Проба лаччинза (диагностика лабильности нс)
Под ригидностью понимается затрудненность переключения мышления на новые способы и правила. 3 вида ригидности – когнитивной (познавательной), аффективной (эмоциональной) и мотивационной. Эксперимент с помощью методики, которая была предложена А. Лачинсом для выявления ригидности мыслительных процессов, состоит в сравнении результатов решения однотипных задач двумя группами испытуемых. Испытуемые делятся на две равночисленные группы: одной — экспериментальной — выдают бланк 1, второй — контрольной — бланк 2. 1)Каждый испытуемый у себя проставляет число рациональных и нерациональных решений всех задач. По условию опыта задачи 1-5 имеют только одно решение, т. е. их решение всегда рационально. Критерием же рациональности решения задач 6-10 немедленно следует ответ. 2)у испытуемых экспериментальной группы под влиянием усвоенного способа решения задач 1 -5 с обязательным использованием всех трех сосудов вырабатывается стереотип, и они оказываются нечувствительными к изменению условий задач 6-10. У Лачинса большинство испытуемых (около 80 %) совершают перенос на тестовые задачи тех процедур, которые использовались при решении пяти предыдущих. В результате эти испытуемые не находят новых, рациональных способов решения, в чем и проявляется познавательная ригидность мыслительных процессов.
8. Методика «пиктограммы» А.ЛурияПредставляет собой вариант опосредованного запоминания, однако применяется он не столько для исследования памяти, сколько для анализа характера ассоциаций. Для проведения опыта достаточно иметь карандаш и бумагу. Нужно заранее подготовить 12—16 слов и выражений для запоминаний. Примерный набор слов, которым можно пользоваться: Веселый праздник, Тяжелая работа, Развитие, Вкусный ужин, Смелый поступок, Болезнь, Счастье, Разлука, Ядовитый вопрос. Испытуемому говорят, что будет проверяться его зрительная память, спрашивают о том, замечал ли он, как ему легче запоминать — "на слух или с помощью зрения". Затем ему дают лист бумаги и карандаш и говорят: "На этой бумаге нельзя писать ни слов, ни букв. Я буду называть слова и целые выражения, которые вы должны будете запомнить. Для того чтобы легче было запомнить, вы должны к каждому слову нарисовать что-либо такое, что бы могло помочь вам вспомнить заданное слово. Если он легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме: Заданные выражения; Рисунки и объяснения; Восприятие спустя час. В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли испытуемый устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения ("вкусный ужин", "тяжелая работа"), то более абстрактные, трудные ("развитие", "сомнение", "справедливость"). После выполнения задания (от 12 до 16 слов) листок с рисунками откладывают в сторону и лишь в конце исследования (спустя час) предлагают испытуемому припомнить по рисункам заданные слова. Припоминание нужно предлагать не по порядку. Обязательно следует спросить, как удалось ему вспомнить слово, чем помог ему рисунок. Следует обратить внимание на то, может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. 2 критерием, является критерий адекватности ассоциаций. Последний это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти методом заучивания 10 слов и методом пиктограммы.
