II. 1.2. Методика теста Дж. Бака «Дом. Дерево. Человек»
Американский психолог Дж.Бак первым создал и разработал детально систему интерпретации теста «Дом. Дерево. Человек». Он позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудности в общении, депрессивности. Слова дом, дерево, человек – знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека - это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. [6]
Для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается бумага, простой карандаш, листок. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами пишется «ДОМ», на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа – соответственно «ДЕРЕВО» и «ЧЕЛОВЕК», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима.
Инструкция для ребенка: «Нарисуй пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Во время теста проводится наблюдение за тем, как ребенок рисует.
Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта.
Для анализа рисунков используются три аспекта оценки – детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость, двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуально. Например, отсутствие таких основных деталей человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание.
Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуации или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении.
Перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение отдельных частей рисунка, движение нарисованного объекта. [17]
Интерпретация.
а). Собственно дом:
- Дом старый, развалившийся - иногда субъект таким образом может выражать отношение к самому себе.
- Дом вдали - чувство отверженности.
- Дом вблизи - открытость, доступность, чувство теплоты и гостеприимности.
- План дома (проекция сверху) - серьезный конфликт.
- Разные постройки - агрессия. направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами.
- Ставни на окнах закрыты - субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях.
- Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
б). Стены:
- Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычно - сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но, вместе с тем, есть сильные враждебные тенденции.
- Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремиться сохранить (не потерять) контакта с реальностью.
- Стена при отсутствии ее основы - слабый контакт с реальностью.
- Стена с акцентированным контуром основы - субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.
- Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентировка во времени, доминирование прошлого или будущего. Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.
- Боковой контур стены слишком тонок и неадекватен - предчувствие катастрофы.
- Контуры стены слишком акцентированы - сознательное стремление сохранить контроль.
- Стена изображена в одномерной перспективе (только одна сторона дома) - Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.
- Прозрачные стены - неосознанное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.
- Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект ищет наслаждений прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
в). Двери:
- Отсутствие дверей - субъект испытывает трудности в стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).
- Двери (одни или несколько) задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание, неприятие реальности, неприступность.
- Двери открыты - верный признак откровенности, достижимости. Ели дом жилой - сильная потребность к теплу извне или стремление продемонстрировать доступность, откровенность.
- Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.
- Двери очень маленькие - нежелание выпускать свое "Я". Чувство несооветствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.
- Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
г). Окна:
- Первый этаж многоэтажного дома был прорисован в последнюю очередь - отвращение к межперсональным отношениям, тенденция к изоляции от действительности.
- Окна сильно открытые, распахнутые - субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства.
- Окна полностью закрыты занавесками - озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).
- Окна без стекол - враждебность, отчуждение.
- Окна отсутствуют на нижнем этаже, но имеются на верхних этажах - "пропасть" между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
д). Крыша:
- Крыша, сорванная ветром или разрушенная дымовая труба - символически выражают чувства субъекта, что им повелевают, независимо от его собственной силы воли.
- Крыша прорисована жирным контуром, не свойственным всему остальному рисунку - фиксация на фантазиях, как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.
- Необычно тонкий контур края крыши - переживание ослабления контроля фантазий.
- Необычно толстый контур края крыши - чрезмерная озабоченность контроля над фантазиями.
- Крыша плохо сочетается с нижним этажом - плохая личностная ориентация.
- Карниз крыши акцентирован ярким контуром или продлеванием за стены - усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
- Дым из трубы очень густой - значительное внутренне напряжение.
- Дым тоненькой струйкой - чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
- Отсутствие дымовой трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.
- Труба почти невидима (спрятана) - нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.
- Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.
- Водосточные трубы - усиленная защита и, обычно, мнительность.
Человек.
а). Голова:
- Голова большая - неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.
- Голова маленькая - переживание интеллектуальной неадекватности.
- Нечеткая прорисовка головы - застенчивость, робость.
- Голова прорисовывается в последнюю очередь - межперсональный конфликт.
- Большая голова у фигуры противоположенного пола - мнимое превосходство противоположенного пола и более высокий его социальный приоритет.
б).Шея:
- Подчеркнутая шея - потребность в защитном интеллектуальном контроле.
