И поведением спортсмена в условиях соревнований

Весь процесс психологического обеспечения спортивной деятельности можно рассмотреть с позиций широкого термина «управ-

ление». Однако в четвертой части этого процесса (см. схему m стр. 312) особо выделяется ситуативное управление. Спорт смен, обладающий сильным спортивным характером и xopomei психологической готовностью к соревнованиям, в подавляющее большинстве случаев не нуждается в управлении его состояниел и поведением. Вместе с тем соревновательная ситуация може' сложиться таким образом, что определенное вмешательство буде' необходимо и полезно для будущего результата. Особенно част( подобная необходимость возникает в соревнованиях высокой ранга, когда значимость их очень высока, когда спортсмен эмо циоиально возбужден и стремится использовать все пути для тоге чтобы показать максимально высокий результат. Срочное управ ление может помочь и в случаях отчетливых пробелов в психи ческой готовности спортсмена. Вне специальных мероприятш ситуативное управление реализуется психологически и психоте рапевтически грамотным общением со спортсменом в день сорев нований и главное — непосредственно перед выступлением. Основ ные принципы этого общения изложены в психолого-педагогиче ских и психогигиенических рекомендациях (см. стр. 314). Но си туативное управление может быть и специально организованным

В принципе спортсменом может управлять любой человек вступивший с ним в контакт, но центральными фигурами в этой процессе являются тренер и психолог.

Мероприятия по управлению предсоревновательными и сорев новательными состояниями спортсмена издавна называются се кундированием. Правда, до сих пор этот термин употреб дался почти исключительно в единоборствах. Современная прак тика завершающей настройки спортсмена перед стартом в различ ных видах спорта позволяет более широко трактовать поняти' «секундирование».

В качестве примера здесь приводится сокращенный сеан-секундирования в видах спорта циклического характера. Показа нием для проведения сеанса секундирования чаще всего служи-чрезмерно высокий уровень предсоревновательного змоциональ ного возбуждения. Поэтому наряду с воздействиями, направлен ными на снижение психического напряжения (главным образов путем снижения значимости соревнований), специальной задаче] на первом этапе секундирования является снижение общей пси хической активности и уровня бодрствования. Для этого прово дится сеанс релаксации, желательно в отдельном помещении Однако в условиях соревнований его нередко проводят в массаж ной, в углу зала либо просто на земле. Чтобы сгладить неблаго приятное воздействие соревновательной обстановки, включаю1 магнитофонную запись шума горного ручья, дождя, под которуи до этого проводились сеансы гипноза. Звук не только заглушае1 соревновательные шумы, он условно-рефлекторно способствуе расслаблению и успокоению.

1. Спортсмен лежит на спине, руки вытянуты вдоль тулови ща. При ярком освещении глаза надо закрыть полотенцем. Пси холог или тренер начинает сеанс с разглаживания складок лба

Последовательно расслабляются мышцы лица, рук, ног. Формулировки расслабления мышц шеи и затылка, плеч и спины завершаются словами: «Совершенно свободно, легко лежит голова». После обобщенных формулировок расслабления, чередующихся с фразами: «Расслабление приятно успокаивает», «Сбрасывается ненужное напряжение», следует внушение тепла рук, ног, всего тела.

2. Если после релаксации до старта остается еще 10—12 мин,
спортсмену предлагается ранее избранный им вариант сюжетного
представления примерно в следующей форме: «Представь себе
ситуацию, в которой тебе всегда хорошо, уютно и спокойно. При
вычное, приятное окружение: вокруг тебя люди, с которыми тебе
всегда приятно общаться, которые относятся к тебе доброжела
тельно, участливо, ласково. Как можно больше отвлекись от всего
окружающего тебя сейчас. Тебя здесь нет, ты там, в той прият
ной и спокойной для тебя атмосфере. Четко воссоздай всю обста
новку, предметы, их расположение, цвет, спокойные голоса окру
жающих тебя людей. А главное — воспроизведи те же приятные
чувства, которые ты обычно переживаешь в той ситуации. Пе
риодически проверяй расслабление: лицо, зубы разжаты, шея, за
тылок, кисти, стопы».

3. На фоне сниженной психической активности примерно за
5—8 мин до старта внушаются спокойствие и уверенность в себе.
Примерное содержание этих внушений следующее: «Спокойная
уверенность. Спокойная боевая уверенность. Ты знаешь о своей
отличной подготовленности. Ты проделал огромную подготови
тельную работу. Заложена новая мощная база для скачка твоих
двигательных и функциональных возможностей. Все было выпол
нено качественно и своевременно. Нагрузка снижена предельно
точно. Ты подошел к старту в прекрасной форме. Все, что было
необходимо, ты сделал в высшей степени качественно. Теперь
остается только спокойно и уверенно реализовать то, что в тебе
заложено. Хорошо работать с полной отдачей сил. Красиво, хо
рошо работать и терпеть. Все, что надо для хорошей работы, в
тебе заложено. Все будет выполнено наилучшим образом».

4. Вслед за внушениями спокойной уверенности следует напо
минание о характере поведения при выходе на старт и на старте:
«Выходи легкой, раскованной, свободной походкой, твердо ставь
ногу, во время ходьбы при проносе ноги вперед расслабляй мыш
цы бедра, разверни плечи, расслабь руки. Улыбайся. Реагируя
iia зрителей, поднимай руки вверх, отвечай на приветствия. Твер
дый, уверенный взгляд, четкие движения при подходе к старту.
Четко вспомни все, что тебе нужно сделать в последние минуты».

5. Уже к этому моменту психическая активность спортсмена
начинает повышаться., Последующие внушения преследуют цель
поднять боевой дух: «На старте ты будешь чувствовать мощный
прилив сил и энергии. Энергия будет переполнять тебя. Ты бу
дешь чувствовать высшее проявление боевого духа, неудержимое
стремление к борьбе, к победе, к спортивному успеху и счастью.
Ты будешь рваться в бой, желать хорошей, большой, красивой

работы. Энергия будет переполнять тебя, но до старта ты будешь ее сдерживать и конденсировать. Всю эту энергию ты вложишь в мощную работу на дистанции и блестяще пройдешь ее».

6. Далее следует напоминание о содержании деятельности не
посредственно на старте и в процессе выполнения упражнения:
«Хорошая сосредоточенность на старте. Мгновенная реакция на
стартовый сигнал. Мощный старт. Не забудь: путь от места уча
стников до старта — это путь воодушевления, торжества твоей
силы и непоколебимой уверенности в себе».

7. Формула выхода на старт зависит от состояния спортсмена:
«Встань спокойно, расслабленно иди на старт» либо: «А те
перь— в бой, пора на старт». Может быть проведена словесная
мобилизация с внушением прохлады, озноба.

В зависимости от состояния спортсмена и его пожеланий могут использоваться специальные мобилизирующие упражнения, например «Прыжок». Спортсмен садится, локти на колени, голова опущена. Тренер (или психолог) говорит: «Сейчас я буду считать от одного до двадцати с нарастанием темпа до скороговорки и усилением интонации. Представляй зрительно и мышечно-двига-тельно, что ты совершаешь разбег для мощного прыжка. С каждым счетом нагнетай энергию в мышцы, можешь слегка раскачиваться в ритме счета. К счету «15» ты должен предельно собраться для совершения прыжка. При счете «20» реально мощно выпрыгиваешь вверх, одновременно представляя, что после прыжка ты совершаешь полет». Обычно упражнение выполняется 2 раза.

Обученному этим приемам спортсмену (после проведения с ним секундирования в одном-двух соревнованиях) рекомендуется использовать их самостоятельно, дополняя при необходимости собственным, индивидуально-образным содержанием.

Сеанс секундирования проводится исключительно на добровольных началах. Бывает, что спортсмен заранее предупреждает о сеансе. Но чаще всего решение проводить или не проводить сеанс принимается непосредственно перед стартом, в зависимости от состояния. Опытные спортсмены вносят иногда довольно существенные коррективы в содержание сеанса. Одни предпочитают релаксацию и успокоение, другие, наоборот, только мобилизацию, третьи просят заполнить почти все время сеанса внушениями уверенности в себе, в своей готовности и высоких возможностях и т. д. Бывает, что спортсмен не может понять и сформулировать, что ему может быть полезно. Психолог должен помочь ему в этом выборе. Как правило, проведение сеанса сочетается с привычными мероприятиями по регуляции предстартового состояния.

Таким образом, ситуативное управление, в том числе секун-дирование, включается в ритуал предсоревновательного поведения спортсмена наряду с саморегуляцией психических состояний перед стартом, помогая вскрыть резервные возможности в наиболее ответственный момент спортивной деятельности.

Проведение описанных мероприятий психологического обеспечения спортивной деятельности требует специальной организации: привлечения специалистов (педагогов, практических психологов,


И поведением спортсмена в условиях соревнований - student2.ru

психотерапевтов), материальной базы (кабинетов психорегуляции, аппаратуры и пр.), соответствующей подготовки тренеров, руководителей и всего обслуживающего персонала.

Наши рекомендации