9. Шкала оценки психомоторного развития Н.И. Озерецкого.Тестовая батарея исследования уровня развития двигательных умений, отдельных компонентов моторики у детей и подростков. Предусматривается возможность как индивидуального, так и группового обследования. Тесты О. о. м. ш. объединены в пять групп (по 5 тестов в каждой). Состав и направленность тестов по отдельным компонентам развития двигательной сферы следующие. I. Статическая координация (способность стоять с закрытыми глазами в течение 15 с; то же поочередно на правой и левой ногах; на цыпочках, на носках, при различных положениях туловища).II. Динамическая координация и соразмерность движений (передвижение прыжками на правой и левой ногах; прохождение лабиринтов попеременно правой и левой руками; вырезание кружка из бумаги (время ограничено: 1 мин — для правой руки и 1,5 — для левой); прочерчивание линий; прыжки с места в высоту).III. Скорость движений (укладывание 20 монет по одной копейке в коробку (время — 15 с); рисование вертикальных линий; раскладывание спичек; прокалывание отверстий в листе бумаги с нанесенными на нем кружками (бланк пробы внимания по Россолимо, см. Россолимо «Психологические профили»); нанесение точек на бумагу).IV. Сила движений (сгибание, распрямление различных предметов).V. Сопровождающие движения (синкинезии) — поднимание бровей; наморщивание лба; движения кистями рук. Тесты считаются невыполненными, если наряду с требуемыми у испытуемого отмечаются другие движения, напр. движение кистью вместе с движением всей Руки, поднимание бровей и движения губами и т. д.Испытания начинаются с тестов на динамическую координацию, затем следует оценка скорости движения, силы, синкинезии и статической координации. В протоколе обследования фиксируется количество выполненных тестов по всем пяти группам моторных качеств (за каждый выполненный тест — 1 балл) и суммарная оценка. Продолжительность процедуры обследования — 45-65 мин. Возрастная шкала норм разделена на шесть уровней (4-6, 7-8, 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 лет). К достоинствам О. о. м. ш. следует отнести достаточную широту охвата исследуемых показателей психомоторного развития, простоту проведения, возможность группового тестирования. Показатель надежности ретестовой достигает 0,7.
10. Методика исследования акцентуации характера А.Е.Личко.По мнению А. Е. Личко акцентуацию можно определить как повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняет её адаптацию в некоторых специфичных ситуациях. Все акцентуации Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при повзрослении. В то же время многие из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь. Явная акцентуация - эта степень относится к крайним вариантам нормы. Однако выраженность черт определенного типа обычно не препятствует социальной адаптации. Скрытая акцентуация - эта степень относится не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденных, привычных условиях черты какого-либо типа характера выражены слабо или не проявляются совсем. Черты этого типа могут неожиданно проявиться под влиянием тех ситуаций и психических травм, которые адресованы к месту наименьшего сопротивления. Наиболее благоприятный прогноз наблюдается при гипертимической акцентуации, наихудший прогноз - при явной неустойчивой акцентуации. Различают несколько видов относительно стойких изменений:1 переход явной акцентуации в скрытую. 2 формирование на почве акцентуаций психопатических развитий,3 трансформация видов акцентуаций характера, присоединение к основному типу близких, совместимых с этим типом других акцентуаций.
11. Методика изучения фрустрационных реакций С.Розенцвейга.Стимульный материал состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации переходящего типа. Из них 16 ситуаций, в которых создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку), и 8 ситуаций, в которых субъекта обвиняют в чем-то. Между этими группами ситуаций имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот. На рисунке персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивидуума. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейга, «эгоблокинговые». Здесь какое-либо препятствие или действующее лицо сбивает с толку, находящийся на рисунке справа; 2) ситуации обвинения, или «суперэгоблокинговые». В этих ситуациях персонаж, нарисованный справа, обвиняется в чем-либо или его привлекают к ответственности. Оценка полученных ответов, осуществляется по направлению реакции (агрессии) и ее типу. По направленности реакции подразделяются на:а)экстрапунитивные—реакция направлена на живое или неживое окружение, осуждается внешняя причина фрустрации и подчеркивается ее степень б)интропунитивные—реакция направлена на самого себя с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, не подлежит осуждению; в)импунитивные—фрустрирующая ситуация рассматривается как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем; По типу реакции подразделяются на: а)с фиксацией на препятствии б)с фиксацией на самозащит в)с фиксацией на удовлетворении потребности. Рассчитывается «показатель групповой конформности», позволяющий судить о степени социальной адаптации индивидуума. В соответствии с теорией С. Розенцвейга фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности.