- Чрезмерно крупная шея - осознание телесных импульсов, старание их контролировать.
- Длинная тонкая шея - торможение, регрессия.
- Толстая короткая шея - уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.
в). Плечи:
- Плечи чрезмерно крупные - ощущение большой силы или чрезмерная озабоченность силой и властью.
- Плечи мелкие - ощущение малоценности, ничтожности.
- Плечи слишком угловатые - признак чрезмерной осторожности, защиты.
- Плечи покатые - уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.
- Плечи широкие - сильные телесные импульсы.
г). Туловище:
- Туловище угловатое или квадратное - мужественность.
- Туловище слишком крупное - наличие неудовлетворенных, неосознаваемых субъектом потребностей.
- Туловище ненормально маленькое - чувство унижения, малоценности.
д). Лицо:
- Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
- Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.
- Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
- Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.
- Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
- Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
- Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.
- Глаза выпучены - грубость, черствость.
- Глаза маленькие - погруженность в себя.
- Подведенные глаза - грубость, черствость.
- Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
- Полные губы на лице мужчины - женственность.
- Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность.
- Рот впалый - пассивная значимость.
- Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.
- Акцентированные ноздри - примитивная агрессия.
- Зубы четко прорисованы - агрессивность.
- Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
- Подобострастное выражение лица - незащищенность.
- Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.
- Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
- Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).
- Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.
- Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
е). Конечности:
- Большой размах рук - интенсивное стремление к действию.
- Руки шире у ладоней или у плеча - недостаточный контроль действий и импульсивность.
- Руки, изображенные не слитно с туловищем - субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из под контроля.
- Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка.
- Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромиссы даже с друзьями. Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных тенденций.
- Руки длинные и мускулистые - субъект нуждается в физической силе, ловкости и храбрости как в компенсации.
- Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления.
- Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.
- Руки напряжены и прижаты к телу - неповоротливость, ригидность.
- Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.
- Руки слишком крупные - сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.
- Отсутствие рук - чувство неадекватности при высоком интеллекте.
- Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне - социально-ролевой конфликт.
- Руки изображены близко к телу - напряжение.
- Большие руки и ноги у мужчины - грубость, черствость.
- Сужающиеся руки и ноги - женственность.
- Руки длинные - желание чего-либо достигнуть, завладеть чем-либо.
- Руки длинные и слабые - зависимость, потребность в опеке.
- Руки, повернутые в стороны, достающие что-либо - зависимость, желание любви, привязанности.
- Руки вытянуты по бокам - трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.
- Руки сильные - агрессивность, энергичность.
- Руки тонкие, слабые - ощущение недостаточности достигнутого.
- Рука, как боксерская перчатка - вытесненная агрессия.
- Руки за спиной или в карманах - чувство вины или неуверенности в себе.
- Руки неясно очерчены - нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.
- Руки большие - компенсация ощущаемой слабости и вины.
- Руки отсутствуют у женской фигуры - материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.
- Пальцы отделены (отрублены) - вытесненная агрессия, замкнутость.
- Большие пальцы - грубость, черствость, агрессия.
- Пальцев больше пяти - агрессивность, амбиции.
- Пальцы без ладоней - грубость, черствость, агрессия.
- Пальцев меньше пяти - зависимость, бессилие.
- Пальцы длинные - скрытая агрессия.
- Пальцы сжаты в кулаки - бунтарство, протест.
- Пальцы прижаты к телу - вытесненный протест.
- Кулаки далеко от тела - открытый протест.
- Пальцы крупные, похожие на гвозди или шипы - враждебность.
- Пальцы одномерные, нарисованные в виде петли - сознательные усилия против агрессивных чувств.
- Ноги непропорционально длинные - сильная потребность в независимости и стремление к ней.
- Ноги слишком короткие - чувство физической и психологической неловкости.
- Рисунок начат со ступней и ног - боязливость.
- Ступни не изображены - замкнутость.
- Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).
- Ноги неодинаковых размеров - амбивалентность в стремлении к независимости.
- Ноги отсутствуют - робость, замкнутость.
- Ноги акцентированы - грубость, черствость.
- Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужество.
- Ступни непропорционально мелкие - скованность, зависимость.
д). Лицо:
- Лицо акцентировано - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.
- Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать.
- Подбородок слишком крупный - компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.
