторы и социальные.

Биологические – наследственные (особенности нервной системы, органов чувств). Биологические особенности человека составляют его основу, но ведущими в развитии являются социальные.

Социальные – влияние микро- и макросреды. Совокупность методов и средств обучения, организация и содержание обучения, уровень педагогической подготовленности учителей.

Факторы развития могут способствовать или препятствовать ему, ускорять или, напротив, замедлять процесс развития ребенка.

Движущие силы развития- потребности самого ребенка, его мотивация, а также внешние стимулы деятельности и общения, цели и задачи, которые ставят взрослые в обучении и воспитании детей. Наилучшие условия для развития с точки зрения движущих сил создаются тогда, когда цели воспитания и обучения соответствуют собственной мотивации деятельности ребенка и усиливают ее.

Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных предметов материальной и духовной культуры, людей и отношений между ними. Все это вместе взятое составляет условия психологического развития ребенка. Одни и те же дети, движущие силы развития которых одинаковы, в разных условиях, вероятно, будут психологически и поведенчески развиваться по-разному. Это касается скорости их развития и уровня достижений. Чем более благоприятны условия для развития ребенка, тем большего он может достичь за один и тот же период времени.

С представлениями о психологическом развитии детей также связано понятие возраста.

Возраст – определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в психическом и физическом развитии ребенка. Критерии возрастной классификации определяются преж­де всего конкретно-историческими, социально-экономическими ус­ловиями воспитания и развития, которые соотносятся с разными ви­дами деятельности. Критерии классификации соотносятся также с возрастной физиологией, с созреванием психических функций, кото­рые определяют само развитие и принципы обучения.

Так, Л. С. Выготский в качестве критерия возрастной периодиза­ции рассматривал психические новообразования, характерные для кон­кретного этапа развития. Он выделял «стабильные» и «нестабильные» (критические) периоды развития. Определяющее значение он прида­вал периоду кризиса - времени, когда происходит качественная пере­стройка функций и отношений ребенка. В эти же периоды отмечаются значительные изменения в развитии личности ребенка. Согласно Л. С. Выготскому, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем.

Критерием возрастной периодизации А. Н. Леонтьева являются ве­дущие деятельности. Развитие ведущей деятельности обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии развития.

В основе возрастной периодизации Д. Б. Эльконина лежат ведущие деятельности, определяющие возникновение психологических новообра­зований на конкретном этапе развития. Рассматриваются отношения продуктивной деятельности и деятельности общения.

А. В. Петровский для каждого возрастного периода выделяет три фазы вхождения в референтную общность: адаптация, индивидуали­зация и интеграция, в которых происходят развитие и перестройка структуры личности.

Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психические функции» (Л. С. Выготский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леон­тьев, Д. Б. Эльконин). Соотношение внешних социальных условий и внутренних условий созревания высших психических функций опре­деляет общее движение развития.

На каждом возрастном этапе обна­руживается избирательная чувствительность, восприимчивость к внешним воздействиям - сензитивность. Л.С.Выготский придавал сензитивным периодам определяющее значение, считая, что прежде­временное или запаздывающее по отношению к этому периоду обуче­ние оказывается недостаточно эффективным.

В отечественной психологии принята следующая классификация возрастных периодов: 1)младенчество (до 1 года), 2)раннее детство (1-3), дошкольный возраст (4-6-7), младший школьный возраст (7-11), подростковый возраст (12-15), юность (16-18), молодость (19-25), взрослость (25-50), зрелость или старость (50-…).

Возрастной кризис состоит в изменении системы связей ребенка с ок­ружающей его действительностью и его отношения к этой действительности. В те­ории деятельности — со сменой типа ве­дущей деятельности. Симптоматически возрастные кризисы проявляются в трудновоспитуемости ребенка, эмоцио­нальной неустойчивости, что свидетель­ствует об изменении отношения ребенка к окружающим, в первую очередь, к близ­ким взрослым. Возр. кризис явля­ются необходимыми этапами развития. Принято выделять следующие возрастные кризисы: кри­зис одного года, кризис трех лет, кризис семи лет, подростковый кризис, юношес­кий кризис. Хронологические границы возрастных кризисов условны и зависят как от индивидуального темпа, так и от социальной ситуации развития. Так, кризис семи лет в пос­леднее десятилетие сместился к шести годам в связи с изменением сроков начала обуче­ния и, как следствие, с изменением систе­мы воспитания в дошкольных учреждени­ях и в семье и с более интенсивной подго­товкой к школе.

27.Психическое развитие и формирование личности в дошко­льном возрасте(3—6 лет)

На этом этапе происходит становление скелета, увеличение массы мышц, развитие органов дыхания и кровообращения. Увеличивается вес головного мозга. Усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Возрастает скорость образования условных рефлексов, интенсивно развивается вторая сигнальная система.

