Период 1. СЕНСОМОТОРНЫЙ интеллект

Интеллект

И-т (от лат. разумение, понимание) совокупность познавательных способностей ч-ка, определяющих ур-нь его мышления и способ-ть решать сложные задачи. РАЗВИТИЕ И-та оценивается по ГЛУБИНЕ знаний и СПОСОБНОСТИ(S) ч-ка не только хранить их в памяти, но и продуктивно и эффективно использовать.

И-т в ШИРОКОМ смысле – это совокуп-ь всех познавательных ф-ций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же УЗКОМ – мышление.

И-т является основной ф-мой познания действительности.

СОВР-ое ОПРЕД. ИНТЕЛ-та понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

СУЩ-ет 3 разновидности в понимании ф-ции И-та: 1) способность к об-ию, 2) оперирование символами, 3) способ-ть к активному овладению закономерностями окр. действительности.

Термин И-т часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику чел-кой Ψ-кой деят-ти.

Нередко ИНТЕЛт трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. (ОТОЖДЕСТВЛЯЕТСЯ со S-ью к УЧЕНИЮ). Однако нельзя не учитывать то, что И-т заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для чел-кого И-та состоит в том, что он позволяет ОТРАЖАТЬ ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ и ОТНОШ-ия предметов и явлений окружающего мира, тем самым ДАЁТ ВОЗМОЖНОСТЬ творчески ПРЕОБРАЗОВАТЬ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.

ИНТЕЛЛ ч-ка представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он ОПРЕДЕЛЯЕТ как соц. ПОЛЕЗНОСТЬ ЧЕЛ, так и его ИНДИВ ОСОБ-ТИ, служит главным проявлением разума. По сути, ИНТЕЛЛ ТО, ЧТО ВЫДЕЛЯЕТ НАС ИЗ МИРА ЖИВОТНЫХ, что придает особую значимость ч-ку, что позволяет ему ДИНАМИЧЕСКИ ИЗМЕН. ОКР.МИР, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности.

Ведущим положением ТЕОРИИ Дж. ГИЛФОРДАявляется ТО, что существует 150 разных ИНТЕЛ. S-ей. Исходным пунктом его модели служит гипотеза о существовании 3ёх ИЗМЕРЕНИЙ, комбинация к-ых ОПРЕД-ет разные ТИПЫ ИНТЕЛЛ. S-ей:

1 - ВИД УМСТВЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ, включенных в способность. ДжГИЛФОР выделяет 5 таких операций:

- познание; - память; - дивергентное мышление; - конвергентное мышление; - оценивание.

2 — СОДЕРЖАНИЕ — характеризует природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия. Дж. Гилфорд различает 5 ТИПОВ содержания:

- изобразительное; - слуховое; - символическое; - семантическое; - поведенческое.

3 - ПРОДУКТ и/ РЕЗУЛЬТАТ - характеризует форму, в которой инф-ия обрабатывается испытуемыми. Дж. ГИЛФОРДМ называет 6ТИПОВ продукта:

- элементы; - классы; - отношения; - системы; - типы преобразования; - выводы.

В соответствии с моделью Дж. Гилфорда каждая способность определяется ее уникальным положением по каждому из трех измерений. Эту модель называют «КУБООБРАЗНОЙ МОДЕЛЬЮ СТР-РЫ ИНТЕЛ». Поскольку в ней содержится 5x5x6 КАТЕГОРИЙ, т. е. 150 ячеек, то каждой ячейке соответствует один фактор, или способность, хотя некоторые ячейки могут содержать более чем один фактор.

По Г.АЙЗЕНКУ 3 ОСНОВН.ФАКТОРА характеризующих общий IQ:

скорость умственных действий,

настойчивость (время, которое испытуемый затрачивал на попытки решить трудную задачу) и

ошибочность (тенденция испытуемого предлагать неверные решения).

Р. КЕТТЕЛ выделил 2 СОСТОВЛЯЮЩИЕ И-та:

а) "кристаллизованный И-т" - запас слов, чтение, учет соц. нормативов;

б) "текучий И-т" - выявление ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в ряду фигур и цифр, объем оперативной памяти, пространственные операции и т.п.

