Психологическая оценка работников в организации
Диагностика профессионально-значимых качеств специалиста. Отбор
и оценка персонала. Диагностика и прогноз эффективности работы персо-
нала. Психологический тест как инструмент оценки сотрудника. Критерии
выбора психологического теста и принципы формирования батареи тестов.
Ассессмент-центр и альт-ассессмент как методы комплексной оценки
персонала.
Ассессмент-центр – это метод комплексной оценки персонала, осно-
ванный на использовании системы взаимодополняющих методик, ориенти-
рованных на реальное рабочее поведение оцениваемых сотрудников и учет
особенностей требований должностных позиций (Маничев С.А., 2000).
Использование полиграфа («детектора лжи») при отборе кадров.
Структура профессионально важных качеств человека. Психодиагно-
стика профессионально важных качеств. Оценка соответствия психологи-
ческих особенностей человека, профессии и должности. Прогнозирование
успешности обучения и профессиональной деятельности. Подбор работни-
ков в соответствии с должностными обязанностями, с учетом их личност-
ных качеств. Выявление сотрудников, перспективных для повышения по
должности или квалификации.
Опросник Маккиавелизма Кристи и Гейса для оценки лидерского по-
тенциала, способности к убеждению, склонности к манипуляции в процес-
се общения.
Методика исследования макиавеллизма личности В.В. Знакова для
выявления склонности человека манипулировать другими людьми в меж-
личностных отношениях.
Опросник стиля руководства коллективом В.А. Журавлева для выяв-
ления предпочитаемого стиля руководства.
Шкала измерения стиля руководства Ф.Е. Фидлера: самооценка, само-
критичность, социальные установки, эффективность общения и управления.
Опросник Блейка-Мутона для оценки стиля деятельности менеджера.
Опросник Sensation Seeking Scale (SSS) М. Цукермана для оценки
стремления человека к стимуляции. Шкалы: Поиск острых ощущений,
Расторможенность, неподверженность социальным ограничениям, Непе-
реносимость однообразия, Неадаптивное стремление к трудностям.
Опросник «Цикл управленческих умений» К.Л. Вилсона.
Опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна.
Тест самомониторинга М. Снайдера.
Методика оценки общих и специальных технических способностей
Дж. Фланагана.
Восемь диагностических шкал измерения карьерных ориентаций
В.А. Чикер.
«Опросник на выявление типов профессионалов» М. Белби для выяв-
ления восьми групповых ролей, позволяющих создавать заведомо успеш-
ные команды.
Диагностика адаптации и дезадаптации
Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Мак-
лакова.
Опросник для оценки проявлений дезадаптации О.Н. Родиной.
Опросник социально-психологической адаптированости А.К. Ос-
ницкого.
Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации
Холмса и Рея.
Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Вас-
сермана.
Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению
(Шкалы: склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддик-
тивному поведению, склонности к агрессии и насилию, волевого самокон-
троля эмоциональных реакций, склонности к делинквентному поведению).
Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации
работника предприятия Р.Х. Исмаилова.
Опросник для оценки уровня социально-психологической адаптации
учителя средней школы
Тема 11. Психодиагностика общения, групповых и
Семейных отношений
Социально-психологическая диагностика личности и
Группы
Структура и уровни развития группы. Изучение структуры межлично-
стных отношений в группе. Изучение положения личности в системе меж-
личностных отношений. Изучение сплоченности группы. Изучение ценно-
стной и эмоциональной сплоченности в группе. Изучение динамики груп-
пы. Совместимость и срабатываемость в группе.
Социометрия.
Референтометрия.
«Групповая оценка личности».
Методика «Ценностно-ориентационное единство группы» (ЦОЕ)
В.С. Ивашкина и В.В. Онуфриева, ее варианты.
Методика «Q-сортировка» (Q-sort) В.Стефансона для оценки шести
основных тенденций поведения человека в группе: зависимость – незави-
симость, общительность – необщительность, принятие конкуренции – из-
бегание конкуренции; степени расхождения между идеальным и реальным
«Я» человека.
Методика диагностики уровня развития и формирования групп
В.Г. Мельникова для выявления, прогнозирования, профилактики и кор-
рекции негативных групповых явлений.
Индекс групповой сплоченности Сишора.
Диагностика межличностных отношений и особенностей
Общения
Опросник межличностных отношений В.Шутца для определения ориен-
таций в межличностных отношениях, которые выражаются в желании или
избегании: (1) включиться в контакт, (2) установить контроль и влиять на
межличностные отношения, (3) быть эмоционально привязанным и любить.
Тест Дж. Гилфорда и М. Салливена для измерения уровня развития
социального интеллекта в целом и частные способности к познанию пове-
дения людей (способность предвидеть последствия поведения, способ-
ность адекватно отражать вербальную и невербальную экспрессию, спо-
собность понимать внутренние мотивы поведения других людей и логику
развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия).
Тест «Практическое мышление взрослых» (ТПМВ) для выявления со-
циального интеллекта, умения анализировать ситуацию, воссоздавать из
фрагментов логическое целое, умения находить оптимальные выходы из
экстремальных ситуаций, нестандартные выходы в решении практических
задач.
Цветовой тест отношений (ЦТО) А.М. Эткинда для исследования
эмоционального отношения личности к значимым лицам и ситуациям на
невербальном уровне субъективного отражения.
Оценка уровня общительности В.Ф. Ряховского.
Опросник коммуникативной компетентности Милка для определения
способностей к самопрезентации, умению убеждать, демонстративному
поведению.
Измерение личностной представленности человека в общении
Н.В. Амяги.
Опросник для диагностики ролевых паттернов отношения к Другому
взрослому человеку Ю.В. Александровой.
Опросник приспособленности Х.М. Белла для оценки жизненной при-
способленности человека (приспособленности к семье, к болезням, к со-
циуму (уживчивость и враждебность), эмоциональная уравновешенность,
мужественность – женственность).
Шкала социального самоконтроля M. Snuder.
Опросник «Социально-психологические характеристики субъекта об-
щения» В.А. Лабунской для оценки степени трудности партнера для обще-
ния (степень затрудненности общения с ним).
Опросник «Невербальные характеристики общения» В.А. Лабунской
для оценки типичных способов поведения при общении. «Шкала принятия
других» Фейя для оценки степени интенсивности отношений принятия
других людей. «Шкала враждебности» Кука-Медлей для измерения интен-
сивности отношений враждебности, агрессивности и подозрительности.
«Шкала доброжелательности» Кэмпбелла для диагностики степени интен-
сивности отношений доброжелательности к другим людям.
«Шкала доверия» Розенберга для оценки уровня доверия к другим
людям, их доброте, честности, помощи. «Шкала манипулятивного отно-
шения» Банта для оценки выраженности манипулятивного отношения к
другим. Методика исследования макиавеллизма личности В.В. Знакова
для выявления склонности человека манипулировать другими людьми в
межличностных отношениях.
Методика многомерного описания образа социального мира «Мир
людей» И.А. Николаевой для исследования субъективного образа социаль-
ного мира и социальной ситуации развития личности.
Методика С.В. Духновского для определения характеристик дисгар-
монии межличностных отношений.
Этнопсихологическая методика «Тип этнической идентичности»
Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой для изучения этнической идентичности
личности и выявления уровня негативизма и степени выраженности различ-
ных агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам.