Тема 4. Рациональные формы освоения действительности

Вопросы для подготовки к занятию

1. Дайте определение мышления как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

2. Назовите основные характеристики мышления.

3. Расскажите о взаимосвязи мышления и речи.

4. Назовите особенности наглядно-образного мышления.

5. Назовите особенности наглядно-действенного мышления.

6. Назовите особенности понятийного мышления.

7. Назовите особенности словесно-логического мышления.

8. Перечислите и охарактеризуйте основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).

9. Определите сущность понятия «интеллект».

10. Перечислите основные операции мышления (сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция).

11. Перечислите основные пути и средства развития мышления.

12. Дайте определение памяти как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув ее специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.

13. Дайте характеристику основным видам памяти.

14. Назовите основные виды запоминания.

15. Перечислите основные приемы и способы произвольного запоминания.

16. Назовите и охарактеризуйте основные процессы памяти.

17. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.

18. Перечислите основные методы изучения памяти.

19. Перечислите основные пути и средства развития памяти.

Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания информации.

Известный психолог С.Л.Рубинштейн определяет значение памяти таким образом: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом, не было бы психической жизни смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть».

Задание 4.1.

Заполните таблицу «Виды памяти»:

По содержанию психической активности По степени волевой регуляции По продолжительности сохранения материала По способам запоминания
  Произвольная Непроизвольная   Кратковременная память Долговременная Оперативная Промежуточная   Механическое дословное заучивание Логический пересказ Образные приемы запоминания Мнемотехнические приемы


Закономерности памяти:

• Простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запомниться сразу прочно и надолго;

• Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они не запечатлеваются;

• Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;

• Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени;

• «Эффект края»;

• То, чем человек интересуется, запоминается безо всякого труда.

Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проявляется в способности выделять существенное, формировать понятия и решать мыслительные задачи.

Задание 4.2.

Составьте схему «Виды мышления»:

Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru

пралогическое
Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru Виды мышления

       
    Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru
  Тема 4. Рациональные формы освоения действительности - student2.ru
 

Задание 4.3.

Наши рекомендации