Нарушение средств общения
Тематический словарь по коррекционной педагогике
Тема: Особенности работы с детьми, имеющими нарушении речи.
Аграмматизм- нарушение понимания и употребления грамматических средств языка аграфия (дисграфия)- невозможность или специфическое нарушение процесса письма
Акалькулия - нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей головного мозга
Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем развитии
Алексия (дислексия) - невозможность или специфическое нарушение процесса чтения
Апраксин - расстройства двигательных актов, нарушение произвольности движений
Артикуляция - деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга.
Афония - полное отсутствие голоса.
Брадилалия - патологический замедленный темп речи.
Вербализм - недостаток речи, словесное выражение не соответствует представлениям и понятиям
Гаммацизм - недостаток произношения звуков Г Г*
Дислалия - нарушение звукопроизношения при сохраненном слухе и правильном строении речевого аппарата.
Заикание- нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц, речевого аппарата.
Капиацизм - недостаток произношения звуков К К*
Ламбдацизм - недостаток произношения звуков Л Л*
Логоррея- бессвязный речевой поток как проявление речевой активности
Микроглоссия - врожденное недоразвитие языка
Мутизм - прекращение речевого общения вследствие психологической травмы
Нарушения речи - отклонения в речи говорящего от языковой нормы, проявляющиеся и частичных и стойких нарушениях.
Нарушения речевого развития - группа различных видов отклонений в развитии речи
Недоразвитие речи - качественно низкий уровень сформированности речевой функции и речи
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, нарушено формирование всех компонентов речевой системы
Парафазия - нарушение речевого высказывания, неправильное употребление звуков или слов
Распад речи - утрата речевых навыков вследствие локальных поражений головного мозга
Ринолалия - нарушение тембра звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ротацизм - недостаток произношения звуков Р Р*
Сигматизм - недостаток произношения свистящих и шипящих звуков
Тахилалия - патологически ускоренный темп речи.
Тремор - непроизвольные ритмические колебания конечностей, языка, голоса.
Фонетико-фонематическое недоразвитие - нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие- дефектов восприятия и произношения фонем. '
Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
Эхолалия - автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением
Нарушение устной речи
Недостатки речи, наблюдающиеся при умственной отсталости, задержке психического развития, недостатках слуха и зрения выступают как вторичные нарушения психического развития, следствия первичных дефектов, которыми являются либо дефекты аналитико-синтетической деятельности коры, следовательно, прежде всего мышления, либо недостатки слухового или зрительного восприятия.
Психологи и педагоги при изучении детей с недостатками речи широко используют так называемую клиническую классификацию. В ней выделяют два типа недостатков устной речи. Кнедостаткам устной речи относятся недостатки звукового (фонационного) оформления и структурно-семантического (лексико-грамматического).
К недостаткам звукового оформления устной речи относятся расстройства голосообразования вплоть до полного отсутствия голоса, все они обозначаются термином «дисфония»; нарушения темпа речи: патологическое замедление — брадилалия и ненормально быстрый темп — тахилалия;
нарушения темпо-ритмической организации речи — заикание; выраженные недостатки произношения звуков речи — дислалия; отдельные виды дефектов звукового оформления составляют недостатки произношения и тембра голоса, связанные с анатомическими дефектами речевого аппарата (чаще всего это расщелины верхнего неба и верхней губы) — ринолалии и недостатки произношения звуков, возникающие в результате нарушенной иннервации органов речи — дизартрия.
Недостатки структурно-семантического оформления речи наиболее ярко выражены при алалии, которая представляет собой грубое недоразвитие речи или ее отсутствие вследствие органического поражения речевых зон коры мозга во внутриутробном периоде, во время родов или в раннем детстве, а также нарушение в результате локальных поражений головного мозга уже сформированной речи, которое называется афазией.
Психолого-педагогическая классификация выделяет две группы недостатков речи: недостатки средств общения и недостатки применения средств
общения.
К первой группе недостатков речи относятся фонетико-фонематическое недоразвитие, проявляющееся в дефектах формирования произносительной стороны речи, вызванных недостатками произношения и восприятия фонем, и общее недоразвитие речи, объединяющее ряд сложных дефектов речевого развития, при которых отмечаются недостатки как звуковой, так и смысловой стороны речи, т. е. ее системное недоразвитие.
Вторая группа недостатков речи согласно психолого-педагогической классификации — нарушения в применении средств общения. Сюда относятся заикание в разных формах, а также нарушения темпа речи.
Принято считать, что в «чистом виде» заикание представляет собой нарушение коммуникативной функции речи при нормально сформировавшихся средствах общения. Вместе с тем в ряде случаев заикание наблюдается у некоторых детей с общим недоразвитием речи, выступая как компонент сложного дефекта.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН), относящееся к группе нарушений средств общения, наблюдается при ринолалии и дизартрии.
К общему недоразвитию речи (ОНР) относятся алалия, афазия, а также дизартрия и ринолалия.
Нарушение средств общения
Исследователями выделены несколько групп нарушений средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие, общее недоразвитие речи, афазия.