Ведущая деятельность – игра, освоение норм поведения и деятель­ности людей);

— 3—4 года — самоутверждение; возможные реакции: непослушание, упрямство, негативизм, строптивость, «обзывание взрослых». (« Я сам», «Я сам знаю», нарциссизм). ИГРЫ в одиночку (предметные, конструкторские, сюжетно-ролевые игры);

— 5—6 лет — гармонизация отношений со взрослыми, развитие отношений с детьми, совместные игры с детьми (сюжетно-ролевые игры с правила­ми), формирование отношений лидерства и подчинения среди детей, «игры — соревнования»;

— Развитие конструкторских игр, развитие практического мышления;

—Развитие способностей рисования, музыкальных способностей (пони­мать музыку, петь, танцевать), развитие творчества;

ЭГОЦЕНТРИЗМ мышления;

— Развитие восприятия (усвоение перцептивных действий, усвоение перцептивных эталонов), внимания, памяти (от непроизвольных форм к произвольным формам);

— Восприятие сказок (сказки как средство эмоционального и информаци­онного воздействия на личность ребенка, передачи жизненного и морального опыта людей);

— Развитие воли, произвольности действий;

— Любознательность (в 4—5 лет — « почемучки»);

— Развитие воображения (от репродуктивных форм к творчески продуктив­ному воображению: выполняет познавательно-интеллектуальную функцию и аффективно-защитную функцию (защита от тяжелых переживаний через воображаемую ситуацию)

— Изобразительная деятельность ребенка, детское творчество в рисунках (детское искусство носит экспрессионистский характер — ребенок изображает не то, что видит, а то, что переживает — свои чувства и эмоциональные состояния), существует связь между рисунком и личностью ребенка, уровнем его умственной одаренности.

— Развитие диалогической речи с другими людьми (к 6 годам лексикон до 14 тысяч слов, полное овладение грамматическими нормами языка) и ЭГОЦЕНТРИЧЕСКОЙ РЕЧИ (речи для самого себя, сопровождает деятельность ребенка, помогает ему планировать действия в 4—5 лет),затем перерастает во ВНУТРЕННЮЮ РЕЧЬ;

— Развитие понятий (в 3—5 лет слова — как ярлыки, заменяющие предметы или действия, к 6—7 годам слова обозначают существенные признаки предметов — конкретные понятия);

— Развитие мышления на дооперациональном уровне (Пиаже) (наглядно-образное), постепен­ный переход к операционному уровню;

¾ Формирование новообразований:

· возникновение первого цельного детского мировоззрения, попытка осмыслить закономерные отношения;

· возникновение первичных морально-этических понятий (что такое хорошо и что такое плохо);

· возникновение соподчинения мотивов (можно наблюдать преобладание обдуманных действий над импульсивными, появление чувства долга по отношению к другим людям);

· возникновение произвольного поведения (появляется стремление управлять собой и своими поступками);

· возникновение личного сознания (начало самооценки, начинает понимать, что не все может, осознает свое место в системе отношений со взрослыми, оценивает свои личные качества — хороший, злой, добрый и т.п.).

— Формирование готовности к школе. Готовность к школе - результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Показатели :

· произвольность поведения — умение контролировать свою двигатель­ную активность, действовать точно по указаниям взрослого, подчинять­ся правилам;

· учебная мотивация (желание учиться, а не играть, желание идти в школу); эмоциональная устойчивость;

· в интеллектуальной сфере — концентрация внимания, понимание на слух, словарный запас, развитие речи и наглядно-образного мышления, наличие фонематического слуха, способностей к обобщению, рацио­нальный подход к действительности, логическое запоминание, зритель­но-двигательная координация (способность к управлению движениями руки и пальцев); умение использовать в деятельности знаково-символические средства: замещение (употребление заместителей, которые выполняют ту же функцию, что и замещаемый предмет); кодирование, схематизация и моделирование;

· в личностной и социальной сфере — способность к сотрудничеству со сверстниками, сформированность отношения к взрослому как к учителю, уровень самосознания, позволяющий проявлять критичность к своим знаниям и действиям, умение учитывать позицию другого человека, ориентироваться на социальные нормы.

С концом дошкольного детства связан кризис семи лет, один из основных симптомов которого — потеря ребенком не­посредственности. При этом дети нередко начинают манерничать и паясничать. Примером этого кризиса может быть симптом «горькой кон­феты», когда ребенку плохо, но он старается этого не показать, и если за плохую работу ребенок оценивается хорошо, то это его огорчает. Возникают трудности воспитания, ребенок замыкает­ся в себе и становится неуправляемым. Кризис 7 лет изучен пока очень мало.

