Тема 4. Рациональные формы освоения действительности
Вопросы для подготовки к занятию
1. Дайте определение мышления как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув его специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
2. Назовите основные характеристики мышления.
3. Расскажите о взаимосвязи мышления и речи.
4. Назовите особенности наглядно-образного мышления.
5. Назовите особенности наглядно-действенного мышления.
6. Назовите особенности понятийного мышления.
7. Назовите особенности словесно-логического мышления.
8. Перечислите и охарактеризуйте основные формы мышления (понятие, суждение, умозаключение).
9. Определите сущность понятия «интеллект».
10. Перечислите основные операции мышления (сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция).
11. Перечислите основные пути и средства развития мышления.
12. Дайте определение памяти как рациональной формы освоения действительности, подчеркнув ее специфику и взаимосвязь с другими познавательными процессами.
13. Дайте характеристику основным видам памяти.
14. Назовите основные виды запоминания.
15. Перечислите основные приемы и способы произвольного запоминания.
16. Назовите и охарактеризуйте основные процессы памяти.
17. Расскажите об индивидуальных особенностях памяти.
18. Перечислите основные методы изучения памяти.
19. Перечислите основные пути и средства развития памяти.
Память – это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и забывания информации.
Известный психолог С.Л.Рубинштейн определяет значение памяти таким образом: «Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее по мере его протекания безвозвратно исчезало бы в прошлом, не было бы психической жизни смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть».
Задание 4.1.
Заполните таблицу «Виды памяти»:
По содержанию психической активности | По степени волевой регуляции | По продолжительности сохранения материала | По способам запоминания |
Произвольная Непроизвольная | Кратковременная память Долговременная Оперативная Промежуточная | Механическое дословное заучивание Логический пересказ Образные приемы запоминания Мнемотехнические приемы |
Закономерности памяти:
• Простые события в жизни человека, которые производят особенно сильное впечатление, могут запомниться сразу прочно и надолго;
• Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но в памяти они не запечатлеваются;
• Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь;
• Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем повторение через определенные периоды времени;
• «Эффект края»;
• То, чем человек интересуется, запоминается безо всякого труда.
Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Проявляется в способности выделять существенное, формировать понятия и решать мыслительные задачи.
Задание 4.2.
Составьте схему «Виды мышления»:
|
Задание 4.3.