Индивидуальный стиль деятельности педагога
Одаренный, творческий человек — это всегда индивидуальность. Формирование индивидуальности у педагога способствует воспитанию творческой личности ребенка. Каждый взрослый человек, сознательно выбирающий педагогическую профессию, к моменту осуществления такого выбора уже сформировался как личность и несомненно является индивидуальностью. Чем больше среди учителей и воспитателей окажется разнообразных личностей, тем вероятнее, что они обучат и воспитают детей, обладающих множеством разных и одновременно полезных индивидуальных качеств.
Как совместить рассмотренные общие требования к педагогической деятельности, представленный набор педагогических способностей, которыми должен обладать каждый учитель и воспитатель, с их стремлением к индивидуальности? Рассмотрим основные признаки индивидуального стиля педагогической деятельности. Он проявляется:
— в темпераменте (время и скорость реакции, индивидуальный темп работы, эмоциональная откликаемость);
— в характере реакций на те или иные педагогические ситуации;
— в выборе методов обучения;
— в подборе средств воспитания;
— в стиле педагогического общения;
— в реагировании на действия и поступки детей;
— в манере поведения;
— в предпочтении тех или иных видов поощрений и наказаний;
— в применении средств психолого-педагогического воздействия на детей.
Говоря об индивидуальном стиле педагогической деятельности, обычно имеют в виду, что, выбирая те или иные средства педагогического воздействия и формы поведения, педагог учитывает свои индивидуальные склонности. Педагоги, обладающие разной индивидуальностью, из множества учебных и воспитательных задач могут выбрать одни и те же, но реализуют их по-разному.
В этой связи следует сделать одно замечание, которое касается восприятия и распространения передового педагогического опыта. Анализируя его, педагог должен помнить о том, что такой опыт практически всегда неотделим от личности его автора и представляет собой своеобразное сочетание общезначимых педагогических находок и индивидуальности учителя. Поэтому попытки прямого копирования педагогического опыта одних учителей или воспитателей другими, как правило, бесперспективны, а зачастую дают худшие результаты. Это происходит потому, что психологическую индивидуальность педагога трудно воспроизвести, а без нее результаты неизбежно оказываются иными. Выход из этой ситуации в том, чтобы, выделив главное в передовом педагогическом опыте, сознательно ставить и практически решать задачу его творческой индивидуальной переработки. Другими словами, любой педагогический опыт буквально копировать не стоит; воспринимая главное в нем, учитель должен стремиться к тому, чтобы всегда оставаться самим собой, т. е. яркой педагогической индивидуальностью. Это не только не снизит, но существенно повысит эффективность обучения и воспитания детей на основе заимствования передового педагогического опыта.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах
Тема 1. Место психолога в современном обществе
1. Кризис образования в середине XX века, пути его преодоления.
2. Изменение роли педагога в современном развивающемся обществе за последние несколько десятков лет.
Тема 2. Психологические требования к личности педагога
1. Основные качества личности педагога.
2. Индивидуальность педагога как условие воспитания в ребенке личности.
3. Определение ситуативных, социально-изменчивых требований, предъявляемых к педагогу.
4. Качества личности, которые требуются от педагога в современных условиях.
Тема 3. Общие и специальные способности педагога
1. Понятие об общих и специальных педагогических способностях.
2. Проблема источников педагогических способностей, их формирование и развитие.
3. Педагогические способности учителя.
4. Педагогические способности воспитателя.
5. Коммуникативные педагогические способности,
6. Поощрения и наказания как проявления способности к оптимальному педагогическому общению.
Тема 4. Индивидуальный стиль педагогической деятельности
1. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
2. Индивидуальный стиль работы педагога и воспитание творческой одаренности у детей.
3. Проблема совмещения общих требований и индивидуальности педагога.
4. Основные проявления индивидуального стиля педагогической деятельности.
5. Индивидуальный стиль деятельности — необходимое условие повышения творческой отдачи педагога.
6. Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта.
Темы для рефератов
1. Личностные психологические характеристики современного учителя.
2. Психология педагога как воспитателя.
3. Педагогические способности, их структура и развитие.
4. Психолого-педагогические требования, предъявляемые к системе поощрений и наказаний детей.
5. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.