28.Психическое развитие и формирование личности в млад­шем школьном возрасте (6—11 лет)

Ведущей в котором становится учебная деятельность. С момента поступления ребенка в школу она на­чинает опосредовать всю систему его отношений.

— Перестройка познавательных процессов — формирование произвольно­сти, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного внима­ния, произвольного целенаправленного восприятия—наблюдения, произвольного осмысленного запоминания, памяти (прежде всего механической памяти).

НОВООБРАЗОВАНИЯ:

Развитие мышления (переход от наглядно-образного мышления к СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОМУ МЫШЛЕНИЮ на уровне КОНКРЕТНЫХ ПОНЯТИЙ. (Переход процессов мышления на новую ступень и связан­ная с этим перестройка всех остальных процессов и составляет основное содержание умственного развития в младшем школьном возрасте);

Развитие саморегуляции, произвольности поведения, воли, научается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы: обучаются в определенной степени управлять своим поведением;

Развитие рефлексии (ребенок учиться сам анализировать свои поступки, и аргументировать, обосновывать свою деятельность); самоконтроль и самооценка. Причем, самооценка строится в основном на мнении учителя и родителей.

— Формируется внутренний план действий (ребенок уже может выполнять действия про себя — умственные действия):

· усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний;

· овладение навыками домашнего труда;

· расширение сферы общения, появление новых авторитетов (учитель);

¾ Формирование отношений в учебном коллективе:

· игры развивающие занимают второе место после учебы;

· формирование самооценки на основе оценивания учителями и достигнутых результатов в учении, часто снижение самооценки;

· формируются уверенность в себе, компетентность либо в случае затруднений в учебе, критичности учителей и родителей формируются неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрированность, потеря интереса к учению, " школьные неврозы".

Кризис одиннадцати лет самый малозаметный и безболезненный из всех возрастных кризисов и заключается в переходе в среднее звено школы (вместо одного учителя – много, новые предметы).

29.Психическое развитие и формирование личности в подро­стковом возрасте(11—14 лет)

Это возраст переломный, т.к. происходят радикальные изменения в физическом развитии. Важной особенностью физического развития на данном этапе является половое созревание. Происходит так называемая «гормональная буря», т.е. активизируется работа желез внутренней секреции. У подростков меняется облик, пропорции тела приближаются к взрослым. Интенсивно развивается лицевая часть черепа, но мозг увеличивается незначительно. Позвоночник отстает в годичной прибавке от темпа роста тела в длину. До 14 лет пространство между позвонками заполнено хрящевой тканью, поэтому позвоночник податлив к искривлению (например, прыжки с большой высоты, высокие каблуки – все это может привести к смещению еще не сросшихся костей таза девушки, что может в будущем повлиять на роды).

Происходит развитие мышечной массы у мальчиков - по мужскому типу, у девочек – по женскому. Расширяются физические возможности у мальчиков, но их мышцы более утомляемы, чем у взрослых. Сердце растет быстрее, чем кровеносные сосуды. Это приводит к функциональным нарушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы (часты сердцебиения, повышенное давление, головокружения, головные боли, быстрая утомляемость).

— Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески и неуправляемость эмоций и настроений;

— САМОУТВЕРЖДЕНИЕ своей самостоятельности и индивидуальности, возможность возникновения конфликтных отношений со взрослыми; возникают трудности во взаимоотношениях со взрослыми, негативизм, упрямство, строптивость, бунт против взрослых, безразличие к оценке успехов, к школе (отсутствие авторитета возраста, отвращение к необоснованным запретам, восприимчивость к промахам родителей и учителей);

— ВЕДУЩАЯ деятельность — ОБЩЕНИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ, складывается кодекс товарищества, возрастает потребность в лучшем друге, освоение новых норм поведения и отношений с людьми на основе необходимости " завоевать" признание, расположение и уважение сверстников к себе, поиск друга, поиск «своей» компании;

— Формирование САМООЦЕНКИ, ХАРАКТЕРА;

— Возможно возникновение акцентуаций характера и ДЕЗАДАПТИВНЫХ ФОРМ поведения;

— Формирование собственных взглядов, протест против диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;

— Отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и конформизма по отношению к ровесникам;

— Развитие ЛОГИЧЕСКОГО мышления, способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными понятиями;

— Самоконтроль и планирование деятельности еще затруднено;

— Повышенная утомляемость и эмоциональность, импульсивность, противоречивость;

— Склонность к риску, аффективности как приемам самоутверждения;

— Появление сексуальных влечений и интересов;

— Формирование САМОСОЗНАНИЯ своего "Я", эгоидентичности;

— Избирательность в учении, сензитивность для развития общих и специальных способностей;

— Центральное личностное новообразование — возникает «чувство взрослости»; Подросток начинает осознавать, что он уже не ребенок, и испытывать потребность быть принятым в мир взрослых.