12. Процедура социометрии Дж.Морено.Морено использовал понятие «социогравитационный фактор», с помощью которого он пытался объяснить различные чувства, возникающие в процессе общения людей друг с другом. При это понятие «социогравитационный фактор» Морено определял как простейшие единицы чувства, излучаемые человеком и направленные от индивида к индивиду. Он создал «терапевтический» (его иногда называют социометрическим) театр, который означает метод группового тренинга, основанный на особенностях межличностного взаимодействия в группах. Социодрама - это моделирование и проигрывание различных социальных ситуаций, а психодрама - это моделирование и проигрывание различных ситуаций межличностного общения. Находясь на сцене люди, проигрывают определенные психические состояния и социальные роли, благодаря чему им становится психологически легче и комфортнее.
13. Методика диагностики готовности к школе Н.И ГуткинойО психологической готовности к школе судят по уровню развития следующих психических сфер: аффективно-потребностной, произвольной, интеллектуальной и речевой. Диагностическая программа по определению психологич. готовности детей 6–7 лет к шк.обучению состоит из игр и игровых заданий с правилами, позволяющими определить уровень развития психич. сфер. Методика по определению доминирования познавательного или игрового мотива в аффективно-потребностной сфере ребенка.Было установлено, что в игре «в школу» дети, характеризующиеся наличием «внутренней позиции школьника», предпочитают роль ученика, а не учителя и хотят, чтобы все содержание игры сводилось к реальной уч. д-сти (письмо, чтение, решение примеров и т.д.). Наоборот, в случае несформированности этого образования детивыбирают роль учителя, а вместо конкретной учебной д-сти – игру «в перемены», разыгрывание прихода в школу и ухода из нее и т.д. Беседа, направленная на определение «внутр. позиции школьника», включает вопросы, косвенным образом помогающие определить наличие познават. и учебной мотиваций у ребенка, а также культурный уровень среды, в которой он растет.Произвольная сфера: Методика «Домик»задание на срисовывание домика, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание помогает обнаружить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, точно копировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. Интеллектуальная и речевая сферы. В качестве экспериментального задания используется обучение испытуемого цифровому кодированию цветных картинок (лошадка, девочка, аист) по наличию или отсутствию у них одного признака – сапожек на ногах. Есть сапожки – картинка обозначается «1», нет сапожек – «0» (нулем). Цветные картинки предлагаются испытуемому в виде таблицы, содержащей: 1) правило кодирования; 2) этап закрепления правила; 3) так называемые загадки, которые испытуемый должен разгадать путем кодирования. Методика «Последовательность событий» Предназначена она для исследования развития логического мышления, речи и способности к обобщению. используются три сюжетные картинки, предъявляемые испытуемому в неправильной последовательности. Ребенок должен понять сюжет, выстроить верную последовательность событий и составить по картинкам рассказ. Устный рассказ показывает уровень развития речи будущего первоклассника: как он строит фразы, свободно ли владеет языком, каков его словарный запас и т.д.
14. Методика диагностики готовности к школе Керна-Йерасика.Для исследования готовности ребенка к школьному обучению используют тест Керна - Иерасека. Он содержит 3 задания. Этот тест помогает выявить уровень психического развития ребенка, развитие его глазомера, способности к подражанию, степень сформированности тонких двигательных координаций. Инструкция к тесту. Все три задания методики направлены на определение развития тонкой моторики руки, координации движений и зрения. Все это необходимо для того, чтобы ребенок в школе научился писать. Методика состоит из трех заданий:1. Срисовывание письменных букв. 2. Срисовывание группы точек. 3. Рисование мужской фигуры. Ребенку дают лист нелинованной бумаги. Карандаш кладут так, чтобы ребенку было одинаково удобно взять его и правой, и левой рукой. А. Копирование фразы "Ей дан чай" Ребенку, еще не умеющему писать, предлагают скопировать фразу "Ей дан чай", написанную письменными буквами. Если ваш ребенок уже умеет писать, то следует предложить ему скопировать образец иностранных слов1 балл - срисованную фразу можно прочитать. Буквы не более чем в 2 раза больше образца. Буквы образуют три слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°. 2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине близки к образцу. Их стройность не обязательна. 3 балла - буквы разделены не менее чем на две группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы. 4 балла - на образцы похожи не менее 2 букв. Вся группа имеет вид письма. 5 балл - каракули. Б.