С точки зрения Р. Кеттелла, КРИСТАЛИЗОВАННЫЙ И-т - это рез-т обр-ия и различных культурных влияний и его ОСНОВ. Ф-ия заключается в НАКОПЛЕНИИ и орг-ции ЗН. С другой стороны, ТЕКУЧИЙ И-т, по Р. КЕТТЕЛЛУ, харак-ризует БИОЛ. ВОЗМОЖНОСТИ н/с и его основная ф-ция - быстро и точно обрабатывать текущую инф-цию.

3 ДОП. S-ти ИНТЕЛЛ.:

- манипулирование образами ("визуализация");

- сохранение и воспроизведение цифр ("память");

- поддержание высокого темпа реагирования ("скорость").

Однако КЭТТЕЛЛ попытался Ссконструировать тест, свободный от влияния культуры, на весьма специфическом пространственно-геометрическом материа­ле. Тест был опубликован в 1958 году. Кэттелл разработал 3 варианта теста:

1) для детей 4-8 лет и УО взрослых;

2) 2 параллельные ФОРМЫ (А и В) для детей 8-12 лет и взрослых, не имею­щих высшего обр-ия;

3) 2 параллельные ФОРМЫ (А и В) для УЧ-ся старших классов, студен­тов и взрослых с высшим образованием.

Объект ГЕНЕТИЧ. ПСИХОЛ. ПИАЖЕ - изучение ПРОИСХОЖД ИНТЕЛЛ. Исследует, как ФОРМИРУЮТСЯ у ребёнка фундаментальные понятия: объект, пространство, время, причинность. Изучает ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ребёнка о явлениях природы: почему солнце и луна не падают, почему облака движутся, почему реки текут, почему ветер дует, откуда берётся тень и т.д.

ПИАЖЕ интересуют ОСОБЕННОСТИ ДЕТой ЛОГИКИ, главное, механизмы познавательной деятельности ребёнка, которые скрыты за внешней картиной его поведения.

В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, И-т влияют на речь детей, на их восприятие и память. Дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между ур-нем воды и пробкой, которой закрыт один из сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся, они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку.

Таким образом, Пиаже приходит к выводу, что ЭТАПЫ ПСИХИЧ.РАЗВИТИЯ – это ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛ, через к-ые постепенно РЕБЁНОК ПРОХОДИТ в формировании все более АДЕКВ-ой СХЕМЫ СИТУАЦИЙ. Основой этой схемы - ЛОГИЧЕСКОЕ мышление.

Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует 2 МЕХ-МА ее построения АССИМИЛЯЦИЮ и АККОМОДАЦИЮ.

При АССИМИЛЯЦИИ построенная СХЕМА НЕ изменяется при ИЗМЕН. СИТУАЦИИ, наоборот, ч-к пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки уже имеющейся схемы. (Н-р, игра, в рамках к-ой ребенок познает окружающий мир)

АККОМОДАЦИЯ связана с ИЗМЕН готовой СХЕМЫ при изменении ситуации, в рез-те чего схема действительно яв-ся адекватной, полностью отражая все нюансы данной ситуации.

Сам ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ, по мнению Пиаже, яв-ся ЧЕРЕДОВАНИЕМ ассимиляции и аккомодации; до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая др-ую, более адекватную.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛ

Период 1. СЕНСОМОТОРНЫЙ интеллект

Подпериод А. ЦЕНТРАЦИЯ НА СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ

Стадии 1. Упражнение рефлексов 0-1 мес.

Стадии 2. Первые навыки и первые круговые реакции 1-4,5 мес.

Стадии 3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции 4,5-9 мес.

Подпериод В. ОБЪЕКТИВАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО интеллекта

Стадии 4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта 8-12мес.

Стадии 5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения цели 12-18 мес.

Стадии 6. Начало интериоризации схем и решение некоторых проблем путем дедукции 18-24мес.

Наши рекомендации