— второе психологическое рождение ребенка — «страх потери Я» (быть самим собой со своим неповторимым душевным миром или быть вместе с людьми, друзьями, быть, как они);

Новообразования:

· возникновение социального сознания и самосознания;

· самоопределение (осознание себя в качестве члена общества, подготовка к выбору будущей профессии, своего места в жизни).

30.Становление личности в юности

(14 —18 лет)

Юношеский возраст — этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных ре­шений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

— Формируется САМОСОЗНАНИЕ — представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств;

— Происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность САМОВОСПИТАНИЯ;

— Возрастает ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ;

— Возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось АБСТРАКТНО-ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ;

— Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;

— Формируется собственное МИРОВОЗЗРЕНИЕ — как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии;

— Увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, МАКСИМАЛИЗМ СУЖДЕНИЙ;

—СТРЕМЛЕНИЕ К САМОУТВЕРЖДЕНИЮ СВОЕЙ НЕЗАВИСИМОСТИ, ОРИГИНАЛЬНОСТИ;

— Пренебрежение к советам старших;

— КРИТИКАНСТВО, проявление недоверия;

— Сухой рационализм, практицизм;

— Стремление к САМОУПРАВЛЕНИЮ, заново осмыслить все окружающее, происходит ЖИЗНЕННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ человека, приобретение определенной степени психологической зрелости;

— Стремление ПРИОБРЕСТИ ПРОФЕССИЮ — основной мотив познава­тельной деятельности;

— ОТСУТСТВИЕ подлинной самостоятельности, ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ВЛИЯНИЮ СВЕРСТНИКОВ, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам;

— ЗАВЕРШЕНО ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. Формируется отношение к зарождающимся СЕКСУАЛЬНЫМ ЖЕЛАНИЯМ;

— Возникает первое чувство ЛЮБВИ, дружбы;

— Происходит существенная перестройка эмоциональной сферы;

— Недостаточное осознание последствий своих поступков.

Психологическое новообразование: профессиональное самоопределение, умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации.

Ведущей деятельностью - учебно-профессиональная деятельность.

Вопросы к экзамену

  1. Предмет психологии.
  2. Методы исследования в психологии
  3. Основные этапы развития психики в филогенезе
  4. Сознание как высшая форма развития психики
  5. Психологическая характеристика деятельности
  6. Виды деятельности
  7. Понятие ощущений, свойства и закономерности ощущений
  8. Понятие о восприятии, свойства восприятия
  9. Виды восприятия и их характеристика
  10. Понятие о внимании, функции и свойства внимания
  11. Виды внимания и критерии их классификации
  12. Понятие о памяти, теории памяти
  13. Психологическая характеристика видов памяти
  14. Процессы памяти и их психологическая характеристика
  15. Понятие и виды мышления
  16. Мышление как процесс
  17. Определение и виды воображения
  18. Приемы и способы процесса воображения
  19. Речь, ее виды и функции
  20. Речь и познавательные процессы
  21. Понятие индивида, индивидуальности, личности
  22. Структура личности по К.К. Платонову
  23. Психоаналитические теории личности З.Фрейда
  24. Бихевиоральный подход к изучению личности

25. Гуманистические теории личности

26. Социализация личности и ее основ­ные характеристики

  1. Понятие о темпераменте, теории темперамента
  2. Типы темпераментов и их психологическая характеристика
  3. Понятие о характере, структура характера
  4. Акцентуации черт характера
  5. Понятие о способностях, виды и уровни способностей
  6. Понятие о воле, структура волевого действия
  7. Волевые качества и их формирование
  8. Понятие об эмоциях и чувствах
  9. Формы переживания чувств

36. Понятие общения, его структура и функции

37. Общение как обмен информацией

38.Общение как восприятие и понимание людьми друг друга

39. Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы.

  1. Каузальная атрибуция, теории атрибуции
  2. Стили атрибуции
  3. Анализ взаимодействий в рамках трансакционного анализа Э. Берна
  4. Стили общения
  5. Понятие агрессии, психоаналитический и этологический подходы к объяснению агрессии.

45. Фрустрационная модель агрессии

46. Бихевиоральная модель агрессии

47. Альтруизм, формирование мотивации к просоциальному поведению

48. Понятие конфликта, его виды и функции

  1. Способы поведения в конфликте

50. Эффекты группового взаимодействия

51. Понятие малой группы, классификация малых групп

52. Эмоциональная структура малой группы и методы ее измерения

53. Феномен группового давления (конформизма)

54. Лидерство как феномен психологической власти в группе

Наши рекомендации