Эволюция взглядов Бехтерева В.М. Развитие идей Бехтерева в Петербургской психологической школе (Б.Г. Ананьев, А.Ф. Лазурский, В.М. Мясищев)
В творчестве В.М. Бехтерева (1857-1927) можно выделить следующие этапы:
1. Естественнонаучная ориентация в разработке психологии. (1879 – 1888) Здесь предметом концепции Бехтерева является мозг как материальный субстрат психической деятельности. На этом этапе трактовка мозга включает в себя не только нервные процессы, но и субъективные переживания. Бехтерев подробно описывает строение и функции мозга. В качестве метода изучения Бехтерев критикует интроспекцию и призывает к разработке объективных методов измерения.
2. Общая психобиология (1888-1904) объектом изучения явл. разработка концепции мозга. Целью Бехтерева является найти общее основание для физиологических и психических явлений. Для этого он вводит новую дисциплину психобиологию. Согласно основному принципу этой дисциплины психические и физиологические процессы имеют единое энергетическое основание. Но по Бехтереву энергетическая природа присуща всему миру. Для отличия живого от неживого Бехтерев вводит критерий активности.
По Бехтереву сознание присуще всем живым существам. По мере развития и усложнения организации живых существ происходит сосредоточение психических отправлений в нервной системе. Первоначально все психические процессы были сознательными, но потом сворачиваются до бессознательных готовых механизмов (идея автоматизации – свертывания умственной деятельности до рефлексов). Следовательно, Бехтерев понимает сознание как то, что является фоном для объективных процессов и ничего не меняет в их структуре. Методикой объективного исследования на данном этапе становится наблюдение. Единицей исследования становится рефлекс.
3. Объективная психология (1904-1910) предметом исследования является «невропсихика». Бехтерев вводит данное понятие для разграничения двух форм существования психики – в форме субъективных переживаний и в форме объективных проявлений. Первой формой субъективных процессов должна заниматься субъективная психология. Объективные проявления должна с позиции новой теоретической системы. Для объяснения работы невропсихики применяется схема Сеченова: внешний St – центростремительный импульс - центральная R –центробежный импульс – внешняя R.
Бехтерев склоняется к мысли о том, что психические явления появляются только как сигнал, субъективная окраска более напряженного рефлекторного процесса в центральных участках мозга, но в самом рефлекторном процессе эти явления никакой роли не играют. Бехтерев выделяет 8 типов реакций: рефлекторные, автоматические, инстинктивные, психорефлекторные (двигательные), воспроизводящие, сочетательные (сочетание нового и прошлого опыта), индивидуальные, символические. У Бехтерева центральное звено нервно – психического процесса усложняется по сравнению со схемой Сеченова: оно включает в себя учет прошлого опыта. В результате центростремительного импульса образуется след, отпечаток, который затем сочетается с прежними следами. Центробежный импульс связан с оживлением прошлых следов, а не только актуальным воздействием. Поэтому задачей объективной психологии является установление связи внешних реакций и вызвавших их стимулов с учетом прошлого опыта воздействий.
4. Психорефлексология (1910-1917). На данном этапе сохраняется задача изучения законов связи между внешними проявлениями и внешними воздействиями. Пересматривается предмет изучения и терминология. Рефлекс рассматривается как основная единица актуального взаимодействия организма со средой. Отказ от признания права на существование субъективной рефлексологии. Бехтерев отказывается от изучения сознания, но не отказывается от изучения личности, т.к. сознание он рассматривает как эпифеномен, не имеющий органического субстрата. Личности рассматривается Бехтеревым как «главный центр нервно-психической деятельности, лежащий в основе активно-самостоятельного отношения живого организма к окружающему миру». Бехтерев выделил органическую и социальную сферы личности. Органическая сфера регулирует взаимодействия со средой, которые связаны с поддержанием внутреннего состояния организма, а социальная сфера связана с регуляцией действий и поступков, необходимых для установления отношений с другими людьми.
5. Рефлексология (1917-1927). Предмет изучения: организм и среда в их соотносительной деятельности. Для описания активности живого организма Бехтерев вводит понятие «соотносительной деятельности», заменяя им прежнее понятие «нервно-психическая деятельность». Соотносительная деятельность по Бехтереву более широкое понятие по отношению к «нервно-психической», потому что оно охватывает все виды рефлексов, включая высшие (рефлексы личности). Личные рефлексы обеспечивают активное отношение к среде. Их генетическими предпосылками являются способности заимствовать извне и накапливать энергию, накапливать индивидуальный и видовой опыт. Для возникновения личных рефлексов необходима среда как «главнейший раздражитель».
Развитие идей Бехтерева:
1.Александр Федорович Лазурский. Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В.М. Бехтерева в пору, когда он работал под его руководством в Психоневрологическом институте.
По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Мера активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях – низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.
Личность в представлении А. Ф. Лазурского это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.
Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость – все это предполагает к занятиям искусством. Названные здесь черты тесно связаны между собой и значительное развитие одной неизбежно влечет развитие остальных. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.
А. Ф. Лазурский выделяет три психических уровня в зависимости от признаков психического:
1. Богатство личности, которое обозначает общее количество психической продукции, проявляющееся вовне, т. е. обилием, разнообразием и сложностью (или наоборот, примитивностью, бедностью, однообразием) отдельных психических проявлений.
2. Сила, яркость, интенсивность отдельных психических проявлений. Чем сильнее они, тем больше возможностей для повышения психического уровня.
3. Сознательность и идейность психических проявлений. Чем выше духовная организация человека, тем более богатой и интенсивной душевной жизнью он живет. В результате человек вырабатывает систему принципов – нравственных, социальных и т. п.
4. Координация психических элементов, составляющие в своей совокупности человеческую личность. Чем выше тенденция к координации и интеграции этих элементов, тем выше уровень психического развития.
Низший уровень характеризует максимальное влияние внешней среды на психику человека. Среда как бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Поэтому личность неспособна дать даже то немногое, что могла бы при более самостоятельном и независимом поведении.
Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, они выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. Их можно назвать приспособившимися.
На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, что значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.
Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо приспособленных, средний – приспособившихся, а высший – приспособляющихся.
Сочетанное взаимодействие двух характеристик личности – со стороны его принадлежности к тому или иному уровню психического развития, с одной стороны, и содержательная психологическая характеристика личности внутри каждого уровня, с другой, позволили А. Ф. Лазурскому построить конкретную эвристическую типологию, ставшей основой последующих эмпирических исследований.
На низшем уровне психического развития деление производилось на основе выделения преобладающих психофизиологических функций (типология внутри эндопсихического комплекса): рассудочные, аффективные – «подвижные», «чувственные», «мечтатели» и активные – энергичные, покорно-деятельные и упрямые.
На среднем уровне психического развития, деление шло по психосоциальным комплексам, соответствующим эндо– и экзопсихики. Кроме того, все чистые типы среднего уровня А. Ф. Лазурский разбил на две большие группы, в зависимости от преобладания в них отвлеченно-идеалистических или практически-реалистических тенденций: непрактичные, теоретики-реалисты – ученые, художники, религиозные созерцатели и практики-реалисты – человеколюбцы (альтруисты), общественники, властные, хозяйственники.
На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.