- Уши акцентированы - возможны слуховые галлюцинации. Случается у особо чувствительных к критике.
- Уши слишком маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
- Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.
- Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.
- Глаза выпучены - грубость, черствость.
- Глаза маленькие - погруженность в себя.
- Подведенные глаза - грубость, черствость.
- Длинные ресницы - кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.
- Полные губы на лице мужчины - женственность.
- Рот клоуна - вынужденная приветливость, неискренность.
- Рот впалый - пассивная значимость.
- Нос широкий, выдающийся, с горбинкой - презрительная установка, тенденции мыслить ироническими социальными стереотипами.
- Акцентированные ноздри - примитивная агрессия.
- Зубы четко прорисованы - агрессивность.
- Лицо неясное, тусклое - боязливость, застенчивость.
- Подобострастное выражение лица - незащищенность.
- Лицо, похожее на маску - осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденность.
- Брови редкие, короткие - презрение, изощренность.
- Волосы - признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).
- Волосы сильно заштрихованы - тревога, связанная с мышлением или воображением.
- Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову - субъектом управляют враждебные чувства.
ж). Поза:
- Голова изображена так, что виден затылок - стремление к замкнутости.
- Голова в профиль, тело в анфас - тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.
- Человек, сидящий на краешке стула - сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрения.
- Человек изображен бегущим - желание убежать, скрыться от кого-либо.
- Человеческая фигура имеет видимые нарушения пропорция между правой и левой сторонами - отсутствие личного равновесия.
- Человек без определенных частей тела - указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей.
- Человек в слепом бегстве - возможны панические страхи.
- Человек в плавном легком шаге - хорошая приспособляемость.
- Человек - абсолютный профиль - серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.
- Профиль амбивалентный (некоторые части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным) - особо сильная фрустация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.
- Неуравновешенная стоячая фигура - напряжение.
- Куклы - уступчивость, переживание доминирования окружения.
- Робот вместо мужской фигуры - деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.
- Фигура из палочек - может означать увиливание и негативизм.
- Фигура бабы-яги - открытая враждебность к женщинам.
- Клоун или карикатура - свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
3. Дерево.
а). Форма листвы:
- Круглая крона - экзальтированность, эмоциональность.
- Круги в листве - поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувcтва покинутости и разочарования.
- Ветви опущены - потеря мужества, отказ от усилий.
- Ветви вверх - энтузиазм, порыв, стремление к власти.
- Ветви в разные стороны - поиск самоутверждения, контактов; суетливость, чувствительность к окружающему.
- Листва из кривых линий - восприимчивость, открытое восприятие окружающего.
- Ветви выходят из одного участка на стволе - детские поиски защиты, норма для ребенка до семи лет.
- Ветви нарисованы одной линией - бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.
- Пальма - стремление к перемене мест.
- Плакучая ива - недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов, возвращение к прошлому и опыту детства, трудности в принятии решений.
б).Ствол:
- Ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
- Ствол нарисован тонкими линиями а крона толстыми - может самоутверждаться и действовать свободно.
- Линии ствола прямые - ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.
- Линии ствола кривые - активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.
- Ветви не связаны со стволом - уход от реальности, несоответствующей желаниям, попытка "убежать" от нее в мечты и игры.
- Ствол оторван от земли - недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.
- Ствол расширяется книзу - поиск надежного положения в своем кругу.
- Ствол сужается книзу - ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры.
в). Прочее:
- Нарисовано два дерева - таким образом субъект может символизировать себя и другого близкого ему человека.
- Много деревьев в одном рисунке - детское поведение, возможно, испытуемый не следует заданной инструкции.
- Земля изображена одной чертой - сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.
- Земля изображена несколькими различными чертами - действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале.
Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами, Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. При наличие большинства признаков ставится 1 или 2 балла в зависимости от значимости данного признака в интерпретации отдельного рисунка или всей целостности рисунков теста. Например, отсутствие основных деталей лица: глаз, носа или рта – 2 балла (симптомокомплекс «трудности в общении»), факт изображения человека в профиль в том же симптомокомплексе – 1 балл (см. табл. 1). Выраженность симптомокомплекса показывает сумма баллов всех показателей данного симптомокомплекса.