Мой портрет в лучах солнца

Цель: способствовать углублению процессов са­мораскрытия, учить находить в себе главные инди­видуальные особенности, определять свои личност­ные особенности.

Форма проведения: групповая (не исключается и индивидуальная).

Возраст: 12-16 лет.

Материал: лист бумаги и ручка или карандаши для каждого участника.

Ход упражнения: — Нарисуйте солнце, в цент­ре солнечного круга напишите свое, имя или на­рисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напи­шите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как мож­но больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслужи­ваю уважения?»

ВСЕ МЫ

Цель: способствовать углублению процессов са­мораскрытия, учить находить в себе главные инди­видуальные особенности, определять свои личност­ные особенности.

Ход упражнения: «Все мы» — это ассоциативно-ролевой портрет участников, всех тех, кто собрался в группе. Он покажет, как каждый видит себя.

Один участник выходит. Психолог просит каждо­го участника сказать об ушедшем что-нибудь при­ятное. Это записывается. Затем участник входит. Психолог говорит, например: «Пока вы отсутство­вали, мы случайно завели о вас разговор. Не по­верите, как много приятного о вас было сказано. Один сказал...» Участник должен отгадать, кто что сказал ипочему.

НИКТО НЕ ЗНАЕТ...

Цель: активизация процесса самопознания.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

— Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Ник­то из вас не знает, что я (или у меня)...»

Будьте внимательны и сделайте так, чтобы каж­дый принял участие в выполнении задания. У каж­дого мяч должен побывать много раз.

САМЫЙСАМЫЙ

Цель: углубление процессов самораскрытия, полу­чение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Ход упражнения: — Каждый человек — уникаль­ная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудов­летворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте же исправим это. Пусть внутри каждой команды участники расскажут о своих достоин­ствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и все по очереди внутри коман­ды расскажите о своих достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута. А теперь просим вас рассказать о своих достоин­ствах с подтверждающими это фактами. Пожалуй­ста. Заканчиваем. Давайте теперь подведем итоги и внутри каждой команды выделим «самого-самого» по тем показателям, которые здесь обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый ве­селый, самый-самый находчивый и т. д. Просим вас. Заканчиваем. Теперь нам остается определить «самого-самого» из всех команд. Давайте органи­зуем конкурсы «самых-самых». Например,самых веселых или находчивых из числа присутствующих во всем зале. На подготовку и организацию кон­курса отводится одна минута. В заключение поап­лодируем «самым-самым».

МОЕ КАЧЕСТВО

Цель:углубление процессов самораскрытия,полу­чение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Ход упражнения:— Выберите из перечня сво­их характеристик одно нравящееся вам качество. Сядьте поудобнее, глубоко вздохните, расслабьтесь.

Когда и как в последний раз проявилось в ва­шем поведении это качество? Восстановите в сво­ем воображении этот случай. Что вы видели тог­да? Что слышали? Что ощущало ваше тело…, ваши руки... кожа на лице? Погрузитесь в ту ситуацию, переживите ее заново...

Вы можете оставаться в этом воспоминании столько, сколько захотите. И, глубоко вздохнув, вы можете выйти из него тогда, когда захотите.

СКУЛЬПТУРА

Цель:углубление процессов самораскрытия, полу­чение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, познание себя при помощи группы.

Ход упражнения:Группа делится на две час­ти. Одна должна «вылепить» скульптуру человека с чувством собственного достоинства, другая — че­ловека без чувства собственного достоинства. Фи­гура «лепится» из одного из участников, которому все участники группы придают необходимую по­зу, «создают» ему мимику. Каждая подгруппа вы­бирает «экскурсовода», который будет описывать скульптуру, рассказывать, что и как она выража­ет. «Экскурсанты» (члены второй подгруппы) мо­гут соглашаться или не соглашаться, вносить свои коррективы.

3.5.2. Упражнения на развитие полоролевой иден­тичности, представлений об отношениях с про­тивоположным полом

Цель занятий данного раздела — помочь под­росткам в осознании своей половой принадлежнос­ти, формировании адекватного образа мужчины и женщины, принятии себя как мужчины (женщи­ны). Уделяется внимание переживаниям, связан­ным с отношениями между мальчиками и девоч­ками, мужчинами и женщинами; осознанию образа будущего избранника, вопросам любви, выстраива­нию взаимоотношений с партнером.

Наши рекомендации