Информация об отряде: что, где, когда?
Методические рекомендации
Школа студенческого актива
Малой академии управления
Краснодар
Составитель: педагог-психолог Центра социальной адаптации молодежи КубГТУ Касьяненко Николай Альбертович
Ответственный за выпуск: педагог-психолог Центра социальной адаптации молодежи КубГТУ Касьяненко Николай Альбертович
Под редакцией председателя первичной профсоюзной организации студентов КубГТУ Голевой Анны Юрьевны
Данное пособие рекомендовано вожатым, работающим на Школе студенческого актива Малой академии управления КубГТУ (далее – Школа). Пособие включает в себя информацию о мероприятиях, тренингах, мастер-классах, играх и других составляющих образовательной программы Школы.
Ó ФГБОУ ВПО «Кубанский Государственный технологический университет» (КубГТУ) , 2012 г.
Содержание
1 Введение 4
2 Информация об отряде – что, где, когда? 6
3 День первый. Знакомство 10
4 День второй. Личностный рост 17
5 День третий. Личностный рост 27
6 День четвертый. Проектная деятельность 46
7 День пятый. Конфликтология 59
8 День шестой. Манипулятивное поведение 75
9 День седьмой. Стрессоуйстойчивость 104
10 День восьмой. Волонтерство как фундамент карьерного роста 123
11 Важно знать. Вопросы безопасности 132
Введение
Данная работа адресована, прежде всего, педагогам и вожатым, у которых возможно впереди самая первая школа актива и самый первый отряд.
Как работать со студентами? Как и чем можно помочь в трудных ситуациях? Что нужно сделать, чтобы ребята поверили тебе и пошли за тобой? Многие вопросы предстоит решить вожатому отряда. Ведь именно он отвечает за то, чтобы школа актива прошла максимально эффективно для каждого из участников своего отряда.
Основной целью проведения Школы является создание условий, способствующих развитию лидерского потенциала студентов во всех его проявлениях. Для этого вожатый должен понимать и решать совместно с коллективом педагогов и спортивных инструкторов следующие задачи:
- выявление у участников первичного уровня знаний собственного лидерского потенциала;
- формирование у студентов понятия «лидер», «инициатива»; «кадровый резерв»;
- формирование навыков и умения работать в команде;
- создание условий для демонстрации и закрепления лидерских навыков путем решения практических заданий;
- освоение студентом способов анализа и самоанализа жизненных событий и ситуаций;
- формирование чувства ответственности за собственной выбор, принятое решение, поступок;
- формирование педагогического и организационного звена малой академии управления;
- пропаганда здорового, активного образа жизни.
Кроме того, несмотря на ведущую роль учебных тренингов и семинаров большое значение имеет обеспечение активного отдыха и оздоровления студентов. Об этом также должен помнить вожатый при планировании и выполнении работы со своим отрядом.
Каждый вожатый должен изучить контингент студентов своего отряда и с помощью педагогов школы наметить формы и методы воспитательного воздействия. Затем вожатый составляет план работы отряда на каждый день. После отбоя вожатый должен проанализировать его выполнение, уделив внимание отношению студентов к проведенным мероприятиям, дать оценку деятельности участников отряда, отметив положительные и отрицательные моменты.
В школе актива выделяется 3 периода: организационный, основной и заключительный. В каждом из них решаются свои задачи, меняется позиция вожатого по отношению к участнику школы.
Позицию вожатого по отношению к участнику в организационный период можно определить как: вожатый – ведущий, участник – ведомый. В этот период вожатый демонстрирует различные формы мероприятий, задает уровень их организации и проведения. Вожатый задает тот эталон, на который в последующем будут равняться ребята.
В основной период идет совместная деятельность вожатого и участника, где студентам дается большее пространство для их самореализации в роли организаторов и участников отрядных мероприятий. После каждого мероприятия обязательно проводится совместный анализ дела. Что получилось или не получилось и почему? Как вели себя участники мероприятия? Выводы используются участниками школы при организации следующего мероприятия. Здесь обязательно надо быть тактичными по отношению к участникам школы, корректно помочь им увидеть не только неудавшиеся моменты, но и удачные находки.
Заключительный период является подведением итогов того, чему научились участники школы. В заключительном периоде должны проявиться изменения студентов, приобретенные в процессе деятельности. Участники отрядов должны продемонстрировать уровень развития личностных компетенций, в том числе, какой уровень лидерских способностей они приобрели. Позиция вожатых и педагогов на данном этапе школы актива является консультативной.
В заключении хотим отметить, что и вожатые и педагоги для достижения успеха в реализации программы школы актива должны помнить, что студенты находятся в совершенно новых для них условиях и позициях, поэтому максимально эффективным будет индивидуальный, личностноориентированный подход в работе с участником школы.
Для удобства читателя информация в данном пособии отмечена следующими символами
Теория вопроса
Инвентарь и материалы
Упражнения
Также в конце каждой темы предусмотрено место для заметок читателя.
Информация об отряде: что, где, когда?
Прежде чем перейти к образовательному блоку нашего пособия, ознакомьтесь с информацией, которая поможет вам стать отличным вожатым.
Список отряда составляется по следующей форме.
№ | Фамилия Имя Отчество | Дата рождения | N комнаты, домика | Сот. телефон |
Затем необходимо ознакомить участников отряда с распорядком дня. Он должен быть в каждом отряде и на досках объявлений по территории проживания. Примерная форма распорядка дня.
Время | Мероприятие |
Мероприятия, которые будут проходить в течение всей школы, делятся на отрядные и общелагерные. Расписание мероприятий будет предоставлено водатому оргсоставом школы. На основе расписаний вожатый составляет план работы отряда по дням.
Вожатый может заранее придумать несколько вариантов названия отряда и предложить их на общее обсуждение. Это облегчает подготовку визитки отряда, меньше времени тратиться на обсуждение.
Название отряда и девиз должны:
- соответствовать тематике школы актива,
- быть содержательными,
- быть удобно произносимыми,
- отражать общие интересы отряда, их общую особенность или их стремления;
- специфику по факультету или корпоративную составляющую.